ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.Рабочая программа предмета «Окружающий мир» составлена на основе ФГОС НОО (2010 года), Примерной программы начального общего образования по окружающему миру для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений автора А.А. Плешакова «Окружающий мир. 1-4 классы» (УМК «Школа России»)
В соответствии с Образовательной программой школы рабочая программа рассчитана
на68 часов в год, 2 часа в неделю.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ ВСЕГО ЧАСОВ
1 ЗЕМЛЯ И ЧЕЛОВЕЧЕСТВО 9
2 ПРИРОДА РОССИИ 10
3 РОДНОЙ КРАЙ – ЧАСТЬ БОЛЬШОЙ СТРАНЫ 16
4 СТРАНИЦЫ ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ 5
5 СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ РОССИИ 20
6 СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ 9
ИТОГО: 68 ЧАСОВ
КОЛИЧЕСТВО КОНТРОЛЬНЫХ И ПРОВЕРОЧНЫХ РАБОТ
ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ТЕСТЫ ПРАКТИЧЕСКАЯ
РАБОТА ПРОВЕРОЧНЫЕ
РАБОТЫ ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
РАБОТЫ
1 ЧЕТВЕРТЬ 18 ЧАСОВ 1 12 1 1
2 ЧЕТВЕРТЬ 14 1 7 - 1
3 ЧЕТВЕРТЬ 20 2 - 1 -
4 ЧЕТВЕРТЬ 16 1 - - 1
ИТОГО: 68 ЧАСОВ 5 19 2 3
ВИДЫ КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ
№ урока Вид работы Тема
1 Стартовая диагностика Остаточные знания за 3 класс
2 Практическая работа №1 Движение Земли вокруг своей оси и вокруг солнца
3 Практическая работа №2 Знакомство с картой звёздного мира
4 Практическая работа №3 Поиск и показ изучаемых объектов на глобу-се и географической карте
6 Практическая работа №4 Знакомство с историческими картами
10 Тест №1 Земля и человечество
11 Практическая работа №5 Поиск и показ на физической карте равнин и гор России
12 Практическая работа №6 Поиск и показ на физической карте морей, озёр и рек России
13 Практическая работа №7 Показ на карте природных зон России
14 Практическая работа №8 Рассматривание гербарных растений, выяв-ление признаков их приспособленности к условиям жизни в Арктике
15 Практическая работа №9 Рассматривание гербарных растений, выяв-ление признаков их приспособленности к условиям жизни в тундре
16 Практическая работа №10 Рассматривание гербарных растений, выяв-ление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне лесов
18 Проверочная работа №1 Качество усвоения программного материала за 1 четверть
19 Практическая работа №11 Рассматривание гербарных растений, выяв-ление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне степей
20 Практическая работа №12 Рассматривание гербарных растений, выяв-ление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне пустынь
21 Практическая работа №13 Рассматривание гербарных растений, выяв-ление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне субтропиков
22 Тест №2 Природа России
23 Практическая работа №14 Знакомство с картой родного края
26 Практическая работа №15 Рассматривание образцов полезных ископае-мых, определение их свойств
28 Практическая работа №16 Рассматривание гербарных экземпляров рас-тений леса и их распознавание
29 Практическая работа №17 Рассматривание гербарных экземпляров рас-тений луга и их распознавание
30 Практическая работа №18 Рассматривание гербарных экземпляров рас-тений пресных вод и их распознавание
31 Практическая работа №19 Рассматривание гербарных экземпляров по-левых культур и их распознавание
32 Промежуточная диагностическая работа Итоговая работа за 1 полугодие
34 Тест №3 Родной край – часть большой страны
39 Тест №4 Страницы Всемирной истории
52 Проверочная работа №2 Качество усвоения программного материала за 3 четверть
59 Тест №5 Страницы истории России
64 Итоговая диагностическая работа Качество усвоения программного мате-риала за 4 класс
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п Дата Тема урока Тип урока Основные виды учебной деятель-ности Планируемые предметные
результаты освоения
материала Универсальные учебные действия
1 четверть (18 часов)
Раздел «Земля и человечество» (9 часов)
+ 1 природная экскурсия из раздела «Родной край – часть большой страны» (по усмотрению учителя*)
1 04.09 Мир глазами астронома.
Стартовая диагностика
Урок введе-ния в новую тему
Знакомиться с учебником и учебными пособиями, с целями и задачами раздела. Извлекать из текста учебни-ка цифровые данные о Солнце, вы-писывать их в рабочую тетрадь. Изу-чать по схеме строение Солнечной системы, перечислять планеты в правильной последовательности, моделировать строение Солнечной системы. Работать со взрослыми; находить в дополнительной литера-туре, Интернете научные сведения о Солнце и Солнечной системе, коме-тах, астероидах, готовить сообщения Объяснять значения слов: «ас-трономия», «астроном». Пони-мать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.
Рассказывать о мире с точки зрения астронома
Извлечение информации из учебника. Преобразование модели с целью выявления общих законов, определяю-щих данную предметную об-ласть. Построение логиче-ской цепочки рассуждений, анализ истинности утвержде-ний. Работа в паре. Форму-лировать выводы из изучен-ного материала, отвечать на итоговые вопросы и оцени-вать достижения на уроке
2 05.09 Планеты Сол-нечной систе-мы.
Практическая работа № 1 «Движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солн-ца» Урок-исследова-ние Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. На основе схемы строения Солнечной системы характеризовать планеты, перечис-лять их в порядке увеличения и уменьшения размеров, осуществлять самопроверку. Различать планеты и их спутники. Анализировать схемы вращения Земли вокруг своей оси и обращения вокруг Солнца. Устанав-ливать причинно-следственные связи между движением Земли и сменой дня и ночи, сменой времён года. Ра-ботать со взрослыми: наблюдать луну невооружённым глазом и с помощью бинокля (телескопа). Извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию об исследованиях астрономов и готовить сообщения Характеризовать планеты Солнечной системы. Называть естественные спутники планет.
Рассказывать об изучении планет астрономами, об осо-бенностях движения Земли в космическом пространстве.
Называть причины смены дня и ночи и времён года. Модели-ровать движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Поиск и выделе-ние необходимой информа-ции, структурирование зна-ний; представление получен-ной информации; оценка ре-зультатов работы.
Моделирование объектов окружающего мира.
Сотрудничество с учителем и учащимися
3 11.09 Звёздное небо – Великая кни-га Природы.
Практическая работа №2 «Знакомство с картой звёздного ми-ра» Урок-исследова-ние Изучать по учебнику правила наблю-дения звёздного неба, соотносить их с собственным практическим опытом, находить на карте звёздного неба знакомые созвездия. Моделировать изучаемые созвездия. Определять направление на север по Полярной звезде. Выполнять задания элек-тронного приложения к учебнику. Работать с терминологическим словариком Называть правила наблюдения звёздного неба. Называть со-звездия: Малая Медведица, Большой Пёс, Телец. Называть звёзды: Полярная звезда, Си-риус, Альдебаран, Плеяды – скопления звёзд в созвездии Тельца
Моделирование объектов окружающего мира. Выраже-ние с достаточной полнотой и точностью своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Сотрудничество с учителем и сверстниками
4 12.09 Мир глазами географа.
Практическая работа №3 «Поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и гео-графической карте» Комбиниро-ванный урок Сравнивать глобус и карту полуша-рий.
Находить условные знаки на карте полушарий. Обсуждать значение глобуса и карт в жизни человечества. Составлять рассказ о географиче-ских объектах с помощью глобуса и карты полушарий.
Извлекать информацию о географи-ческих объектах из дополнительных источников и Интернета и готовить сообщения о них. Работать с терми-нологическим словариком Рассказывать об истории соз-дания карт в мире и в России, об истории создания глобуса.
Понимать, что изучает геогра-фия. Работать с картами по-лушарий. Показывать на карте, глобусе материки и океаны, го-ры, равнины, моря, тепловые пояса Земли. Объяснять зна-чения слов: «география», «гео-граф» Поиск и выделение необхо-димой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием обще-доступных источников ин-формации. Постановка учеб-ной задачи на основе соотне-сения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Поиск и выделение необходимой ин-формации, структурирование знаний; представление полу-ченной информации; оценка результатов работы
5 18.09 Мир глазами историка
Комбиниро-ванный урок . Составлять рассказы о мире с точки зрения историка. Характеризовать роль исторических источников для понимания событий прошлого. Обсу-ждать роль бытовых предметов для понимания событий прошлого. По-сещать краеведческий музей и гото-вить рассказ на основании его экспо-натов о прошлом своего региона, города (села). Работать с терминологическим словариком. Готовить сообщение о прошлом своего региона, города (села)
Понимать, что история – это наука, которая изучает то, что было в прошлом людей. Назы-вать источники исторических сведений. Понимать значение летописей и археологии, архи-вов и музеев для изучения ис-тории. Объяснять значения слов: «история», «историк», «исторический источник», «ар-хив», «летопись», «археоло-гия», «археолог» Достаточно полно и точно выражать свои мысли в соот-ветствии с задачами и усло-виями коммуникации. Поиск и выделение необходимой ин-формации, в том числе ре-шение рабочих задач с ис-пользованием общедоступ-ных источников информации. Сотрудничество с учителем и сверстниками
6 19.09 Когда и где?
