ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.Рабочая программа предмета «Изобразительное искусство» составлена на основе ФГОС НОО (2010 года), Примерной программы начального общего образования по русскому языку для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений автора Б.М. Неменского «Изобразительное искусство. 1-4 классы» (УМК «Школа России»)
В соответствии с Образовательной программой школы рабочая программа рассчитана
на 34 часа - 1 час в неделю.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
1 Истоки родного искусства 8ч
2 Древние города нашей земли 7ч
3 Каждый народ – художник 11ч
4 Искусство объединяет народы 8ч
ИТОГО 34 часа
№
п/п Дата
Тема урока Тип урока Основные виды учебной деятельности Планируемые предметные результаты освоения материала Универсальные учебные действия
Истоки родного искусства (8 часов)
1 02.09 Пейзаж родной земли Урок введения в новую тему Ориентироваться в учебнике по литературному чтению.
Применять систему условных обозначений при выполнении заданий.
Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника.
Предполагать на основе названия содержание главы.
Пользоваться словарём в конце учебника.
Составлять связное высказывание по иллюстрациям и оформлению учебника Осознавать структуру учебника, систему условных обозначений. Пользоваться оглавлением, словарём. Различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация) Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
2 09.09 Пейзаж родной земли Комбинированный урок Прогнозировать содержание раздела.
Планировать работу на уроке.
Читать отрывки из древнерусской летописи.
Находить в тексте летописи данные о различных исторических фактах
Понимать ценность и значимость литературы для сохранения русской культуры.
Понимать значение слова «летопись».
Оценивать свои знания и достижения.
Правильно, осознанно читать летописи, понимать глубину содержания произведения, отвечать на вопросы Смысловое чтение как осмысление цели чтения, извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений
3 16.09 Деревня – деревянный мир Урок - формирования умений и навыков Читать отрывки из древнерусской летописи.
Сравнивать текс летописи с художественным текстом Понимать, что события летописи – основные события Древней Руси.
Сравнивать текст летописи с текстом произведения А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге» Смысловое чтение как осмысление цели чтения, извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений.
Договариваться друг с другом; принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению
4 23.09 Деревня – деревянный мир Комбинированный урок Читать отрывки из древнерусской летописи
Понимать ценность и значимость литературы для сохранения русской культуры.
Осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, создание способов решения проблем творческого и поискового характера, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
5 30.09 Пейзаж родной земли Урок - дискуссия Читать отрывки из древнерусской былины.
Определять героя былины и характеризовать его с опорой на текст
Понимать ценность и значимость литературы для сохранения русской культуры.
Самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения Смысловое чтение как осмысление цели чтения, извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений
6 07.10 Красота человека Комбинированный урок Сравнивать поэтический и прозаический текст былины.
Составлять рассказ по репродукции картин известных художников Выделять языковые средств выразительно¬сти.
Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочи¬танного) произведения.
Ставить вопросы по содержа¬нию прочитанного, отвечать на них.
Определять своё и авторское отношения к событиям и персонажам. Анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики. Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
7 14.10 Народные праздники Комбинированный урок Пересказывать былину от лица её героя.
Находить в тексте слова, описывающие внешний вид героя, его характер и поступки.
Сравнивать былины и волшебные сказки Размышлять над содержанием произведения, выражать свое отношение к прослушанному.
Определять тему и главную мысль произведения, пересказывать текст, использовать приоб-ретённые умения для самостоятельного чтения книг. Смысловое чтение как осмысление цели чтения, извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений.
8 21.10 Народные праздники (обобщение темы) Урок изучения нового материала Читать отрывки из жития о Сергии Радонежском.
Находить информацию об интересных фактах из жизни святого человека
Понимать ценность и значимость литературы для сохранения русской культуры.
Анализировать язык произведения, оценивать мотивыповедения героев,пересказывать доступный по объему текст, делить текст на смысловые части, составлять его про-стой план Поиск и выделение необходимой информации, моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта, построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений
Древние города нашей земли (7 часов)
9 28.10 Родной угол Урок введения в новую тему Описывать характер человека; выражать своё отношение.
Рассказывать о битве на Куликовом поле на основе опорных слов и репродукций известных картин Составлять рассказ по репродукции картин известных художников.
