Открытое мероприятие с учениками 5 класса «А»в 2006-07 учебном году.
«Комнатные растения в нашем классе»
Цели: расширить знания детей о растениях; воспитывать навыки по уходу за комнатными растениями; развивать эстетический вкус детей; создать детскую экологическую организацию «Экоша».
Оборудование: живые комнатные растения; выставка книг по уходу за растениями; презентация для компьютера; карта географическая; черенки комнатных растений для подарка детям; фотовыставка цветов; зеленые галстуки; бейджи организации «Экоша»; фонограммы, текст гимна; плакаты – призывы.
Организация: компетентное жюри; команды мальчиков и девочек; вопросы противникам; выступление Природы; вокальная группа; консультанты из старших классов.
Ход мероприятия:
Звучит музыка «Вальс цветов», работает проектор с презентацией. Выходит Природа и читает свой монолог.
Учитель: Нас окружает зеленый мир растений. Без них мы не могли бы существовать. Вот почему люди всегда проявляли и проявляют большой интерес к изучению жизни растений. Еще первобытный человек интересовался растительным миром. Познавая окружающий мир, он извлекал из него большую пользу для себя. Одни растения люди использовали для приготовления пищи, другие – для постройки жилища, третьи – для изготовления орудий труда, четвертые – для украшения помещений или лечения различных болезней.
Каждое растение имеет свой характер; каждому требуется особый уход, и, конечно, наше внимание и любовь. Наши зеленые друзья не говорят на человеческом языке, но чувствуют наше отношение к ним. Они улавливают не слова, а эмоции, настроение: не случайно говорят, что в доме где часто ссорятся, цветы не растут.
Зеленые питомцы не только радуют глаз своим бурным цветением и яркими листьями. Они еще и очищают, увлажняют, ароматизируют воздух в доме и могут служить вкусной приправой или гарниром.
Представляются команды: мальчики и девочки.
1. Конкурс «Приветствие команд»
Заранее детям было дано задание выбрать себе название и придумать девиз, у каждой команды есть свой консультант – старшеклассник.
Мальчики: Команда наше имя - «Молочай», команда наш девиз – «Не трогайте нас ручками, Уколем Вас колючками. Лучше света Вы нам дайте, и не часто поливайте». Краткий рассказ о растении.
М: Молочай красивейший (пуансеттия)
Родина: тропическая Мексика Цветение: с ноября по март
Молочай красивейший (пуансеттия) родом из тропической Америки. Из-за того, что он зацветает обычно в канун Рождества, его называют еще рождественской, или вифлеемской, звездой.
Оригинальность и эффектность растению придают не цветки, а яркие крупные прицветники, чаще всего красные. Существуют формы у которых они белого, розового, абрикосового цвета, есть даже двухцветные. Многие любители комнатного цветоводства по незнанию после окончания цветения выбрасывают растения. А ведь при правильном уходе и соблюдении необходимого режима оно и на следующий год может зацвести.
После того как пуансеттия отцветет, ей необходим покой приблизительно в течение двух месяцев. Полив при этом значительно сокращают, не давая почве окончательно пересыхать. Содержат в прохладном помещении при температуре 12—14°С.
Весной растение сильно обрезают, оставляя побеги высотой 15—20 см. После периода покоя, когда начнут развиваться почки и расти побеги, пуансеттию пересаживают в новый субстрат, состоящий из смеси дерновой земли, листовой земли, торфа и песка (3:3:1:1). Не забудьте про дренаж.
После пересадки растение помещают в более теплое помещение с температурой воздуха около 20°С и начинают обильно поливать и опрыскивать. Все водные процедуры проводят только теплой водой. Каждые две недели подкармливают полным минеральным удобрением обычной концентрации. В летний период молочай выносят на улицу Обязательное условие — оберегать растение от сквозняков.
С конца сентября важную роль в жизни молочая красивейшего играет освещение. Поскольку это растение короткого светового дня, то в течение двух месяцев его световой день не должен превышать 10 часов, а на остальные 14 часов его необходимо накрывать светонепроницаемым материалом. Только при соблюдении такого светового режима растение может перейти к цветению.
Размножается весной или в начале лета верхушечными черенками. Заготовленный черенок должен иметь не менее 5 междоузлий. После срезки черенка обязательно смойте под струей теплой воды млечный сок. Помните, что он ядовит. Поэтому все операции следует проводить с большой осторожностью, лучше в резиновых перчатках. По окончании работ тщательно вымойте руки с мылом. Для лучшего и быстрого укоренения используют стимуляторьт роста (например, гетероауксин). Можно укоренять черенки в воде или во влажном рыхлом субстрате — торфе и песке, взятых в равной пропорции. После того как появятся корешки (обычно через месяц), черенки рассаживают в небольшие горшки.
Повреждается щитовкой и паутинным клещиком.