Практическая работа №4 «Знакомство с историче-скими карта-ми» Урок разви-тия умений и навыков Определять по «ленте времени» век, в котором происходили упоминав-шиеся ранее исторические события. Обсуждать сроки начала года в раз-ных летоисчислениях. Анализировать историческую карту, рассказывать по ней об исторических событиях Понимать, что означают слова и выражения: «век», «тысяче-летие», «наша эра», «до нашей эры». Рассказывать о летоис-числении в древности и в наши дни. Работать с «лентой вре-мени». Работать с историче-ской картой Постановка и формулирова-ние проблемы, самостоя-тельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характе-ра; анализ объектов с целью выделения признаков (суще-ственных, несущественных)
7 25.09 Мир глазами эколога Комбиниро-ванный урок Рассказывать о мире с точки зрения эколога. Анализировать современ-ные экологические проблемы, пред-лагать меры по их решению. Знако-миться с международным сотрудни-чеством в области охраны окружаю-щей среды. Находить в Интернете информацию о способах решения экологических проблем и экологиче-ских организациях в России, готовить сообщения. Изучать экологический календарь Понимать, что если люди погу-бят окружающую природу, то и сами не выживут. Рассказывать о развитии человечества во взаимодействии с природой.
Называть экологические про-блемы и пути их решения. На-зывать международные согла-шения по охране окружающей среды, международные эколо-гические организации. Исполь-зовать приобретенные знания для оценки воздействия чело-века на природу, выполнение правил поведения в природе и участие в её охране Построение логической це-почки рассуждений, анализ истинности утверждений. Ин-тегрироваться в группу свер-стников и строить продуктив-ное взаимодействие и со-трудничество со сверстника-ми. Моделирование связей организмов с окружающей средой, обсуждение и оцени-вание предложенных моде-лей. Инициативное сотрудни-чество в поиске и сборе ин-формации
8* 26.09 Природное сообщество «Водоем». Экскурсия №1 Урок-экскурсия Наблюдать объекты и явления при-роды.
Определять природные объекты с помощью атласа-определителя.
Фиксировать результаты наблюде-ний.
Сравнивать результаты наблюдений, сделанных в разных природных со-обществах Рассказывать о природных сообществах, характерных для края.
Наблюдать объекты и явления природы Анализ объектов с целью вы-деления признаков (сущест-венных, несущественных); установление причинно-следственных связей, пред-ставление цепочек объектов и явлений.
9 02.10 Сокровища Земли под ох-раной челове-чества.
Всемирное наследие Комбиниро-ванный урок Рассказывать о причинах появления Списка Всемирного наследия. Разли-чать объекты Всемирного природного и культурного наследия. Знакомиться по карте-схеме с наиболее значимыми объектами Всемирного наследия, определять их по фотографиям. Читать в учебнике текст об одном из объектов Всемирного наследия, использовать его как образец для подготовки собственных сообщений.
Извлекать из дополнительной лите-ратуры, Интернета информацию об объектах Всемирного наследия и го-товить о них сообщения Понимать, что такое всемирное наследие. Рассказывать о составных частях Всемирного наследия: природном и куль-турном наследиях. Называть объекты Всемирного наследия, используя карту. Называть объекты Всемирного наследия, которые находятся в России Построение логической це-почки рассуждений, анализ истинности утверждений. Оп-ределение последовательно-сти промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и после-довательности действий.
Инициативное сотрудничест-во в поиске и сборе инфор-мации
10 03.10 Сокровища Земли под ох-раной челове-чества.
Международ-ная Красная книга.
Тест № 1 Урок-исследова-ние Знакомиться по рисунку учебника с животными из Международной Крас-ной книги. Читать в учебнике текст о животном из Международной Крас-ной книги и использовать его как об-разец для подготовки собственных сообщений. Извлекать из дополни-тельной литературы, Интернета ин-формацию о животных из Междуна-родной Красной книги и готовить о них сообщения. Подготовка сообще-ния о животных из Международной Красной книги. Моделирование в ви-де схемы воздействие человека на природу. Обсуждение, как каждый может помочь природе Рассказывать о Международ-ной Красной книге. Рассказы-вать о том, что нужно сделать для спасения каждого вида.
Объяснять, почему животные оказались под угрозой исчезно-вения Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.
Поиск и выделение необхо-димой информации, структу-рирование знаний; представ-ление полученной информа-ции; оценка результатов ра-боты.
Сотрудничество с учителем, другими взрослыми и учащи-мися
Раздел «Природа России» (10 часов)
+ 1 природная экскурсия из раздела «Родной край – часть большой страны» (по усмотрению учителя*)
11 09.10 Равнины и горы России.
Практическая работа №5 «Поиск и показ на физической карте равнин и гор России» Комбиниро-ванный урок Находить и показывать на физиче-ской карте России изучаемые гео-графические объекты, рассказывать о них по карте.
Различать холмистые и плоские рав-нины. Характеризовать формы зем-ной поверхности России, рассказы-вать о них по личным впечатлениям. Извлекать из дополнительной лите-ратуры, Интернета сведения об изу-чаемых географических объектах, готовить сообщения. Выполнять на компьютере задания из электронного приложения к учебнику. Готовить ма-териалы к выставке «Где мы были»
Называть формы земной по-верхности. Показывать на кар-те наиболее крупные равнины и горы. Рассказывать о вулканах Камчатки – объекте Всемирного наследия. Рассказывать об Ильменском заповеднике Выделение необходимой ин-формации; установление причинно-следственных свя-зей, представление цепочек объектов и явлений; умение с достаточной полнотой и точ-ностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Осознанное и произвольное построение речевого выска-зывания в устной и письмен-ной форме
12 10.10 Моря, озёра и реки России.
Практическая работа № 6 «Поиск и показ на физической карте морей, озёр и рек России» Урок разви-тия умений и навыков Находить и показывать на физиче-ской карте России изучаемые моря, озёра, реки, рассказывать о них по карте.
Различать моря Северного Ледови-того, Тихого и Атлантического океа-нов. Характеризовать особенности изучаемых водных объектов. Нахо-дить в Интернете сведения о загряз-нении воды в морях, озёрах, реках и о мерах борьбы с загрязнениями. Готовить и оформлять выставку «Где мы были». Готовить сочинения по теме урока Показывать на карте и расска-зывать о морях Северного Ле-довитого, Тихого и Атлантиче-ского океанов. Показывать на карте озёра: Байкал, Ладож-ское, Онежское Каспийское . Показывать на карте реки: Волгу, Обь, Енисей, Лену, Амур. Рассказывать о Дальневосточном морском заповеднике Поиск и выделение необхо-димой информации, структу-рирование знаний; представ-ление полученной информа-ции; оценка результатов ра-боты. Сотрудничество с учи-телем и учащимися. Подго-товка сообщения о загрязне-нии воды в морях, озёрах, реках и о мерах борьбы с загрязнениями
13 16.10 Природные зоны России.
Практическая работа № 7 «Поиск и показ на карте природные зоны России» Урок-исследова-ние Знакомиться с картой природных зон России, сравнивать её с физической картой России; определять на карте природные зоны России, высказы-вать предположения о причинах их смены, осуществлять самопроверку.
Устанавливать причинно-следственные связи между освещён-ностью Солнцем поверхности Земли и сменой природных зон; работать со схемой освещённости Земли солнечными лучами.
Находить на карте природных зон области высотной поясности Называть природные зоны России.
Объяснять причины смены природных зон с севера на юг.
Показывать на карте природ-ных зон области высотной по-ясности
Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера; умение с доста-точной полнотой и точностью выражать свои мысли в соот-ветствии с задачами и усло-виями коммуникации
14 17.10 Зона арктиче-ских пустынь.
Практическая работа №8 «Рассматри-вание гербар-ных экземпля-ров растений, выявление признаков их приспособ-ленности к условиям жиз-ни в Арктике» Урок-исследова-ние Находить и показывать на карте зону арктических пустынь, осуществлять взаимопроверку.
