182100 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Гагарина д. 13, тел. (81153) 5-79-48, (81153) 3-40-70
МБОУ «Средняя школа № 17»
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ВЕЛИКИЕ ЛУКИ
     
20 ноября 2014

Рабочая программа

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа предмета «Русский язык» составлена на основе ФГОС НОО (2010 года), Примерной программы начального общего образования по русскому языку для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений авторов В.Н.Канакиной, В.Г. Горецкого, М.В. Бойкиной, М.Н. Дементьевой, Н.Ф. Стефаненко «Русский язык. 1-4 классы» (УМК «Школа России»)

В соответствии с Образовательной программой школы рабочая программа рассчитана

На 136 часов при 4 часах в неделю.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ ВСЕГО ЧАСОВ

1 Повторение 10

2 Предложение 6

3 Слово в языке и речи 17

4 Имя существительное 30

5 Имя прилагательное 25

6 Личные местоимения 7

7 Глагол 27

8 Повторение 14

ИТОГО: 136 ЧАСОВ

ГРАФИК ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЬНО – ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ РАБОТ

ПЕРИОД

ОБУЧЕНИЯ СЛОВАРНЫЕ

ДИКТАНТЫ КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ КОНТРОЛЬНЫЕ

ДИКТАНТЫ ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ

РАБОТЫ ПРОВЕРОЧНЫЕ

РАБОТЫ

1 ЧЕТВЕРТЬ 2 1 2 1 3

2 ЧЕТВЕРТЬ 1 - 1 1 -

3 ЧЕТВЕРТЬ 1 1 3 - 3

4 ЧЕТВЕРТЬ 1 1 2 1 1

ИТОГО: 5 3 8 3 7

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ ИЗЛОЖЕНИЯ СОЧИНЕНИЯ

1 ЧЕТВЕРТЬ 1 2

2 ЧЕТВЕРТЬ 2 2

3 ЧЕТВЕРТЬ 4 4

4 ЧЕТВЕРТЬ 3 1

ИТОГО: 10 9

ПРИМЕЧАНИЕ. ИЗЛОЖЕНИЯ И СОЧИНЕНИЯ НОСЯТ ОБУЧАЮЩИЙ ХАРАКТЕР.

ВИДЫ КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ

№ УРОКА ВИД РАБОТЫ ВИД КОНТРОЛЯ. ТЕМА

6 Стартовая диагностическая работа Констатирующий

8 Проверочная работа №1 Повторение

10 Контрольный диктант №1 Констатирующий

12 Словарный диктант №1 Констатирующий

16 Проверочная работа №2 Предложение

23 Контрольное списывание №1 Констатирующий

27 Проверочная работа №3 Части речи

31 Словарный диктант №2 Текущий

33 Контрольный диктант №2 За 1 четверть

40 Словарный диктант №3 Констатирующий (за 1 полугодие)

54 Контрольный диктант №3 Констатирующий (за 1 полугодие)

57 Промежуточная диагностическая работа Констатирующий (за 1 полугодие)

61 Проверочная работа №4 Имя существительное (за 3 четверть)

63 Контрольный диктант №4 Имя существительное (за 3 четверть)

75 Контрольное списывание №2 Констатирующий

80 Словарный диктант №4 Констатирующий

85 Проверочная работа №5 Имя прилагательное

87 Контрольный диктант №5 Имя прилагательное

92 Проверочная работа №6 Личные местоимения

94 Контрольный диктант №6 Констатирующий (за 3 четверть)

111 Словарный диктант №5 Констатирующий (за год)

113 Контрольное списывание №3 Констатирующий (за год)

121 Проверочная работа №7 Глагол

116 Контрольный диктант №7 Глагол

133 Контрольный диктант №8 Констатирующий (за год)

128 Итоговая диагностическая работа Итоговый

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п Дата

Тема урока Тип урока Основные виды

учебной

деятельности Планируемые предметные результаты освоения

материала Универсальные

учебные действия

Повторение изученного в 1-3 классах (10часов)

1 02.09 Наша речь и наш язык.

Развитие речи.

Составление текста по ри-сунку с включе-нием в него диалога Урок повторения и систематиза-ции

http://ppt4web.ru/detskie-prezentacii/bezudarnye-glasnye-v-korne-slova.html

Анализировать высказывания о рус-ском языке.

Высказываться о значении «волшеб-ных» слов в речевом общении, ис-пользовать их в речи.

Составлять текст (о речи или о языке) по выбранной пословице.

Составлять (совместно со сверстни-ками) текст по рисунку с включением в него диалога Различать язык и речь.

Различать диалогическую и монологическую речь.

Называть «волшебные» слова русской речи: слова-приветствия, слова-прощания, слова-просьбы, слова-извинения и др.

Развивать мотивы к созда-нию дневника с записью мудрых мыслей о русском языке.

Составлять текст по рисун-ку с включением в него диа-лога.

Писать правильно слова: «человек», «пожалуйста» Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несуще-ственных); постановка и формулирование про-блемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при реше-нии проблем творческого характера

2 03.09 Язык и речь. Формулы веж-ливости. Урок развития умений и навыков. Называть волшебные слова в речи. Самостоятельное созда-ние алгоритмов деятель-ности при решении про-блем творческого хара-тера.

3 05.09 Текст. План текста Урок развития умений и навыков Определять тему и главную мысль текста.

Подбирать заголовок к тексту.

Соотносить заголовок и текст.

Выделять части текста и обосновы-вать правильность их выделения.

Составлять план текста.

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректиро-вание порядка предложений и частей текста (абзацев).

Работать с памяткой «Как подгото-виться к изложению».

Работать со страничкой для любозна-тельных: знакомство с происхождени-ем слова каникулы Называть признаки текста: смысловое единство пред-ложений в тексте, заглавие текста, тема, основная мысль, план текста.

Составлять планы к данным текстам.

Соблюдать нормы построе-ния текста (логичность, по-следовательность, связ-ность, соответствие теме и др.).

Писать правильно слово «каникулы»

Понимание текстов, из-влечение необходимой информации, самооценка на основе критерия ус-пешности

4 08.09 Развитие речи.

