Основная цель профессионального образования - подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.Понятие педагогической компетентности рассматривается как владение педагогом необходимой суммой знаний, умений и навыков, которые определяют сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности учителя как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания.
К личности педагога во все времена предъявлялись высокие требования. Ведь именно он создает культуру последующих поколений. И педагог должен быть интересен как личность. Без интереса к личности нет интереса к предмету. Поэтому образ педагога должен вдохновлять. Известно, что учитель обучает, даже когда не говорит ни слова, он учит своим поведением, отношением к детям, своей личностью.
Каким бы компетентным специалистом ни был учитель, преподаватель, он должен постоянно совершенствовать свои личностные и профессиональные качества, создавая, таким образом, собственный имидж, образ личностного «Я».
Имидж - это стиль, который обусловлен внутренним содержанием. Слово «image»
переводится с английского языка как «образ
Основой имиджа педагога являются его личностные и профессиональные качества - коммуникабельность, рефлексивность, эмпатичность, самообладание и многие другие. Также имидж педагога это его инструментарий, это функциональные средства организма, которые позволяют использовать голос, пластику, мимику в качестве воздействия на воспитанников. Компетентный педагог будет использовать их целенаправленно и осознанно.
В последние годы имидж стал все чаще использоваться и исследоваться (В.М. Шепель, П.С. Гуревич, Г.Г. Почепцов, А.Н. Жмыриков и другие). Руководство образовательных учреждений вынуждено было заняться изучением спроса и продвижением своих образовательных услуг.
По данным исследований Пискунова М.С. ведущими компонентами имиджа образовательного учреждения являются:
• для учащихся начальной школы и их родителей - образ классного руководителя;
• для старшеклассников - образ учителя-предметника и образ директора;
• для родителей с высшим образованием - представление о качестве образования и стиле работы школы;
• для родителей детей с ослабленным здоровьем - комфортность школьной среды.
То есть, можно говорить о том, что имидж педагогов работающих в образовательном учреждении создает имидж самого учреждения. А это, в свою очередь, будет способствовать повышению конкурентоспособности, расширению партнерских связей и привлечению инвестиций.
В связи с этим необходимо формировать имидж современного педагога. Несомненно, это нелегкая работа над собой, но она принесет результаты. Можно рассмотреть формирование имиджа как одну из компетентностей. Гармонично созданный имидж помогает решить различные вопросы в повседневной, профессиональной и социальной жизни, порой даже решить сложные задачи в различных ситуациях.
Компетентностный подход реализуется через обновление содержания образования. Рассматривается усиление прикладного, практического характера образования.