Выявлять взаимосвязь природных особенностей зоны арктических пус-тынь и её оснащённости солнечными лучами.
Определять по рисунку учебника, какие организмы обитают в зоне арк-тических пустынь, объяснять, как они приспособлены к условиям жизни; рассказывать по рисунку об экологи-ческих связях в изучаемой природной зоне, моделировать характерные цепи питания.
Рассказывать об освоении природ-ных богатств в зоне арктических пус-тынь и возникших вследствие этого экологических проблемах, о приро-доохранных мероприятиях и запо-ведниках.
Характеризовать зону арктических пустынь по плану.
Извлекать из дополнительной лите-ратуры, Интернета сведения о жи-вотном мире изучаемой зоны, гото-вить сообщения Показывать на карте природ-ных зон зону арктических пус-тынь.
Рассказывать о зависимости природных особенностей Арк-тики от освещённости её Солн-цем, о полярном дне и поляр-ной ночи.
Называть условия, необходи-мые для жизни живых организ-мов.
Приводить примеры предста-вителей разных групп растений и животных арктических пус-тынь.
Рассказывать об экологических проблемах и охране природы в зоне арктических пустынь.
Рассказывать о заповеднике «Остров Врангеля» Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.
Поиск и выделение необхо-димой информации, структу-рирование знаний; представ-ление полученной информа-ции; оценка результатов ра-боты.
Сотрудничество с учителем и учащимися
15 23.10 Тундра.
Практическая работа №9 «Рассматри-вание гербар-ных экземпля-ров растений, выявление признаков их приспособ-ленности к условиям жиз-ни в тундре» Урок-исследова-ние Сравнивать общий вид тундры и арк-тической пустыни, описывать тундру по фотографии; находить и показы-вать на карте природных зон зону тундры, рассказывать о ней по карте.
Выявлять взаимосвязь природных особенностей зоны тундры и её ос-вещённости солнечными лучами.
Рассматривать в гербарии и на ри-сунке растения тундры, выявлять черты их приспособленности к усло-виям жизни; знакомиться по рисунку учебника с животным миром тундры, обнаруживать экологические связи в зоне тундры, рассказывать о них, моделировать характерные цепи питания.
Рассказывать об освоении природ-ных богатств в зоне тундры и воз-никших вследствие этого экологиче-ских проблемах, о природоохранных мероприятиях и заповедниках.
Характеризовать зону тундры по плану; сравнивать природу тундры и арктических пустынь.
Изготавливать макет участка тундры.
Извлекать из дополнительной лите-ратуры, Интернета информацию о растениях и животных тундры, гото-вить сообщения Показывать на карте природ-ных зон зону тундры.
Называть природные особен-ности зоны тундры.
Называть общие условия, не-обходимые для жизни живых организмов в тундре.
Приводить примеры предста-вителей разных групп растений и животных тундры.
Рассказывать о занятиях мест-ного населения.
Называть экологические про-блемы рассказывать об охране природы в зоне тундры.
Рассказывать о Таймырском заповеднике
Построение логической це-почки рассуждений, анализ истинности утверждений.
Инициативное сотрудничест-во в поиске и сборе инфор-мации.
Продуктивное взаимодейст-вие и сотрудничество со сверстниками.
Моделирование связей орга-низмов с окружающей сре-дой, обсуждение и оценива-ние предложенных моделей
16 24.10 Леса России.
Практическая работа №10 «Рассматри-вание гербар-ных экземпля-ров растений, выявление признаков их приспособ-ленности к условиям жиз-ни в зоне ле-сов» Урок-исследова-ние Находить и показывать на карте зону тайги, зону смешанных и широколи-ственных лесов, рассказывать о них по карте.
Устанавливать зависимость особен-ностей лесных зон распределения тепла и влаги.
Знакомиться с природой лесных зон; определять с помощью атласа-определителя растения лесов; моде-лировать характерные цепи питания.
Сравнивать природу тундры и лес-ных зон.
Находить в Интернете информацию о растениях и животных лесных зон, готовить сообщения Показывать на карте природ-ных зон зону тайги, смешанных и широколиственных лесов.
Рассказывать о зависимости природы лесов от распределе-ния тепла и влаги.
Приводить примеры предста-вителей разных групп растений и животных леса.
Называть экологические связи в лесах
Определение последова-тельности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий.
Осознанное и произвольное построение речевого выска-зывания в устной и письмен-ной форме.
Планирование учебного со-трудничества с учителем и сверстниками
17* 30.10 Растения и животные ле-са. Экскурсия № 2 Урок-экскурсия Наблюдать объекты и явления при-роды.
Определять природные объекты с помощью атласа-определителя.
Фиксировать результаты наблюде-ний.
Сравнивать результаты наблюдений, сделанных в разных природных со-обществах Рассказывать о природных сообществах, характерных для края.
Наблюдать объекты и явления природы Анализ объектов с целью вы-деления признаков (сущест-венных, несущественных); установление причинно-следственных связей, пред-ставление цепочек объектов и явлений
18 31.10 Лес и человек.
Проверочная работа №1 С помощью схемы и текста учебника раскрывать роль леса в природе и жизни людей.
Обсуждать экологические проблемы леса, предлагать меры по его охра-не.
Обсуждать правила поведения в лесу с использованием книги «Великан на поляне».
Извлекать из дополнительной лите-ратуры и Интернета сообщения о растениях и животных из Красной книги России. Готовить сообщения.
Совершать виртуальную экскурсию с помощью Интернета в национальный парк «Лосиный остров», обсуждать экологические проекты этого парка.
Характеризовать лесные зоны по плану Рассказывать о роли леса в природе и жизни людей.
Называть экологические про-блемы зоны лесов.
Называть растения и животных леса, которые занесены в Крас-ную книгу России.
Рассказывать о правилах по-ведения в лесу.
Называть заповедники и на-циональные парки лесных зон.
Рассказывать о Приокско-Террасном заповеднике Построение рассуждения в форме связи простых сужде-ний об объекте, его строении, свойствах и связях.
Выделение необходимой ин-формации; установление причинно-следственных свя-зей, представление цепочек объектов и явлений; умение с достаточной полнотой и точ-ностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
2 четверть (14 часов)
19 13.11 Зона степей.
Практическая работа №11 «Рассматри-вание гербар-ных экземпля-ров растений, выявление признаков их приспособ-ленности к условиям жиз-ни в зоне степей» Урок-исследова-ние Сравнивать общий вид леса и степи, описывать степь по фотографиям.
Находить и показывать на карте при-родных зон зону степей, рассказы-вать о ней по карте.
Устанавливать зависимость особен-ностей степной зоны от распределе-ния тепла и влаги.
Знакомиться с растительным и жи-вотным миром степей, рассказывать об экологических связях в степи, мо-делировать характерные цепи пита-ния.
Сравнивать природу зоны степей с природой лесов и тундры.
Обсуждать экологические проблемы зоны степей и пути их решения.
Извлекать из дополнительной лите-ратуры и Интернета информацию о растениях и животных степей, гото-вить сообщения.
Совершать виртуальные экскурсии с помощью Интернета в степные запо-ведники, обсуждать экологические проекты учёных в этих заповедниках Показывать на карте природ-ных зон зону степей.
Рассказывать о природных особенностях зоны степей.
Называть экологические про-блемы степной зоны и пути их решения.
Называть заповедники степной зоны.
Рассказывать о питомниках для редких животных
Инициативное сотрудничест-во в поиске и сборе инфор-мации.
Построение рассуждения в форме связи простых сужде-ний об объекте, его строении, свойствах и связях.
Построение логической це-почки рассуждений, анализ истинности утверждений.
Структурирование знаний; постановка и формулирова-ние проблемы, самостоя-тельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поис-кового характера
20 14.11 Пустыни.
Практическая работа №12 «Рассматри-вание гербар-ных экземпля-ров растений, выявление признаков их приспособ-ленности к условиям жиз-ни в зоне пус-тынь»
Урок-исследова-ние Сравнивать общий вид степи и пус-тыни, описывать пустыню по фото-графиям.
Находить и показывать на карте при-родных зон полупустыни и пустыни, рассказывать о них по карте.
Устанавливать зависимость природы полупустынь от распределения тепла и влаги.
Знакомиться с растительным и жи-вотным миром пустынь, рассказывать об экологических связях в пустыне, моделировать характерные цепи питания.
Сравнивать природу зоны пустынь с природой степей.