Обучающее изложение по-вествователь-ного текста . Урок развития умений и навыков Самостоятельно подготовиться к на-писанию изложения.

Подробно излагать содержание пове-ствовательного текста и оценивать правильность написанного Излагать содержание пове-ствовательного текста Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несуще-ственных)

5 09.09 Анализ изложе-ния.

Типы текстов. Урок развития умений и навыков Сравнивать между собой разные типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Сопоставлять тексты разного стиля.

Работать с памяткой «Как подгото-виться к составлению повествова-тельного текста».

Сочинять рассказ в соответствии с выбранной темой Называть типы текстов: по-вествование, описание, рас-суждение.

Создавать собственные тексты по предложенным темам с использованием разных типов речи Формирование навыка смыслового чтения тек-ста различных стилей и жанров в соответствии с учебными целями и за-дачами

6 10.09 Предложение как единица речи. Виды предложений по цели выска-зывания.

Входная диаг-ностическая работа Урок повторения и систематиза-ции знаний Составлять из каждой группы слов предложение. Составлять из слов пред-ложения Осознанное и произволь-ное построение речевого высказывания, основан-ное на знаниях. Само-оценка на основе крите-рия успешности

7 12.09 Диалог. Обра-щение Комбинированный урок Находить в предложении обращения в начале, середине, конце.

Составлять предложения с обращени-ем.

Выделять обращения на письме Находить обращение в предложении.

Ставить знаки препинания в предложениях с обраще-ниями Поиск и выделение необ-ходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несуще-ственных)

8 15.09 Основа пред-ложения. Глав-ные и второ-степенные чле-ны предложе-ния.

Проверочная работа №1.(по теме «Повто-рение» Комбинированный урок Устанавливать при помощи смысло-вых вопросов связь между словами в предложении.

Выделять главные члены предложения и объяснять способы нахождения главных членов предложения.

Различать главные и второстепенные члены предложения Находить главные и второ-степенные члены предложе-ния.

Различать главные и вто-ростепенные члены предло-жения Планирование своих действий при разборе предложения по членам на основе заданного ал-горитма

9 16.09 Словосочета-ние Урок повторения и систематиза-ции знаний. Устанавливаем при помощи вопросов словосочетания в предложении.

10 17.09 Контрольный диктант №1 по теме «По-вторение» Контроль знаний, умений и навыков Оценить результаты освоения тем, проявить личностную заинтересован-ность в приобретении и расширении знаний и способов действий Писать раздельно слова в предложении, оформлять предложения, записывать слова без пропуска, искаже-ния и замены букв Учитывать правила в планировании и контроле способа выполнения учебной задачи

Предложение (6 часов)

11 18.09

Однородные члены предло-жения (общее понятие) Урок изучения нового материала Распознавать предложения с одно-родными членами, находить их в тек-сте.

Определять, каким членом предложе-ния являются однородные члены.

Распознавать однородные второсте-пенные члены, имеющие при себе по-яснительные слова.

Соблюдать интонацию перечисления в предложениях с однородными чле-нами

Находить в предложении однородные члены предло-жения.

Писать правильно слова: «комбайн», «комбайнёр»

Поиск и выделение необ-ходимой информации. Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несуще-ственных)

12 22.09 Связь однород-ных членов предложения. Знаки препина-ния. Словар-ный диктант №1. Урок изучения нового материала Анализировать таблицу «Однородные члены предложения» и составлять по ней сообщение Находить в предложении однородные члены предло-жения, которые связаны с помощью интонации пере-числения

Осуществлять поиск не-обходимой информации для выполнения учебных заданий с использовани-ем учебной литературы

13 23.09 Развитие речи.

Сочинение по репродукции картины И.И.Левитана «Золотая осень» Урок обобщения и систематизации знаний Оценивать текст с точки зрения пунк-туационной правильности.

Составлять рассказ по репродукции картины И.И. Левитана «Золотая осень» и данному плану Объяснять постановку за-пятой в предложениях с од-нородными членами

Структурирование зна-ний; рефлексия способов и условий действия, кон-троль и оценка процесса и результатов деятель-ности

14 24.09 Простые и сложные пред-ложения

Урок формирова-ния умений и на-выков Сравнивать простые и сложные пред-ложения.

Выделять в сложном предложении его основы Различать простое и слож-ное предложения

Поиск и выделение необ-ходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несуще-ственных)

15 25.09 Наши проекты.

Урок формирова-ния умений и на-выков Различать простое предложение с од-нородными членами и сложное пред-ложение.

Ставить запятые между простыми предложениями, входящими в состав сложного

Различать сложное пред-ложение и простое предло-жение с однородными чле-нами.

Ставить запятые между простыми предложениями, входящими в состав сложного.

Писать правильно слово «прекрасный» Планирование своих действий при постановке знаков препинания в сложном предложении на основе заданного алго-ритма

16 29.09 Развитие речи.

Изложение по-вествователь-ного текста.

Проверочная работа №2 по теме «Предло-жение» Комбинированный урок Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

Письменно передавать содержание повествовательного текста по само-стоятельно составленному плану Ставить запятые между простыми предложениями, входящими в состав сложного

Структурирование зна-ний; рефлексия способов и условий действия, кон-троль и оценка процесса и результатов деятель-ности

Слово в языке и речи (17 час)

17 30.09 Лексическое значение слова Урок развития умений и навыков Анализировать высказывания о рус-ском языке.

Выявлять слова, значение которых требует уточнения.

Объяснять принцип построения толко-вого словаря.

Определять (выписывать) значение слова, пользуясь толковым словарём (сначала с помощью учителя, затем самостоятельно).

Составлять собственные толковые словарики, внося в них слова, значе-ние которых ранее было неизвестно.

Оценивать уместность использования слов в тексте, выбирать из ряда пред-ложенных слова для успешного реше-ния коммуникативной задачи

Определять значение слова по тексту или уточнять с по-мощью толкового словаря.

Работать с толковым сло-варём учебника, находить в нём нужную информацию о слове.

