182100 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Гагарина д. 13, тел. (81153) 5-79-48, (81153) 3-40-70
МБОУ «Средняя школа №1»
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ВЕЛИКИЕ ЛУКИ
   МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА /  
15 января 2009

Тренировка внимания. Открытое занятие в 3а классе по курсу «Развитие познавательных способностей»

Тренировка внимания.

Логически – поисковые задания

Автор: Григорьева Галина Васильевна, учитель начальных классов. 2008г.

Оборудование:

1.Рабочие тетради

2.Простой карандаш, резинка

3.Цветные карандаши (красный, жёлтый, зелёный, синий)

4.Три кружка (красный, зелёный, синий)

5.Четыре карточки для проверки внимания (см. приложение к занятию)

Цели занятия:

1. Развитие мышления, различных видов памяти, тренировка внимания, умения концентрироваться при выполнении различных видов упражнений,

делать выводы, умение выделять главное, доказывать и опровергать.

2.Развитие глазомера, моторики, дыхательной сферы.

3. Воспитание системы нравственных межличностных отношений, умение

контролировать и оценивать свою работу.

План:

1. Разминка (2мин)

2. Мозговая гимнастика (3мин)

3. Тренировка внимания (14мин):

1) Игра «Внимание» - зрительное внимание

2) Вопросы-загадки – слуховое внимание

3) «Лабиринт» - концентрация внимания

4) «Фото» - концентрация внимания

4. «Весёлая переменка» (2мин)

5. Логически – поисковые задания ( 15 мин):

1) Пословицы

2) Слоговицы

3) Коррегирующая гимнастика для глаз

4) «Одна буква»

5) Антонимы

6. Развитие логики, способности рассуждать (3мин)

7. Подведение итога. Оценивание детьми своей работы (1мин)

Ход урока:

1. Разминка (2мин)

- Где живёт лягушка?

- Кто живёт в улье?

- Когда цветёт ландыш?

- Чем копают огород?

- Из чего делают растительное масло?

- Какой герой сказки от многих ушёл, а накормил лису?

- Что за самоуверенный толстячёк жил на крыше?

- Это маленькие кони, а зовут их просто…

- Сколько ног, хвостов и рогов у коровы?

- Какое число какого месяца является последним днём года?

2. Мозговая гимнастика (3мин):

1) Качания головой (упражнение стимулирует мыслительные процессы)

Дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперёд. Позвольте

голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи

дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи (30сек)

2) «Ленивые восьмёрки» (упражнение активизирует структуры мозга,

обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания):

нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмёрки» по 3 раза каждой рукой, а затем обеими руками.

3) « Шапка для размышлений» (улучшает внимание, ясность восприятия речь): «наденьте шапку», то есть мягко заверните уши от верхней точки три раза.

4) Моргания (полезно при всех видах нарушения зрения): моргайте на каждый

вдох и выдох

5)«Вижу палец»: указательный палец правой руки держать перед носом

на расстоянии 25-30см, смотреть на палец в течение 4-5 сек, затем закрыть ладонью левой руки левый глаз на 4-5 сек, смотреть на палец

правым глазом, затем открыть левый глаз и смотреть на палец двумя глазами. Проделать то же, но закрыть правый глаз. Повторить 4-6 раз.

3.Тренировка внимания (14 мин):

1) Игра «Внимание». В течение 20 секунд дети рассматривают каждую из

4 предложенных рисунков, затем воспроизводят их в квадратах .

Работы проверяются.

2) Вопросы-загадки. Воспринимая на слух вопросы-загадки, отгадайте их

и запишите в строчку первые буквы слов-отгадок. Если вы всё сделаете

правильно, то из полученных 16 букв у вас получится 3 слова.

*Серебристых рыбок стайка промелькнула, а за ними мчится хищная…

(акула)

*Пчелиная стая называется… (рой)

*А водитель спозаранку крутит круглую… (баранку)

*Кто шагает с сумкой книг утром в школу? (ученик)

*Что видно на небе только ночью? (звёзды)

*Какой это мастер на стёкла нанёс и листья, и травы, и заросли роз?

(мороз)

*С ели на страничку 33 сестрички (азбука, алфавит)

*Серый волк в густом лесу встретил рыжую… (лису)

*И не снег, и не лёд, а серебром деревья уберёт (иней)

*Пять ступенек – лесенка, на ступеньках – песенка (ноты)

*Где рыбам жить тепло, там стены – толстое стекло (аквариум)

*Не сеют, не сажают, а сами вырастают (волосы)

*Всех на свете обшивает, что сошьёт – не надевает (иголка)

*В руках у детворы от радости танцуют воздушные … (шары)

*Всю жизнь ходят в обгонку, а обогнать друг друга не могут (ноги)

*Всегда во рту, а не проглотишь (язык)

Ответы: арбуз, малина, вишня

-Как эти слова можно назвать одним словом ? (Ягоды)

3) «Лабиринт». Правильно пройдя по лабиринту, дети прочитают слова:

ученик, молоко

4) «Фото». Внимательно рассмотрев рисунки, надо найти 7 ошибок.

4. «Весёлая переменка» (2мин)

Левой рукой как бы забивать гвоздь молотком, а правой гладить что-то

утюгом.

5. Логически – поисковые задания (15 мин):

1) Пословицы. Подобрать к началу пословицы её окончание.

Не спеши языком - от того и наберёшься.

Сам пропадай - надо мало спать.

С кем поведёшься - торопись делом.

Труд человека корми, так и не будет скуки.

