Тема: «Воспитание гражданственности и патриотизма у школьников»
27 февраля 2015 г.
Цель:
- выявление проблем;
- пути и способы по национально-патриотическому воспитанию школьников.
Задачи:
- изучить сложившуюся в школе систему работы по данному направлению;
- выявить интересы и запросы детей и учесть их при планировании работы;
- обновить содержание и формы работы по гражданско- патриотическому воспитанию учащихся, учитывая возможности взаимодействия педагогов,
учащихся и родителей.
План проведения педагогического совета
I. 1. Вступительное слово «Актуальность темы педсовета, воспитание гражданственности и патриотизма у школьников»
Н.И.Фролова, заместитель директора по ВР
2. План празднования 70-летия Победы в Великой Отечественной войне в рамках работы школьного музея «Реликвии Великой Отечественной войны»
В.В.Орлов, руководитель музея
3. «Воспитание любви к Родине через краеведение»
М.В. Мацкевич, классный руководитель 2в класса
4. «Военно-патриотическое воспитание в работе школьной библиотеки»
А.А.Мишанова, педагог-библиотекарь
5. Итоги анкетирования учащихся 7-8 классов по гражданско-патриотическому воспитанию.
Л.Я.Дубкова, руководитель МО кл. руководителей
6. Вернисаж детского рисунка «Город, в котором я живу».
В.Е.Максимова, руководитель МО начальной школы
II. О проведении государственной итоговой аттестации в форме ГВЭ.
I.1. Слушали Н.И. Фролову, заместителя директора по воспитательной работе, со вступительным словом «Актуальность темы педсовета, воспитание гражданственности и патриотизма у школьников». Гражданско-патриотическое воспитание является одним из приоритетных направлений в воспитательной работешколы, длякоторого в школе имеются все условия: спортивный и тренажерный залы, спортивная площадка для тренировки, школьный музей «Реликвии Великой Отечественной войны» на базе которого действует кружок «Юные краеведы» под руководством В.В.Орлова, туризм и краеведение (руководитель Л.И.Сюртукова), «Гражданин России» (руководитель А.В.Фролов), имеется школьная библиотека, работают спортивные секции: волейбол, футбол, ОФП «Тренажерный зал» и одиннадцать кружков других направлений.
Традиционно проходят в школе мероприятия: «Веселые старты», «А ну-ка, парни», «Папа, мама, я – спортивная семья». Педагоги успешно решают вопросы обучения, воспитания школьников как граждан, патриотов своей Родины через уроки, внеклассные мероприятия.
Учащиеся кружка «Забота» (8 классы) поздравляют ветеранов микрорайона, участвуют в выставках рисунков, пишут сочинения. Регулярно проходят классные часы о символах России. На уроках истории, проводимых Т.Н.Кулаковой, рассказывается о героических страницах нашей России, раскрывается смысл такого понятия как «любовь к Родине», у юных граждан воспитывается чувство уважения, любви к своему Отечеству. Учащиеся встречаются с ветеранами Великой Отечественной войны, ветеранами боевых действий, с работниками горвоенкомата, возлагают цветы к воинским захоронениям. Учащиеся посетили аллею «Героев Славы» вместе с руководителем музея В.В.Орловым. Мальчики 10 классов участвуют в военных сборах. Учащиеся 7 классов участвуют в городской юнармейской игре «Настоящие мальчишки, настоящие девчонки». Ученик 8а класса Тихонов Валерий участвовал в городском конкурсе презентаций «Мой город», посвященный 70-летию Победы.
Учащиеся принимают участие в городском конкурсе рисунков и макетов памятного знака, посвященному 850-летию упоминания в летописи города Великие Луки.
Школа ежегодно принимает участие в Месячнике оборонно-массовой работы, команда школы участвует по пожарно-прикладному творчеству.
Благодаря этой работе школа получила номинацию «Патриотизм» в 2011 году в муниципальном смотре-конкурсе «Лидер» Великолукского образования.
Уроки гуманитарного цикла, факультатив «Основы православной культуры», организация бесед, дискуссий на нравственные и этические темы, тематические вечера повышают интерес учащихся к истории Отечества, способствуют воспитанию уважительного отношения к старшему поколению, любви к Родине. Чувству долга и патриотизма.
Огромная роль в воспитании гражданственности и патриотизма у школьников лежит на плечах классных руководителей, которые координируют деятельность детского коллектива и, организуя совместно с активом класса общешкольные мероприятия по данному направлению работы, знакомят учащихся с символикой России, Псковскогокрая, города Великие Луки, школы, проводят классные часы, уроки мужества, организуют встречи с ветеранами и военнослужащими, знакомят учащихся с памятниками культуры, заповедными уголками Псковского края.
