182100 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Гагарина д. 13, тел. (81153) 5-79-48, (81153) 3-40-70
МБОУ «Средняя школа №6»
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ВЕЛИКИЕ ЛУКИ
   МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА / ФИЛОЛОГИЯ /  
7 июня 2008

«Клятва учителя»

«Клятва учителя»

Участники финала

Всероссийского конкурса «Учитель года России - 2004»

«Клятва учителя»

Наверное, авторы тем, предложенных нам, формулировали их не без некоторого умысла, поскольку «Клятву учителя» невозможно измыслить, не раскрыв в значительной мере вторую тему – «Чему и как учить?». Впрочем, коллеги, ломающие голову над тем, чему и как они учат, во многом отвечают и на вопрос о том, что должна содержать «Клятва учителя».

Не скрою, я попытался найти простым путем, решив первоначально взять за образец Клятву Гиппократа. Увы – трогательная в своей архаичности врачебная клятва столь же отлична от предполагаемой Клятвы учителя, сколь отличны и наши символы: змея – и пеликан. Однако пойдем далее. Чьим именем либо перед кем будет клясться учитель? В отличие от персоналий античного пантеона, упоминаемых в Клятве Гиппократа, христианство не выделило святого, патронирующего именно педагогов. Но, помните, Спасителя апостолы именовали – Учитель. Поскольку же учитель работает с людьми, для людей и среди людей, а главным его судьей (и иногда палачом) должна быть его совесть.

Начнем, я думаю, так: «Клянусь перед Богом, совестью и людьми…»

В чем? Наверное, клянусь учить, но что такое учить? Передать знания? Как и какие? Сужу о своем предмете: история во все времена была изрядно политизирована, старательно подчинялась и исправлялась, а уже тем более в СССР. Оставив политиков недавнего прошлого, типа того же Бухарина, которого последовательно хвалили, клеймили, замалчивали – и снова хвалили, вспоминаю, как в одной довоенной книге прочел «Суворов А.В., царский генерал, известный жестокостью при подавлении польского национально-освободительного восстания в конце 18 века, особенно при взятии Праги (предместье Варшавы)». Послевоенный источник называет того же Суворова «выдающимся русским полководцем, известным, кроме всего прочего «гуманным отношением к противнику, особенно в боевых действиях по подавлению польского восстания конца 18 в.».

Так что, наверное, я буду учить детей всему тому, что знаю сам о своем предмете, ничего не искажая, не скрывая и не замалчивая. Хотя бы и был на то социальный или иной заказ. При этом, уча детей, я буду постоянно учиться сам, я постараюсь не потерять стремления к знанию до конца дней своих. И, конечно, памятуя слова Писарева о том, что «всякое настоящее образование есть самообразование, постараюсь привить это стремление своим ученикам, а, кроме того, постараюсь научить их методике поиска необходимой дополнительной информации.

Дальнейшее же, что стоит внести в Клятву, связано, думается, с воспитательной функцией педагога. И, возвращаясь к мысли о политизации своего предмета, хотел поделиться с коллегами вот чем. Экономическая ситуация в мире в целом такова, что естественные ресурсы России будут истребованы Европой (и не только ею) в недалеком будущем в больших объемах, на порядок выше, чем теперь. И, значит, задача тех, кого мы учим, стать рачительными хозяевами страны, которую они унаследуют.

Демографическая ситуация такова, что для развития экономики потребуется приток рабочей силы извне (не слишком квалифицированной), и наши дети, чтобы сохранять свою страну своей, должны быть готовы занять командные посты в экономике, науке, культуре. Они должны стать предпринимателями, инженерами, менеджерами, бригадирами и мастерами (не ниже!)в экономике грядущей России, высококвалифицированными врачами, учителями, учеными и организаторами науки, ведущими деятелями российской культуры.

И наша задача – не только дать им необходимые знания, но и воспитать в них необходимые для этого стремления, черты характера и, не побоюсь этого слова, амбиции. Сейчас же усилиями массовой культуры, поддержанными (давайте смотреть правде в глаза) пассивностью и эгоизмом многих наших коллег, мы растим, особенно в провинции, поколение пивных и футбольных фанатов, безразличное ко всему, что напрямую не относится к их физиологии. «Пей пиво и Фанту, потребляй и расслабляйся!» - вот то, к чему призывает моих воспитанников телеканал. «Мефистофель отдыхает», - мы своими силами творим с собой то, о чем он и не мечтал. Но я прошу, призываю, клянусь: «Воспитать наших учеников гражданами и патриотами, хозяевами великой страны, достойными наследниками ее великой истории и культуры!» И пусть это стремление также прозвучит в Клятве учителя.

Далее, Ребенок – личность. Фраза, истертая до дыр, звучит донельзя банально, но верна абсолютно. И долг педагога всячески способствовать развитию положительных сторон, максимально уважать эту личность и стараться оградить по мере сил своих от посягательств. Я не призываю создавать какие-то добровольные учительские дружины, ходить по домам и дискотекам, не наша это функция, но если на «вверенной тебе территории», то есть в школе, у ребенка отбирают деньги, унижают и обижают его, а то и приторговывают «дурью» (что, скажете, нет такого?). То полагаю, в «Клятве учителя» должно прозвучать не только уважение к личности ученика, но и наша обязанность: «Помогать бережно, с максимальным вниманием и тактом, развивать, защищать личность ребенка и всегда приходить на помощь ученику и делать это не только в процессе обучения».

Что еще? Взаимоотношения в учительском коллективе. Во многих наших школах, сельских, по крайней мере, в силу известных причин установлено (да простят меня наши женщины) самое настоящее «бабье царство», со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями: склоки, сплетни, подсиживание. А мы должны быть командой единомышленников, объединенных одной великой целью и задачей – обучением и воспитанием тех, кто придет после нас. Нас оценивают по тому, какие мы есть на самом деле, сколько не пытайся внушить иное. И потому добрый старый кот Леопольд прав: «Ребята, давайте жить дружно!» Без взаимного уважения и помощи эту великую задачу мы не выполним.

И еще, спасибо за слово «Учитель» . Мне не нравятся слова «преподаватель» - оно не раскрывает суть нашего дела, и «педагог».Вспомните, как называли в античной Греции раб, сопровождающего мальчика в школу. Но кого воспитает раб? – лишь подобного себе. А я хочу, чтобы наши дети были свободны во всем великом смысле этого слова.

Итак:

Принимая высокое звание Российского Учителя, перед Богом, людьми и совестью

к л я н у с ь :

- Чему бы я ни учил, научить учеников своих всему, что знаю, ничего не скрывая, не искажая и не замалчивая.

- Обучая, постоянно учиться самому, не утратив до конца дней своих стремление к знанию, и воспитать в своих учениках это высокое стремление.

- Видеть и уважать в ученике личность, не повредить ему словом или делом, но защитить его от несправедливости, оградить по мере сил своих от посягательств на его здоровье и жизнь, честь и достоинство.

- Воспитать своих учеников достойными людьми и достойными гражданами и патриотами великой России.

- Уважать своих коллег и наставников, поддерживать их и помогать им в нашем общем деле, не опускаясь до вражды, хулы и клеветы.

- Не употреблять свой авторитет, знания и высокое звание Российского учителя в корыстных, недостойных или неблаговидных целях.

