Программа декады правовых знаний1. для 1-2 классов
- «Посмотри на меня!»
Цель: занятие развивает у детей чувство собственного достоинства, прививает им терпимость по отношению к другим и уважение прав других. Это занятие также подсказывает детям, как они своими собственными силами могут сделать класс более приятным местом пребывания.
Ключевая идея усвоения: относись к другим так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе.
- «Дети со всего мира».
Цель: это задание по картинкам направлено на рассмотрение сходства всех детей в мире, независимо от их национальности, пола или этнической группы.
Ключевая идея усвоения: а) мы все разные, но у нас много общего; б) права основаны на общности потребностей различных людей.
Эти упражнения и задания учат тому, как жить вместе, единой семьей, заботясь друг о друге. Это основные принципы, положенные в основу таких официальных правозащитных стандартов, как Всеобщая декларация прав человека.
2. для 3-4 классов
- «Уродливая принцесса».
Цель: это занятие дает детям возможность понять, что люди с физическими недостатками имеют право на то, чтобы к ним относились так же, как и ко всем другим людям.
Ключевая идея для усвоения: дети-инвалиды имеют право на особую заботу и образование, обеспечивающее активное участие в жизни общества (ст. 23 Конвенции о правах ребенка).
- «Какие чувства вы испытываете?»
Цель: игра развивает чуткость по отношению к чувствам других людей.
Ключевая идея усвоения: проявление чуткости по отношению к чувствам других – это основа защиты прав друг друга.
Все эти упражнения прививают детям мысль о необходимости относиться к другим так, как они хотели бы чтобы относились к ним. Некоторые из упражнений развивают умение слушать. Все они направлены на развитие в классе атмосферы доверия, ответственности и уважения прав друг друга.
3. для 5-6 классов
- «Важная работа».
Цель: эта «мозговая атака» помогает понять, что документы о правах человека основаны на главных человеческих потребностях всех людей.
Ключевая идея усвоения: права основаны на общности потребности различных людей.
- «Определение справедливости».
Цель: эта «мозговая атака» способствует развитию у детей естественного чувства справедливости.
Ключевая идея усвоения: а) права основаны на справедливости; б) все выигрывают от справедливости.
- «Подарки для Андрея и Тони».
Цель: эта игра может помочь детям в определении путей разрешения конфликтов, касающихся прав.
Ключевая идея усвоения: а) иногда люди оказываются в таких ситуациях, в которых их права вступают в конфликт; б) эти конфликты могут быть разрешены мирным путем.
Эта ролевая игра построена на анализе конфликтных ситуаций дома и в школе, чтобы заставить детей думать об альтернативах конфликтам. Они показывают детям, что права одного человека кончаются там, где начинаются права другого, и что в случае конфликта наилучшим выходом из него является совместный поиск решения, который учитывал бы права всех участников конфликта.
4. для 7-8 классов
- «Права и обязанности».
Цель: это упражнение помогает детям понять связь между правами и обязанностями.
Ключевая идея усвоения: каждому праву соответствует обязанность.
- «Кража или ...?»
Цель: дать возможность учащимся, рассматривая рутинное гражданское дело, вырваться за пределы узких юридических категорий и разрешить нравственную дилемму.
Ключевая идея усвоения: если у кого-то есть право, то есть кто-то, у кого есть соответствующая обязанность.
- «Турпоход».
Цель: эта игра помогает детям понять, как различные общности людей разрабатывают правила и законы с целью защиты прав своих членов.
Ключевая идея усвоения: а) правила поведения предотвращают конфликт и защищают права; б) такие правила должны быть определены демократическим путем.
Эти упражнения и задания акцентируют внимание на понятии личной ответственности. Общая цель этих упражнений – показать, что всем правам соответствуют обязанности.
5. для 9-11 классов
- «В некоторых случаях».
Цель: на занятии выясняется, существуют ли по отношении к человеку действия, которые нельзя совершать ни при каких обстоятельствах.
Ключевая идея для усвоения: право на жизнь, как и другие права, являются неотъемлемым правом человека.
- «Что бы вы сделали?»
Цель: изучение конкретного дела о политическом убийстве приводит учеников к необходимости рассмотрения ответственности, которую несет государство и индивид.
Ключевая идея для усвоения: каждому праву соответствует обязанность. Например, праву на личную неприкосновенность соответствует обязанность защищать это право в отношении других людей.
- «Колесо прав».
Цель: в этом упражнении за основу берется личный жизненный опыт учеников для рассмотрения вопроса о том, как мы защищаем наши собственные права и права других людей.
Ключевая идея для усвоения: в нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с необходимостью защиты наших собственных прав и прав других людей.
Эти упражнения и задания способствуют пониманию того, что все люди имеют одинаковые нрава. Наши права могут быть нарушены, но они не могут быть у нас отняты. Мы рождаемся с ними, и мы с ними умираем.
Также в 2008 г. Центром сопровождения был разработан план родительского собрания совместно с детьми на тему: « Права «растут»».
Целью этого мероприятия было помочь детям перенести права человека в их собственное окружение, а также показать, что признание прав проходило постепенно.
Ключевая идея: кодификация прав произошла в конце 20 века, но и до этого права существовали, однако на протяжении всей истории человечества были объектом нарушений и борьбы и все-таки постепенно они получали признание. Конвенция о правах ребенка была принята недавно, и в прошлом многие из закрепленных в ней прав не были предоставлены всем детям. Во многих странах это положение сохраняется и сегодня.
Учащимся заранее было предложено приготовить вопросы по теме. Готовя вопросы, класс должен был продумать: «Что именно мы хотим узнать?» Например: «Улучшилась ли жизнь детей в нашем городе за последние 30-40 лет?»
Родителей, бабушек и дедушек попросили ответить на вопросы учащихся. Беседа проходила естественно, ответы взрослых участников мероприятия записывались на бумагу. Затем мы попросили класс сопоставить вопросы, затронутые в беседе, с Резюме прав из Конвенции о правах ребенка и ответить на следующие вопросы:
1. Как вы думаете, уважали ли права человека в прошлом?
2. Какие права игнорировались? Почему?
3. Хотели ли бы вы жить в то время?
4. Улучшились ли условия в отношении детей? Или ухудшились? Почему?
В работе использовались газеты для получения информации о том, защищаются или игнорируются права детей в других частях света, и художественная литература нашей страны, которая служит хорошим источником рассказов о том, какой была жизнь детей в прошлом.