2. Слушали В.В.Орлова, руководителя школьного музея «Реликвии Великой Отечественной войны». Важную роль по патриотическому воспитанию отводится школьному музею. Продолжается деятельность братства православных следопытов, были организованы экскурсии пешеходные, автобусные по городу. В 7-8 классах поведена викторина «Прошлое, настоящее, будущее города», просмотр видеофильма «Город Воинской славы» в 6-8 классах. Фонды музея пополнились 12-новыми экспонатами. К 72 годовщине освобождения города Великие Луки открыта мемориальная доска памяти Героя Советского Союза А.А.Дьяконова, традиционно проводится акция «Обелиск у дороги».
Проведены 2 операции «Каска на могилу героев», «Где шли парламентеры». Проводятся экскурсии для учащихся школ города. Школьный музей награжден Почетным знаком поисковиков, выданный Штабом поисковых отрядов г.Санкт-Петербурга. Имеет Почетные грамоты великолукского совета ветеранов и Управления образования.
Руководитель школьного музея В.В.Орлов в этом учебном году награжден 5 грамотами и медалью «55 лет Кургану Дружбы», Почетным знаком «80 лет великолукскому аэроклубу».
3. Слушали М.В.Мацкевич, классного руководителя 2в класса, которая поделилась опытом работы по воспитанию у школьников любви к Родине через краеведение. Первый год во 2в классе два часа в неделю проводятся уроки краеведения. На занятиях дети изучают историю родного края. Уроки краеведения напрямую связаны с патриотическим воспитанием учащихся. Теоретический курс ведет педагог дополнительного образования Богданова Алена Викторовна. Практические занятия проводятся совместно. Знакомство с родным городом началось с похода на крепостной вал в 1 классе. Совершили поездку в деревню Борки, где посетили литературно-художественный музей истории Великой Отечественной войны и Дом экологии. В этом учебном году учащиеся посетили краеведческий музей, выставку «Животные нашего края» и интерактивное занятие «Новый год из детства». Познакомились с биографией маршала Рокоссовского и возложили цветы к его бюсту. Регулярно посещают выставочный зал Центра эстетического воспитания, где познакомились с работами юной художницы великолучанки Алины Войтушко, с живописными полотнами художников нашего города и города Пскова. Посетили выставку, посвященному. Хранителю Пушкиногорья Гейченко.
В ноябре в городе проводилась заочная краеведческая викторина «Есть улицы центральные» в рамках конкурса «Моя малая Родина», среди обучающихся 2-5 классов. На конкурс поступило 114 индивидуальных работ. Ученик 2в класса Черников Герман занял 1 место среди обучающихся 1-4 классов.
НаIV общешкольной научно-исследовательской конференции «Первоцвет» Черников Герман выступил с проектом «Аэростаты в жизни города Великие Луки» Он занял 1-е место среди 1-2 классов. Проектным продуктом исследовательской работы стал макет аэростата, который отправили с описанием на городской конкурс памятных знаков к 850 летию города. Черников Герман представил защиту проекта на педсовете.
4. Слушали А.А.Мишанову, педагога-библиотекаря школы, которая рассказала о военно-патриотическом воспитании в работе школьной библиотеки. Главная задача, которая стоит перед школьным библиотекарем, -это через книгу привить любовь к своей Родине. Освобождение города очень важная дата в нашей истории. Анна Александровна проводит заочные экскурсии по памятным местам нашего города, литературное путешествие по страницам книг о Великой Отечественной войне в нашем городе. В феврале традиционно проходит час памяти о подвиге А.Матросова «И время застыло на той высоте». Был проведен классный час памяти 6-ой роте «Я еще не вернулся с войны».
На примерах жизни ярких личностей в истории Анна Александровна воспитывает у учащихся чувство гордости за великих людей России и желание быть похожими на них.
Анна Александровна порекомендовала использовать в работе книги: Воскобойников «Настя и Никита», М.И.Семевский о Великих Луках и Псковской губернии (серия «Великолукская книга»), Л.Скатова «Великие Луки- Город Воинской Славы», «Великолукский вестник» -Краеведческий альманах.