- И пусть все, что я совершу на этом поприще, послужит славе, величию и процветанию моей Родины – Великой России!

Рахно Александр Васильевич,

учитель истории

Муромцевский р-н Омской области

_________________________________________

«Клятва учителя»

Обращение к моим ученикам

Из школы уходит мой первый выпуск, стены хранят дыхание моих учеников, но скоро оно улетучится, оставив только след тех, кто доверял им себя. Обхожу пустые коридоры, заглядываю в любимый класс и понимаю, что они ушли из этих стен строить свою жизнь. Тишина сковывает ладони, не пускает голос, перекрывает слух.

И мнится - голос человека

Здесь никогда не прозвучит…

Когда-то я пришла в наполненные голосами коридоры, вошла в ждущий меня класс. Тогда я мысленно клялась, что ваша беда – моя беда, ваша победа – в моих руках, ваши слезы – в моем сердце, ваша печаль – в моей душе. Вы были разными:

Приходили, уходили, закрывались на замки,

Только души мне отдали и сказали: «береги».

Я шла работать с людьми, доверившими мне свои души, делиться с вами чувствами и состояниями, открывать для вас мир культуры. Вести в миры, которые казались для вас чужими и далекими, казалось сложным, оставалось одно – верить вам и, несмотря ни на что, вести дальше и дальше, словно говоря:

Сослужу тебе верную службу, -

Ты не бойся, что горько люблю!

Я за нашу веселую дружбу

Всех святителей нынче молю.

Рука об руку прошли мы школьную жизнь, и я отпускаю каждого – все идет своим чередом, вы уходите, и это правильно. Тем, кто придет за вами, я смогу отдать не меньше, ведь теперь у меня есть опыт. Теперь я, прошедшая единожды этот круг, смогу поклясться. Словно молитвы, «повторяю свои заветы»:

Я буду помнить, что каждый из вас человек со своими мыслями, взглядами, настроениями и вкусами. Вы наивные, откровенные, открытые, ищущие, и это меня больше не смущает, как раньше.

Я буду помнить о том, что не я пришла вас учить, а вы пришли ко мне учиться. Ничему не следует учить… Культура оживает на наших уроках, в нашем общении, вторя желаниям ее познать. Вы слушаете строки великих и смотрите в глубины своих душ в поисках отклика. Когда он найден, вы становитесь частью культуры:

Как успокоенный сосуд

С уже отстроенным раствором,

Духовное – доступно взорам,

И очертания живут.

Я буду помнить том, что я всего лишь дирижер, музыка звучит из ваших уст. Как заведенное веретено наш урок, запущенный мною, ведете вы и переносите в свою жизнь, становясь частью общей нити, вьющейся веретеном человечества.

Я буду помнить о том, что мое участие необходимо вам не только на уроке, школьная жизнь складывается из множества сплетений, во многих из которых вам нужно, чтобы я была рядом.

Я буду помнить о том, что не имею права пройти мимо любого ребенка, нуждающегося во мне, даже если он не является моим учеником.

Я будут помнить о том, что когда-то вы уйдете, и я отпущу вас с легким сердцем, чтобы ко мне пришли другие. Наши пути навсегда останутся переплетенными сокровенным действом постижения мудрости человечества. Каждый из вас пойдет своим путем, зная, что является частицей культуры, строит ее. Становишься ли ты учителем или инженером – это одинаково трудно. Но человек не может отдаться чему-то целиком, если не осознает, что это выбор – и мы делаем его снова и снова.

Я буду помнить о том, что вы научили меня слышать вас и верить, что за вами придут другие, вверят мне свои души. Школьные коридоры вновь наполнятся голосами, а я снова войду в ждущий меня класс.

Я буду помнить о том, что выбор называться учителем мой сознательный выбор. Я не позволю себе бояться величия быть названным этим именем, я буду строить свою жизнь, чтобы быть достойным носить это имя с большой буквы. Каждый мой день – это возможность приблизиться к тому, чтобы быть Учителем.

В сочинении использованы строки стихотворений О. Мандельштама и А. Ахматовой.

Т.В. Сергеева,

учитель русского языка и литературы

Алтайский край

_________________________________________

Клятва учителя!

Пока сердце не устанет любить.

Пока руки не устанут творить.

Пока глаза не устанут смотреть.

До самого последнего шага.

До самого последнего вздоха.

Клянусь Любить детей! Защищать их любовью и правдой. Клянусь Не навредить! Искать в детях только хорошее. Клянусь Не принуждать! Учить детей думать и любить. Клянусь Быть детям другом и помощником в их самосовершенствовании. Клянусь Воспитывать исходя из природы ученика, уважать его личность. Клянусь Постигать вершины педагогического мастерства, помнить заповедь: «Уча других, учись сам».

И если я нарушу эту клятву, пусть постигнет меня презрение коллег, ненависть друзей, осуждение учеников. Пусть навсегда лишат меня великого звания «Учитель»!

Да будет так.

Белоглазова Любовь Павловна,

учитель начальных классов

г. Кинешма Ивановской области

_________________________________________

Клятва учителя

Врач и учитель…

Трудно найти в этом мире профессии более значимые, нужные и ответственные. Тело и дух человека в руках врача и учителя. И общий принцип этих профессий – не навредить.

Осознавая свою великую миссию на земле, врачи создали клятву, приписав ее Гиппократу, с именем которого связано представление о высоком моральном облике и образце поведения врача.

Но почему подобной клятвы нет у учителя? Разве история педагогики не знает людей, чья жизнь и убеждения являют собой пример служения людям, и чьим именем могут быть названы самые главные слова о профессиональном долге и чести?

Коменский и Песталоцци, Ушинский и Корчак, Макаренко и Сухомлинский…

Учитель! Вспомни эти имена. Выбирая жизненную дорогу, испытай законное чувство гордости за профессию. Встань перед Человеком и произнеси свою клятву.

«Я, вступая на нелегкий, но почетный путь воспитания человека, торжественно клянусь:

- не останавливаться на пути познания и самосовершенствования;

- употребить свои знания, опыт и силы на пользу подрастающего поколения;

- учиться самому, учить других, нести ответственность за свои слова, поступки, образ жизни;

- верить в исключительность каждого ребенка и дарить эту веру ему;

- уметь слушать и слышать каждого маленького человека, дать понять ему, что он нужен и интересен;

- помнить, что каждый ребенок идет в школу за открытиями, не дать угаснуть жажде открытий;

- разделить с учеником его радости и горести, быть надежной опорой ему в огромном мире;

- помнить: учитель – лишь человек, но способный на невозможное.»

Козлова Елена Геннадьевна,

учитель начальных классов

Мурманская область

_________________________________________

Клятва учителя

Я, учитель начала XXI столетия, клянусь: быть до конца преданным своему делу при любых обстоятельства, сознавать свою ответственность перед будущими поколениями, быть образцом для своих учеников, нести им любовь, знания и веру в свое уникальное предназначение.

Уважать личность ребенка, развивать его способности на благо его и окружающих его людей; будут учить его служению истине и терпимости к заблуждению.

Клянусь принять всю полноту возложенной на меня священной ответственности за судьбу доверенного и доверившегося мне Человека, за его духовное, интеллектуальное и физическое здоровье, за будущее своей страны, всей человеческой цивилизации.