Обсуждать экологические проблемы полупустынь и пустынь и пути их ре-шения.
Изготавливать макет участка пустынь Показывать на карте природ-ных зон зону пустынь.
Рассказывать о природных особенностях зоны пустынь.
Рассказывать об освоении по-лупустынь и пустынь челове-ком.
Называть экологические про-блемы зоны пустынь и пути их решения.
Рассказывать о заповеднике «Чёрные Земли» Инициативное сотрудничест-во в поиске и сборе инфор-мации.
Постановка и формулирова-ние проблемы, самостоя-тельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характе-ра; умение с достаточной полнотой и точностью выра-жать свои мысли в соответ-ствии с задачами и условия-ми коммуникации
21 20.11 У Чёрного мо-ря.
Практическая работа №13 «Рассматри-вание гербар-ных экземпля-ров растений, выявление признаков их приспособ-ленности к условиям жиз-ни в зоне суб-тропиков».
Тест № 2 Урок-исследова-ние Находить и показывать на карте при-родных зону субтропиков, рассказы-вать о них по карте.
Устанавливать причины своеобразия природы субтропической зоны.
Знакомиться с растительным и жи-вотным миром Черноморского побе-режья Кавказа, рассказывать об эко-логических связях, моделировать характерные цепи питания.
Обсуждать правила безопасности во время отдыха у моря, экологические проблемы Черноморского побережья Кавказа.
Совершать виртуальные экскурсии с помощью Интернета на курорты Чер-номорского побережья Кавказа, в Дендрарий г. Сочи, в национальный парк «Сочинский».
Обсуждать рассказ «В пещере» из книги «Великан на поляне».
Работать с терминологическим сло-вариком Показывать на карте природ-ных зон зону субтропиков.
Называть правила безопасно-сти во время отдыха у моря.
Называть экологические про-блемы Черноморского побере-жья Кавказа.
Называть растения и животных, которые занесены в Красную книгу России.
Рассказывать о курортах Чер-номорского побережья Кавказа.
Объяснять значения слов: «Черноморское побережье Кав-каза», «субтропики»
Инициативное сотрудничест-во в поиске и сборе инфор-мации.
Структурирование знаний; постановка и формулирова-ние проблемы, самостоя-тельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поис-кового характера
Раздел «Родной край – часть большой страны» (15 часов)
( - 2 часа) две экскурсии проведены ранее в соответствии с климатическими условиями региона*
22 21.11 Родной край – часть большой страны. Экс-курсия №3 Урок-экскурсия Наблюдать объекты и явления при-роды.
Определять природные объекты с помощью атласа-определителя.
Фиксировать результаты наблюде-ний.
Сравнивать результаты наблюдений, сделанных в разных природных со-обществах Рассказывать о природных сообществах, характерных для края.
Наблюдать объекты и явления природы Анализ объектов с целью вы-деления признаков (сущест-венных, несущественных); установление причинно-следственных связей, пред-ставление цепочек объектов и явлений
23 27.11 Наш край.
Практическая работа №14 «Знакомство с картой род-ного края» Комбиниро-ванный урок Знакомиться с политико-административной картой России; находить на политико-административной карте России свой регион; знакомиться с картой своего региона, рассказывать по ней о род-ном крае.
Характеризовать родной край по предложенному плану Показывать на политико-административной карте России родной край.
Знакомиться с картой родного края.
Рассказывать о родном крае Инициативное сотрудничест-во в поиске и сборе инфор-мации.
Определение последова-тельности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий
24 28.11 Поверхность нашего края Комбиниро-ванный урок Описывать по своим наблюдениям формы земной поверхности родного края; находить на карте региона ос-новные формы земной поверхности, крупные овраги и балки; извлекать из краеведческой литературы необхо-димую информацию о поверхности края.
Обсуждать меры по охране поверх-ности своего края.
Изготавливать макет знакомого уча-стка поверхности родного края.
Интервьюировать взрослых о фор-мах поверхности рядом с городом (селом), о наличии оврагов и истории их возникновения Называть формы земной по-верхности родного края.
Находить на карте региона ос-новные формы земной поверх-ности, крупные овраги и балки.
Рассказывать об охране по-верхности края.
Объяснять значения слов: «ов-раг», «балка»
Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.
Поиск и выделение необхо-димой информации, структу-рирование знаний; представ-ление полученной информа-ции; оценка результатов ра-боты.
Сотрудничество с учителем, родителями и учащимися
25 04.12 Водные богат-ства нашего края Урок-исследова-ние Составлять список водных объектов своего региона; описывать одну из рек по плану; составлять план описа-ния другого водного объекта (озера, пруда).
Моделировать значение водных бо-гатств в жизни людей.
Выявлять источники загрязнения близлежащих водоёмов.
Участвовать в водоохранных меро-приятиях в городе (селе)
Называть водные объекты своего региона, рассказывать об их значении для жизни края.
Называть источники загрязне-ния вод в регионе.
Называть правила поведения на воде Постановка и формулирова-ние проблемы, самостоя-тельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поис-кового характера.
Поиск и выделение необхо-димой информации. Структу-рирование знаний
26 05.12 Наши подзем-ные богатства.
Практическая работа №15 «Рассматри-вание образцов полезных ископаемых, определение их свойств» Урок-практика Находить на физической карте Рос-сии условные обозначения полезных ископаемых.
Определять полезное ископаемое, изучать его свойства, находить ин-формацию о применении, местах и способах добычи полезного ископае-мого; описывать изученное полезное ископаемое по плану; готовить сооб-щение и представлять его классу.
Сравнивать изученные полезные ис-копаемые.
Выяснять в краеведческом музее, какие полезные ископаемые имеются в регионе.
Извлекать из краеведческой литера-туры сведения о предприятиях ре-гиона по переработке полезных иско-паемых Называть важнейшие полезные ископаемые родного края, их свойства, способы добычи, ис-пользование.
Рассказывать об охране под-земных богатств Структурирование знаний; постановка и формулирова-ние проблемы, самостоя-тельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поис-кового характера.
Поиск и выделение необхо-димой информации
27 11.12 Земля - кор-милица Урок изуче-ния нового материала Различать типы почв на иллюстраци-ях учебника и образцах.
Извлекать из краеведческой литера-туры информацию о типах почв сво-его региона; изготавливать макет разреза почвы; доказывать огромное значение почвы для жизни на Земле, осуществлять самопроверку.
Извлекать из краеведческой литера-туры информацию об охране почв в регионе Рассказывать о разнообразии почв России, о наиболее рас-пространённых типах почв.
Различать типы почв родного края.
Рассказывать об охране почв Анализ объектов с целью вы-деления признаков (сущест-венных, несущественных); установление причинно-следственных связей, пред-ставление цепочек объектов и явлений. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, ар-гументация своего мнения и позиции в коммуникации
28 12.12 Жизнь леса.
Практическая работа №16 «Рассматри-вание гербар-ных экземпля-ров растений леса и их рас-познавание» Урок-исследова-ние Определять с помощью атласа-определителя растения смешанного леса в гербарии; узнавать по иллю-страциям в учебнике представителей лесного сообщества; выявлять эко-логические связи в лесу.
Рассказывать по своим наблюдениям о том, какие растения, животные, грибы встречаются в лесах родного края.
Моделировать цепи питания, харак-терные для лесного сообщества ре-гиона.
Обсуждать нарушения экологических связей в лесном сообществе по вине человека, предлагать пути решения экологических проблем.
Характеризовать лесное сообщество региона по данному в учебнике пла-ну.
Наблюдать за жизнью леса, опреде-лять его обитателей с помощью ат-ласа-определителя Понимать, что лес – сложное единство живой и неживой при-роды.
Объяснять значение выражения «природное сообщество».
Рассказывать о природном сообществе смешанного леса.
Определять обитателей леса с помощью атласа-определителя.
Использовать полученные зна-ния для удовлетворения позна-вательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, о жизни леса.
Приводить примеры предста-вителей разных групп растений и животных (2–3 представителя из изученных ), леса, раскры-вать особенности их внешнего вида и жизни, различать части растения, отображать их в ри-сунке (схеме).
Моделировать цепи питания Постановка и формулирова-ние проблемы, самостоя-тельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поис-кового характера.
Давать аргументированный ответ на поставленный во-прос. Анализ объектов с це-лью выделения признаков (существенных, несущест-венных).
Поиск и выделение необхо-димой информации. Структу-рирование знаний
29 18.12 Жизнь луга.
Практическая работа №17 «Рассматри-вание гербар-ных экземпля-ров растений луга и их рас-познавание» Комбиниро-ванный урок Описывать луг по фотографии, опре-делять растения луга в гербарии; знакомиться с животными луга по иллюстрации учебника; выявлять экологические связи на лугу.
Рассказывать по своим наблюдениям о луговых растениях, животных и грибах своего региона.
Моделировать цепи питания на лугу, осуществлять взаимопроверку и кор-рекцию.
Характеризовать луговое сообщест-во по плану.
Сравнивать природные особенности леса и луга.
Приводить примеры правильного и неправильного поведения человека на лугу, выявлять нарушения эколо-гических связей по вине человека, предлагать пути решения экологиче-ских проблем.
Составлять памятку «Как вести себя на лугу».
Наблюдать за жизнью луга, опреде-лять его обитателей с помощью ат-ласа-определителя Рассказывать о природном сообществе луга.
Использовать полученные зна-ния для удовлетворения позна-вательных интересов, поиска дополнительной информации о жизни луга.
Приводить примеры предста-вителей разных групп растений и животных (2–3 представителя из изученных ) луга, раскры-вать особенности их внешнего вида и жизни.
Моделировать цепи питания.
Рассказывать о влиянии чело-века на жизнь луга.
Рассказывать об охране лугов Инициативное сотрудничест-во в поиске и сборе инфор-мации. Выделение необхо-димой информации; установ-ление причинно-следственных связей, пред-ставление цепочек объектов и явлений
30 19.12 Жизнь в пре-сных водах.
Практическая работа №18 «Рассматри-вание гербар-ных экземпля-ров растений пресных вод и их распозна-вание» Урок-исследова-ние Описывать водоём по фотографии; определять с помощью атласа-определителя растения пресного во-доёма; узнавать по иллюстрациям учебника живые организмы пресных вод; выявлять экологические связи в пресном водоёме.
Рассказывать по своим наблюдениям об обитателях пресных вод родного края.
Моделировать цепи питания в пре-сноводном сообществе своего региона.
Характеризовать пресноводное со-общество своего региона по плану.
Обсуждать способы приспособления растений и животных к жизни в воде.
Наблюдать за жизнью пресного во-доёма, определять его обитателей с помощью атласа-определителя Рассказывать о природном сообществе пресных вод.
Использовать полученные зна-ния для удовлетворения позна-вательных интересов, поиска дополнительной информации о жизни в пресных водах.
Приводить примеры представи-телей разных групп растений и животных (2–3 представителя из изученных) пресных вод, раскрывать особенности их внешнего вида и жизни.
Моделировать цепи питания.
Называть правила поведения у водоёма.
Рассказывать об охране пре-сноводных растений и живот-ных.
Рассказывать о болотах и об их охране Извлечение необходимой информации из текстов; по-становка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов дея-тельности при решении про-блем поискового характера
31
25.12 Растениевод-ство в нашем крае.
Практическая работа №19 «Рассматри-вание гербар-ных экземпля-ров полевых культур и их распознава-ние» Урок-исследова-ние Выявлять зависимость растениевод-ства в регионе от природных усло-вий.
Знакомиться по материалам учебника и краеведческой литературе с одной из отраслей растениеводства, готовить сообщения, представлять их классу.
Определять с помощью иллюстраций учебника полевые культуры в герба-рии; различать зёрна зерновых куль-тур.
Различать сорта культурных расте-ний (на примерах, характерных для региона)
Наблюдать за весенними работами в поле, огороде, саду, участвовать в посильной работе по выращиванию растений Рассказывать о растениевод-стве как об отрасли сельского хозяйства.
Называть сорта культурных растений.
Называть отрасли растение-водства в родном крае.
Называть правила ухода за культурными растениями Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.
Поиск и выделение необхо-димой информации, структу-рирование знаний; представ-ление полученной информа-ции; оценка результатов ра-боты.
Сотрудничество с учителем и учащимися
32 26.12 Проверим се-бя и оценим свои достиже-ния.
Промежу-точная ди-агностиче-ская работа Выполнять тесты с выбором ответа.
Оценивать правиль-ность/неправильность предложенных ответов.
Адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами Оценивать свои достижения Поиск и выделение необхо-димой информации; структу-рирование знаний; осознан-ное и произвольное построе-ние речевого высказывания в устной и письменной форме
3 четверть (20 часов)
33 Животновод-ство в нашем крае Выявлять зависимость животновод-ства в регионе от природных усло-вий.
Знакомиться по материалам учебника и краеведческой литературе с одной из отраслей животноводства, го-товить сообщения, представлять их классу.
Различать породы домашних живот-ных (на примерах, характерных для региона).
Наблюдать за трудом животноводов, участвовать в посильной работе по уходу за домашними сельскохозяй-ственными животными Рассказывать о животноводст-ве как об отрасли сельского хозяйства.
Называть породы домашних животных.
Называть отрасли животно-водства в регионе и рассказы-вать об их развитии Поиск и выделение необхо-димой информации, структу-рирование знаний; представ-ление полученной информа-ции; оценка результатов ра-боты.
Осознанное и произвольное построение речевого выска-зывания, аргументация своего мнения и позиции в ком-муникации
34 Презентация проектов.
Тест № 3 Урок-проект Извлекать информацию из дополни-тельных источников.
Посещать музеи, обрабатывать ма-териалы экскурсий.
Интервьюировать старших членов семьи, других взрослых.
Готовить иллюстрации для презента-ции проекта (фотографии, слайды, рисунки).
Готовить тексты сообщений.
Выступать с сообщением в классе.
Оценивать свои достижения по вы-полнению проекта и достижения то-варищей Выполнять презентацию проек-тов с демонстрацией иллюст-раций и других подготовленных материалов Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.
Поиск и выделение необхо-димой информации, структу-рирование знаний; представ-ление полученной информа-ции; оценка результатов ра-боты.
Сотрудничество с учителем, другими взрослыми и учащи-мися
Раздел «Страницы Всемирной истории» (5 часов)
35 Начало исто-рии человече-ства Урок изуче-ния нового материала Знакомиться с разворотом «Наши проекты», выбирать проекты для вы-полнения.
Определять по «ленте времени» длительность периода первобытной истории.
Обсуждать роль огня и приручения животных.
Рассказывать на основе экскурсии в краеведческий музей о жизни, быте и культуре первобытных людей на тер-ритории региона Рассказывать о первобытном обществе, о первобытном ис-кусстве.
Понимать роль археологии в изучении первобытного обще-ства.
Объяснять значение выражения «первобытные люди».
Использовать «ленту времени» Постановка и формулирова-ние проблемы, самостоя-тельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поис-кового характера.
Поиск и выделение необхо-димой информации. Структу-рирование знаний
36 Мир древно-сти: далёкий и близкий Урок изуче-ния нового материала Определять по «ленте времени» длительность Древнего мира.
Находить на карте местоположение древних государств.
Извлекать информацию из учебника, анализировать иллюстрации, гото-вить сообщения и презентовать их в классе.
Обобщать сведения о древних госу-дарствах, их культуре, религиях, вы-являть общее и отличия.
Понимать роль появления и развития письменности в древности для раз-вития человечества, сопоставлять алфавиты древности Рассказывать о Древнем Егип-те, Древней Греции, Древнем Риме, об их культуре и религии.
Использовать «ленту времени».
Понимать роль археологиче-ских находок для изучения ис-тории древних государств.
Объяснять значения слов и выражений: «Древний мир», «иероглифы», «пирамиды» Поиск и выделение необхо-димой информации, структу-рирование знаний; представ-ление полученной информа-ции; оценка результатов ра-боты.
Сотрудничество с учителем, другими взрослыми и учащи-мися
37 Средние века: время рыца-рей и замков Урок изуче-ния нового материала
Сопоставлять длительность исторических периодов Древнего мира и средневековья, определять по «ленте времени» длительность средневековья.
Находить на карте местоположение крупных городов, возникших в средневековье.
Описывать по фотографиям средневековые достопримечательности совре-менных городов.
Сопоставлять исторические источни-ки по изучению Древнего мира и средневековья.
Развивать воображение, реконструи-руя быт и рыцарские турниры средневековья.
Сопоставлять мировые религии, выявлять их сходство и различия: место и время их возникновения, особенности храмов Рассказывать о Средних веках в истории Европы, о возникно-вении городов.
Сопоставлять мировые рели-гии.
Рассказывать о рыцарях и замках.
Понимать важность изобрете-ния книгопечатания для чело-вечества.
Объяснять значения слов и выражений: «Средние века», «христианство», «ислам», «буддизм», «рыцарь», «замок» Поиск и выделение необхо-димой информации, установ-ление причинно-следственных связей, струк-турирование знаний; пред-ставление полученной ин-формации; оценка результа-тов работы.
