Отдельно каждый из нас может сделать немного. Вместе мы можем спасти мир.
Актуальность проблемы – за последние 100 лет вымерло уже около 300 видов животных, ежегодно с лица Земли исчезает десятки видов живых организмов, и существование человека как биологического вида сегодня тоже стоит под вопросом…Но сила, которая заставляет траву расти, фрукты зреть, которая направляет птиц в полете, есть во всех нас.
Идея: экология больше, чем наука.
Замысел: при наличии образовательной программы «Улыбнись завтрашнему дню» и новых технологий – проектных, диагностических, исследовательских; ученика, здорового, ответственного, саморазвивающегося, обладающего опытом научно – исследовательской работы, готового к активной социальной деятельности и пропитанного экологической идеей; и учителя, преданного детям, искреннего, творческого, готового к сотрудничеству, при проведении психолого-педагогического мониторинга, мы построим общий Ом под названием «Школа экологической культуры».
Цель – создать образовательный процесс, который обеспечит:
- высокий уровень общего культурного развития личности;
- гуманистическую ориентацию ученика и уважение ко всем формам жизни;
- сохранение здоровья учащихся и утверждение здорового образа жизни;
- развитие творческих способностей учащихся школы и их будущую самореализацию в различных сферах жизни.
Наш проект состоит из следующих модулей:
- «Улыбнись завтрашнему дню», или модуль образовательных программ естественно-научного цикла;
- «Вместе весело шагать…», или способы решения управленческой деятельности;
- «Дорогу осилит идущий», или модуль внедрения новых технологий в образовательную программу;
- «Наш общий дом», или модуль экологического краеведения;
- «Школа, в которой всем хорошо», или школа комфортно-продуктивного взаимодействия;
- «Выпускник», или модуль реорганизации старшей школы.
«ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ…»
Цели проекта:
- создать коллектив единомышленников;
- объединить наработку отдельных учителей школы;
- повысить творческую активность педагогов;
- заинтересовать учащихся практической деятельностью через эколого-краеведческое образование.
Задача: опираясь на научно-методические разработки и опыт других школ, создать единый общешкольный учебный план по эколого-краеведческому образованию на междисциплинарном уровне.
Содержание проекта:
- сотрудничество педагогов при создании образовательных программ для скоординированной деятельности на основе эколого-краеведческого обучения;
- переориентация учебно-воспитательного процесса на личность ученика.
Ожидаемые результаты: комфортность в обучении школьников даст возможность разработать в системе образовательный маршрут ученика; апробировать эколого-краеведческие учебные курсы; скорректировать в соответствии с выбранным направлением воспитательные планы; система поощрения учителей-экспериментаторов.
Механизмы реализации:
- координация деятельности всех участников учебно-воспитательного процесса;
- взаимодействие школы с образовательными учреждениями, внешкольными организациями, системой дополнительного образования;
- создание проблемных лабораторий учителей-экспериментаторов;
- использование разнообразных педагогических технологий, дифференциации в обучении;
- разработка образовательного маршрута с учетом индивидуальных особенностей учащихся;
- обеспечение проведения всестороннего мониторинга педагогической деятельности с привлечением психологов, валеологов, методистов.
«УЛЫБНИСЬ ЗАВТРЕШНКМУ ДНЮ»
Образовательная программа по естественно-научному циклу представляет собой открытую и гибкую систему на основе Закона об образовании РФ, Конституции РФ, Декларации прав ребенка, материалов петербургской школы, базисного учебного плана, концепции федеральных компонентов государственного образовательного стандарта с учетом социального заказа родителей.
В данном проекте представлено одно направление школы-лицея – образовательные программы по естественно – научному циклу в лицейских классах (8-11-е), которые позволяют наиболее полного использовать все возможности базового развивающего и дополнительного образования и изменения учебного плана для формирования экологической культуры.
Гибкость и вариантность образовательной системы школы-лицея по естественно-научному чиклу обеспечивается возможностью выбора оптимального образовательного маршрута для каждого ребенка, многоуровневой системой обучения, возможностями выбора различных профильности образовательных программ с 8-го класса, гибкостью учебного плана школы – лицея и системы управления образовательным процессом ( в том числе дифференциацией условий обучения учащихся, гибкой системы оплаты привлеченных специалистов).
Учебный план строиться согласно трехуровневую подходу. Блок обязательных предметов реализуется по программам углубленного изучения и лицейского уровня по профильным предметам и на базовом уровне – в остальных предметах. Учебные предметы по выбору школы даются преимущество на углубленном и лицейском уровнях, а также по экспериментальным программа, разработанным учителями школы. Их уровень существенно выше базового, и они отражают специфику допрофессиональной образованности школы – лицея, ориентированы на достижение тех требований, которым необходимо соответствовать для успешного поступления в вузы.
