Тренировка внимания.Логически – поисковые задания
Автор: Григорьева Галина Васильевна, учитель начальных классов. 2008г.
Оборудование:
1.Рабочие тетради
2.Простой карандаш, резинка
3.Цветные карандаши (красный, жёлтый, зелёный, синий)
4.Три кружка (красный, зелёный, синий)
5.Четыре карточки для проверки внимания (см. приложение к занятию)
Цели занятия:
1. Развитие мышления, различных видов памяти, тренировка внимания, умения концентрироваться при выполнении различных видов упражнений,
делать выводы, умение выделять главное, доказывать и опровергать.
2.Развитие глазомера, моторики, дыхательной сферы.
3. Воспитание системы нравственных межличностных отношений, умение
контролировать и оценивать свою работу.
План:
1. Разминка (2мин)
2. Мозговая гимнастика (3мин)
3. Тренировка внимания (14мин):
1) Игра «Внимание» - зрительное внимание
2) Вопросы-загадки – слуховое внимание
3) «Лабиринт» - концентрация внимания
4) «Фото» - концентрация внимания
4. «Весёлая переменка» (2мин)
5. Логически – поисковые задания ( 15 мин):
1) Пословицы
2) Слоговицы
3) Коррегирующая гимнастика для глаз
4) «Одна буква»
5) Антонимы
6. Развитие логики, способности рассуждать (3мин)
7. Подведение итога. Оценивание детьми своей работы (1мин)
Ход урока:
1. Разминка (2мин)
- Где живёт лягушка?
- Кто живёт в улье?
- Когда цветёт ландыш?
- Чем копают огород?
- Из чего делают растительное масло?
- Какой герой сказки от многих ушёл, а накормил лису?
- Что за самоуверенный толстячёк жил на крыше?
- Это маленькие кони, а зовут их просто…
- Сколько ног, хвостов и рогов у коровы?
- Какое число какого месяца является последним днём года?
2. Мозговая гимнастика (3мин):
1) Качания головой (упражнение стимулирует мыслительные процессы)
Дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперёд. Позвольте
голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи
дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи (30сек)
2) «Ленивые восьмёрки» (упражнение активизирует структуры мозга,
обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания):
нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмёрки» по 3 раза каждой рукой, а затем обеими руками.
3) « Шапка для размышлений» (улучшает внимание, ясность восприятия речь): «наденьте шапку», то есть мягко заверните уши от верхней точки три раза.
4) Моргания (полезно при всех видах нарушения зрения): моргайте на каждый
вдох и выдох
5)«Вижу палец»: указательный палец правой руки держать перед носом
на расстоянии 25-30см, смотреть на палец в течение 4-5 сек, затем закрыть ладонью левой руки левый глаз на 4-5 сек, смотреть на палец
правым глазом, затем открыть левый глаз и смотреть на палец двумя глазами. Проделать то же, но закрыть правый глаз. Повторить 4-6 раз.
3.Тренировка внимания (14 мин):
1) Игра «Внимание». В течение 20 секунд дети рассматривают каждую из
4 предложенных рисунков, затем воспроизводят их в квадратах .
Работы проверяются.
2) Вопросы-загадки. Воспринимая на слух вопросы-загадки, отгадайте их
и запишите в строчку первые буквы слов-отгадок. Если вы всё сделаете
правильно, то из полученных 16 букв у вас получится 3 слова.
*Серебристых рыбок стайка промелькнула, а за ними мчится хищная…
(акула)
*Пчелиная стая называется… (рой)
*А водитель спозаранку крутит круглую… (баранку)
*Кто шагает с сумкой книг утром в школу? (ученик)
*Что видно на небе только ночью? (звёзды)
*Какой это мастер на стёкла нанёс и листья, и травы, и заросли роз?
(мороз)
*С ели на страничку 33 сестрички (азбука, алфавит)
*Серый волк в густом лесу встретил рыжую… (лису)
*И не снег, и не лёд, а серебром деревья уберёт (иней)
*Пять ступенек – лесенка, на ступеньках – песенка (ноты)
*Где рыбам жить тепло, там стены – толстое стекло (аквариум)
*Не сеют, не сажают, а сами вырастают (волосы)
*Всех на свете обшивает, что сошьёт – не надевает (иголка)
*В руках у детворы от радости танцуют воздушные … (шары)
*Всю жизнь ходят в обгонку, а обогнать друг друга не могут (ноги)
*Всегда во рту, а не проглотишь (язык)
Ответы: арбуз, малина, вишня
-Как эти слова можно назвать одним словом ? (Ягоды)
3) «Лабиринт». Правильно пройдя по лабиринту, дети прочитают слова:
ученик, молоко
4) «Фото». Внимательно рассмотрев рисунки, надо найти 7 ошибок.
4. «Весёлая переменка» (2мин)
Левой рукой как бы забивать гвоздь молотком, а правой гладить что-то
утюгом.
5. Логически – поисковые задания (15 мин):
1) Пословицы. Подобрать к началу пословицы её окончание.
Не спеши языком - от того и наберёшься.
Сам пропадай - надо мало спать.
С кем поведёшься - торопись делом.
Труд человека корми, так и не будет скуки.
Глаза страшатся, а лень портит.
Хочешь много знать - а товарища выручай.
По одёжке встречают, а руки делают.
Грамоте учиться - а человек умением.
Не сиди сложа руки - а по уму провожают.
Птица красна пением, люби и саночки возить.
Семь раз отмерь - всегда пригодится.
Любишь кататься - один раз отрежь.
2) «Слоговица». В слоговице каждая цифра обозначает какой-нибудь слог
одинаковые цифры – одинаковые слоги). Из этих слогов и состоят слова.
Ответы: бульдозер, зерно, домино, миноносец .
3) Коррегигующая гимнастика для глаз:«Палец двоится» (облегчает зрительную работу на близком расстоянии). Вытянуть руку вперёд, смотреть на кончик пальца вытянутой руки, расположенной по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз до тех пор, пока палец не начнёт двоиться. (6-8 раз)
«Зоркие глазки»: глазами нарисовать 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.
«Стрельба глазами»: двигайте глазами из стороны в сторону, смотря как можно дальше влево, затем вправо, затем вверх и вниз. (5-6раз, не спеша).
«Письмо носом» (снижает напряжение в области глаз): закройте глаза. Используя нос, «напишите» в воздухе слово «радость». Глаза при этом мягко
прикрыты.
4) «Одна буква». Изменить только одну букву в каждом слове, чтобы
получилось новое слово. Только одно условие: новое слово должно быть
названием какого-нибудь животного. Воск-волк, лес-лев, гол-вол, щит-кит, лист-лиса, роза-коза, корона-корова, горка-норка, ось-оса, сода-сова).
5) Антонимы. К данным словам подобрать антонимы. Обратите внимание на значение слова. Тихая улица – оживлённая. Тихий голос – громкий. Прямые волосы – кудрявые. Прямая палка – кривая. Старый сад – молодой. Старая квартира – новая. Добрый совет – плохой. Добрый человек – злой. Открытое окно – закрытое. Открытый человек – замкнутый. Открытая вражда – тайная.
6. Логическая задача на развитие способности рассуждать (3мин).
Миша, Гена и Серёжа лепили из пластилина: один – кошку, другой – слона, третий – собаку. Кто что лепил, если Гена не лепил слона, Серёжа не лепил слона и собаку? Ответ: Серёжа – кошку, Гена – собаку, Миша –слона.
7.Минута смеха. Чтение стихотворения «Тонкая работа».
- Ура! Из пластилина
Я вылепил кота.
- Прекрасно! Молодчина!
Какая красота!
Как правильно! Как тонко! –
Хвалил меня отец.
- Какого поросёнка
Слепил ты! Молодец!
8.Подведение итога.
Вот и закончилось наше занятие. ( В рабочих тетрадях на каждой странице помещены флажки). Вы можете взять цветные карандаши и раскрасить флажки цветом, соответствующим вашему настроению. Если вы довольны своей работой, вам было интересно - красный цвет ваш. Если вам было трудно – раскрасьте флажок жёлтым. Не понравилось, настроение испортилось – синий цвет.
Литература:
1. Айзенк Г.Ю. Проверьте свои способности. – М: 1992.
2. Боровикова Е.П., Голиков В.Д., Егорова Л.Н. Познавательные процессы личности и методика их развития. Методические рекомендации/ Под ред. Е.Н. Степанова.- Псков: ПОИПКРО, 1994.
3. Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. Практикум психологов и логопедов.- : «Издательство Гном и Д», 2000.
4. Холодова О. Юным умникам и умницам. Задания по развитию познавательных способностей. Методическое пособие. Курс «РПС».- 3-е издание, перераб.- Росткнига, 2007.
5. Холодова О. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей: Рабочие тетради: в 2-х частях, 5-е изд., перераб. – М.: Росткнига, 2008.