Редкий родитель, как и редкий учитель, скажет, что родительское собрание для него - праздник. Скорее, обязательное, но очень нежеланное мероприятие. Почему так? И как сделать его действительно полезным? Известно, что родители школьника должны посетить за десять лет примерно 50 собраний. Но дело не в «потерянном», по мнению многих, времени, а в психологическом дискомфорте: учителям и родителям зачастую трудно понять друг друга. Вместо того чтобы стать местом обсуждения общих проблем, эти встречи превращаются в выяснение отношений. Среднестатистический учитель склонен во всех неприятностях винить родителей, и наоборот. Педагог с большим опытом работы, видя сидящих перед ним родителей, уже заранее может сказать, как себя поведет тот или иной человек. Условно можно выделить такие типажи.
1 «Галочники». Приходят на собрание, чтобы им поставили «галочку», и стараются не светиться, даже если обсуждается поведение или успеваемость их родного чада. Чаще всего «галочниками» оказываются папы, которых жены посылают вместо себя. Потом, требуя отчета, мамы убеждаются, что совершили непростительную ошибку: мужья не в состоянии даже описать происходившее. Бывали случаи, когда папы вообще ошибались кабинетами и два часа внимательно следили за обсуждением жизни чужого класса...
2 «Заместители». Похожи на «галочников» тем, что главная цель тех, кто их послал, - отметиться. Но «заместители» должны будут дать потом точное описание всего, что было на собрании, вплоть до цвета костюма математички и особенностей макияжа англичанки. Не доверяя памяти, они ведут подробную запись происходящего. Однако это вовсе не значит, что они все правильно понимают и смогут донести суть до пославших их на собрание мам.
3 «Фантомы». На собрания не ходят вообще, считая это мероприятие бесполезным. Поэтому встретиться с ними практически невозможно. Хотя некоторые «фантомы» все-таки материализуются - на выпускном вечере.
4 «Показушники». Они бывают двух категорий. Первая - жены новых русских, одетые в меха, украшенные драгоценностями, пришедшие в класс лишь за тем, чтобы продемонстрировать себя. Изящно изогнувшись на ученическом стуле, такая мама снисходительно оценит «прикид» учительницы с зарплатой три тысячи рублей и будет полировать ногти, делая вид, что слушает ее речи. Вторая категория - интеллектуалы, любящие поставить Марь Иванну в тупик едким комментарием - так же, как «новорусские» родительницы своими «брильянтами». Интеллектуалы изучили все законы, читают газеты, консультируются со специалистами и всегда лучше всех знают, как кто должен преподавать.
5 Идеальные родители. Они приходят на собрание, чтобы узнать правду, сопоставив то, что рассказывает ребенок, с тем, что говорит учитель. Всегда адекватны, не склонны никого ни в чем обвинять, готовы к сотрудничеству. К делу образования и воспитания относятся серьезно, но трезво, не строя иллюзий. Они четко осознают ту цель, которую поставили перед собой, и ту ответственность, которая на них лежит. Жаль только, что истинных родителей на собрании не так уж много.
На родительский взгляд
На протяжении школьной жизни ребенка перед взрослыми тоже успевает пройти вереница учителей.
1 «Авторитет». Голос у «авторитета» громкий, интонации властные, взгляд суровый. Родителей такие классные руководители называют по фамилии, как детей, и требуют от них такого же абсолютного подчинения. Каждый родитель на собрании вновь чувствует себя школьником: не пойти на встречу с таким классным руководителем нельзя, а придешь - коленки дрожат. «Авторитет» якобы в интересах детей способен потребовать с родителей все: ремонт кабинета, новую технику, наглядные пособия, дорогостоящие экскурсии - мамы на все дадут денег, лишь бы избежать осуждения.
2 «Демократы». В отличие от «авторитетов» редко кого-нибудь ругают. Их принцип - вседозволенность. К собранию они обычно не готовятся, о чем говорить - не знают, поэтому говорят все одновременно. Предметом обсуждения может быть и сорванный урок математики, и новая прическа Пети Иванова. На собрания к «демократам» ходят немногие, в основном такие же демократы или любители потрепаться. Сам «демократ» уверен, что в его классе нет никаких проблем. В действительности их оказывается всегда много, и однажды происходит «взрыв». Но его последствия разгребают другие - чаще всего родители.
