Основы православной культуры и этики Тема урока: Учеба – наш главный труд. Трудолюбие отрока Варфоломея (из жития преподобного Сергея Радонежского).
Цели: познакомить с житием Сергея Радонежского, воспитывать любовь к труду, к учению, развивать речь учащихся, их стремление к знаниям, приобщать к богатству духовной культуры.
Оборудование: репродукция картины Богданова-Бельского «У дверей школы», на доске написаны пословицы: «Корень учения горек, а плод его сладок», «Не стыдно не знать, стыдно не учиться». Духовная мудрость. «Истинная мудрость состоит не в усвоении знаний, а в применении их во благо». Святая царица-мученица Александра Федоровна Романова, иконы преподобного Сергея Радонежского, Иоанна Кронштадского, Ефросиньи Полоцкой.
Ход урока
1. Колокольный звон.
Колокольный звон зовет православных христиан в храм, а нам напоминает о том, что у нас сегодня очередной урок по основам православной культуры и этике. Определить тему нашего разговора на уроке вам поможет рассказ, который я вам сейчас прочитаю. Называется он «Молись и трудись».
2. Чтение рассказа учителем.
Молись и трудись
Одна ленивая ученица спросила как-то у своей подруги, которая всегда знала задаваемые уроки:
- Как у тебя получается всегда знать урок?
- Я молю Бога, чтобы Он помог мне в учении.
- Хорошо, заметила ленивая, - я теперь тоже буду молиться.
На следующий день она пожаловалась своей прилежной подруге:
- Вчера я молилась, но сегодня опять не ответила урок.
- Да учила ли ты его? – спросила прилежная ученица.
- Нет не учила.
- Теперь я понимаю, почему ты ничего не ответила. Нужно, попросив у Бога помощи, самой потрудиться, потому что помощь Божья дается только трудящимся.
3. Беседа по прочитанному:
С каким вопросом обратилась ленивая ученица к своей подруге?
Какой ответ она получила?
Почему ленивая не ответила урок?
В каком случае человек получает Божью помощь?
4. О чем же у нас пойдет речь на уроке?
Сегодня мы поговорим с вами о том, как вы должны относиться к учебе. Ведь учеба – ваш главный труд. Требует она большого напряжения сил, прилежания, способности преодолевать трудности. Очень важно воспитывать в себе потребность учиться на совесть, добросовестно, тогда Господь благословит ваш труд и окажет вам помощь.
5. Ребята, а для чего нужно учиться?
Закончите предложение (написаны на доске):
Учиться необходимо, потому что…
Учиться, значит…
Народ сложил много пословиц об учении. Какие пословицы вы знаете?
А, сейчас, прочитайте пословицы, написанные на доске.
Дети читают: «Корень ученья горек, а плод его сладок», «Не стыдно не знать, стыдно не учиться». (Заслушиваются ответы детей).
6. А, теперь, я хочу пригласить вас в Музейный дом. Мы рассмотрим репродукцию картины художника Богданова-Бельского «У дверей школы».
7. Работа над картиной:
Что вы можете сказать о мальчике?
О чем говорят его вещи? Из какой семьи этот мальчик?
Как объяснить его появление на пороге школы?
Как вы думаете, чего больше всего хочется этому мальчику?
У мальчика нет красивой одежды, но у него есть огромное стремление к знаниям. Ему очень хочется учиться, поэтому он здесь, на пороге школы. У нас с вами есть все: и красивая одежда, и куча игрушек, и красивая школа, уютный класс, но вот с учебой что-то не получается. Как вы думаете, что же нам мешает учиться? (Говорят учащиеся). Какие средства помогают избавиться от лени?
Послушайте стихотворение «Лень». Прочтет его Корнышев Женя.
На меня напала лень.
Я борюсь с ней каждый день.
Лень, ребята, душу губит,
И ленивых бог не любит.
Я прогнал ее за дверь.
На душе теперь легко.
Только чувствую: злодейка
Вновь нашла ко мне лазейку.
Пусть терпение и труд,
В порошок ее сотрут!
8. Инсценировка по мотивам стихотворения Л. Модзалевского «Кончил дело – гуляй смело»
Рассказчик: За уроками давно
У окна дитя сидит
И давно уже в окно
Солнце мальчика манит.
Солнышко: Не довольно ли учиться?
Не пора ли порезвиться?
Рассказчик: А мальчик-то солнцу в ответ:
Мальчик: Нет, ясное солнышко, нет!
Сейчас мне прогулка не впрок, -
Дай прежде окончу урок!
Рассказчик: Мальчик пишет и читает,
А на ветке, за окном,
Птичка звонко распевает
И поет все об одном.
Птичка: Не довольно ли учиться?
Не пора ли порезвиться?