Сотрудничество с учителем, другими взрослыми и учащи-мися
38 Новое время: встреча Евро-пы и Америки Урок изуче-ния нового материала
Определять по «ленте времени» длительность периода Нового вре-мени, сопоставлять её с длительно-стью Древнего мира и средневеко-вья.
Сопоставлять жизненную филосо-фию людей в средневековье и в Но-вое время.
Обсуждать методы изучения истории Древнего мира и Нового времени.
Выявлять по фотографиям различия в архитектуре городов Древнего ми-ра, средневековья и Нового времени.
Обсуждать роль великих географи-ческих открытий в истории человече-ства.
Развивать воображение, реконструи-руя историю технических изобрете-ний в Новое время
Рассказывать о Новом време-ни в истории Европы,
Понимать значение развития предпринимательства.
Характеризовать научные от-крытия и технические изобре-тения Нового времени.
Прослеживать по карте мар-шруты Великих географических открытий.
Называть выдающихся людей Нового времени.
Работать с географической картой
Определение последова-тельности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий.
Осознанное и произвольное построение речевого выска-зывания в устной и письмен-ной форме
39 Новейшее время: исто-рия продол-жается сего-дня.
Тест № 4 Урок изуче-ния нового материала
Находить на «ленте времени» начало Новейшего времени.
Характеризовать значение исследо-вания Арктики и Антарктики для раз-вития науки.
Рассказывать о развитии парламен-таризма и республиканской формы правления.
Рассказывать о об освоении космоса, об изобретении ядерного оружия, Первой и Второй мировой войнах Рассказывать об исследовани-ях Арктики и Антарктики.
Характеризовать изменения в политическом устройстве стран мира.
Называть научные открытия и технические изобретения ХХ – ХХI веков.
Называть выдающихся людей Новейшего времени.
Понимать, что ХХ столетие – это время двух самых крово-пролитных войн
Определение последова-тельности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий.
Осознанное и произвольное построение речевого выска-зывания в устной и письмен-ной форме
Раздел «Страницы истории России» (20 часов)
40 Жизнь древних славян Урок изуче-ния нового материала
Анализировать карту расселения племён древних славян.
Выявлять взаимосвязь жизни древних славян и их занятий с природными условиями того времени.
Характеризовать верования древних славян.
Моделировать древнеславянское жилище Показывать на карте террито-рии расселения древних сла-вян.
Рассказывать о жизни древних славян
Определение последова-тельности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий.
Осознанное и произвольное построение речевого выска-зывания в устной и письмен-ной форме
41 Во времена Древней Руси Урок изуче-ния нового материала
Прослеживать по карте Древней Руси путь «из варяг в греки» и расширении территории государства в IХ – ХI ве-ках.
Характеризовать систему государст-венной власти в IХ – ХI веках в Древ-ней Руси.
Отмечать на «ленте времени» дату Крещения Руси.
Обсуждать причину введения на Руси христианства и значение Крещения.
Анализировать былину об Илье Му-ромце как отражение борьбы Древ-ней Руси с кочевниками Называть столицу Древней Руси.
Понимать значение принятия Русью христианства.
Объяснять значения слов и выражений: «великий князь», «бояре», «дружина», «Креще-ние» Определение последова-тельности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий.
Осознанное и произвольное построение речевого выска-зывания в устной и письмен-ной форме
42 Страна горо-дов Урок фор-мирования умений и навыков Анализировать карты Древнего Киева и Древнего Новгорода, характери-зовать их местоположение, оборони-тельные сооружения, занятия горо-жан, систему правления, находки бе-рестяных грамот в Новгороде.
Развивать воображение, реконструи-руя жизнь древних новгородцев.
Обсуждать, почему былина о Садко могла появиться только в Новгороде.
Характеризовать значение летописи об основании Москвы как историче-ского источника Объяснять важность находок археологами берестяных гра-мот.
Объяснять значение летописи об основании Москвы.
Сопоставлять жизнь двух главных городов Древней Руси
Поиск и выделение необхо-димой информации, установ-ление причинно-следственных связей, струк-турирование знаний; пред-ставление полученной ин-формации; оценка результа-тов работы.
Сотрудничество с учителем, другими взрослыми и учащи-мися
43 Из книжной сокровищницы Древней Руси Урок изуче-ния нового материала
Обсуждать роль создания славян-ской письменности для распростра-нения культуры в Древней Руси.
Характеризовать состояние грамот-ности на Руси после создания сла-вянской азбуки.
Выявлять роль летописей для изуче-ния истории России.
Характеризовать оформление руко-писных книг как памятников древне-русского искусства.
Сопоставлять оформление древне-русских книг с современными.
Обсуждать роль рукописной книги в развитии русской культуры Называть имена создателей славянской азбуки.
Объяснять значение слова «летопись».
Объяснять роль летописей для изучения истории России.
Объяснять роль рукописной книги в развитии русской куль-туры
Извлечение необходимой ин-формации из текстов; поста-новка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. Сотрудничество с учителем, другими взрослыми и учащимися
44 Трудные вре-мена на Рус-ской земле Урок изуче-ния нового материала
Прослеживать по карте нашествие Батыя на Русь.
Обсуждать причины поражения Древней Руси в ходе монгольского нашествия.
Описывать по иллюстрациям учебни-ка вооружение древнерусских и мон-гольских воинов.
Находить на карте места сражений Александра Невского со шведскими и немецкими захватчиками.
По иллюстрациям учебника сравни-вать вооружение русских и немецких рыцарей.
Выказывать своё отношение к лично-сти Александра Невского Рассказывать о монгольском нашествии.
Объяснять значения слов и выражений: «дань», «хан», «Золотая Орда».
Рассказывать об Александре Невском.
Описывать вооружение воинов: древнерусских, монголо-татарских, рыцарей-крестоносцев Определение последова-тельности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий.
Осознанное и произвольное построение речевого выска-зывания, аргументация своего мнения и позиции в ком-муникации
45 Русь расправ-ляет крылья Урок фор-мирования умений и навыков Приводить факты возрождения севе-ро-восточных земель Руси.
Рассказывать о Москве Ивана Кали-ты.
Прослеживать по карте объединение русских земель вокруг Москвы.
Обсуждать, какие личные качества Ивана Калиты сыграли роль в успехе его правления Приводить факты, свидетель-ствующие о возрождении Севе-ро-Восточной Руси.
Рассказывать, чем известен в истории Иван Калита.
Объяснять значение слова «монастырь» Поиск и выделение необхо-димой информации, установ-ление причинно-следственных связей, струк-турирование знаний; пред-ставление полученной ин-формации; оценка результа-тов работы
46 Куликовская битва Урок изуче-ния нового материала Прослеживать по карте передвиже-ния русских и ордынских войск.
Составлять план рассказа о Куликов-ской битве.
Отмечать на «ленте времени» дату Куликовской битвы.
Обсуждать, почему была так важна для Дмитрия Донского поддержка Сергия Радонежского.
Рассказывать о поединках богатырей Рассказывать о Куликовской битве по составленному плану.
Моделировать ход Куликовской битвы.
Осознавать роль Куликовской битвы в истории России Извлечение необходимой информации из текстов; по-становка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов дея-тельности при решении про-блем поискового характера.
Сотрудничество с учителем, другими взрослыми и учащи-мися
47 Иван Третий Урок изуче-ния нового материала Рассказывать об изменении политики в отношении Золотой Орды.
Описывать по иллюстрациям в учеб-нике изменения в облике Москвы.
Обсуждать значение освобождения от монгольского ига.
Отмечать на «ленте времени» даты освобождения от монгольского ига, венчания Ивана Грозного на царство Рассказывать о возникновении единого независимого Россий-ского государства со столицей в Москве, об укреплении эконо-мики.
Понимать значение освобож-дения от монгольского ига Постановка и формулирова-ние проблемы, самостоя-тельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поис-кового характера
48 Мастера пе-чатных дел Урок-исследова-ние Обсуждать, как повлияло начало кни-гопечатания на развитие просвеще-ния и культуры в России.
Сопоставлять современные и перво-печатные учебники по иллюстрациям.
Развивать воображение, «обучая грамоте» учеников ХVII века Рассказывать о первопечатни-ке Иване Фёдорове и изданиях первых русских учебников.
Объяснять значение слов: «книгопечатание», «первопе-чатники» Постановка и формулирова-ние проблемы, самостоя-тельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поис-кового характера.