Девочки: Команда наше имя - «Традесканция», команда наш девиз – «Полосатые листья – это про нас. Мы – традесканция радуем Вас». Краткий рассказ о растении.
Д: Традесканции, наиболее часто встречающиеся в комнатной культуре, довольно близки друг к другу, и даже ботаники различают их с трудом. Дело облегчается тем, что созданы многочисленные пестрые сорта, у которых наверняка известна родительская форма.
Так, у традесканции белоцветковой чаще можно встретить форму albovittata, что в переводе означает «белополосая». Листья этой формы испещрены многочисленными тонкими белыми полосками на светло-зеленом фоне. Регулярности в расположении полос нет. Форма 1аеkensis очень похожа на предыдущую, но отличается тем, что полосы не белые, а розовые. У формы tгiсоlог (трехцветная) в центре листа розовые полосы, тогда как боковые — белые. Если на листьях имеются широкие немногочисленные полосы желтого и зеленого цвета, причем два соседних правых листа будут с похожими рисунками (у соседних левых — та же закономерность, хотя по рисунку они отличаются от правых), то это форма variegate (т.е. пестрая) традесканция Блоссфельда. При недостаточном освещении, неумелом черенковании или обрезке красивые полосы на листьях могут исчезнуть. Частые светло-желтые полосы — признак формы variegate, но уже другой традесканции — приречной.
Если же вам досталась традесканция с обычными зелеными листьями, то трудно решить, с каким именно видом традесканции вы имеете дело.
Все традесканции могут страдать от излишне сухого воздуха. Об этом вы догадаетесь по коричневым кончикам листьев. Не забывайте их чаще опрыскивать и вовремя поливать.
У: А знаете ли вы, что считается самым надежным и проверенным средством от порчи и сглаза? Если в твоем доме появится традесканция, не пройдет и месяца, как злые, недоброжелательные люди перестанут приходить к тебе в гости. Этот цветок считается источником радости и оптимизма. Она заряжает обитателей дома энергией, дарит чувство юмора и способность к самоиронии, что очень благотворно сказывается на атмосфере в семье. Кроме всего прочего, этот цветок хранит обитателей дома от заболеваний верхних дыхательных путей.
2. Конкурс «Вопрос – ответ».
У: Г. Х. Андерсен написал: «Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок». И действительно, цветы сопровождают нас всю жизнь: встречают при рождении, утешают в старости, радуют на свадьбе. И дома, и в школе, и в холод, и в жару – цветы необходимы. Без их красоты беднее становится жизнь. Итак, конкурс: «Что это за цветок?»
- Какое комнатное растение называют «Ванька – мокрый» и почему? Как по другому его можно назвать? (Бальзамин, «огонек», «недотрога», потому что любит воду);
- Что за растение «бабьи сплетни»? Почему оно широко используется при озеленении помещений? (Традесканция, неприхотлива в размножении и быстро растет);
- Какое растение нужно разводить на кухне и почему? (Хлорофитум – лучше всех очищает воздух от элементов горения);
- Какие комнатные растения являются лекарственными? (Алоэ, каланхоэ, герань);
- У каких комнатных растений роль листьев выполняет стебель? (У кактусов);
- Как размножаются комнатные растения? (отводками, отпрысками, усами, черенками, кусочками листа и стебля, делением, семенами, спорами, воздушными отводками).
3. Конкурс «Кто больше сможет назвать растений в нашем кабинете?»
Для этого конкурса в кабинете должно быть как можно больше растений. Дети предупреждены о конкурсе заранее. Им выдана книга о растениях и надо было самим заранее определить все цветы в классе. В данном случае в классе находилось порядка 40 наименований растений.
У: А знаете ли Вы, что в России бегонии растут на подоконниках и клумбах, а в США и Японии их высаживают по краям дорог, что бы определить концентрацию в воздухе выхлопных газов. Дело в том, что бегонии очень чувствительны к смогу; при первых его признаках их листья покрываются пятнами.
4. Конкурс домашнее задание « Жалобная книга природы»
У: Смотрю я на глобус – шар земной,
И вдруг вздохнул он, как живой;
И шепчут мне материки:
«Ты береги нас, береги!»
В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза.
И тихо просят родники:
«Ты береги нас, береги!»
Грустит глубокая река,
Свои теряя берега,
И слышу голос я реки:
«Ты береги нас, береги!»
Остановил олень свой бег:
- Будь человеком, человек,
В тебя мы верим – не солги.
Ты береги нас, береги!
Смотрю на глобус – шар земной,
Такой прекрасный и родной
И шепчут губы: - Сберегу,
Я сберегу Вас, сберегу!
Следующий конкурс домашнее задание на тему «Жалобная книга пророды».
М:- Весь асфальт расплавлен зноем
Не пройти по нему босиком
От жары волками воем
Даже песни не поем!