Рассказчик: А мальчик-то птичке в ответ:
Мальчик: Нет, милая пташечка, нет!
Сейчас мне прогулка не впрок, -
Дай прежде окончу урок!
Рассказчик: Мальчик все сидит за книгой
И в окно уж не глядит;
А ему давно из сада
Вишня красная твердит:
Вишня: Не довольно ли учиться?
Не пора ли порезвиться?
Рассказчик: А мальчик-то вишне в ответ:
Мальчик: Нет, милая вишенка, нет!
Сейчас мне прогулка не впрок, -
Дай прежде окончу урок!
Рассказчик: Кончил мальчик! Сделал дело!
Свой учебник положил,
Прыгнул в сад и крикнул смело:
Ну-ка, кто меня манил?
Все вместе: Ему солнышко смеется,
Ему пташечка поет,
Ему вишенка, краснея,
Свои ветки подает.
9. Вопросы:
Ребята, вам понравился герой этого стихотворения? почему? Хотелось бы вам иметь такого друга, как этот мальчик? Чему учит нас это стихотворение?
10. Давайте с вами вспомним, каких людей мы называем святыми? (заслушиваются ответы учеников).
Святыми мы называем тех людей, которые здесь на земле своей праведной жизнью угодили Богу. В детстве многие из них так же, как и все люди учились грамоте. Они старательно относились к учебе, не ленились, а еще учились жить, как настоящие христиане. А если у них что-то не получалось, они просили помощи у Бога.
11. А сейчас послушайте, как относились к учебе святые люди.
Сообщения учащихся об Иоанне Кронштадском и об Ефросинье Полоцкой (показать иконы святых).
Святая Ефросинья Полоцкая очень рано научилась читать. Отец был богатым князем, и в доме у них было много книг. Святая Ефросинья очень любила читать духовные книги. Когда она подросла, то стала монахиней, ее послушанием было переписывать книги, во время этой работы святая Ефросинья могла насыщаться премудростью из Божественных книг. Со временем святая Ефросинья Полоцкая основала женский монастырь и при нем открыла школу для девочек – одну из первых на Руси. В ней обучали грамоте и рукоделию.
Святой Иоанн Кронштадский. Когда ему было 6 лет, отец принес домой букварь и начал учить сына читать. Но мальчику плохо давалась грамота. Тогда он обратился к Богу, прося помочь ему. И молитва его была услышана: он смог научиться читать.
В 10 лет родители отправили маленького Иоанна в городское училище. В училище мальчик плохо понимал то, что говорил учитель и что было написано в учебниках, поэтому очень скоро оказался в самых последних учениках, и его даже хотели исключить из училища. Тогда Иоанн опять обратился за помощью к Богу, и все слова учителя стали ему понятны. Скоро Иоанн обогнал всех в своем классе, и как лучшего ученика его перевели в Духовную семинарию.
Вопросы:
- Как учились святые люди?
- Какие выводы для себя вы можете сделать?
12. Среди русских святых особое место занимает Сергей Радонежский. Православные христиане называют его заступником, защитником, великим молитвенником за Русь. Удивительную жизнь прожил этот святой. Сам святитель Алексий, митрополит Московский, пользовался советами преподобного и ихотел видеть его своим приемником. Великий князь Дмитрий (Донской) не раз посещал его, был им воодушевлен и благословлен на битву с татарами, в которой одержал победу на Куликовском поле.
За свою Богоугодную жизнь преподобный Сергий был удостоен видеть пречистую Богородицу с двумя апостолами Петром и Иоанном.
Преподобный Сергий Радонежский положил основание славной в истории России Троице – Сергиевой Лавре. Со всей Руси съезжаются сюда тысячи людей, просят здесь духовной помощи и поддержки, обращаются со своими бедами и скорбями к Святому Сергию. Преподобный Сергий – покровитель всех школьников. Ему молятся об успехах в учебе, и он помогает.
Послушайте сообщение о Святом Сергии Радонежском, который приготовили наши ребята, ваши товарищи.
Святой Сергий Радонежский родился в знатной боярской семье в 1319 году в селе Варницы, недалеко от города Ростова Великого. Его родители Кирилл и Мария, назвали сына Варфоломеем. Это имя в переводе с греческого означает «сын радости». Мать и отец и в самом деле не могли нарадоваться на своего сына. Варфоломей был скромный, тихий, пригожий и ласковый. Старался всем помочь. Любимым делом его была молитва.
Когда Варфоломею исполнилось 7 лет, его отдали учиться грамоте в школу. Тогда школы были при церкви и занимались с детьми священники. Вместе с Варфоломеем стал ходить и его старший брат Стефан. Стефан учился хорошо, а вот Варфоломею учеба никак не давалась. Мальчик очень старался, но ничего не выходило. Дети над ним посмеивались, а учителю иногда приходилось его наказывать. Много бессонных ночей провел Варфоломей в слезах и молитве. И Господь внял молитве, исходивший из глубины сердца маленького мальчика.