Клянусь постоянно повышать свое профессиональное мастерство, использовать опыт коллег и проявлять творчество.

Николаев Владимир Иванович,

учить физической культуры

г. Чебоксары, Чувашская Республика

_________________________________________

Слово «клятва», по-моему, из того же ряда, что и слово «фанатизм», я сомневаюсь в его уместности в словосочетании «клятва учителя».

На мой взгляд, лучше вести речь о максимах, канонах, правилах, кодексе чести или установках, наконец, обязательствах. Но поскольку задача обозначена, предлагаю текст, соответствующий данному жанру.

Клятва учителя

Клянусь исполнять честью, соответственно моим силам и моему разумению, следующие обязательства:

- считать образование не целью для себя и ребенка, не средством его, а видеть целью образования развитие ребенка как разумной, индивидуальной личности;

- не передавать готовые знания, а воспроизводить в учебной деятельности процесс способов открытия, доказательства, развития, освоения знаний;

- создавать условия для саморазвития, самоформирования ребенка в меру своих способностей;

- побуждать ребенка к саморазвитию качественной оценкой и поддержкой его творческих шагов, приучением к рефлексии, самооценке своей деятельности;

- приобщать ребенка к ценностям культуры, вырабатывая у него способность противостоять дурному в разумном нравственном выборе приоритетов, побуждая осмысливать истинные и ложные ценности;

- учить ответственному отношению к своим убеждениям, обдуманному (на основе совести, разума), совершению поступков;

- развивать качества гражданина и патриота, формируя уважение и самоуважение к правам, свободам, ответственности человека.

Мне, нерушимо выполняющему клятву, дано помнить о необходимости самому обладать искренней верой в сказанное выше и теми моральными качествами, которые дают право образовывать будущие поколения, и тогда да будет дано счастье в жизни учителю и слава людей на вечные времена; преступающему и дающему ложную клятву да будет обратное этому!

Евангелистова Людмила Васильевна,

учитель русского языка и литературы,

Ямало-Ненецкий автономный округ

_________________________________________

Творческое сочинение «Клятва учителя»

Получая высокое звание учителя и приступая к педагогической деятельности, я торжественно клянусь:

беречь и развивать благородные традиции отечественной и мировой педагогики;

честно и добросовестно трудиться в области образования, во всех своих действиях руководствоваться высокими принципами общечеловеческой морали;

постоянно совершенствовать свои познания и педагогическое мастерство, способствовать своим трудом развитию педагогической науки и практики;

относиться к детям как к высшей жизненной ценности, проявлять к ним чуткое и заботливое отношение, уважая их человеческую личность;

принимать ребенка таким, какой он есть, обеспечивать его психологическую безопасность и защиту, создавать благоприятные условия для развития его наклонностей и способностей;

хранить тайну детских исповедей и откровений;

помнить, что учитель – это не профессия, а образ жизни.

Обязуюсь пронести эту клятву через всю свою жизнь.

Мусаева Лайла Лемиевна,

учитель физики

Чеченская Республика

_________________________________________

Клятва учителя

Я, учитель, глубоко сознаю свою ответственность перед будущим нашим обществом… перед Человечеством: моя высочайшая обязанность в том, чтобы воспитывать успешных людей, способных жить на Земле.

Во исполнение своего высочайшего призвания клянусь быть везде и всюду образцом Нового Человека для своих учеников, нести им нравственность, знания. Клянусь стать для своих учеников старшим другом, надеждой и опорой; гордиться своей профессией.

Клянусь постоянно искать в каждом ученике умение сомневаться, ибо сомнение, рожденное в сотрудничестве со знаниями, открывает для мысли люк в мир познания, рождает уверенность и личностную самостоятельность.

Клянусь бороться за доброе отношение к ребенку всех взрослых, окружающих его.

Клянусь всегда, даже в самых сложных обстоятельствах, оставаться оптимистом в отношении каждого моего ученика, бороться за него, проявлять терпение в ожидании результатов своих педагогических усилий.

Клянусь быть добрым, отзывчивым и дружелюбным к коллегам, владеть тоном и тактом общения с ними.

Клянусь не завидовать успехам коллег, делиться своим опытом и не стесняться учиться у них.

Клянусь не смотреть сверху вниз на коллег, беречь имя и честь своих коллег.

Клянусь постоянно повышать свой профессиональный уровень в своей педагогической деятельности использовать достижения науки, передовой опыт коллег, проявлять творчество; бороться против косности, рутины и бездушия в школе.

Клянусь быть терпеливым в ожидании чуда и быть готовым для встречи с ним в ребенке!

Афонин Александр Анатольевич,

учитель физики

Орловская область

_________________________________________

«Клятва учителя»

«Если бы небо услышало молитвы детей, на свете не осталось бы ни одного учителя», - гласит древнее персидское изречение.

Абсурдно! Но… почему так актуально?!

Скорее всего, потому и нет до сих пор клятвы Каменского или Песталоцци, Макаренко или Шаталова, одним словом, клятвы Учителя.

Каждый, кто присягает нашей профессии, пишет собственную клятву.

Кто-то выводит ее ровным каллиграфическим почерком или уверенным жирным курсивом, а у кого-то получается лишь ломаная линия или даже пунктир.

Создавая клятву, прислушаемся к словам великих педагогов и мыслителей, а также движениям своей души и зову сердца.

Учителя!

- Будем духом тверды, а душою мягки.

- Запомним, что в уважении к ученику заключается секрет успешного воспитания.

- Примем и поймем, не будем пытаться переделать.

- Внимательными учениками станем, в первую очередь, сами.

- Будем совершенствовать себя, ибо личность учителя есть источник интереса к предмету.

- Сохраним человечность в себе, чтобы научить человечности.

Кривошеева Елена Олеговна,

учитель французского языка,

город Брянск

_________________________________________

Клятва учителя

Сколь б веков ни пролетало над Землей, сколько еще впереди, но всегда будут существовать ученики и учителя, ибо, только передавая опыт и знания новым поколениям, человек может достичь вершин цивилизации. И тот наш пращур, вручивший каменный топор своему младшему сородичу, и был первым учителем. Это потом мир узнал имена Песталоцци, Яна Амоса Коменского, Сухомлинского, Амонашвили, тех, чьи труды переводят сейчас на все языки мира, чей опыт назван бесценным, кого именуют Учителем с большой буквы. И сегодня тысячи педагогов, отдающих сердце детям, прокладывают дорогу в будущее, ибо нам дано учить и воспитывать тех, кто будет жить после нас.

На мой взгляд, профессия учителя сродни профессии врача. Ведь один лечит тело, а другой облагораживает «душу». Так почему же до сих пор нет у нас клятвы, подобной клятве Гиппократа?

Вот слова, идущие от самого сердца!

Клянусь передать свои умения и опыт детям, научить их трудиться, отстаивать собственное мнение, самостоятельно мыслить и добывать знания. Каждый ученик – это формирующаяся личность, способности и таланты которой необходимо раскрыть.

Я никогда не поставлю себя выше ученика, ибо понимаю, что сам далек от совершенства, недаром Сократ сказал: «Я знаю только то, что ничего не знаю».

Я буду неукоснительно выполнять главную заповедь педагогики – воспитывать Человека. Моя задача – развить лучшие качества души ребенка, научить его сопереживать, сострадать ближнему, помогать страждущему.

Клянусь воспитывать достойного гражданина Отечества, любящего Родину, гордящегося ее историей, традициями, культурой, болеющего за судьбу своей страны, стремящегося сделать ее будущее достойным великого имени Россия и в то же время ощущающего себя гражданином Мира, понимающего, что Земля – наш общий дом и что Жизнь на ней зависит от каждого из нас.

Я клянусь не уронить своего достоинства, не опускаться до оскорбления словом и действием, мелочной мести и зависти.

Я буду относиться к ученикам, как к детям своим, помня, что дети должны быть лучше родителей.

Я клянусь никогда и ни при каких условиях не разглашать доверенных мне учеником тайн и не использовать их во вред ему.

Я всегда будут помнить: я учитель только потому, что у меня есть ученики.

Клянусь никогда не изменять своей профессии.

Я уверена, каждый, решивший стать педагогом, должен честно ответить себе, готов ли он произнести эти слова и следовать им на протяжении всей своей жизни.

Жанова Эльвира Анваровна,

учитель английского языка

Республика Башкортостан

_________________________________________

«Клятва учителя»

Одна эпоха сменяет другую. Каждая эпоха выдвигает свои жизненные ценности. Что именно будет главным, определяющим в жизни человека, сказать трудно, но истинные ценности, глубинная народная мудрость – будут вечны всегда. Постигая всю важность учительского контакта, передающего знания, опыт, мудрость, доброту одного поколения другому поколению, я даю обещание:

- в течение всей своей жизни служить гуманистическим идеалам добра, красоты, истины, справедливости;

- строить свою работу с детьми на основе доброжелательности, взаимного уважения и доверия;

- воспринимать ребенка как ценность, как носителя особого внутреннего мира;

- не жалея сил и времени развивать в детях интерес к познанию мира и постоянному самообразованию;

- неустанно формировать человека, знающего свои корни, малую и большую Родину, уважающего и чтящего обычаи и традиции предков, свободно осознающего свои права и признающего права других людей с их убеждениями, вероисповеданием;

- понимать и прощать свои и чужие ошибки;

- никогда не переносить свое плохое настроение на детей;

- неустанно изучать лучший опыт, накопленный коллегами и делиться своими изюминками педагогического мастерства;

- свято хранить вверяемые мне тайны и не употреблять во зло оказываемого мне доверия.

Шаова Фатима Ильясовна,

учитель начальных классов

Республика Адыгея

_________________________________________

Кто доброты не носит сам в себе,

Кто холоден к прекрасному началу,

Чтоб жизнь его напрасной не считалась,

Учитель, обращение к тебе…

Клятва учителя

Получая высокое звание Учителя и приступая к педагогической деятельности, я торжественно клянусь:

- идеально знать свой предмет, уметь настойчиво искать новую информацию, соответствующую современным условиям, сегодняшнему дню, и переносить ее в нестандартную ситуацию;

- в совершенстве владеть знаниями по детской, возрастной психологии и психологии личности, уметь создать благоприятный психологический климат во время занятий с детьми;

- уметь вести диалог с любым учеником, владеть методами и приемами без конфликтных ситуаций;

- владеть рефлексией, соблюдать спокойствие, не выражать сильных эмоций, оставаться хладнокровным и ровным в любой, даже критической ситуации, уметь признавать свои ошибки;

- любить свою Родину, воспитывать в каждом ребенке чувство патриотизма и гордости за свою семью, школу, город, страну, уважать культуру и самобытность народностей России;

- профессионально снимать субъективность оценивания ученика и совместно радоваться нашим достижениям;

- знать основы этики и культурологии, быть вежливым и уважительным в работе с детьми и в коллективе;

- иметь свои интересы (хобби), развиваться духовно, всегда стремиться к новому, умело использовать свободное время;

- быть опрятным, красиво и современно одеваться, улыбаться, стремиться быть привлекательным, владеть чувством юмора;

- быть только творческой личностью, помогать детям стать полноправными участниками творческого процесса;

- добросовестно выполнять свой педагогический долг.

Верность этой клятве клянусь пронести через всю свою жизнь.

Рыжкова Юлия Михайловна,

учитель физической культуры

Камчатская область

_________________________________________

Сочинение Заповеди учителя

За всю историю существования человечества люди не придумали лучшего института воспитания, чем семья. Мироощущение ребенка формируется именно здесь. Но как только он начинает обучение в школе, круг интересов родителей сужается до оценки и формальной проверки домашнего задания.

Я работаю в гимназии достаточно давно. Может быть, это моя вина (я не хочу обидеть родителей), но их интересует, прежде всего, система работы школы, результаты обучения. Родители не задают таких вопросов: «А как мой ребенок проявляет себя в коллективе?», «Как он общается: ребенок замкнут или открыт?» Думаю, что эти вопросы не тревожат родителей потому, что у них, естественно, есть свой школьный опыт, который, как они считают, позволяет им решать эти вопросы, особенно не задумываясь.

И я полагаю, что если бы существовали заповеди, составленные учителем совместно с родителем и учеником, то они, безусловно, помогли бы разрешить как образовательные, так и воспитательные проблемы.

(Мне кажется, что слово «клятва» не совсем уместно для учителя, поэтому я заменю его, на другое – «заповедь»).

У меня есть несколько заповедей, которыми я пользуюсь в своей работе. Вот они.

Старость приходит к учителю тогда, когда перестает нравиться все новое.

Доброта - это золотой ключик, подходящий к любой двери.

Сотрудничество-суть школьного обучения.

Лучшее время для переживаний – это завтра.

Улыбайся – и друзья придут к тебе.

Если хочешь иметь друга – стань другом сам.

Говорить умеют все, думать – немногие.

Знание никогда не бывает бесполезным.

Глупость человеческая безгранична, ум имеет предел.

Знать, что ты многого не знаешь, - это уже много знать.

Лучшее лекарство от инертности - это поощрение.

Что ни делай, – делай это добросовестно.

Смейся всегда, когда можешь, - это самое лучшее лекарство.

Если не можешь улыбаться, то хотя бы не хмурься.

Взаимопонимание – кратчайшее расстояние между двумя точками зрения.

Будь деликатным – не лезь в чужую душу.

Никогда не бойся повернуть назад с неверного пути.

Если хочешь до чего-то дойти, надо идти.

Целеустремленный останавливается только для того, чтобы подумать, куда идти дальше.

Вся жизнь в том и состоит, чтобы получать и отдавать, забывать и прощать.

Я думаю, что и родители, и ученики найдут для себя в моих заповедях то, что сделает их добрее, человечнее, научит слышать не только себя, но и других.

Т.В. АНТАКОВА

Костромская область

_________________________________________

Клятва учителя

КЛЯТВА на верность служению благородному делу воспитания будущего поколения

Я – Байкалова Юлия Петровна, избрала профессию Учителя по велению сердца. В ней мое призвание, в ней смысл моей жизни. С радостью и гордостью осознаю, что мы, Учителя, ответственны за жизнь на Земле, ибо в наших руках – будущее страны, человечества – дети, и потому, став частью могучего учительского сообщества, клянусь:

- любить каждого Ребенка всем сердцем,

- любить и всецело понимать Детей,

- любить и жалеть Детей,

- любить и помогать Детям,

- любить и быть преданным Детям,

- любить, растить, воспитывать, развивать Детей,

- любить и верить в каждого Ребенка,

- любить и гордиться детьми.

Клянусь:

- пробуждать в Детях чувства добрые, прекрасные к людям, к природе, к окружающему нас миру,

- приобщать Детей к высокой нравственности и культуре,

- учить Детей различать доброе от злого, прекрасное от безобразного, высоконравственное от пошлого,

- учить Детей сострадать, заботиться о близких, быть гуманными, быть терпимыми к другим людям, но нетерпимыми ко всему злому, безнравственному,

- учить Детей мечтать, творить и создавать.

Обязуюсь передать всё, что открыто мне сейчас и откроется впредь каждому моему ученику и дарить Детям знания, которыми владею. Клянусь пройти избранный мною добровольно тернистый, но благородный путь вместе со своими коллегами до самого конца.

Клянусь:

- сделать все, чтобы каждый Ребенок был вовлечен в творческий процесс обучения,

- учить Детей видеть во всем, что нас окружает, живое,

- учить Детей общаться, радоваться людям, природе, жизни.

- стараться узнать как можно больше о каждом ребенке, о его мечтах и переживаниях,

- быть надеждой и другом для Ребенка,

- ничем и никак не вредить Детям,

- помнить, что каждый Ребенок неповторим, каждый Ребенок – отдельный мир, у каждого Ребенка свой собственный характер, свое мировоззрение,

Клянусь:

- переступая порог школы, забыть о своих личных проблемах, переживаниях, и помнить только о своих учениках,

- четко осознавать свою цель в работе с детьми,

- быть терпеливым, но каждый день с нетерпением ждать новой встречи с детьми,

- постоянно учиться у Коллег и у Детей, стремиться к самосовершенствованию, искать, находить, ошибаться и не сдаваться и снова искать и находить,

- верить в безграничность Ребёнка, верить в себя.

Байкалова Юлия Петровна

учитель ИЗО Туранской средней школы №1

Республики Тыва

_________________________________________

Клятва учителя

Я, ……………..(ФИО), вступая в педагогическую профессию, сознавая всю меру ответственности, возложенную на меня моей Родиной, клянусь быть достойным(ой) звания Учитель!

Клянусь!

Клянусь быть верным другом детей, уважать их, быть честным(ой) и справедливым(ой), никогда не предавать своих учеников, действовать по принципу: «Не навреди».

Клянусь!

Клянусь постоянно повышать профессиональное мастерство, всегда учиться, осваивать многовековой педагогический опыт учительства.

Клянусь!

Клянусь дорожить честью школы, уважать своих товарищей по учительскому труду, оберегать и повышать авторитет профессии.

Клянусь!

Клянусь бороться с равнодушием в школьной жизни, поддерживать и внедрять все истинно передовое и ценное в деле обучения и воспитания учащихся, проявлять творчество и инициативу в работе.

Клянусь!

Клянусь преодолевать трудности, верить в успех, быть оптимистом и идти вперед до конца. Вступая в педагогическую профессию, клянусь достойно нести данное мне звание Учитель.

Клянусь!

Воронкова Татьяна Евгеньевна,

учитель немецкого языка

МОУ школы № 133 города Самары

_________________________________________

«Клятва учителя»

Принимая высокое и ответственное звание учителя и вступая в сообщество учителей Российской Федерации:

- Клянусь, что мое решение стать учителем является осознанным и глубоко продуманным.

- Клянусь, что вступая на этот тернистый путь, не жду легких побед и удач. Если же станет трудно, если возникнут сомнения, обещаю сохранять оптимизм и верить, что «терпение и труд к успеху приведут».

- Клянусь быть требовательным, в первую очередь, к себе, постоянно задаваться вопросом: «А имею ли я право учить других?».

- Ребенок – это непознанная галактика, и открыть ее, заставить ее сверкать всеми гранями таланта – моя главная педагогическая цель.

- Клянусь воспитывать в своих учениках чувство патриотизма, гражданской ответственности, учить их думать, чтобы они стали настоящими гражданами своей родины.

- Клянусь уважительно относиться к моим коллегам, воспринимать их победы и неудачи как свои. Обещаю неустанно набираться опыта у мастеров своего дела и делиться приобретенным с теми, кто в этом нуждается.

- Считаю, что союз учителя и семьи – залог успешности в работе.

- Клянусь достойно нести звание учителя России.

Дьячковский Александр Николаевич,

учитель истории и обществознания МОУ СОШ № 31

г.Якутска Республики Саха (Якутия)

_________________________________________

Клятва Учителя

Я, получивший образование учителя, помня о добродетелях Учителей своих, торжественно клянусь:

• достойно и добросовестно нести звание Учителя России

• постоянно заботиться о повышении престижа своей профессии и собственных профессиональных качеств

• быть носителем истинно человеческого в человеке

• заботиться о физическом и психическом здоровье Ребенка

• благожелательно относиться к Ученикам своим независимо от их социального происхождения, материального обеспечения, вероисповедания, национальной принадлежности, мировоззрения и поведения

• строить отношения с Учениками на основе взаимопонимания и уважения духовного мира друг друга

• учить Детей верить в себя, делать выбор и брать на себя ответственность за него

• умело направлять энергию Ребенка к успешному постижению знаний с максимальным раскрытием творческих возможностей

• воспитывать Детей не только словом, но и личным примером

• беречь доверенные мне детские тайны и никогда не использовать их и свои знания против законов человечества

Я буду обучать всех тех, кто нуждается во мне. Клянусь!

Кирилова Ирина Юрьевна

Белгородская область

_________________________________________

Клятва учителя

Мысль превыше всего между людьми на земле.

Пифагор

Вступая на этот путь, тернистый и одновременно самый возвышенный, и зная, что за цветами, улыбкой, смехом и радостью будут стоять учебные будни и тысячедневные труды, которые сродни подвигу, я произношу эту клятву.

1. Клянусь торить для детей дорогу своим добрым и светлым примером.

2. Клянусь видеть во всех индивидуумах будущие личности, не унижать достоинство случайной фразой или обидным словом.

3. Клянусь не говорить неправду детям , не уверять их, что на свете лишь тишь, да гладь, да Божья благодать (Е. А. Евтушенко).

4. Клянусь не учить, так называемой, морали типа: Падающего подтолкни ; Не претворяйтесь изнеженными, все мы ослы и ослицы (Ницше), равно как и другим, жутким пещерным идеям.

5. Клянусь понимать и принимать другую культуру и учить свободной мысли, ибо это единственный способ борьбы против таинственных темных сил шовинизма, расизма, национализма и фашизма.

6. Клянусь наставлять на путь, ведущий к храму и, умножая знания , не умножать скорбь ( Евангелие ), ибо просто знания, без морали, могут повернуться против человечества.

7. Клянусь творить добро без пользы для себя, пойти на самопожертвование и выстрадать истину, бать альтруистом, коль стремлюсь к возвышенной цели.

8.Клянусь создавать по кирпичикам духовный мир учеников, ведь истинное и созданное одно и то же (итальянский философ Вико).

9. Клянусь стремиться познать самого себя (Фалес), ибо решающее значение имеет, кто я и что я есть.

10. Клянусь сеять в детях страх, если это подтолкнет их к личностному самоутверждению; и чувство вины, если это инициирует в них желание пойти наперекор. Готова быть ради этого диктатором.

11.Клянусь, что наглядностью и, одновременно, предупреждением для меня будут служить жизненный путь Будды, Христа и Магомета, ибо они планетарные учителя.

12. Клянусь не отчаиваться, видя итог печальных педагогических усилий, ибо даже и сам Бог терпел неудачи в своих попытках образумить человечество.

13. Клянусь, что моментом истины для меня станет символичный акт передачи знаний, как это было сделано знаменитым учителем в обращении к знаменитому ученику: От побежденного учителя - победителю ученику .

P.S.: Обещаю следовать этой дюжине обетов, и да не станет помехой то, что она чёртова ! Наградой пусть послужит многократное признание самому себе:

Страна моих мечтаний

И добрых дел воспоминаний

Заставили меня прожить

Еще один из сумасшедших дней.

Кулиева Джаннета Шахлановна

Кабардино-Балкарская республика

_________________________________________

«Клятва учителя»

Есть в нашем языке слова, обладающие особой, почти магической силой. Всякий раз при встрече с ними невольно испытываешь необъяснимое внутреннее напряжение, когда значение этих слов ты не просто осознаёшь, а осязаешь каждой клеточкой своего тела.

Именно к таким словам, на мой взгляд, относится и слово «клятва» – слово – выстрел, слово – вызов, слово – тайна, пугающее и манящее одновременно. В нем столько шири, столько мощи, столько неистребимого желания доказать что-то себе и окружающим.

С каким событием в истории человечества или конкретной человеческой судьбой связано его появление? Кто он, впервые прошептавший, а может, прохрипевший, прокричавший миру свою клятву? Благородный рыцарь, вставший на защиту чести Прекрасной Дамы? Доблестный воин, давший родной земле обещание освободить её от посягательств грозных недругов? Безумец с горящим взором, добровольно обрекший себя служению бредовой идее?

Так ли уж это важно?

Важно, что слово это и по сей день живет в языке, а люди по- прежнему клянутся. Клянутся любимым друзьям, Богу, клянутся самым дорогим в своей жизни: здоровьем, счастьем, благополучием. И летят, летят по миру птицы- клятвы, дающие силы жить, вселяющие надежды в сердца и души людей, клятвы в любви, в дружбе, в верности избранному пути.

Последние, к сожалению, становятся все более символичными, специально подготовленными для придания торжественности определенному моменту какого- либо действа. А ведь словами клятвы необходимо переболеть, они должны раствориться в сознании человека, стать частью чувственного мира, чтобы сохранилось в клятве мощное позитивное начало: объединить людей, сделать их единомышленниками, братьями, а не просто коллегами.

Есть такая объединяющая клятва у врачей. Есть она, наверное, и у представителей других профессий. Какой же должна быть клятва учителя, человека, связавшего свою жизнь с миром детства? Особенной? Да! Осторожной? Несомненно! Не к лицу учителю давать пустые обещания, ибо имя дающему клятву- Мужество, имя исполнившему её – Мудрость.

Может ли учитель поклясться всю жизнь оставаться верным своей профессии? Не думаю, ведь жизнь так велика, а он в ней человек. Тогда, быть может, пообещать всегда быть честным и справедливым? Но он имеет право на ошибки: учитель тоже человек. Любить всех детей одинаково? Но у него не механическое сердце- учитель просто человек. Сделать всех вокруг счастливыми? Но он не Бог, всего лишь человек. Мне кажется, учитель может поклясться только в одном: никогда не забывать о сути своей профессии, о её предназначении на этой Земле:

Я учитель… Я служитель храма Детства, в алтаре которого неокрепшие, легкоранимые детские души и сердца, зоркие глаза, жадно глядящие на этот сложный и непонятный мир.

Я учитель… В моих руках свет Истины, помогающий ребенку совершить тяжелейший переход из волшебного мира детских грёз и фантазий в суровую реальность взрослой жизни.

Я учитель… От меня во многом зависит, каким станет маленький человек, что принесет он в этот мир, чем наполнит его, как отблагодарит Природу за своё появление.

Эти слова стали частью моей педагогической философии, своеоббразным гимном профессии учителя. Но они легко превращаются в клятву, если перед ними произнести: «Клянусь всегда помнить…»

И тогда память разбудит гордость, гордость даст силы любви, любовь подскажет, как сделать детей счастливее. Клятва поможет учителю исполнить свой долг и достойно уйти:

У каждого из нас довольно смелости,

Чтобы поклясться другу в верности

Или сказать, целуя милые уста:

«Клянусь любить до смертного креста».

А как поклясться в верности, в любви

Тому, кого ещё не встретил на пути,

Чьей дружбы ты ещё не испытал,

Чьих глаз пока что не видал.

Но ты Учитель, у тебя большое сердце:

Ты должен отыскать в нем место

Для всех сидящих в этом классе,

Читающих стихи, решающих задачи.

И всех идущих им на смену,

Чтоб торопить звонки, спеша на перемену.

И тех, кому пока в кроватке спится сладко,

И тех, кто не успел еще родиться.

Да, нелегко. Но ты уже поклялся

В тот самый миг, когда учителем назвался.

Как можно дольше эту клятву пронеси,

Своей любовью детство обними.

А коль почувствуешь, что ты устал,

На других учиться перестал,

В последний раз тихонько в класс войди,

Скажи: «Не поминайте лихом», и уйти.

Лукьянчикова Ольга Ивановна,

учитель русского языка и литературы

Воловской средней школы Липецкой области

_________________________________________

КЛЯТВА УЧИТЕЛЯ

Получая высокое звание Учителя и приступая к педагогической деятельности, я осознаю, что беру на себя большую ответственность за воспитание и обучение молодого поколения, и торжественно клянусь:

1. исполнять добросовестно долг учителя: знания и умения по воспитанию и обучению детей направлять на развитие личности ученика;

2. заботиться об очеловечивании знаний ученика, о приобщении его к ценностям национальной и мировой культуры;

3. быть всегда готовым оказать ученику педагогическую помощь и поддержку независимо от его национальности, происхождения, социального положения, принадлежности к общественным объединениям, религиозным взглядам и других обстоятельств;

4. проявлять высочайшее уважение к жизни ученика, помогать ему в построении индивидуальной траектории развития, способствовать его профессиональному самоопределению;

5. действовать во благо ученика, вовлекать его в разнообразную деятельность для самоутверждения, самореализации;

6. хранить благодарность и уважение к своим учителям, быть требовательной и справедливой к ученикам;

7. доброжелательно относиться к коллегам, уважать их опыт и самобытность, не отказывать им в помощи и совете;

8. постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство, беречь традиции отечественной педагогики, способствовать своим трудом развитию педагогической науки и практики.

ВЕРНОСТЬ ЭТОЙ КЛЯТВЕ ОБЯЗУЮСЬ ПРОНЕСТИ ЧЕРЕЗ ВСЮ СВОЮ ЖИЗНЬ. КЛЯНУСЬ!

Мейснер Елена Викторовна

Волгоградская область

_________________________________________

КЛЯТВА УЧИТЕЛЯ

Я педагог, а это значит:

Я никогда и ни при каких обстоятельствах не позволю себе выходить из общепринятых норм человеческой морали, которые только и должны лежать в основе педагогических отношений.

Я педагог, а это значит:

Я добровольно отказываюсь от позиции превосходства, желания упрекать, поучать, вторгаться в душу ребенка и принуждать его к откровенности.

Я педагог, а это значит:

Я клянусь, что буду терпеливо ждать, когда ребенок настолько уважительно будет относиться ко мне, что сам раскроется и захочет поведать мне тайны своих переживаний и проблем.

Я педагог, а это значит:

Клянусь признавать свои ошибки,

Клянусь крепить союз с родителями моих учеников,

Клянусь радоваться каждому детскому успеху.

Я педагог, а это значит:

Клянусь помнить:

Что оценка – это инструмент диагностики и стимулирования,

А не способ унижения, издевательства и холодной констатации.

Я педагог, а это значит:

Я буду всегда помнить, что учитель – это должность, состояние, потребность, образ жизни.

Учитель, вот судьба моя, и ей я благодарен (-а), что выбрав в жизни путь, я по нему уверенно пойду, неся ребятам знанья (счастье).

Плотоненко Татьяна Валерьевна и

Каланчиди Анна Ивановна

Республика Алтай

_________________________________________

Клятва учителя

Мой ученик! Принимая тебя из заботливых родительских рук, клянусь:с доброй душой и открытым сердцем любить тебя и принимать таким, какой ты есть. Уважать твои интересы и потребности, беречь твое здоровье. Завоевать твое доверие, а значит, право учить и воспитывать, не подрывать этого доверия ни словом, ни поступком.

Научить тебя ценить свою уникальность и неповторимость других.

Научить не останавливаться в познании нового, максимально раскрыть твои творческие возможности, черпать силы для каждодневного вдохновения в твоих заинтересованных, пытливых глазах.

Встать рядом или впереди, подставить плечо, когда тебе трудно.

Гордиться тобой, когда ты успешен, поддержать, когда совершишь промах.

Не оставлять без внимания любой твой вопрос.

Научить честно выигрывать и достойно проигрывать, с честью проходить испытания успехом и бедой.

Относиться к твоим шалостям и лености с пониманием, добротой и требовательностью.

Приложить все усилия, чтобы не затухала искра твоей любознательности, оставалась незамутненной хрустальная чистота твоей доверчивой души.

Подарить умение радоваться шуму дождя и хороводу снежинок, теплу солнца и свету луны, жемчужинам звезд и аромату цветов.

Быть личностью, интеллектуалом, профессионалом.

Сотрудничать с твоими родителями.

Признавать свои ошибки, не повторять их.

Быть учителем, которого ждут.

Отдавать всего себя целиком и ничего не требовать взамен.

Клянусь!

Клянусь!

Клянусь!

_________________________________________

Я,______________________, удостаиваясь высокого звания российского Учителя, беру на себя перед обществом обязательства, которые обещаю исполнять добросовестно и по мере моих сил и способностей.

Я клянусь:

- направить все свои усилия на развитие ума и душ моих учеников; сделать так, чтобы высокие идеалы Науки, Свободы и Нравственности стали их внутренними принципами, их потребностью и убеждением;

- быть для моих учеников примером Чистоты и в больших, и малых делах; строить отношения с ними на взаимном уважении и сотрудничестве;

- поддерживать добрые отношения с родителями моих учеников, добиваться того, чтобы воспитание и обучение в семье и школе стали единым делом всех взрослых, заботящихся о своих детях;

- быть истинным патриотом своей школы (гимназии), уважать и ценить своих коллег и их труд; воспитывать в моих учениках такое же уважение и патриотизм; и пусть благодаря моим усилиям станут они, мои ученики, достойными гражданами великой страны - России!

Созинова Оксана Дмитриевна,

Пермская область

_________________________________________

Клятва учителя

Ещё пустынен класс, но, как во сне,

Иду меж парт, начало осязая,

И вдруг слова на ум приходят мне :

- Вот здесь мой дом, я чувствую, я знаю!

Покуда будет мел держать рука,

И полон ум идей и начинаний,

Клянусь, что не сомкнутся берега

Реки, что мы зовём потоком знаний.

Разрушив вмиг неведенья покой,

Открыв окно ребёнку в мир огромный,

Клянусь светить другим, горя свечой,

Без колебаний, полно, мощно, ровно.

Пока глядят с портретов на меня

Отцы наук, профессии примеры,

Клянусь, что я не проживу ни дня

Без силы духа, без любви и веры.

Клянусь, что я не причиню вреда

Ни росчерком пера, ни ручки взмахом,

Клянусь, я ни за что и никогда

Не уступлю сомнениям и страхам.

И встретив взгляд наивных детских глаз,

Который просит, требует ответа,

Клянусь, что день за днём, за разом раз

Я буду открывать ему секреты.

И взглядом обводя притихший класс,

На доску глядя всё ещё пустую,

Я ощущаю первый школьный час,

Я праздную победу, я ликую!

Всех клятв не перечислить и не счесть,

Но если есть Господь на свете белом,

Моя педагогическая честь

Все клятвы подтвердит трудом и делом.

Трошин Андрей Сергеевич

Иркутская область

_________________________________________

Клятва учителя

В ряды учительства вступая,

В своей профессии призвание найдя,

Торжественно я обещаю

Учить, мне вверенных детей, любя.

Клянусь быть детям другом верным,

Личность Ребёнка уважать,

Найти богатство в душах непременно,

Способности Ребёнка развивать.

Клянусь любимчиков себе не заводить

И двоечников в классе не позорить,

Доверием ребенка дорожить,

Быть рядом с ним и в радости, и в горе.

Клянусь терпеньем запастись,

Не ожидая результатов скоро,

С уроков скуку и уныние исключить,

И пусть глаза пылают молодым задором.

Клянусь примером для ребёнка стать,

И постараюсь оптимистом оставаться,

Мы вместе будем счастье ковать

И изменить жизнь к лучшему стараться.

Урманова Оксана Александровна,

учитель английского языка МОУ «Средняя школа № 14

с углубленным изучением английского языка» города Рязани.

_________________________________________

Клятва учителя

Сегодня Россия переживает сложный переходный период своего развития, который породил множество проблем - экономических, политических, социальных. Возможно, глубинные корни этих проблем лежат в сфере духа и сознания, то есть культуры и нравственности.

Способно ли общество возродить сегодня национальное богатство, и хозяйственное, и духовное? Да, и у истоков этого возрождения стоит Учитель, ибо он носитель общественных знаний и ценностей!

Система ценностей, принятая педагогом, определяет его личностно- профессиональную позицию и проявляется в определенных установках в отношении к миру, самому себе, процессу обучения, ребенку:

• Быть Учителем, значит быть личностью, обладающей духовным высоконравственным стержнем, личностью, верующей в возможность достижения высших жизненных целей, личностью, осуществляющей важнейшую миссию - передача культурного опыта, накопленного поколениями.

• Быть Учителем, значит быть профессионалом. Постоянно стремиться к саморазвитию и самосовершенствованию, выстраивая для себя пространство личностного роста. Ибо тот, кто не учиться сам, не может развить вкус к учению у другого.