5. Слушали Л.Я.Дубкову, руководителя МО классных руководителей, которая проанализировала результаты анкетирования учащихся 7-8 классов по гражданско-патриотическому воспитанию. Статистика свидетельствует о росте среди учащихся негативного отношения к понятиям гражданского долга, ответственности перед обществом. Для выявления уровня гражданственности и патриотизма было проведено анкетирование. Приняли участие 6 класс-17 человек, 7 класс – 17 человек. Вопросы были следующие: 1. Считаешь ли ты себя патриотом? 2. Кто повлиял на формирование патриотических чувств? 3.Как вы определяете понятие «патриот»? 4. По каким признакам вы определяете понятие «патриотизм»? 5. Какими качествами должен обладать патриот? 6. Что ценится в детском коллективе? 7. Продолжите фразу: а) Быть достойным гражданином значить … б) Каждый из нас готов …в) Защищать свою Родину можно не только с автоматом, но и … г) Каждый из нас верит … д) Подвиги героев заставили задуматься…
Анкетирование показало, что дети задумываются о будущем своей страны, правильно понимают и оценивают значение патриота в жизни, готовы быть достойными гражданами своей страны.
6. Слушали В.Е.Максимову, руководителя МО учителей начальной школы. Воспитание любви к Отечеству начинается с малого – с любви к своей семье. Первые проектные работы в первом классе – «Моя семья». Проводились совместные праздники: «Папа, мама, я – спортивная семья», «Красна изба пирогами, а семья – традициями», «Когда семья вместе – тогда и душа на месте». Все это способствовало тому, что у детей воспитывалось гуманное отношение к членам семьи, их занятиям, формировались представления о семейных ценностях и традициях.
Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны.
Формирование ценностей реализуется и через организация выставок рисунков по теме, поделок, написание сочинений, стихов.
Патриотическое воспитание пронизывает все виды образовательной деятельности: чтение художественной литературы, художественное творчество, физическое развитие, формирование общественной жизни (экскурсии, прогулки).
Валентина Евгеньевна подробно рассказала о мероприятиях, которые проводятся в 1- 4 классах, способствующие патриотическому воспитанию младших школьников. Учащиеся начальной школы также принимают активное участие в городских конкурсах, акциях, выставках.
Вся работа по патриотическому воспитанию проходит в тесном контакте с семьей.
Гражданско-патриотическое воспитание немыслимо без поддержания и укрепления школьных традиций. За последние годы определился круг мероприятий, которые стали традицией школы: «День матери», акция «Неделя добра».
Мероприятия спортивно-патриотического направления способствуют развитию силы, ловкости, выносливости, воспитанию воли к достижению победы, самоутверждения, состязательности, необходимости ведения здорового образа жизни, готовности к защите Родины. В нашей школе ежегодно проводятся спортивные соревнования, веселые старты.
Эффективным методом реализации целей патриотического воспитания является проведение школьных праздников. Подобные мероприятия мобилизуют творческие способности педагога, учащихся и их родителей, позволяют им углубиться в историю и понять глубинную суть известных праздников, уходящих своими корнями в глубокую древность, приобщиться к национальной культуре.
II. Слушали заместителя директора школы по УВР Удовиченко Н.Г. о проведении государственной итоговой аттестации в форме ГВЭ в 2014-2015 учебном году.
Решение:
I. 1. Одобрить работу педагогического коллектива школы по воспитанию гражданственности и патриотизма у учащихся. Совершенствовать и разнообразить формы и методы работы по данному направлению, сохраняя традиции школы.
2. Заместителю директора по воспитательной работе Н.И.Фроловой, педагогу-организатору Е.Л.Павлюченко, руководителям МО В.Е.Максимовой и Л.Я.Дубковой, создав систему общешкольных, классных мероприятий, совместно с педагогами, родителями и учащимися продолжить работу в рамках акций «Связь поколений», «Солдаты Победы», посвященных 70-летию Победы Великой Отечественной войны.
3. Ежегодно проводить анкетирование учащихся по гражданско-патриотическому воспитанию с целью выявления уровня гражданской позиции учащихся.
4. Обобщить опыт работы музея «Реликвии Великой Отечественной войны».
5. Классным руководителям 1-11 классов использовать в работе с учащимися разнообразные информационные технологии, мультимедиа, а также документальные, художественно-исторические фильмы.
6. Педагогу-организатору Е.Л.Павлюченко приглашать для участия в мероприятиях ветеранов Великой Отечественной войны, тружеников тыла, участников локальных войн, курсантов военных училищ, родителей.
II. На основании заключения ПМПК №155 от 26.02.2015 разрешить Скорнякову Никите Константиновичу сдавать государственную итоговую аттестацию в форме государственного выпускного экзамена.
Председатель педсовета: /С.А.Жолудева/
Секретарь педсовета: /Т.И.Вращак/