3 «Тревожный». Это молодые специалисты и классные руководители-мужчины, теряющиеся под пристальными взглядами десятка мам. Глаза учителя опущены, по вискам струится пот, лицо покрыто красными пятнами или мертвенно-бледно. Любой родительский вопрос нарушает более ли менее плавный ход его монолога и надолго выбивает из колеи, поэтому опытные родители предпочитают вопросов не задавать. «Тревожный» ничего не говорит по существу, не решает никаких вопросов, а собрание проводит просто потому, что так положено.
4 «Заинтересованные». К этой группе отнесем классных руководителей, кокетничающих и заигрывающих с родителями. Многие мамы - их хорошие знакомые, благодаря которым открываются огромные возможности: от качественного обслуживания в районной поликлинике до билета на модный спектакль. Для таких учителей родительское собрание - возможность решить свои личные проблемы. И это единственная учительская категория, которая любит собрания, а иногда и организует их специально - накануне 8 Марта или собственного дня рождения.
5 Идеальный классный руководитель. Он всегда в курсе дел класса и каждого ученика в отдельности. Не обсуждает с родителями отметки и поведение их чад в присутствии других родителей, предпочитая индивидуальные беседы. На собрании он сам предлагает пути решения проблем, выслушав предварительно мнение родительского актива. Всегда ищет разумный компромисс, понимая, что учитель и родители делают общее дело и не должны противостоять друг другу. К такому на собрание идут с радостью и надеждой. Хорошо, если вам такие встречались.
ОБЩЕЕ ДЕЛО
Главное - помнить: родители и классные руководители собраны в одном помещении не по капризу директора или министра. Точка пересечения их интересов, профессиональных или личных, - ребенок. И ради его покоя, его успехов можно пожертвовать многим. Поэтому необходимо помнить следующее...
Собрания хороши хотя бы тем, что посвящают родителей в жизнь класса и школы. Даже если по складу характера вы не активист, знать, что творится в школе, надо - ведь это напрямую касается вашего ребенка.
Роли мамы и учителя все-таки различны. Для учителя все равны, и мамы не имеют права требовать от него любви к своему ребенку. В конце концов, учитель тоже человек: кто-то вызывает симпатию, а кто-то нет. А вот принять и понять он должен каждого ребенка - это и есть профессионализм.
Помощь нужна и мамам, и классным руководителям. Так предложите ее друг другу! Не ждите от кого-то готового рецепта: каждый ребенок - особенный, а значит, нужен свой, определенный подход. Ищите его вместе!
Мама, общающаяся с другими мамами, знакомая с соучениками ребенка, всегда достигнет большего, чем та, которая считает, что «учителю деньги платят, пусть он и отвечает». Те же, кто пытается обеспечить хорошие отношения с учителем за счет дорогих подарков, должны помнить: этого вернее добиться через подлинное внимание и уважение.
Собрание родителей не обязательно должно проходить в душном классе и по инициативе классной руководительницы. Проведите его у кого-нибудь дома за чашкой чая или в автобусе, пока ваши дети едут в цирк или на экскурсию. Да мало ли мест, где могут собраться люди с общими интересами?
Если назрел конфликт, не начинайте его на собрании, дождитесь, пока вы останетесь с учителем один на один. Устраивая публичные разбирательства, вы добьетесь только того, что учитель будет отстаивать свое «я» и не углубится в суть конфликта. И вообще, избегайте по возможности ссор с учителем. Даже у профессионального и порядочного педагога все равно возникнет подсознательная негативная реакция на вашего ребенка.
В некоторых школах придумали новую форму общения родителей и учителей - День открытых дверей. После общешкольного собрания учителя расходятся по своим классам и ведут там «прием» родителей. Не тратится время на бесплодные споры, и получается как раз тот самый, желанный индивидуальный подход.