Ста¬вить вопросы по содержанию прочитан¬ного текста, отвечать на них Договариваться друг с другом; принимать позицию собеседника, проявлять к нему внимание
10 11.11 Древние соборы Комбинированный урок Рассказывать об известном историческом событии на основе опорных слов и других источников информации.
Описывать скульптурный памятник известному человеку.
Проверять себя и оценивать свои достижения Воспроизводить содержание текста с элементами описания вида героя, особенностью речи, выявлять мотивы поведения Смысловое чтение как осмысление цели чтения, извлечение необходимой информации из прослушанных текстов. Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками
11 18.11 Города Русской земли Комбинированный урок Участвовать в проектной деятельности.
Составлять летопись современных важных событий (с помощью учителя)
Создавать календарь исторических событий
Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Осознанно и произвольно строить высказывание в устной речи, соблюдая нормы построения текста. Осознание способов и приёмов действий при решении учебных задач
12 25.11 Древнерусские воины-защитники Комбинированный урок Составлять рассказ по репродукции картин известных художников.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения при работе с текстом, используя обобщающие вопросы учебника
Различать жанрыпроизведений.
Читать осознанно вслух тексты художественных произведений целы¬ми словами, соблюдая орфоэпическиенормы русского ли¬тературного языка; читать выразительно художественный текст; приводить примеры фольклор¬ных произведений; определять тему и главную мысль Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
13 02.12 Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва. Урок - путешествие Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке
Рассказывать о жизни и творчестве П. Ершова Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
14 09.12 Узорочье теремов Урок - сказка Выразительночитать, использоватьинтонации, соответствующие смыслу текста.
Воспринимать на слух художественное произведение; читать текст в темпе разговорной речи, осмысливая его содержание.
Наблюдать за развитием событий в сказке Знать название и основное содержание изученного произведения.
Читать осознанно вслух тексты художественных произведений целы¬ми словами, соблю¬дая орфоэпические нормы русского ли¬тературного языка Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, создание способов решения проблем поискового характера, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
15 16.12 Пир в теремных палатах (обобщение темы) Урок - фантазия Характеризовать героев произведения.
Иллюстрировать сказку и объяснять роль иллюстрации в понимании произведения.
Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (про-читанного) произведе¬ния.
Ставить вопросы по содержа¬нию прочитанного текста, отвечать на них.
Объяснять мотивы поведения героев, своё и авторское отношения к событиям и персонажам Наблюдать над изобразительностью и выразительностью слова.
Составлятьнебольшое монологическое высказыва¬ние с опорой на ав¬торский текст.
Сравнивать народную и литературную сказки Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики. Выбор наиболее эффективных способов решения задач. Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками
Каждый народ - художник (11 часов)
16 23.12 Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии Урок введения в новую тему Характеризовать поступки героев. Читать бегло, выразительно.
Делить текст на части, озаглавливать каждую часть.
Пересказывать большие по объёму произведения.
Выражать своё отношение к мыслям автора, его советам и героям произведений.
Сравнивать начало и конец сказки.
Составлять самостоятельно план Оце¬нивать события, ге-роев произведения, отвечать на вопросы по тексту Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
17 30.12 Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии Комбинированный урок Рассказывать о А.С. Пушкине Рассказывать о жизни и творчестве А.С. Пушкина Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
18 Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии Урок - проект Наблюдать за выразительностью литературного языка.
Читать выразительно, использоватьинтонации, соответствующие смыслу текста.
Наблюдать связь произведений литературы с другими видами искусств.
Составлять рассказ по репродукции картин известных художников Читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), определять
средства выразительности.
Сравнивать произведения словесного и изобразительного искусства Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
19 Народы гор и степей Комбинированный урок Характеризовать героев произведения.
Воспринимать и понимать их эмоционально-нравственные пе-реживания.
Наблюдать за выразительностью литературного языка Знать название и
основное содержание
изученного произведения.
Характеризовать героев сказки, выражать своё отношение к ним.
Анализировать поведение героев
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, создание способов решения проблем поискового характера, инициативное сотрудничество в поиске информации. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
20 Народы гор и степей Комбинированный урок Участвовать в диалоге приобсуждении прослушанного (прочитанного) произведения.
Ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них Делить текстна составные части,составлять его простой план, читатьосознанно вслух тексты художественныхпроизведений целы¬ми словами, соблю¬дая орфоэпические нормы русского ли-тературного языка.
Объяснять понятие «литературная сказка» Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики. Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками
21 Города в пустыне Урок - фантазия Определять тему, главную мысль.