С этой целью ряд тем, отдельные спецкурсы по профильным предметам читают преподаватели соответствующих вузов. Многолетняя практика совместной работы учителей с преподавателями вузов обеспечивает рациональную организацию учебного процесса; единство требований педагогов, продуманную систему отслеживания результатов обучения.
Третий блок учебного плана, отражающий вариативно-личностную направленность образовательного процесса, обеспечивает реализацию индивидуальных программ, программ углубленного и лицейского уровней.
«ШКОЛА, В КОТОРОЙ ВСЕМ ХОРОШО»
В результате изменения содержания образовательного процесса в сторону углубления экологических знаний учащихся, которые дали понимание взаимосвязи всех компонентов окружающего мира, наличии бережному отношению к природе и человеку как ее части. Возникла потребность в обновлении способов взаимодействия всех субъектов учебно-воспитательной деятельности.
Цель проекта – создание условий для комфортного и продуктивного взаимодействия учеников. Педагогов и родителей. Задача – выработка ценностного отношения к природе, воспитание экологическо-культурной личности, способной к сотрудничеству в практической деятельности экологического и социального характера, поддержанию условий, способствующих личностному росту, раскрепощению творческие интеллектуальные возможности каждого участника образовательного процесса.
Механизмы реализации:
- создание многоступенчатой службы психолого-педагогической поддержки;
- демократизация управления;
- стимулирование самостоятельности доверия всех участников образовательного процесса;
- развитие самоуправления;
- культивирование отношения доверия между субъектами учебно - воспитательного деятельности;
- внедрение новых технологий;
- использование новых форм организации обучения (блочно-модульная система);
- привлечение родительской общественности через работу родительского президиума и попечительского совета;
- создание системы ученического самоуправления (школьный хор учителей, творческие микрогруппы).
Ожидаемые результаты: изменения в коммуникативных умениях, чертах характера и в жизненных навыках всех участников образовательного процесса.
Оценка результатов: предполагаются обязательные медико-психологические и социально-педагогические мониторинги, анкетирование, тестирование и другие способы диагностики достижений всех субъектов образовательного процесса.
«НАШ ОБЩИЙ ДОМ»
«Образование – через открытие» - так сформулировали мы технологию включения детей в эколого-краеведческую деятельность.
«Мой дом, моя улица, мой поселок, мой город» - один из проблем исследования для младших школьников. Встречи с интересными людьми, экскурсии по родному краю помогут включить учащихся м педагогов в реализацию экологической программы, заинтересовать перспективой работы.
Версии происхождения топонимов эволюция духовной жизни, экономическое освоение края и экологические последствия, военная история и демография – это проблемы, которые исследуются учащимися среднего звена.
Сравнительный анализ летописных источников, знакомство с памятниками материальной и духовной культуры, изучение экономической инфраструктуры помогут учащимся овладеть навыками работы в малых группах, аргументировано излагать материалы исследования, сделать первые серьезные шаги в исследовательской работе.
Экспериментальная работа, исследования среды обитания дадут возможность учащимся старших классов прогнозировать экологическую ситуацию, принимать участие в экспедициях, деятельности научных обществ, сотрудничать с общественными организациями, журналами, вести пропагандистскую работу.
«ДОРОГУ ОСИЛИТ ИДУЩИЙ»
Цель: воспитание социально-активной личности в школе экологической культуры.
Выполнение модуля предполагает внедрение в образовательный процесс новых технологий, и прежде всего проектных, изменение образовательной среды и облика школы.
Содержание модуля является реализация идеи воспитание и самореализацию в соответствии с законом естественного роста.
Механизмы реализации:
- развитие концепции непрерывного экологического образования путем внедрения педагогической проектной технологии;
- придание методическому совету школ функций координатора реализации данного проекта;
- корректировка и активизация работы методических и ученических объединений;
- разработка положения о сдаче одного интегрированного выпускного экзамена вместо нескольких по выбору;
- разработка положения о поощрении учителей и учащихся, принимающих активное участие в реализации проекта;
- привлечение к работе в проекте представителей вузов, администрации города, учреждений дополнительного образования и культуры, средств массовой информации.
Проектное обучение может выступать в роли интегрирующего фактора взаимосвязи целей обучения и развития, воспитания ответственности и стремления к активной социальной деятельности. Участие детей в работе над проектом поможет преодолеть традиционную дробность школьного образования и сфромированность интерес к процессу познания.. учащимся могут быть предложены варианты проектов тематических направлений для разных возрастных групп.
Ожидаемые результаты:
- понимание учащимся себя как части окружающего мира;
- приобретение нового ценностного и поведенческого опыта;
- приобретение опыта самореализации.
Экспертиза проекта предполагает:
- учет личностных достижений учащихся;
- защиту творческого проекта с получением рецензий и необходимых рекомендаций;
- публикацию лучших проектов;
- направление результатов проектирования, имеющих практическое значение, в местные органы власти в форме рекомендации, совета, призыва, декларации;
- возможность замены нескольких выпускных экзаменов по выбору одним интегрированным в форме защиты проекта.