Писать правильно слова: «библиотека», «библиоте-карь» Структурирование зна-ний; рефлексия способов и условий действия, кон-троль и оценка процесса и результатов деятель-ности

18 01.10 Заимствован-ные слова.

Устаревшие слова.

Многозначные слова Урок развития умений и навыков Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значе-ниях.

Анализировать употребление в тексте слова в прямом и переносном зна-чении.

Сравнивать прямое и переносное зна-чения слов, подбирать предложения, в которых слово употребляется в пря-мом или переносном значении.

Работать с таблицей слов, пришедших к нам из других языков.

Работать с лингвистическими слова-рями учебника, находить в них нужную информацию о слове

Углублять представления об однозначных и много-значных словах, о прямом и переносном значениях слов.

Писать правильно слово «шофёр» Поиск и выделение необ-ходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несуще-ственных)

19 02.10 Синонимы. Ан-тонимы. Омо-нимы Урок развития умений и навыков Работать с лингвистическими слова-рями учебника (толковым, синонимов, антонимов, омонимов), находить в них нужную информацию о слове.

Подбирать к слову синонимы, антони-мы.

Контролировать уместность использо-вания слов в предложениях, находить случаи неудачного выбора слова, кор-ректировать обнаруженные ошибки, подбирая наиболее точный синоним.

Оценивать уместность использования слов в тексте, выбирать из ряда пред-ложенных слова для успешного реше-ния коммуникативной задачи

Распознавать синонимы, антонимы, омонимы.

Писать правильно слово «ещё» Поиск и выделение необ-ходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несуще-ственных).

Структурирование зна-ний; рефлексия способов и условий действия, кон-троль и оценка процесса и результатов деятель-ности

20 06.10 Фразеологиз-мы.

Обобщение знаний о лекси-ческих группах слов.

Урок развития умений и навыков Работать со страничкой для любозна-тельных: знакомство с этимологией слов, одной из частей которых являет-ся часть библио.

Работать со словарём фразеологиз-мов учебника, находить в нём нужную информацию о слове.

Наблюдать над изобразительно-выразительными средствами языка (словами, употреблёнными в перенос-ном значении, значениями фразеоло-гизмов), составлять текст по рисунку и фразеологизму Распознавать фразеоло-гизмы, устаревшие слова

Рефлексия способов и условий действия, кон-троль и оценка процесса и результатов деятель-ности.

21 07.10 Состав слова. Комбинированный урок Различать изученные части речи.

Классифицировать слова по частям речи на основе изученных признаков.

Анализировать изученные граммати-ческие признаки частей речи и соотно-сить их с той частью речи, которой они присущи.

Анализировать таблицы «Самостоя-тельные части речи», «Грамматические признаки частей речи» и составлять по ним сообщения.

Подбирать примеры изученных частей речи Называть изученные части речи, делить части речи на самостоятельные и служеб-ные.

Писать правильно слово «двенадцать» Поиск и выделение необ-ходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несуще-ственных)

22 08.10 Распознавание значимых час-тей слова. Урок развития умений и навыков Различать изученные части речи.

Анализировать изученные граммати-ческие признаки частей речи и соотно-сить их с той частью речи, которой они присущи Находить изученные части речи в тексте.

Объяснять, по каким при-знакам определяют части речи Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несуще-ственных)

23 09.10 Правописание гласных и со-гласных в кор-нях слов. Кон-трольное спи-сывание №1. Урок развития умений и навыков Различать изученные части речи.

Анализировать изученные граммати-ческие признаки частей речи и соотно-сить их с той частью речи, которой они присущи Писать правильно слова: «одиннадцать», «шестна-дцать», «двадцать».

Различать части речи по грамматическим признакам Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несуще-ственных)

24 Правописание приставок и суффиксов. Контроль знаний, умений и навыков Списать текст с расстановкой знаков препинания в конце предложения. Вставить пропущенные буквы. Оза-главить текст Писать правильно слова на изученные орфограммы; определять границы пред-ложений Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату

25 13.10 Разделитель-ный твёрдый и мягкие знаки. Урок изучения нового материала Находить наречия среди данных слов в тексте.

Анализировать грамматические при-знаки наречия.

Определять роль наречий в предло-жении и тексте Находить в тексте наречия.

Писать правильно слова: «впереди», «медленно»

Поиск и выделение необ-ходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несуще-ственных)

26 14.10 Обучающее изложение.

Урок развития умений и навыков Классифицировать наречия по значе-нию и вопросам.

Образовывать наречия от имён прила-гательных Находить в тексте наречия.

Образовывать наречия от прилагательных.

Писать правильно слова: «вчера», «теперь», «мед-ленно» Структурирование зна-ний; рефлексия способов и условий действия, кон-троль и оценка процесса и результатов деятель-ности

27 15.10 Анализ изложе-ния. Части ре-чи. Морфологи-ческие признаки частей речи. Проверочная №3. Комбинированный урок Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику Находить в тексте наречия по значению и по вопросу. Различать в тексте изучен-ные части речи Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несуще-ственных).

Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы

28 16.10 Склонение имён существи-тельных и при-лагательных. Урок развития умений и навыков Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова, сино-нимы и однокоренные слова, одноко-ренные слова и слова с омонимичны-ми корнями Называть значимые части слова.

Находить в словах корень.

Писать правильно слово «корабль» Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несуще-ственных)

29 20.10 Имя числи-тельное. Гла-гол. Урок развития умений и навыков Контролировать правильность объе-динения слов в группу: обнаруживать лишнее слово в ряду предложенных.

Объяснять значение слова, роль и значение суффиксов и приставок Образовывать однокорен-ные слова с помощью суф-фиксов и приставок.

Писать правильно слово «костюм» Самостоятельное созда-ние способов решения проблем поискового ха-рактера

30 21.10 Наречие как часть речи. Урок развития умений и навыков Работать с памяткой «Разбор слова по составу».

Анализировать заданную схему слова и подбирать слова заданного состава.

Анализировать текст с целью нахож-дения в нём однокоренных слов, слов с определёнными суффиксами и при-ставками.