- Я так хочу
В нашу речку окунуться
И живым домой вернуться.
Я так хочу,
Чтобы в нашей речке милой
Все микробы и бациллы – ПЕРЕВЕЛИСЬ!
- Заводы у нас мощные –
Слава наша и сила!
Но воды у них сточные –
Всему живому – могила.
Отходам своим могильники
Заводам искать не надо.
Сливают в водохранилище:
Нитраты, смолу и яды.
- Между двух берегов
Наша речка лежит,
А по трубам в нее
Грязь с заводов бежит
Хоть прозрачна на вид
В этой речке вода
Пить не надо ее
Никому, никогда!
- В жару и стужу жгучую,
Чтоб не было беды,
Не пей ни в коем случае
Из речки ты воды…
Водичку очень грязную
Завод прибавил к ней
И ты ее, заразную,
Не пей, не пей, не пей!
- Мораль из этой сказки,
А может и не сказки,
Надеемся, Вам будет понятна, господа?
К логической развязке
Пришли мы без подсказки:
Как нам необходима всем
ЧИСТАЯ
В руках плакаты: «не загрязняйте воду!»; «Не губите водных обитателей!»; «Не пейте зараженную воду!»; «Берегите воду!»; «Охраняйте чистоту водоемов!».
Д: В наше время, когда всем известна огромная роль растительного мира в жизни человека, нельзя допускать исчезновения с лица Земли ни единого растения, т. к. это большая потеря, прежде всего для человека. С исчезновением вида растений человек лишает себя частички земной жизни, которая была источником его здоровья и доставляла эстетическое наслаждение.
Равнодушие к зеленому другу – тоже зло, которое приводит к плачевным результатам. Как часто человек бывает в роли наблюдателя гибели растений, не проявляя, ни малейшей заботы о его спасении.
Никто не видит,
Как сгорают корни.
И дереву
До срока невдомек,
Что пошатнулся
Кряж его огромный –
Копитель силы,
Крепости исток.
Оно стоит,
Ни в чем не уступая
Другим деревьям
В золотом бору.
И та же стать,
И та ж листва густая,
И тот же шелест
Веток на ветру,
Но вдруг заметим
Мы однажды летом,
Что листья стали
Мельче и бледней.
Не по прямым,
По косвенным приметам
Мы узнаем о гибели
Корней…
Казним себя,
По сердцу бъем наотмашь,
Что, находясь вблизи,
А не вдали,
Не поспешили дереву
На помощь
И красоту от смерти
Не спасли!
В руках плакаты: «Не поджигайте сухую траву!»; «Деревья – наше богатство!»; «Не загрязняйте воздух!»; «Не рубите деревья!».
5. Конкурс капитанов.
У: Укажите на географической карте родину комнатных растений:
М: Молочай блестящий – остров Мадагаскар;
Д: Недотрога Валера (Бальзамин) – Восточная Африка;
М: Цикламен европейский – Центральная и Южная Америки;
Д: Диффенбахия пятнистая – тропики Южной Америки;
М: Бегония – Тропики Бразилии;
Д: Пилея кадиери – Индокитай, Индия.
6. Конкурс «Собери цветок»
Разрезанные листы с изображением цветов нужно собрать, как пазлы. Конкурс на время.
7. Конкурс «Работа с определителем растений.
По книге Д.Г. Хессайона ребята определят название показанного учителем растения. Постарайтесь, что бы цветок определялся однозначно и был не знаком отвечающему.
М: Циперус, коланхое.
Д: Бегония Клеопатра, Плющ (хедера).
8. Выступление консультантов с докладом «Уход за домашними комнатными растениями»
9. Слово предоставляется работнику городской теплицы М.В. Арашкевич, для ознакомления с новыми видами растений, закупленных пятиклассниками для любимой школы у них в хозяйстве.
10. Слово предоставляется жюри.
11. Награждение команд.
Так как команды показали высокий уровень знаний по ботанике комнатных растений жюри постановило: Принять всех участников игры в детскую экологическую организацию «Экоша» и торжественно вручить им отличительные знаки: Бейджи организации и повязать зеленые галстуки.
12. Исполняется гимн «Экоши»
Звучит фонограмма «Мир непрост, совсем не прост…»
Все вместе поют:
Мир не прост, совсем не прост,
Нельзя в нем скрыться от бурь и от гроз.
В нем есть деревья, и есть цветы,
И есть еще, есть еще ты!
Есть в нем и совы, и есть соловей,
Есть в нем и бабочка и муравей,
Есть медведи, и есть кроты,
И есть еще, есть еще ты!
Припев: Все, что в этом мире цветет,
Все, что дышит, любит, поет,
Все, что мы природой зовем,
Пусть живет, пусть живет в сердце твоем! (2 раза)