Актуальность создания Центра «Сопровождение» обусловлена насущной потребностью в решении проблемы защиты прав детства в соответствии с Конвенцией по правам ребенка, Законами РФ «Об образовании», «О дополнительных мерах по охране материнства и детства», законом Псковской области «О правах ребенка» и СанПиНов России.В современных условиях функционирования учреждения образования проявляются ситуации, когда учащийся оказывается не в состоянии разрешить свои проблемы без ущерба для собственного развития и здоровья; когда выявляется родительская некомпетентность и несостоятельность; у педагогов недостает специальных психологических и медицинских знаний.
В штатном расписании МОУ Лицей № 11 есть сотрудники, чьи функциональные обязанности связаны с решением названных проблем (психолог, социальный педагог, валеолог, фельдшер, тестолог). Объединение этих педагогических работников в единую отдельную структуру общеобразовательного учреждения, Центр «Сопровождение», позволит качественно изменить содержание социального, педагогического, валеологического и психологического сопровождения учащихся в образовательном учреждении.
I. Цели и задачи Центра «Сопровождение».
Термин «сопровождение» понимается нами как процесс, как целостная деятельность социального педагога, психологов, валеолога и логопеда, в рамках которого могут быть выделены три обязательных взаимосвязанных компонента:
• Мониторинг физического и психического развития учащегося.
Со дня зачисления ребенка в общеобразовательное учреждение центр ответственно и конфиденциально собирает и систематизирует информацию о состоянии здоровья, различных сторонах психической жизни и динамики развития учащегося. Эта работа начинается в 1 классе и продолжается в 3-4,7,9,10,11 классах. Работники Центра имеют четкие представления о том, что именно они должны знать о ребенке, на каких этапах обучения диагностическое вмешательство действительно необходимо и какими минимальными средствами оно может быть осуществлено. ОУ учитывает и то, что в процессе сбора и использования психолого-педагогической информации возникают этические и правовые вопросы. Поэтому необходимые аспекты мониторинга согласовываются с родителями и классным руководителем учащихся, а работники Центра несут правовую ответственность в соответствии со своими функциональными обязанностями.
• Создание социально-психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения.
• Создание специальных социально-педагогических и валеолого-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы с усвоением учебного материала, социально принятых форм поведения, проблемы в общении с взрослыми и сверстниками, физическом и психологическом самочувствии, нуждающихся в социальной поддержке и прочее.
В соответствии с этими основными компонентами Центр «Сопровождения» формирует необходимое содержание и разрабатывает наиболее эффективные формы работы.
II. Основные направления деятельности Центра «Сопровождение».
1. Просветительская и профилактическая работа среди учащихся и их родителей, педагогов.
2. Коррекционно-развивающая работа среди учащихся.
3. Исследовательская работа.
III. Области и содержание деятельности Центра «Сопровождение».
1. Социально-педагогическое сопровождение:
охрана прав ребенка;
социальная поддержка ребенка;
профилактика правонарушений среди учащихся.
2. Валеологическое сопровождение:
Выявление уровня здоровья учащихся и проведение коррекционных мероприятий;
Формирование здорового образа жизни;
3. Психологическое сопровождение:
Выявление уровня психического здоровья учащихся и проведение коррекционных мероприятий направленных на поддержку психического здоровья и развития личности учащихся;
Реализация развивающих и психо-коррекционных программ с учетом индивидуальных особенностей учащихся;
Профориентационная работа среди учащихся .