Моделировать слова Объяснять алгоритм разбо-ра слова по составу, ис-пользовать его при разборе слова по составу

Структурирование зна-ний; рефлексия способов и условий действия, кон-троль и оценка процесса и результатов деятель-ности

31 22.10 Правописание наречий. Сло-варный дик-тант №2. Урок развития умений и навыков Устанавливать наличие в словах изу-ченных орфограмм, обосновывать их написание.

Устанавливать зависимость способа проверки от места орфограммы в сло-ве .

Использовать алгоритм применения орфографического правила при обос-новании написания слова.

Анализировать разные способы про-верки орфограмм.

Группировать слова по месту орфо-граммы и по типу орфограммы Находить в словах изучен-ные орфограммы и выпол-нять проверку.

Писать правильно слово «железо» Поиск и выделение необ-ходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несуще-ственных)

32 23.10 Развитие речи.

Сочинение-отзыв по ре-продукции кар-тины В.М.Васнецова «Иван-царевич на Сером вол-ке» Урок формирова-ния умений и на-выков Обсуждать представленный отзыв С.И.Мамонтова о картине В.М.Васнецова «Иван-царевич на Се-ром волке», высказывать своё сужде-ние и сочинять собственный текст-отзыв о картине художника Составлять предложения и текст по репродукции карти-ны Осознанное и произволь-ное построение речевого высказывания.

Осознанное и произволь-ное построение речевого высказывания в устной и письменной форме

33 27.10 Контрольный диктант №2 по теме «Части речи» Контроль знаний, умений и навыков Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации Находить и отмечать в сло-вах орфограммы. Объяс-нять, доказывать правиль-ность написания слова с изученными орфограммами Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы

Имя существительное (30 часа)

34 28.10 Анализ ошибок.

Распознавание падежей имён существитель-ных. Урок изучения нового материала Различать имена существительные, определять признаки, присущие имени существительному.

Изменять имена существительные по падежам Изменять имена существи-тельные по падежам Постановка и формули-рование проблемы, са-мостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера

35 29.10 Упражнение в распознавании падежей не-одушевлённых имен существи-тельных. Урок формирова-ния умений и на-выков Работать с таблицей «Признаки па-дежных форм имён существитель-ных».

Различать падежные и смысловые (синтаксические) вопросы.

Различать имена существительные в начальной и косвенной формах Определять падеж, в кото-ром употреблено имя суще-ствительное

Осуществлять поиск не-обходимой информации для выполнения учебных заданий с использовани-ем учебной литературы

36 30.10 Упражнение в распознавании сущ. в твори-тельном и предложном падежах. Урок формирова-ния умений и на-выков Определять падеж имени существи-тельного, пользуясь памяткой.

Выделять особенности именительного падежа имени существительного: в предложении является подлежащим.

Различать именительный и винитель-ный падежи Определять падеж, в кото-ром употреблено имя суще-ствительное

Осуществлять поиск не-обходимой информации для выполнения учебных заданий с использовани-ем учебной литературы

37 10.11 Повторение сведений о па-дежах и приё-мах их распо-знавания. Не-склоняемые имена сущест-вительные. Урок-практика Определять падеж имени существи-тельного, пользуясь памяткой

Определять падеж, в кото-ром употреблено имя суще-ствительное.

Писать правильно слова: «телепередача», «телефон» Рефлексия способов и условий действия, кон-троль и оценка процесса и результатов деятель-ности

38 11.11 Три склонения имён существи-тельных.

1-е склонение имён существи-тельных Урок изучения нового материала Определять принадлежность имён существительных к 1-му склонению и обосновывать правильность опреде-ления.

Подбирать примеры существительных 1-го склонения

Определять, относится ли имя существительное к 1-му склонению.

Писать правильно слова: «беседа», «беседовать» Использование критериев для обоснования своего суждения. Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных

39 12.11 Развитие речи.

Сочинение по репродукции картины худож-ника А.А. Пла-стова «Первый снег» Урок развития умений и навыков Составлять описательный текст по репродукции картины художника А.А. Пластова «Первый снег» (под ру-ководством учителя) Составлять текст-описание.

Находить нужную орфо-грамму на допущенную ошибку при письме Осознанное и произволь-ное построение речевого высказывания

40 13.11 2-е склонение имён существи-тельных

Словарный диктант.№3 Урок изучения нового материала Определять принадлежность имён существительных ко 2-му склонению и обосновывать правильность опреде-ления, подбирать примеры существи-тельных 2-го склонения.

Классифицировать имена существи-тельные по склонениям Сравнивать имена сущест-вительные 1-го и 2-го скло-нения: находить сходство и различие

Использование критериев для обоснования своего суждения. Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных

41 17.11 Упражнения в распознавании имён существи-тельных 2-го склонения Урок развития умений и навыков Анализировать таблицу «Падежные окончания имён существительных 2-го склонения», сопоставлять ударные и безударные падежные окончания су-ществительных 2-го склонения Определять, относится ли имя существительное к 2-му склонению.

Называть падежные окон-чания имён существитель-ных 2-го склонения.

Писать правильно слово «агроном» Постановка и формули-рование проблемы, са-мостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера

42 18.11 3-е склонение имён существи-тельных Урок изучения нового материала Определять принадлежность имён существительных к 3-му склонению и обосновывать правильность опреде-ления, подбирать примеры существи-тельных 3-го склонения.

Классифицировать имена существи-тельные разных склонений: находить их сходство и различие.

Классифицировать имена существи-тельные по склонениям Сравнивать имена сущест-вительные разных склоне-ний: находить их сходство и различие

Использование критериев для обоснования своего суждения. Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных

43 19.11 Падежные окончания имён существитель-ных 3-го скло-нения Урок развития умений и навыков Анализировать таблицу «Падежные окончания имён существительных 3-го склонения», сопоставлять ударные и безударные падежные окончания су-ществительных 3-го склонения Определять, относится ли имя существительное к 3-му склонению.

Называть падежные окон-чания имён существитель-ных 3-го склонения.

