182100 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Гагарина д. 13, тел. (81153) 5-79-48, (81153) 3-40-70
МАОУ «Лицей №11»
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ВЕЛИКИЕ ЛУКИ
   МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА / Классный руководитель /  
5 ноября 2010

Мы - коллектив

« Мы – коллектив?»

Участники: учащиеся 8-го класса, классный руководитель.

Цели:

1) содействовать развитию у учащихся способности к самооценке и самоанализу;

2) продолжить развитие коммуникативных навыков учащихся;

3) расширить представления учащихся об условиях успешного взаимодействия;

4) создать условия для разработки правил общения в классном коллективе.

Подготовительная работа:

1) учащиеся класса разделены на 5 групп по 4-5 человек (в зависимости от количества учащихся в классе);

2) дается домашнее задание (за 1-2 дня до проведения классного часа): дать определение слову «коллектив».

Оформление, оборудование и инвентарь:

1) на доске нарисована пирамида, разделенная на 5 частей (её можно нарисовать на плакате и закрепить на доске);

2) бумага, ручки, разноцветные стикеры;

3) магнитофон.

Ход классного часа.

I. Классный руководитель.

Тема нашего сегодняшнего классного часа: «Мы – коллектив?». Прежде всего, давайте дадим определение этому слову.

Учащиеся обмениваются своими записями, приготовленными дома, с определением слова «коллектив» и зачитывают их. Затем классный руководитель зачитывает определение данного слова по БЭС (приложение 3) и пытается вместе с классом дать общее определение данному слову.

II. Классный руководитель.

Обратите внимание на доску: здесь изображена пирамида с градацией стадий коллективов, которую дал педагог-методист Лутошкин А.Н. (приложение 1). Сейчас вы попытаетесь дать каждой из них свое определение самостоятельно. Вам дается 5 минут.

Учащиеся начинают работать в группах, дают свои определения следующим понятиям: «Песчаная россыпь», «Мягкая глина», «Мерцающий маяк», «Алый парус» и «Горящий факел». В это время лучше всего включить музыкальное сопровождение, подготовленное заранее классным руководителем (приложение 4).

III. Классный руководитель.

Теперь давайте послушаем, что вы понимаете под этими понятиями коллективов, и сравним с определениями по Лутошкину А.Н.

Представитель каждой группы зачитывает придуманное ими определение, и оно сравнивается с определением, данным Лутошкиным (приложение 2).

IV. Классный руководитель.

Ну, а сейчас давайте попробуем определить, на какой стадии развития находится наш коллектив. Вам предлагается по очереди подойти и прикрепить стикер к тому названию стадии, на которой, по-вашему, находится сейчас наш класс.

Учащиеся по очереди подходят к доске и прикрепляют стикеры, которые им были розданы заранее. В это время можно тоже включить музыкальное сопровождение.

V. Классный руководитель.

Мы сегодня определили, на какой стадии по Лутошкину находится наш коллектив.

Нам есть к чему стремиться. Давайте подумаем, чего нам не хватает и что мы можем сделать для того, чтобы как можно ближе приблизиться к стадии «Горящий факел».

Учащимся предлагается оформить свои мысли письменно. Затем они зачитывают свои предложения.

Литература

1. Большой энциклопедический словарь, 2 т. / Под редакцией А.М.Прохорова. М., 1991.

2. Классные классные дела / Под редакцией Е.Н.Степановой, М.А.Александровой, М., 2008.

Приложение 2.

Уровни развития детского коллектива по А.Н.Лутошкину (определения).

1 ступень. «Песчаная россыпь»

Присмотритесь к песчаной россыпи – сколько песчинок собрано вместе и в то же время каждая из них сама по себе. Подует ветерок – отнесёт часть песка, что лежит с краю, подальше, дунет ветер посильней – разнесет песок в стороны, пока кто-нибудь не сгребет его в кучу.

Бывает так и в группах людей. Там тоже каждый как песчинка: вроде все вместе, и в то же время каждый сам по себе. Нет того, что сцепляло бы, соединяло людей. Люди еще мало знают друг друга или просто не решаются, а быть может, и не желают пойти на встречу друг другу …

Нет общих интересов, общих дел. Нет того центра, вокруг которого бы происходило объединение, сплочение людей, где бы каждый чувствовал, что он нужен другому и сам нуждается во внимании других. Группа эта существует формально, не принося радости и удовлетворения всем, кто в неё входит.