Однажды отец послал Варфоломея разыскать пропавших со двора жеребят. Они куда-то забежали и не могли найти дороги домой. Варфоломей долго ходил по полям и перелескам, кричал, звал жеребят, но их нигде не было видно.
Зато на берегу озера он неожиданно увидел сидящего под деревом старенького монаха с длинной белой бородкой. Тот ласково подозвал к себе мальчика. Варфоломей подошел и сел рядом. Они разговорились. Варфоломей расплакался и, сам не зная почему, сказал старику, что не может найти убежавших жеребят, а в школе ему не дается грамота.
Старец улыбнулся и погладил мальчика по голове, затем опустился на колени и стал молиться Богу. Глядя на него, встал на колени Варфоломей и стал молиться Богу. Помолившись, старец достал из-за пазухи кусочек церковного хлеба – просфоры – и дал мальчику.
И когда Варфоломей съел его, незнакомец сказал:
- Я дал тебе хлеб в знак того, что Господь любит тебя. Теперь ты будешь и читать, и писать гораздо лучше своих товарищей!
Варфоломей позвал старца к себе домой. Вместе они пришли к родителям мальчика. Оказалось, что жеребята сами нашли дорогу домой и давно уже стоят в конюшне.
Старца накормили и уложили отдыхать. А вечером, когда вся семья была уже в сборе, старец позвал мальчика, дал ему толстую книгу и велел читать. Сначала Варфоломей испугался, ведь он думал, что не умеет не читать, не писать. Потом он нерешительно взял книгу, раскрыл ее и, к своему изумлению и радости родителей, стал читать так хорошо и быстро, как никто из других учеников.
Наутро старец собрался уходить и, прощаясь с родителями Варфоломея, сказал, что их сын, когда вырастете, станет великим русским святым.
После встречи со старцем Варфоломей стал лучшим учеником в школе. Но по-прежнему он был тихим, очень скромным и добрым мальчиком и все свободное время проводил в церкви. Отец и мать чувствовали в сыне что-то особенное.
Когда Варфоломею исполнилось 15 лет, его родители переехали из Ростова Великого поближе к Москве, в село Радонеж. Юноша вел строгую праведную жизнь: постился, молился Богу, читал духовные книги.
Прошло время, Варфоломею исполнилось 23 года. Он стал монахом с именем Сергий. С этим именем он и вошел в историю как великий русский святой – Сергий из Радонежа, Сергей Радонежский.
Вопросы:
- Что вы узнали о жизни святого Сергия из данного рассказа?
- Почему Сергию Радонежскому молятся об успехах в учебе?
13. Главными качествами Сергия Радонежского были скромность, послушание, трудолюбие, любовь к Богу. Сергий Радонежский много молился. Мы тоже должны молиться, и не только тогда, когда нам трудно в каких-то обстоятельствах. У вас на партах лежит текст молитвы, которую нужно читать перед началом учения. В этой молитве мы просим Бога, чтобы послал он нам помощь в учении и силу Духа Святого, который помог бы нам, укрепил бы наш ум, волю, сердце, чтобы выросли мы преданными Богу, на утешение родителям, на помощь нашим ближним, на пользу Церкви и Отечеству.
14. Чтение молитвы учителем, затем вполголоса учащимися, выборочно.
15. Работа над незнакомыми словами.
Благодать – невидимая сила Духа Святого, которая помогает нам во всем добром и хорошем.
Ведущих нас к познанию блага – ведущих нас к познанию всего хорошего и доброго.
Внимати – внимать, т.е. слушать со вниманием.
Во еже – чтобы
Возросли – выросли
Дабы – чтобы
Дарствующего – дающего, дарящего.
16. Необходимо не только просить Господа о помощи в учении, но и благодарить его за эту помощь.
17. Чтение молитвы после учения (тексты на партах у каждого ученика).
В этой молитве мы сначала благодарим Бога за то, что он помогает нам в учении. Потом просим послать милость свою нашим родителям и учителям, которые дают нам возможность узнать все хорошее и полезное.
18. Итоги:
- Каким образом каждый из вас должен относиться к учебе? Как относились к учебе святые люди? Какой пример они подают нам?
Чтение с доски:
Духовная мудрость. «Истинная мудрость состоит не в усвоении знаний, а в применении их во благо». Святая царица-мученица Александра Федоровна Романова.
19. Показ отрывка из фильма о Троице – Сергиевой Лавре.
учитель начальных классов С.М. Калинина