Изменения и тенденции образовательной политики Российской Федерации, которые отражены в посланиях Президента Федеральному Собранию, национальной образовательной инициативе «Наша Новая Школа», в стандартах второго поколения, потребовали, чтобы состояние массовой отечественной школы, результаты ее деятельности соответствовали меняющейся экономической и социально-политической ситуации, достижениям научно-технического прогресса. Идея сотрудничества педагога и ученика на поприще совместной исследовательской деятельности как нельзя лучше отвечает этой цели, ибо субъектность детско-взрослой общности, проявляющаяся через различные стратегии деятельности, в числе которых важное внимание уделяется педагогической импровизации и авторской стратегии, является на сегодняшний день главным ресурсом повышения качества образования в целом.Успешность учебной деятельности (овладение учебным материалом, прочность, осмысленность знаний, уровень развития обучающегося) зависит не только от деятельности учителя на уроке, но и от познавательных возможностей и способностей учащихся, обусловленных многими факторами: особенностями восприятия, памяти, мыслительной деятельности, физическим развитием. Перед учителем стоит задача – создать такие условия, при которых стало бы успешным использование фактических и, что особо важно, потенциальных возможностей каждого ученика.
Творчество ученика не возможно без грамотной методической помощи учителя. В данном сборнике собраны разработки уроков, внеклассных мероприятий, внеучебных занятий в соответствии с ФГОС учителей нашего лицея, а также подобран материал исследовательских работ обучающихся педагогического лицея г. Великие Луки в 2011-2012 учебном году, которые были представлены на ежегодной научно-практической конференции «Шаг в науку». Уровень работ различный: кто-то делает только первые шаги в исследование, а у кого-то уже значительный опыт - за плечами победы от муниципального до международного уровня.
Практико-ориентированная и исследовательская деятельность учащихся, направленная на развитие творческого потенциала, позволяет целенаправленно развивать и совершенствовать творческий интеллект учащихся, способствует освоению, накоплению, использованию и преобразованию личностного опыта, раскрывающегося в ценностном отношении к интеллектуальной деятельности, возможности большего проявления и раскрытия творческого потенциала.
Директор педагогического лицея г. Великие Луки Юлия Александровна Ярышкинаудущее