Описывать события, последовательность сказки Называть сказки А.С. Пушкина.
Различатьсказки народные и литературные.
Определять мотивы поведения героев; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; оценивать события, героев произведения Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Осознанно и произвольно строить высказывание в устной речи, соблюдая нормы построения текста. Осознание способов и приёмов действий при решении учебных задач
22 Древняя Эллада Комбинированный урок Различать эмоциональное состояние человека в различных ситуациях.
Устанавливать взаимосвязи смысловых частей текста.
Выражать своё отношение к мыслям автора, его советам и героям произведений Наблюдать над изобразительностью и выразительностью слова, привитие нравственно – эстетической оценки описываемого Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики. Выбор наиболее эффективных способов решения задач. Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками
23 Древняя Эллада Урок - фантазия Рассказывать о М.Ю. Лермонтове Рассказывать о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
24 Европейские города средневековья Урок - беседа Наблюдать за выразительностью литературного языка.
Воспринимать и понимать эмоционально-нравственные переживания героя Называть изученные произведенияМ.Ю. Лермонтова.
Различатьжанры произведений.
Понимать прием изображения действительности в стихотворении «олицетворение» Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, создание способов решения проблем поискового характера, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
25 Европейские города средневековья Урок - проект Наблюдать за выразительностью литературного языка.
Читать по ролям.
Понимать основноесодержание произведения Составлятьнебольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оце-нивать события, героев произведения;делить текст на составные части, составлять его простой план.
Иметь представле¬ние о классической литературе Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики. Выбор наиболее эффективных способов решения задач. Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками
26 Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы) Комбинированный урок Излагать устно текст по плану. Участвоватьв диалоге при обсуждении прослушанного(прочитанного) произведения Характеризовать поведение героев, объяснять своё и авторское отношение к событиям и персонажам Обмен мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. Характеристика персонажей в опоре на текст
Искусство объединяет народы (8 часов)
27 Материнство Урок введения в новую тему Рассказывать о Л.Н. Толстом Рассказывать о жизни и творчестве Л.Н. Толстого Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
28 Материнство Урок - проект Наблюдать за выразительностью литературного языка.
Называть произведения классической литературы.
Определять жанры литературных произведений.
Осознанно, вырази¬тельно читать текст Создавать небольшой устный текст на заданную тему, читать осоз¬нанно вслух тексты художественных произведений целы¬ми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского ли¬тературного языка Обмен мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. Характеристика персонажей в опоре на текст
29 Мудрость старости Комбинированный урок Определять тему, главную мысль.
Характеризовать события, устанавливать последовательность.
Наблюдать за выразительностью литературного языка Читать осознанно вслух текст художественного произведения целы¬ми словами, соблю¬дая орфоэпические нормы русского литературного языка.
Делить текст на составные части, составлять его простой план.
Называть особенности басни Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики. Выбор наиболее эффективных способов решения задач. Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками
30 Сопереживание Комбинированный урок Рассказывать о А.П. Чехове Рассказывать о жизни и творчестве А.П. Чехова Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
31 Герои - защитники Комбинированныйурок Понимать позицию писателя, его отношение к окружающему миру, к своим героям.
Понимать основноесодержание услышанного. Характеризовать героев произведения.
Наблюдать за выразительностью литературного языка Отличать рассказ от сказки.
Различатьжанры художественной литературы, анализировать характеры героев Обмен мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. Характеристика персонажей в опоре на текст
32 Юность и надежды Урок - проект Определять тему, главную мысль,
Понимать основноесодержание услышанного.
Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (про-читанного) произведе¬ния.
Ставить вопросы по содержа¬нию прочитанного, отвечать на них
Читать выразительно и осознанно текст художественного произведения и выделять главное в прочитанном.
Высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении Анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики. Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками
33-34 Искусство народов мира (обобщение темы) Урок - выставка Сравнивать произведения разных жанров.
Характеризовать героев разных жанров.
Высказывать суждение о значении произведений русских классиков для России и русской культуры.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения Называть литературные произведенияи их авторов.
Пересказывать основ¬ное содержание изу¬ченных литератур¬ных произведений.
читать осо¬знанно, выразительно вслух тексты художественных произведений целы¬ми словами, соблю¬дая орфоэпические нормы русского ли¬тературного языка; определять тему и главную мысль произведения Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками