Положение о Центре социально-педагогического и психолого-логопедического сопровождения МОУ «Лицей №10»Актуальность создания Центра «Сопровождение» обусловлена насущной потребностью в решении проблемы защиты прав детства в соответствии с Конвенцией по правам ребенка, Законами РФ «Об образовании», «О дополнительных мерах по охране материнства и детства», законом Псковской области «О правах ребенка» и СанПиНов России.
В современных условиях функционирования учреждения образования проявляются ситуации, когда учащийся оказывается не в состоянии разрешить свои проблемы без ущерба для собственного развития и здоровья; когда выявляется родительская некомпетентность и несостоятельность; у педагогов недостает специальных психологических и медицинских знаний.
В штатном расписании МОУ «Лицей №10» есть сотрудники, чьи функциональные обязанности связаны с решением названных проблем ( психолог, социальный педагог, фельдшер, педагог дополнительного образования, выполняющий функции логопеда). Объединение этих педагогических работников в единую отдельную структуру общеобразовательного учреждения, Центр «Сопровождение», позволит качественно изменить содержание социального, педагогического и психологического сопровождения учащихся в лицее.
I. Цели и задачи Центра «Сопровождение».
Термин «сопровождение» понимается нами как процесс, как целостная деятельность социального педагога, психолога и логопеда, в рамках которого могут быть выделены три обязательных взаимосвязанных компонента:
• Мониторинг физического и психического развития учащегося лицея.
Со дня зачисления ребенка в общеобразовательное учреждение лицей ответственно и конфиденциально собирает и систематизирует информацию о состоянии здоровья, различных сторонах психической жизни и динамики развития учащегося. Эта работа начинается в 1 классе и продолжается в 3-4,7,9,10,11 классах. Работники Центра имеют четкие представления о том, что именно они должны знать о ребенке, на каких этапах обучения диагностическое вмешательство действительно необходимо и какими минимальными средствами оно может быть осуществлено. Лицей учитывает и то, что в процессе сбора и использования психолого-педагогической информации возникают этические и правовые вопросы. Поэтому необходимые аспекты мониторинга согласовываются с родителями и классным руководителем учащихся, а работники Центра несут правовую ответственность в соответствии со своими функциональными обязанностями.
• Создание социально-психологических условий для социализации личности.
Используя методы диагностики, лицей формирует коллективы учащихся в соответствии с утвержденной Советом общеобразовательного учреждения структурой МОУ Лицей №10:
1 ступень лицея:
классы общеобразовательные по программе «Гармония» (1-4);
классы ВСО на основе методики Л.В. Занкова (1-4);
классы кадетского профиля (1-4);
2 ступень лицея:
классы общеобразовательные;
классы пролицейские (6-7);
классы лицейские (8-9);
3 ступень лицея:
лицейские классы
Учебно-воспитательный процесс в лицее построен по гибким схемам, может изменяться и трансформироваться в зависимости от физических и психологических особенностей тех детей, которые обучаются в МОУ Лицей №10.
• Создание специальных реабилитационных условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы с усвоением учебного материала, социально принятых форм поведения, проблемы в общении с взрослыми и сверстниками, физическом и психологическом самочувствии.
В соответствии с этими основными компонентами Центр «Сопровождения» формирует необходимое содержание и разрабатывает наиболее эффективные формы работы.
II. Основные направления деятельности Центра «Сопровождение».
1. Просветительская и профилактическая работа среди учащихся и их родителей, педагогов лицея.
2. Коррекционно-развивающая работа среди учащихся лицея.
3. Консультационная деятельность.
4. Исследовательская работа.
III. Области и содержание деятельности Центра «Сопровождение».
1. Социально-педагогическое сопровождение:
охрана прав ребенка;
социальная поддержка ребенка;
профилактика правонарушений среди учащихся;
координация действий с различными заинтересованными учреждениями
2. Валеологическое сопровождение:
выявление уровня здоровья учащихся и проведение коррекционных мероприятий;
формирование здорового образа жизни;
логопедические занятия.
3. Психологическое сопровождение:
осуществление психологической диагностики личности учащихся;
проведение реабилитационных мероприятий, направленных на поддержку психического здоровья и развития личности учащихся лицея;
реализация развивающих и психо-коррекционных программ с учетом индивидуальных особенностей учащихся лицея;
профориентационная работа среди учащихся лицея.