Поиск и выделение необхо-димой информации. Структу-рирование знаний
49 Патриоты России Урок изуче-ния нового материала Обсуждать значение организации народного ополчения и освобожде-ния Москвы от польской интервен-ции.
Отмечать на «ленте времени» год освобождения Москвы.
Рассказывать об этом событии от имени участника ополчения Осознавать роль борьбы за независимость в начале ХVI века в истории России.
Объяснять значение выражения «народное ополчение» Извлечение необходимой ин-формации из текстов; поста-новка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. Сотрудничество с учителем, другими взрослыми и учащимися
50 Пётр Великий Урок-исследова-ние Извлекать из дополнительной лите-ратуры и Интернета информацию о Петре I, которой нет в учебнике.
Описывать достопримечательности Санкт-Петербурга.
Обсуждать, заслуженно ли Пётр I стал называться Великим.
Отмечать на «ленте времени» год основания Санкт-Петербурга, год, когда Россия стала империей.
Находить на карте приобретения го-рода, основанные Петром I.
Выказывать своё отношение к лично-сти Петра Великого Рассказывать о реформах Петра I на основе материала учебника.
Понимать, почему Пётра I на-зывают Великим.
Рассказывать об основании града Петра Определение последова-тельности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий.
Осознанное и произвольное построение речевого выска-зывания, аргументация своего мнения и позиции в ком-муникации
51 Михаил Ва-сильевич Ло-моносов Комбиниро-ванный урок Составлять план рассказа о М.В. Ло-моносове.
Прослеживать по карте путь М.В. Ломоносова из Холмогор в Москву.
Обсуждать, каковы были заслуги М.В. Ломоносова в развитии науки и культуры
Отмечать на «ленте времени» дату основания Московского университе-та.
Извлекать из Интернета сведения о современном МГУ им. М.В. Ломоносова Рассказывать о М.В. Ломоно-сове.
Понимать заслуги М.В. Ломо-носова в развитии науки и куль-туры Извлечение необходимой информации из текстов; по-становка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов дея-тельности при решении про-блем поискового характера
52 Екатерина Ве-ликая.
Проверочная работа №2 Комбиниро-ванный урок Обсуждать, заслуженно ли Екатерина Вторая стала называться Великой.
Описывать достопримечательности Петербурга.
Сравнивать положение разных слоёв российского общества.
Рассказывать по учебнику о кресть-янской войне Е. Пугачёва.
Прослеживать по карте рост терри-тории государства.
Рассказывать по учебнику о Ф.Ф. Ушакове и А.В. Суворове.
Извлекать из Интернета сведения о Петербурге, Москве, других городах России в ХVIII веке Рассказывать о Екатерине Второй.
Понимать, почему Екатерина Вторая стала называться Вели-кой.
Рассказывать о знаменитых военачальниках Ф.Ф. Ушакове и А.В. Суворове
Выделение необходимой ин-формации; установление причинно-следственных свя-зей, представление цепочек объектов и явлений; умение с достаточной полнотой и точ-ностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
4 четверть (16 часов)
53 Отечественная война 1812 года Комбиниро-ванный урок Отмечать на «ленте времени» Оте-чественную войну 1812 года.
Обсуждать, почему война 1812 года называется Отечественной.
Обсуждать, почему после Отечест-венной войны 1812 года был воз-двигнут на Красной площади памят-ник Кузьме Минину и Дмитрию По-жарскому.
Извлекать из Интернета сведения о биографии героев Отечественной войны 1812 года, готовить доклады, презентовать их в классе Рассказывать о Бородинском сражении.
Рассказывать о М.И. Кутузове.
Понимать, почему война 1812 года называется Отечественной.
Рассказывать о Кузьме Минине и Дмитрии Пожарском.
Объяснять значение выражения «Отечественная война» Определение последова-тельности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий.
Осознанное и произвольное построение речевого выска-зывания, аргументация своего мнения и позиции в ком-муникации
54 Страницы ис-тории XIX века Комбиниро-ванный урок В ходе самостоятельной работы (по группам) над темами «Декабристы», «Освобождение крестьян», «Петер-бург и Москва» изучать текст учебни-ка, готовить сообщения и презенто-вать их на уроке.
Работать с историческими картами, находить на карте Транссибирскую магистраль.
Сопоставлять исторические источни-ки.
Извлекать из краеведческой литера-туры сведения о технических новше-ствах, появившихся в XIX веке в ре-гионе Называть технические новше-ства, которые изменили жизнь людей.
Понимать значение освобож-дения крестьян от крепостной зависимости.
Рассказывать о Петербурге и Москве после 1861 года. Определение последова-тельности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий.
Сотрудничество с учителем, другими взрослыми и учащи-мися
55 Россия всту-пает в XX век Комбиниро-ванный Отмечать на «ленте времени» начало Первой мировой войны, Февральской и Октябрьской революций.
Составлять план рассказа о событи-ях начала XX века и рассказывать о них по плану.
Интервьюировать взрослых членов семьи о том, какую роль сыграли Октябрьская революция и Гражданская война в судьбе семьи.
Развивать воображение, составляя от лица журналиста начала XX века интервью с учёным, каким он видит наступивший век Объяснять значение выражения «Гражданская война».
Рассказывать о Первой миро-вой войне, Февральской и Ок-тябрьской революциях
Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.
Поиск и выделение необхо-димой информации, структу-рирование знаний; представ-ление полученной информа-ции; оценка результатов ра-боты.
Сотрудничество с учителем, родителями и учащимися
56 Страницы ис-тории 1920 – 1930-х годов Комбиниро-ванный Знакомиться по карте СССР с адми-нистративно-территориальным уст-ройством страны.
Сравнивать гербы России и СССР по иллюстрациям, знакомиться с симво-ликой герба СССР.
Сравнивать тексты гимнов дорево-люционной России, СССР и Россий-ской Федерации.
Знакомиться по фотографиям в Ин-тернете с обликом довоенных стан-ций метро. Рассказывать об образовании СССР.
Рассказывать о переходе предприятий в собственность государства, о борьбе с негра-мотностью, об изменениях в жизни города и деревни Определение последова-тельности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий.
Сотрудничество с учителем, другими взрослыми и учащи-мися
57 Великая война и великая По-беда Урок изуче-ния нового материала
Составлять план рассказа о ходе Великой Отечественной войны, рассказывать о ней по плану.
Обсуждать, в чём значение Победы в Великой Отечественной войне для нашей страны и всего мира.
Прослушивать в записи песню «Вставай, страна огромная» и другие песни времён войны.
Делиться впечатлениями от фото-графий военных лет и от картин на тему войны и Парада Победы
Рассказывать о ходе Великой Отечественной войны.
Понимать в чём значение По-беды в Великой Отечественной войне для нашей страны и всего мира.
Объяснять значение выражения «Великая Отечественная война»
Постановка и формулирова-ние проблемы, самостоя-тельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характе-ра; анализ объектов с целью выделения признаков (суще-ственных, несущественных)
58 Великая война и великая По-беда Урок-исследова-ние
Выяснять в краеведческом музее, какой вклад внёс город (село) в По-беду.
Интервьюировать старших членов семьи об их участии в войне, как они встретили День Победы в 1945 году Рассказывать о ходе Великой Отечественной войны.
Понимать в чём значение По-беды в Великой Отечественной войне для нашей страны и всего мира Анализ объектов с целью вы-деления признаков (сущест-венных, несущественных); установление причинно-следственных связей, пред-ставление цепочек объектов и явлений
59 Страна, от-крывшая путь в космос.
Тест № 5 Урок изуче-ния нового материала
Извлекать из дополнительной лите-ратуры, Интернета информацию об освоении космоса.
Интервьюировать старших членов семьи о том, как они запомнили день 12 апреля 1961 года.
Прослушивать в записи песни, по-свящённые полёту Юрия Гагарина.
Знакомиться с репродукциями картин космонавта А.Леонова на космиче-скую тему.
Интервьюировать старших членов своей семьи о послевоенной истории страны и их участии в развитии стра-ны, о проблемах страны и семьи, от-бирать в семейном архиве необхо-димые фотографии, готовить сооб-щение и презентовать его в классе
Рассказывать о достижениях нашей страны в освоении кос-моса, о полёте в космос Юрия Гагарина.
Рассказывать о крупных строй-ках послевоенного времени в СССР.
Называть экологические про-блемы того времени.
Называть события, которые произошли в нашей стране в 1991 году
Выделение необходимой ин-формации; установление причинно-следственных свя-зей, представление цепочек объектов и явлений; умение с достаточной полнотой и точ-ностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Раздел «Современная Россия» (9 часов)
60 Основной за-кон России и права челове-ка Урок изуче-ния нового материала
Находить на политико-административной карте РФ края, области, республики, автономные округа, автономные области, города федерального значения.