Писать правильно слово «пейзаж» Постановка и формули-рование проблемы, са-мостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера

44 20.11 Развитие речи. Обучающее из-ложение Урок развития умений и навыков Составлять текст по услышанному тексту. Составлять текст-отзыв.

Находить нужную орфо-грамму на допущенную ошибку при письме Осознанное и произволь-ное построение речевого высказывания

45 24.11 Анализ изложе-ния. Падежные окончания имен существитель-ных единствен-ного числа 1, 2, 3 – го склоне-ния.

Способы про-верки безудар-ных падежных окончаний имён существитель-ных Урок формирова-ния умений и на-выков Устанавливать наличие в именах су-ществительных безударного падежно-го окончания и определять способ его проверки.

Анализировать разные способы про-верки безударного падежного оконча-ния и выбирать нужный способ про-верки при написании слова Сравнивать падежные окончания имён существи-тельных трёх склонений.

Называть способы провер-ки безударных падежных окончаний имён существи-тельных.

Писать правильно слово «портрет» Постановка и формули-рование проблемы, са-мостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера

46 25.11 Именительный и винительный падежи Урок формирова-ния умений и на-выков Называть признаки, по которым можно определить именительный и вини-тельный падежи имени существитель-ного.

Распознавать винительный падеж, в котором употреблено имя существи-тельное, по падежному вопросу и предлогу. Устанавливать, какими чле-нами предложения являются имена существительные в именительном и винительном падежах Определять именительный и винительный падежи имени существительного.

Различать внешне сходные падежные формы (имени-тельный и винительный па-дежи имён существительных единственного числа) Постановка и формули-рование проблемы, са-мостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера

47 26.11 Родительный падеж Урок формирова-ния умений и на-выков Называть признаки, по которым можно определить родительный падеж имени существительного.

Анализировать разные способы про-верки безударного падежного оконча-ния и выбирать нужный способ про-верки при написании слова.

Проверять написание безударного окончания имени существительного в родительном падеже. Определять родительный падеж имени существитель-ного.

Писать правильно слово «инженер» Постановка и формули-рование проблемы, са-мостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера

48 27.11 Дательный па-деж Урок формирова-ния умений и на-выков Сопоставлять формы имён существи-тельных, имеющих окончания е и и.

Обосновывать написание безударного падежного окончания.

Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с без-ударными окончаниями, находить и исправлять ошибки Определять дательный па-деж имени существительно-го.

Составлять словосочетания, состоящие из глагола и имени существительного с предлогом или без предлога в форме дательного падежа

Постановка и формули-рование проблемы, са-мостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера

49 01.12 Упражнение в правописании окончаний имен существитель-ных в роди-тельном и да-тельном паде-жах. Урок развития умений и навыков Называть признаки, по которым можно определить дательный падеж имени существительного.

Ставить имена существительные в форму дательного падежа.

Доказывать, что окончание написано правильно

Доказывать правильность написания падежного окон-чания.

Писать правильно слово «адрес»

Структурирование зна-ний; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при реше-нии проблем поискового характера

50 02.12 Творительный падеж Урок формирова-ния умений и на-выков Называть признаки, по которым можно определить творительный падеж име-ни существительного.

Использовать правило при написании имён существительных в творитель-ном падеже, оканчивающихся на ши-пящий и ц

Определять творительный падеж имени существитель-ного.

Писать правильно слова: «вчера», «сегодня» Постановка и формули-рование проблемы, са-мостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера

51 03.12 Предложный падеж Урок формирова-ния умений и на-выков Называть признаки, по которым можно определить предложный падеж имени существительного.

Сопоставлять формы имён существи-тельных, имеющих окончания е и и Определять предложный падеж имени существитель-ного

Постановка и формули-рование проблемы, са-мостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера

52 04.12 Правописание безударных окончаний имен существитель-ных во всех падежах Урок развития умений и навыков Писать правильно буквы е и и в окон-чаниях имён существительных един-ственного числа Определять падеж имён существительных в единст-венном числе Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях

53 08.12 Сочинение по картине В.А. Тропинина «Кружевница»

54 09.12 Контрольный диктант №3 по теме «Пра-вописание безударных падежных окончаний имён сущест-вительных в единственном числе» Контроль знаний, умений и навыков Писать под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. Контролировать правиль-ность записи текста, находить непра-вильно написанные слова и исправ-лять ошибки Находить и отмечать в сло-вах орфограммы. Объяс-нять, доказывать правиль-ность написания слова с изученными орфограммами Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы

55 10.12 Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе.

Общее пред-ставление о склонении имён существитель-ных во множе-ственном числе Урок изучения нового материала Доказывать, что имена существитель-ные употреблены во множественном числе.

Определять склонение имён сущест-вительных Находить в тексте имена существительные во множе-ственном числе.

Ставить имя существи-тельное во множественном числе в начальную форму с целью определения началь-ной формы.

Писать правильно слова: «путешествие», «путешест-венник»

Планировать свои дейст-вия в соответствии с по-ставленной задачей и условиями ее реализа-ции, в том числе во внут-реннем плане

56 11.12 Склонение имён существи-тельных во множественном числе.

57 15.12 Промежуточ-ная диагно-стическая ра-бота Контроль знаний, умений и навыков Продемонстрировать и оценить свои знания Писать правильно слова на изученные орфограммы. Анализировать ошибки, подбирать проверочные слова Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. Оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения

58 16.12 Именительный и родительный падежи множе-ственного чис-ла Урок изучения нового материала Обосновывать написание безударного падежного окончания имён существи-тельных во множественном числе.

Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с без-ударными окончаниями, находить и исправлять ошибки.

Определять границы предложений

Писать правильно слово «директор».

Употреблять правильно в устной и письменной речи имена существительные во множественном числе (ди-ректора, шофёры и др.) в именительном падеже Постановка и формули-рование проблемы, са-мостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера

59 17.12 Винительный, дательный тво-рительный, предложный падежи множе-ственного чис-ла имён суще-ствительных. Урок изучения нового материала Обосновывать написание безударного падежного окончания имён существи-тельных во множественном числе.

Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с без-ударными окончаниями, находить и исправлять ошибки Определять падеж имён существительных во множе-ственном числе с одинако-выми окончаниями Постановка и формули-рование проблемы, са-мостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. Поиск и выделение необ-ходимой информации

60 18.12 Развитие речи.

Обучающее изложение по-вествователь-ного текста по само-стоятельно со-ставленному плану . Комбинированный урок Работать с текстом: осмысленно чи-тать, отвечать на вопросы к тексту, определять тип текста, тему и главную мысль, подбирать заголовок, само-стоятельно составлять план, подробно излагать содержание по самостоятельно составленному плану.

Проверять письменную работу (изло-жение) Излагать содержание пове-ствовательного текста по самостоятельно составлен-ному плану.

Находить нужную орфо-грамму на допущенную ошибку при письме.

Оценивать результаты вы-полненного задания Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

3 четверть (50 часов)

61 22.12 Анализ изложе-ний. Правопи-сание падежных окончаний сущ. единственного и множественно-го числа.

Проверочная №4 Урок изучения нового материала Обосновывать написание безударного падежного окончания имён существи-тельных во множественном числе.

Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с без-ударными окончаниями, находить и исправлять ошибки

Определять падеж имени существительного во мно-жественном числе Использование критериев для обоснования своего суждения. Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных

62 23.12 Проект «Гово-рите правиль-но!» Урок-проект Исследовать речь взрослых (сверст-ников) относительно употребления некоторых форм имён существитель-ных множественного числа в роди-тельном падеже Проводить исследование, делать выводы, представ-лять работу Поиск и выделение необ-ходимой информации. Контроль и оценка про-цесса и результатов дея-тельности

63 24.12 Контрольный диктант №4 Контроль знаний, умений и навыков Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации Находить и отмечать в сло-вах орфограммы. Объяс-нять, доказывать правиль-ность написания слова с изученными орфограммами Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы

Имя прилагательное (25часов)

64 25.12 Имя прилага-тельное как часть речи. Урок формирова-ния умений и на-выков Находить имена прилагательные среди других слов и в тексте.

Подбирать к данному имени сущест-вительному максимальное количество имён прилагательных.

Образовывать имена прилагательные при помощи суффиксов Образовывать от имён су-ществительных и от имён прилагательных однокорен-ные имена прилагательные при помощи суффиксов.

Писать правильно слово «автомобиль» Постановка и формули-рование проблемы, са-мостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. Поиск и выделение необ-ходимой информации

65 29.12 Род и число имён прилага-тельных Урок формирова-ния умений и на-выков Определять род и число имён прила-гательных.

Изменять имена прилагательные по числам, по родам (в единственном числе).

Согласовывать форму имени прилага-тельного с формой имени существи-тельного при составлении словосоче-таний «имя существительное + имя прилагательное» Изменять имена прилага-тельные по числам, по ро-дам (в единственном числе).

Писать правильно слова: «семена», «электростанция», «электровоз», «элек-тричество», «электрический» Структурирование зна-ний; рефлексия способов и условий действия, кон-троль и оценка процесса и результатов деятель-ности

66 30.12 Развитие речи.

Сочинение опи-сание по лич-ным наблюде-ниям на тему «Моя любимая игрушка» Комбинированный урок Различать начальную форму имени прилагательного.

Согласовывать форму имени прилага-тельного с формой имени существи-тельного при составлении словосоче-таний «имя существительное + имя прилагательное».

Работать с памяткой «Как подгото-виться к составлению описательного текста».

Сочинять текст о любимой игрушке Определять тему и главную мысль текста.

Составлять рассказ по за-данной теме.

Писать правильно слово «сейчас» Осознанное и произволь-ное построение речевого высказывания

67 Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе Урок изучения нового материала Работать с таблицей в учебнике «Из-менение по падежам имён прилага-тельных в единственном числе».

Изменять имена прилагательные по падежам (кроме прилагательных на –ий, -ья, -ов, -ин).

Работать с памяткой «Как определять падеж имён прилагательных».

Определять падеж имён прилагатель-ных и обосновывать правильность его определения Изменять по падежам имена прилагательные в един-ственном числе.

Понимать зависимость формы имени прилагатель-ного от формы имени суще-ствительного Постановка и формули-рование проблемы, са-мостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. Поиск и выделение необ-ходимой информации

68 Развитие речи.

Составление текста-рассуждения по репродукции картины В.Серова «Мика Морозов» Урок развития умений и навыков Работать с памяткой «Как подгото-виться к составлению текста-рассуждения».

Составлять текст-рассуждение о сво-ём впечатлении от картины Понимать зависимость формы имени прилагатель-ного от формы имени суще-ствительного Рефлексия способов и условий действия, кон-троль и оценка процесса и результатов деятель-ности.

Осознанное и произволь-ное построение речевого высказывания

69 Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе Урок изучения нового материала Сравнивать падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода по таблице

Писать безударное падеж-ное окончание имени прила-гательного путём подбора имени прилагательного с ударным окончанием или по окончанию вопроса в том же падеже Самостоятельное выде-ление и формулирование познавательной цели. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуника-ции

70 Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном и родительном падежах. Урок развития умений и навыков Работать с памяткой «Как правильно написать безударное падежное окон-чание имени прилагательного в един-ственном числе».

Определять способ проверки и напи-сания безударного падежного оконча-ния имени прилагательного.