2 ступень. «Мягкая глина»

Известно, что мягкая глина – материал, который сравнительно легко поддается воздействию, и из него можно лепить различные изделия. В руках хорошего мастера этот материал превращается в красивый сосуд, в прекрасное изделие. Но если к нему не приложить никаких усилий, то он может оставаться и простым куском глины. В группе, находящейся на этой ступени, заметны первые усилия по сплочению коллектива. Не всё получается у организаторов, нет достаточного опыта совместной работы. Зачастую скрепляющее звено здесь – формальная дисциплина и требования старших. Отношения, в основном, доброжелательные, хотя и не скажешь, что ребята всегда внимательны друг к другу, редко приходят на помощь друг другу. Существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало общаются друг с другом, нередко конфликтуют. Хорошего организатора пока нет, или ему трудно себя проявить, т.к. по-настоящему его некому поддержать.

3 ступень. «Мерцающий маяк»

В штормовом море маяк и опытному, и начинающему мореходу приносит уверенность: курс выбран правильно, так держать! Заметьте, маяк горит не постоянно, а периодически выбрасывает пучки света, как бы говоря: я здесь, я готов прийти на помощь.

Формирующийся коллектив тоже подает каждому сигналы «так держать» и каждому готов прийти на помощь. В такой группе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, быть вместе. Но желание – это ещё не всё. Дружба, товарищеская взаимопомощь требуют постоянного горения, а не одиночных, пусть даже частых вспышек. В то же время в группе уже есть на кого опереться, есть актив. Часто такая группа выделяется среди других групп своей «непохожестью», индивидуальностью.

Однако встречающиеся трудности часто прекращают деятельность группы. Недостаточно проявляется инициатива, редко вносятся предложения по улучшению дел в группе, ей бывает трудно найти во всем общий язык…

Мы видим проявление активности всплесками, да и то не у всех.

4 ступень. «Алый парус»

Алый парус – символ устремлённости вперед, неуспокоенности, дружеской верности. Здесь живут и действуют по принципу «один за всех и все за одного».

Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью. Командный состав парусника – знающие и надежные организаторы. У большинства в группе проявляется чувство гордости за коллектив, все переживают, когда кого-нибудь постигнет неудача.

Группа живо интересуется, как обстоят дела в других группах. Бывает, что приходит на помощь, когда об этом попросят.

Хотя группа и сплочена, но бывают такие моменты, когда она не готова идти наперекор бурям и ненастьям. Не всегда хватает мужества признать свои ошибки сразу, но постепенно положение может быть исправлено.

5 ступень «Горящий факел»

Горящий факел – это живое пламя, горючим материалом которого является тесная дружба, отличное взаимопонимание, деловое содружество.

Да, здесь хорошо проявляются все качества коллектива, которые мы видели на ступени «Алый парус». Но это ещё не всё.

Светить можно и для себя, пробираясь сквозь заросли, но разве можно чувствовать себя счастливым, если рядом кому-то трудно, если позади тебя группы, которым нужна помощь? Настоящим коллективом можно назвать лишь такую группу, которая не замыкается в узких рамках пусть и дружного, сплочённого объединения. Настоящий коллектив – тот, где люди сами видят, когда они нужны, и сами бескорыстно приходят на помощь; где нет равнодушных, если другим плохо; где делают всё, чтобы принести пользу людям

Приложение 3.

Определение слова «коллектив» по БЭС.

КОЛЛЕКТИВ (от лат. collectivus – собирательный), относительно компактная социальная группа, объединяющая людей, занятых решением конкретной общественной задачи (К. трудовой, учебный, военный, спортивный и др.).

Фото
открыть картинку в новом окне

Архив
наши успехи
    МАОУ "Лицей № 11" вошел в ТОП-15 Гимназического союза России

    Поздравляем с победой сборную МАОУ "Лицей №11" в соревновании по шахматам среди школьных команд-победительниц Конкурса на лучшую организацию преподавания шахмат в школах Российской федерации в 2015-2016 учебном году!

    "Президентские спортивные игры" наши!!!

    Поздравляем Нестерова Глеба - финалиста Национального конкурса Ученик года 2016!

    Поздравляем с победой Петрову Ольгу - лауреата 1 степени Всероссийского форума научной молодёжи "Шаг в будущее-2016"

    Поздравляем с победой Авдеева Андрея Михайловича и Романова Евгения в олимпиаде по информатике среди обучающихся 9-11 классов общеобразовательных учреждений г. Великие Луки!

    Поздравляем Нестерова Глеба и Сорокину Валентину Вениаминовну с победой!

Идея - Шулаев А.А.(ААШ) дизайн и программирование - рекламная группа "Арт М" Васильев В.В. (VVV), хостинг - ООО "Март-ТС"
При цитировании ссылка на ресурс обязательна.