Анализировать закреплённые в Кон-венции права ребёнка.
Обсуждать, как права одного челове-ка соотносятся с правами других лю-дей.
Готовить проекты «Декларации прав» (членов семьи, учащихся класса, учи-телей и учащихся), обсуждать их в классе Рассказывать о федеральном устройстве России.
Понимать, что такое Конститу-ция, о чём говорится во Всеоб-щей Декларации прав человека.
Объяснять значение слов: «федерация», «конституция», «конвенция»
Извлечение необходимой информации из текстов; по-становка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов дея-тельности при решении про-блем поискового характера.
Сотрудничество с учителем, другими взрослыми и учащи-мися
61 Мы – граждане России Урок изуче-ния нового материала
Различать прерогативы Президента, Федерального Собрания и Прави-тельства.
Следить за государственными дела-ми по программам новостей ТВ и пе-чатным средствам массовой инфор-мации.
Моделировать деятельность депута-та (вносить предложения по законо-проектам в ходе ролевой игры) Называть права и обязанности гражданина.
Различать права и обязанности гражданина, устанавливать их взаимосвязь
Извлечение необходимой информации из текстов; по-становка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов дея-тельности при решении про-блем поискового характера.
Строить рассуждения в фор-ме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
62 Славные сим-волы России Урок разви-тия умений и навыков Знакомиться с особенностями герба Российской Федерации, его истори-ей, символикой, отличать герб Рос-сии от гербов других государств.
Знакомиться с Государственным флагом России. Его историей, с Красным знаменем Победы.
Выучить текст гимна России, знако-миться с правилами его исполнения, с историей гимна России, отличать гимн Российской Федерации от гим-нов других государств.
Обсуждать, зачем государству нужны символы.
Моделировать символы своего клас-са, семьи Понимать, что такое «символ» и называть символы России.
Объяснять значение символов России в жизни государства и общества Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.
Поиск и выделение необхо-димой информации, структу-рирование знаний; представ-ление полученной информа-ции; оценка результатов ра-боты.
Сотрудничество с учителем и учащимися
63 Такие разные праздники Урок-исследова-ние
Знакомиться с праздниками и Памят-ными днями России, обсуждать их значение для страны и каждого его гражданина.
Выяснять, используя краеведческую литературу, какие праздники отме-чаются в крае.
Рассказывать о своих любимых праздниках.
Работать со взрослыми: составлять календарь профессиональных праздников в соответствии с профес-сиями родителей Различать праздники государ-ственные, профессиональные, церковные, народные, семей-ные.
Приводить примеры праздников
Самостоятельное выделение и формулирование познава-тельной цели; структуриро-вание знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме
64 Проверим се-бя и оценим свои достиже-ния за второе полугодие.
Итоговая диагности-ческая рабо-та Контрольно-обобщающий урок Выполнять задания; проверять свои знания Адекватно оценивать и анали-зировать свои знания/незнания Оценка — выделение и осоз-нание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы
65 Путешествие по России
(по Дальнему Востоку, на просторах Си-бири) Урок-путешест-вие Знакомиться по материалам учебника и дополнительной литературе с регионами, городами, народами Рос-сии.
Совершать виртуальные экскурсии по Дальнему Востоку, по просторам Сибири с помощью Интернета, по-сещать музеи, осматривать памятни-ки истории и культуры.
Рассказывать по личным впечатле-ниям о разных уголках России, де-монстрировать фотографии, сувени-ры.
Пользуясь информацией из различ-ных источников, готовить сообщения (сочинения) о регионах, городах, на-родах России, знаменитых соотече-ственниках
Называть народы России.
Рассказывать об обычаях и традициях народов России.
Рассказывать о городах Рос-сии Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.
Поиск и выделение необхо-димой информации, структу-рирование знаний; представ-ление полученной информа-ции; оценка результатов ра-боты.
Сотрудничество с учителем и учащимися
66 Путешествие по России
(по Уралу, по северу евро-пейской Рос-сии)
Урок-путешест-вие Совершать виртуальные экскурсии по Уралу, по северу европейской России с помощью Интернета, посещать музеи, осматривать памятники истории и культуры.
Рассказывать по личным впечатлени-ям о разных уголках России, демонстрировать фотографии, сувениры.
Анализировать и сравнивать гербы городов России, выяснять их символику.
Пользуясь информацией из различ-ных источников, готовить сообщения (сочинения) о регионах, городах, на-родах России, знаменитых соотечественниках Называть народы России.
Рассказывать об обычаях и традициях народов России.
Рассказывать о городах Рос-сии Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.
Поиск и выделение необхо-димой информации, структу-рирование знаний; представ-ление полученной информа-ции; оценка результатов ра-боты.
Сотрудничество с учителем и учащимися
67 Путешествие по России
(по Волге, по югу России) Урок-путешест-вие Совершать виртуальные экскурсии по Волге, по югу России с помощью Интернета, посещать музеи, осмат-ривать памятники истории и культу-ры.
Рассказывать по личным впечатлени-ям о разных уголках России, демонстрировать фотографии, сувениры.
Пользуясь информацией из различ-ных источников, готовить сообщения (сочинения) о регионах, городах, на-родах России, знаменитых соотечественниках Называть народы России.
Рассказывать об обычаях и традициях народов России.
Рассказывать о городах Рос-сии Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.
Поиск и выделение необхо-димой информации, структу-рирование знаний; представ-ление полученной информа-ции; оценка результатов ра-боты.
Сотрудничество с учителем и учащимися.
68 Презентация проектов Урок-конференция Извлекать информацию из дополни-тельных источников и Интернета.
Посещать музеи, обрабатывать ма-териалы экскурсий.
Интервьюировать старших членов семьи, других взрослых.
Выступать с подготовленными сооб-щениями, иллюстрировать их на-глядными материалами.
Обсуждать выступления учащихся.
Оценивать свои достижения и дости-жения других учащихся Представлять результаты проектной деятельности.
Формировать адекватную оценку своих достижений Моделирование — преобра-зование объекта из чувствен-ной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая); умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями ком-муникации
ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММНОГО СОДЕРЖАНИЯ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ
1. Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. – М.: Просвещение, 2013.
2. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2-х частях / Плешаков А.А., Крючкова Е.А. – М.: Про-свещение, 2012.
3. Окружающий мир. Тесты. 4 класс / Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З.Д. – М.: Просвещение, 2013.
4. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики. Книга для учащихся начальных классов / Плешаков А.А., Румянцев А.А. – М.: Просвещение, 2012.
5. Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных классов / Плешаков А.А. – М.: Просвещение, 2013.
6. От Земли до неба. Атлас-определитель для начальной школы / Плешаков А.А. – М.: Просвещение, 2012.
7. Окружающий мир. 4 класс. Научный дневник / Плешаков А.А. – М.: Просвещение, 2012.
РЕКОМЕНДУЕМ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКУЮ ЛИТЕРАТУРУ
1. Окружающий мир. Рабочие программы. 1-4 классы. / Плешаков А.А. – М.: Просвещение, 2012.
2. Окружающий мир. Интерактивные дидактические материалы. 4 класс. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением. / С.В. Савинова. – М.: Планета, 2013. – (Качество обучения).
3. Окружающий мир. 4 класс. Интерактивные контрольно-измерительные материалы. Тетрадь-тренажер с электронным приложением / Авт.-сост.: С.В. Савинова – М.: Планета, 2014. – (Качество обуче-ния).
4. Окружающий мир. 4 класс. Интерактивные контрольные тренировочные работы. Дидактическое пособие с электронным интерактивным приложением / Авт.-сост. М.С. Умнова. – М.: Планета, 2014. – (Качество обучения).
5. Окружающий мир. 3 класс. Интерактивные контрольные тренировочные работы. Тетрадь с электронным тренажером / Авт.-сост. М.С. Умнова. – М.: Планета, 2014. – (Качество обучения).
6. Уроки окружающего мира с применением информационных технологий. 3-4 классы. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением / С.В. Братченко, М.В. Буряк [и др.]; сост. Е.С. Галанжина. – М.: Планета, 2013. – (Современная школа).
7. Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности / С.П. Казачкова, М.С. Умнова. – М.: Планета, 2014. – (Качество обучения).
8. Дидактические и развивающие игры в начальной школе. Методическое пособие с электронным приложением / Сост. Е.С. Галанжина. – М.: Планета, 2011. – (Современная школа).