• Быть Учителем, значит уважать в ребенке Человека, ибо Человек - высшая ценность любого общества. Видеть в ученике самоценную и уникальную личность, безусловно принимая его по человеческой сущности.

• Быть Учителем, чтобы способствовать духовному восхождению ребенка, формируя иерархии ценностей, целей, смыслов, в которой приоритетными являются те, что определяют высший уровень духовного освоения человеком мира

• Быть Учителем, чтобы обеспечивать индивидуальное развитие и творческую самореализацию ребенка в процессе освоения новых видов деятельности на основе и с учетом его личных целей.

• Быть Учителем, чтобы формировать открытое, свободное, системное мышление, обеспечивающее единство знаний, ценностей и способности человека действовать.

• Быть Учителем, чтобы воспитывать «гражданина мира», открытого для диалога культур, характеризующегося толерантностью сознания и способностью к коммуникации.

• Быть Учителем, чтобы употреблять любое педагогическое воздействие только во имя и только во благо ученика

• Быть Учителем…

Позволим себе оставить этот текст не оконченным, а значит открытым для расширения и уточнения.

Фесенко Татьяна Юрьевна,

учитель географии гимназии №2

г. Южно-Сахалинска Сахалинской области

_________________________________________

Клятва учителя

Я, Ф.И.О., вступив сегодня на путь учительства, перед своими коллегами, перед будущим России даю клятву.

Клянусь быть влюблённым в своё дело.

Клянусь входить в класс с душой, дарить себя детям.

Клянусь не навредить ребёнку, быть ему другом и опорой.

Клянусь учить ребёнка не только своему предмету, но и доброте, любви, пониманию, человеколюбию.

Клянусь совершенствовать свой профессионализм.

Клянусь не смотреть на коллег сверху вниз, а делиться с ними своим опытом, учиться у них мастерству.

Клянусь видеть в родителях своих учеников единомышленников.

Клянусь замечать, поощрять, поддерживать малейший успех моих учеников.

Клянусь не жалеть знаний, сил, опыта, чтобы «зажечь ребячьи души».

Клянусь быть терпимым, сдержанным, мудрым.

Если я нарушу данную мною клятву, то это значит, что я не достоин носить высокое звание УЧИТЕЛЬ.( тогда стоит задуматься над этим и сменить профессию)

Четвертакова Людмила Николаевна,

г. Томск

_________________________________________

Клятва учителя.

«Учитель! Имя твое свято…» Старо как мир… и … верно. Ведь учителей (по крайней мере, ученики) не считают за обыкновенных людей.

Студенткой я выписала из книги Н.Никонова «Подснежники» такие слова: «Учитель – человек особый, ему ничего не прощают, за ним следят строго, судят беспощадно, оправдания не принимаются во внимание. Он должен быть всевидящим, всезнающим, всеблагим и всесвятым.

Плохо, если ты не всевидящий: ты не чувствуешь тогда, как на тебя смотрят, подмечают, во что ты одета сегодня, и завтра, и вчера, и как причесана, и даже как сидят на ногах туфли; не видишь, какой отклик имеют твои слова на лицах Любы, Володи, Пети и Тамары. А как надо уметь это видеть! Иногда жалеешь, что глаза всего два. Учителю надо видеть и спиной.

Худо, если ты не всезнающий: тебя раскусят с первого же урока, поймут все твои слабости, и твой страх, и твое незнание и первый же вопрос тебе зададут как раз о том, о чем у тебя самое смутное представление.

Нехорошо, если ты не добр и не находишь слова привета самому отчаянному хулигану и самому запущенному лодырю – хулиганы и лодыри больше всего боятся доброты.

А если имеется все в наличии, ты и будешь таким – всесвятым.»

Но будешь ли? Сможешь ли? Должен? И надо ли? Учитель – обыкновенный человек, подверженный человеческим слабостям. И его преследуют семь смертных грехов, только прибавляются к ним и «грехи» профессиональные: предвзятость, неискренность, косность. Если несешь в себе хоть один из них, путь в школу закрыт. Дети могут простить все кроме равнодушия и незнания.

Как же стать всевидящим и всезнающим? У каждого учителя есть свои заповеди. Есть они и у меня.

Не навреди.

Не оттолкни.

Не пренебрегай.

Не забывай.

Не лукавь

Не останавливайся.

Не ожесточайся.

Не бойся ошибиться, бойся не исправить ошибку.

Не отчаивайся. Если тебе трудно, помни: скоро Последний звонок. И будь уверен в том, что наступит 1 сентября.

С детства помню разговор героев фильма Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!», рассуждающих о том, чья ошибка страшнее: врача или учителя? Тут и спорить нечего. Ошибка врача калечит тело, а ошибка учителя – душу. А это страшнее… Немощь тела можно преодолеть силой духа. А вот слабость духовную не возместишь даже отменным здоровьем. Забота о душе ложится нелегким бременем на учителя. Он «лепит» человеческую душу, «творит» Человека.

Все мы знаем о существовании клятвы Гиппократа. Настала пора и нам, учителям, получая диплом о праве преподавания, давать клятву «всеблагости и всесвятости».

Предложу свой проект клятвы учителя.

Клянусь достойно носить звание УЧИТЕЛЬ.

Клянусь …

Уважать личность маленького человека.

Услышать и понять каждого.

Умножать свои знания и знания своих учеников.

Учить интересно, легко и весело.

Утверждать идеалы нравственности.

Убеждать в том, во что веришь сам.

Уметь радоваться любому успеху воспитанников.

Увлекать мечтой и воплощать мечты.

Успевать «все и всегда».

Убивать в себе уныние, пессимизм и неверие.

Утолять душу постоянной работой.

Клянусь помнить: УЧИТЕЛЬ – это Судьба, Призвание, Творчество и Поиск.

Шустрова Наталья Викторовна

учитель русского языка и литературы

МОУ средняя общеобразовательная

школа №1 г. Новосокольники


Архив
наши успехи
    Поздравляем команду школы "Дети солнца" с Дипломом за участие в игре на знание достопримечательностей города Великие Луки "Путешествие по улицам города Воинской Славы"!

    Благодарность получает Иванова Марина Анатольевна за активное участие в работе проекта для учителей "Инфоурок".

    Благодарность получает Иванова Марина Анатольевна за активную помощь в проведении олимпиад проекта "Инфоурок".

    Поздравляем Степанова Дмитрия с Дипломом 1 степени олимпиады "Весна - 2016" проекта "Инфоурок" по математике (7 класс).

    Поздравляем Минина Максима с Дипломом 1 степени олимпиады "Весна - 2016" проекта "Инфоурок" по математике (7 класс).

    Поздравляем Иванову Юлию с Дипломом 1 степени олимпиады "Весна - 2016" проекта "Инфоурок" по математике (7 класс).

    Поздравляем Вишнякова Илью с Дипломом 1 степени олимпиады "Весна - 2016" проекта "Инфоурок" по математике (7 класс).

Идея - Шулаев А.А.(ААШ) дизайн и программирование - рекламная группа "Арт М" Васильев В.В. (VVV), хостинг - ООО "Март-ТС"
При цитировании ссылка на ресурс обязательна.