Анализировать разные способы про-верки безударного падежного оконча-ния имени прилагательного и выбирать наиболее рациональный способ проверки для имени прилагательного Писать безударное падеж-ное окончание имени прила-гательного путём подбора имени прилагательного с ударным окончанием или по окончанию вопроса в том же падеже Постановка и формули-рование проблемы, са-мостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера

71 Дательный па-деж имён при-лагательных мужского и среднего рода Урок формирова-ния умений и на-выков Определять и обосновывать написа-ние безударного падежного окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже, проверять правильность написанного Называть падежные окон-чания имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже

Поиск и выделение необ-ходимой информации. Контроль и оценка про-цесса и результатов дея-тельности

72 Именительный, винительный, родительный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода Урок формирова-ния умений и на-выков Определять и обосновывать написа-ние безударного падежного окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном, вини-тельном, родительном падежах, про-верять правильность написанного

Называть падеж имён при-лагательных, выделять окончания имён прилага-тельных Поиск и выделение необ-ходимой информации. Контроль и оценка про-цесса и результатов дея-тельности

73 Творительный и предложный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода Урок формирова-ния умений и на-выков Определять и обосновывать написа-ние безударного падежного окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и пред-ложном падежах, проверять правиль-ность написанного Называть падежные окон-чания имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах

Поиск и выделение необ-ходимой информации. Контроль и оценка про-цесса и результатов дея-тельности

74 Развитие речи.

Выборочное изложение по-вествователь-ного текста с элементами описания . На-ши проекты. Урок формирова-ния умений и на-выков Анализировать и излагать письменно содержание описательной части тек-ста-образца

Писать правильно слово «командир».

Находить нужную орфо-грамму на допущенную ошибку при письме.

Оценивать результаты вы-полненного задания Осознанное и произволь-ное построение речевого высказывания.

Развитие чувства любви к родному краю – частичке своей большой родины на основе содержания текстов

75 Анализ изложе-ния. Склонение прилагательных женского рода.

Контрольное списывание №2 Контроль знаний, умений и навыков Писать под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации.

Контролировать правильность записи текста, находить неправильно напи-санные слова и исправлять ошибки Писать правильно слова на изученные орфограммы Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату

76 Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода Урок изучения нового материала Определять и обосновывать написа-ние безударного падежного окончания имён прилагательных женского рода в именительном и винительном падежах, проверять правильность написанного Выделять окончания имён прилагательных в имени-тельном и винительном па-дежах

Постановка и формули-рование проблемы, са-мостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера

77 Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имён прилагательных женского рода Урок изучения нового материала Определять и обосновывать написа-ние безударного падежного окончания имён прилагательных женского рода в родительном, творительном и пред-ложном падежах, проверять правиль-ность написанного Определять падеж и выде-лять окончания имён прила-гательных Актуализировать свои знания для решения учебной задачи.

Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных

78 Правописание падежных окон-чаний имен прилагательных женского рода в винительном и творительном. Урок формирова-ния умений и на-выков Определять и обосновывать написа-ние безударного падежного окончания имён прилагательных женского рода в родительном, творительном и пред-ложном падежах, проверять правиль-ность написанного Приводить примеры слово-сочетаний с именами прила-гательными в родительном, дательном и предложном падежах.

Писать правильно слово «вагон»

Поиск и выделение необ-ходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несуще-ственных)

79 Изложение описательного характера. Урок формирова-ния умений и на-выков Определять и обосновывать написа-ние безударного падежного окончания имён прилагательных женского рода в родительном, творительном и пред-ложном падежах, проверять правиль-ность написанного Называть пропущенные окончания имён прилага-тельных женского рода Самостоятельное созда-ние алгоритмов деятель-ности, выполнение дей-ствий по алгоритму

80 Анализ изложе-ния. Склонение прилагательных во множествен-ном числе.

Словарный диктант №4 Урок формирова-ния умений и на-выков Определять и обосновывать написа-ние безударного падежного окончания имён прилагательных женского рода в родительном, творительном и пред-ложном падежах, проверять правиль-ность написанного.

Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставлен-ными при изучении темы, оценивать их и делать выводы

Определять падеж и выде-лять окончания имён прила-гательных.

Писать правильно слово «кастрюля»

Структурирование зна-ний; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при реше-нии проблем поискового характера

81 Развитие речи.

Составление текста по ре-продукции кар-тины Н.К.Рериха «Заморские гости» Урок изучения нового материала Сравнивать падежные окончания имён прилагательных во множественном числе.

Составлять под руководством учителя текст по репродукции картины Н.К.Рериха «Заморские гости».

Изменять имена прилагательные множественного числа по падежам

Называть вопросы и окон-чания имён прилагательных множественного числа в ка-ждом из падежей.

Склонять имена прилага-тельные, пользуясь табли-цей.

Составлять текст по ре-продукции картины.

Писать правильно слово «салют» Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несуще-ственных)

82 Именительный и винительный падежи имён прилагательных множественно-го числа Урок изучения нового материала Определять и обосновывать написа-ние безударного падежного окончания имён прилагательных множественного числа в именительном и винительном падежах, оценивать правильность на-писанного.

Контролировать правильность записи в тексте имён прилагательных с без-ударными окончаниями Различать имена прилага-тельные в именительном и винительном падежах.

Определять падеж имён прилагательных множест-венного числа.

Писать правильно слово «ботинки»

Самостоятельное созда-ние способов решения проблем поискового ха-рактера

83 Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественно-го числа Урок изучения нового материала Определять и обосновывать написа-ние безударного падежного окончания имён прилагательных множественного числа в родительном и предложном падежах, оценивать правильность на-писанного.

Контролировать правильность записи в тексте имён прилагательных с без-ударными окончаниями Писать правильно слово «богатство».

Сравнивать окончания ро-дительного и предложного падежей имён прилагатель-ных.

Определять падеж имён прилагательных множест-венного числа Самостоятельное созда-ние способов решения проблем поискового ха-рактера

84 Дательный и творительный падежи имён прилагательных множественно-го числа.

Комбинированный урок Определять и обосновывать написа-ние безударного падежного окончания имён прилагательных множественного числа в дательном и творительном падежах, оценивать правильность на-писанного.

Контролировать правильность записи в тексте имён прилагательных с без-ударными окончаниями.

Самостоятельно готовиться к изложе-нию повествовательного текста и за-писывать его. Проверять написанное Определять падеж имён прилагательных множест-венного числа.

Называть окончания имён прилагательных множест-венного числа.

