Из опыта работы классного руководителя по вопросувзаимоотношения в ученическом коллективе
Классный руководитель: Суслова О.К.
Воспитание детей – рискованное дело, ибо в случае удачи последняя приобретена ценою большого труда и заботы, в случае же неудачи – горе не сравнимое ни с каким другим.
Демокрит
Воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющих собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.
Цель воспитания предполагает целостность воспитательной программы, ее мобильность, включающей в себя все сферы жизни учащегося, образ личности, способность производить свободный выбор деятельности, будь это учебная, художественная или трудовая, досуговая или научная.
Воспитательная работа ведется по 4 основным направлениям:
1. Ценности и нормы жизни школы;
2. Личность и творчество;
3. Образование и культура;
4. Взаимопонимание и общение.
Цель взаимопонимания и общения – сформировать у воспитанников коммуникативные навыки, умение понимать себя и других, познакомить их с основными правилами делового и бытового этикета. Все, что станет нормой сегодня в области общения, завтра явится непременным условием жизненного успеха.
Направление взаимодействия
Важным направлением в работе классного руководителя является работа по организации общения и взаимоотношений в системах «учитель – ученик», «ученик – ученик», «учитель – ученик – родители».
Целью педагога в организации этой работы является передача детям опыта (знаний, умений, навыков) социального общения людей (позитивного и негативного), опыта поколений. Классный руководитель помогает понять личностный сигнал общения, связанный с изучаемыми конкретными проблемами и жизнью в целом.
1. Всякое взаимодействие должно быть неформальным и должно демонстрировать личную заинтересованность взрослого и заинтересованность ребенка.
Это традиции класса, которые могут творить чудеса:
- дни именинника;
- классные огоньки к праздникам;
- новогоднее украшение класса своими руками;
- портфолио класса;
- запись благодарности в дневнике.
2. Взаимоотношения должны строиться на общечеловеческих ценностях:
- участие в концертах для дома престарелых;
- участие в КВН;
- участие в спортокиадах;
- участие в выставках «Сбережем зеленую ель», «Природа и фантазия» и т.д.
- экскурсии (Пушкинские горы, д. Карево, г. Псков и т.д.);
- походы однодневные или с 1, 2, 3 ночевками (Опухлики, Себеж, Жижица).
3. Взаимоотношения должны строиться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей личности:
- распределение поручений в классе с учетом личных способностей учащихся;
- анкета «Выявление лидера в коллективе»;
- тест «Роль темперамента в жизни человека»;
- классные часы по теме: «В жизни и общении - две стороны дороги»;
- организация походов;
- распределение обязанностей в походе с учетом физического состояния учащихся и личных склонностей к делам;
- проведение 15-минутки силами учащихся «О вреде курения», «СПИД – чума 21 века» и т.д.
- проведение классных часов, подготовленных силами учащихся по теме: «Умеете ли вы общаться?»
4. Индивидуальная работа с учащимися:
- тестирование «Посеешь привычку, пожнешь судьбу»;
- беседы по темам: «Я и коллектив», «Правила бытового этикета», «Верю ли я в себя».
5. Работа с родителями:
Родительские собрания по темам: «Микроклимат семьи и ее нравственные приоритеты», «Отцы и дети», «Особенности детской психики в подростковом возрасте».
Суслова О.К.