Глаза страшатся, а лень портит.

Хочешь много знать - а товарища выручай.

По одёжке встречают, а руки делают.

Грамоте учиться - а человек умением.

Не сиди сложа руки - а по уму провожают.

Птица красна пением, люби и саночки возить.

Семь раз отмерь - всегда пригодится.

Любишь кататься - один раз отрежь.

2) «Слоговица». В слоговице каждая цифра обозначает какой-нибудь слог

одинаковые цифры – одинаковые слоги). Из этих слогов и состоят слова.

Ответы: бульдозер, зерно, домино, миноносец .

3) Коррегигующая гимнастика для глаз:«Палец двоится» (облегчает зрительную работу на близком расстоянии). Вытянуть руку вперёд, смотреть на кончик пальца вытянутой руки, расположенной по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз до тех пор, пока палец не начнёт двоиться. (6-8 раз)

«Зоркие глазки»: глазами нарисовать 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.

«Стрельба глазами»: двигайте глазами из стороны в сторону, смотря как можно дальше влево, затем вправо, затем вверх и вниз. (5-6раз, не спеша).

«Письмо носом» (снижает напряжение в области глаз): закройте глаза. Используя нос, «напишите» в воздухе слово «радость». Глаза при этом мягко

прикрыты.

4) «Одна буква». Изменить только одну букву в каждом слове, чтобы

получилось новое слово. Только одно условие: новое слово должно быть

названием какого-нибудь животного. Воск-волк, лес-лев, гол-вол, щит-кит, лист-лиса, роза-коза, корона-корова, горка-норка, ось-оса, сода-сова).

5) Антонимы. К данным словам подобрать антонимы. Обратите внимание на значение слова. Тихая улица – оживлённая. Тихий голос – громкий. Прямые волосы – кудрявые. Прямая палка – кривая. Старый сад – молодой. Старая квартира – новая. Добрый совет – плохой. Добрый человек – злой. Открытое окно – закрытое. Открытый человек – замкнутый. Открытая вражда – тайная.

6. Логическая задача на развитие способности рассуждать (3мин).

Миша, Гена и Серёжа лепили из пластилина: один – кошку, другой – слона, третий – собаку. Кто что лепил, если Гена не лепил слона, Серёжа не лепил слона и собаку? Ответ: Серёжа – кошку, Гена – собаку, Миша –слона.

7.Минута смеха. Чтение стихотворения «Тонкая работа».

- Ура! Из пластилина

Я вылепил кота.

- Прекрасно! Молодчина!

Какая красота!

Как правильно! Как тонко! –

Хвалил меня отец.

- Какого поросёнка

Слепил ты! Молодец!

8.Подведение итога.

Вот и закончилось наше занятие. ( В рабочих тетрадях на каждой странице помещены флажки). Вы можете взять цветные карандаши и раскрасить флажки цветом, соответствующим вашему настроению. Если вы довольны своей работой, вам было интересно - красный цвет ваш. Если вам было трудно – раскрасьте флажок жёлтым. Не понравилось, настроение испортилось – синий цвет.

Литература:

1. Айзенк Г.Ю. Проверьте свои способности. – М: 1992.

2. Боровикова Е.П., Голиков В.Д., Егорова Л.Н. Познавательные процессы личности и методика их развития. Методические рекомендации/ Под ред. Е.Н. Степанова.- Псков: ПОИПКРО, 1994.

3. Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. Практикум психологов и логопедов.- : «Издательство Гном и Д», 2000.

4. Холодова О. Юным умникам и умницам. Задания по развитию познавательных способностей. Методическое пособие. Курс «РПС».- 3-е издание, перераб.- Росткнига, 2007.

5. Холодова О. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей: Рабочие тетради: в 2-х частях, 5-е изд., перераб. – М.: Росткнига, 2008.


Архив
наши успехи
    Поздравляем ! ! ! Команду школы с I местом в легкоатлетической эстафете, посвящённой 71-ой годовщине Победы в ВОВ !!!

    Поздравляем ! ! ! Команду школы со II местом в городском весеннем кроссе!!!

    ПОЗДРАВЛЯЕМ Бакис Викторию (10 класс) с успешным выступлением на X открытой юношеской научно-практической конференции «Будущее сильной России – в высоких технологиях» город Санкт- Петербург. Руководитель Кудрявцева Надежда Анатольевна.

    Поздравляем Полякову Анастасию (10 класс), занявшую II место на секционном заседании 52-й международной научной студенческой конференции «Студенческая наука в XXI веке: проблемы и перспективы». Руководитель Кораблева Ольга Анатольевна.

    Поздравляем Васильеву Дарью (10 класс) с победой в областном конкурсе творческих и исследовательских работ студентов и школьников «Долг, честь и верность: по страницам «Капитанской дочки».

    Поздравляем Крюкову Полину, обучающуюся 10 класса, с выходом в финал в Кубке среди обучающихся по «Спортивной Своей игре» (тренер Рыбкина О.Н.). Дальнейших творческих побед!

    Поздравляем Григорьева Михаила (5а класс) с III местом среди юношей 2005-2006 г.р. в весовой категории до 41 кг в открытом первенстве города по самбо в честь 70-летия Марковского Геннадия Петровича Благодарим тренера Сергееву Ольгу Алексеевну!

Идея - Шулаев А.А.(ААШ) дизайн и программирование - рекламная группа "Арт М" Васильев В.В. (VVV), хостинг - ООО "Март-ТС"
При цитировании ссылка на ресурс обязательна.