Подробно излагать текст. Находить нужную орфо-грамму на допущенную ошибку при письме

Осознание эстетической стороны речевого выска-зывания при анализе ху-дожественных текстов. Понимание текста, из-влечение необходимой информации

85 Обобщение знаний об име-ни прилага-тельном

Проверочная работа №5 Урок-конференция Работать с памяткой «Разбор имени прилагательного».

Определять последовательность дей-ствий при разборе имени прилага-тельного как части речи по заданному алгоритму, обосновывать правиль-ность выделения изученных признаков имени прилагательного

Называть грамматические признаки имён прилагатель-ных.

Выполнять морфологиче-ский разбор имени прилага-тельного Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несуще-ственных).

Структурирование зна-ний; рефлексия способов и условий действия, кон-троль и оценка процесса и результатов деятель-ности

86 Развитие речи.

Составление сообщения о своих впечат-лениях, связан-ных с воспри-ятием репро-дукции картины И.Э.Грабаря «Февральская лазурь» Комбинированный урок Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

Высказывать своё мнение о картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь» Называть грамматические признаки имён прилагатель-ных.

Составлять текст.

Оценивать результаты вы-полненного задания.

Писать правильно слово «сзади»

Рефлексия способов и условий действия, кон-троль и оценка процесса и результатов деятель-ности.

Понимание текстов, из-влечение необходимой информации

87 Контрольный диктант №5 Контроль знаний, умений и навыков Писать под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации.

Контролировать правильность записи текста, находить неправильно напи-санные слова и исправлять ошибки Находить и отмечать в сло-вах орфограммы. Объяс-нять, доказывать правиль-ность написания слова с изученными орфограммами Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы

88 Анализ кон-трольного диктанта. По-вторение.

Личные местоимения (7 часов)

89 Местоимения как часть речи.

Роль место-имений в речи Урок развития умений и навыков Находить местоимения среди других частей речи.

Определять наличие в тексте место-имений Понимать, что такое место-имение.

Распознавать местоимения среди других частей речи

Самостоятельное созда-ние алгоритмов деятель-ности, выполнение дей-ствий по алгоритму

90 Изменения личных место-имений 1-го, 2-го лица по па-дежам.

Урок развития умений и навыков Называть лицо, число, род у личных местоимений 3-го лица.

Работать с таблицами склонений лич-ных местоимений; изменять личные местоимения по падежам.

Различать начальную и косвенные формы личных местоимений Указывать грамматические признаки местоимений.

Определять лицо, число, род у личных местоимений 3-го лица

Использование критериев для обоснования своего суждения. Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных

91 Склонение лич-ных местоиме-ний 3 лица по падежам.

Урок развития умений и навыков Определять падеж личных местоиме-ний, употреблённых в косвенной фор-ме.

Оценивать уместность употребления местоимений в тексте, заменять по-вторяющиеся в тексте имена сущест-вительные соответствующими место-имениями.

Раздельно писать предлоги с место-имениями. Определять лицо, число и падеж местоимений.

Составлять тексты с вклю-чением в них диалога.

Писать правильно слова: «металл», «металлический»

Использование критериев для обоснования своего суждения. Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных

92 Склонение лич-ных местоиме-ний по паде-жам. Прове-рочная работа №6 «Личные местоимения» Урок развития умений и навыков Раздельно писать предлоги с место-имениями.

Соблюдать нормы употребления в речевых высказываниях местоимений и их форм. Определять лицо, число и падеж местоимений

Аргументация своего мнения и позиции в ком-муникации. Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций

93 Развитие речи.

Изложение по-вествователь-ного текста с элементами описания. Комбинированный урок Письменно подробно излагать содер-жание повествовательного текста

Подробно излагать текст. Находить нужную орфо-грамму на допущенную ошибку при письме.

Оценивать результаты вы-полненного задания Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

94 Контрольный диктант «Лич-ные место-имения» Контрольно-обобщающий урок Работать с памяткой «Разбор место-имения как части речи».

Выполнять разбор личного местоиме-ния как части речи, пользуясь алго-ритмом, данным в учебнике.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику Выполнять морфологиче-ский разбор местоимения

Находить и отмечать в сло-вах орфограммы. Объяс-нять, доказывать правиль-ность написания слова с изученными орфограммами Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы

95 Анализ кон-трольного дик-танта. Повто-рение.

Глагол (27 часов.)

96 Роль глаголов в языке. Комбинированный урок Различать глаголы среди других слов в тексте

Объяснять роль глаголов в нашем языке.

Называть, что обозначают глаголы.

Называть вопросы, на ко-торые отвечают глаголы.

Писать правильно слова: «гореть», «сверкать»

Структурирование зна-ний; рефлексия способов и условий действия, кон-троль и оценка процесса и результатов деятель-ности

97 Изменение гла-голов по вре-менам Урок формирова-ния умений и на-выков Трансформировать текст, изменяя время глагола.

Изменять глаголы прошедшего вре-мени по родам в единственном числе Изменять глаголы по вре-менам.

Объяснять, как изменяются глаголы прошедшего време-ни в единственном числе Постановка и формули-рование проблемы, са-мостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. Поиск и выделение необ-ходимой информации

98 Неопределён-ная форма гла-гола Урок развития умений и навыков Различать неопределённую форму глагола среди других форм глагола и отличать её от омонимичных имён су-ществительных (знать, печь) Объяснять, что такое неоп-ределённая форма глагола.

Называть глаголы в неоп-ределённой форме.

Писать правильно слова: «лучше», «расстояние» Аргументация своего мнения и позиции в ком-муникации. Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций

99 Изменение гла-голов по вре-менам. Урок-практика Образовывать глаголы при помощи приставок и суффиксов.

Ставить вопросы к глаголам в неопре-делённой форме и классифицировать глаголы, отвечающие на вопросы: «что делать?» и «что сделать?» Образовывать формы гла-гола с помощью приставок и суффиксов.

Писать правильно слова: «везде», «свитер» Самостоятельное созда-ние алгоритмов деятель-ности, выполнение дей-ствий по алгоритму

100 Развитие речи.

Изложение по са-мостоятельно составленному плану Комбинированный урок Анализировать текст, отбирать содер-жание для выборочного изложения, составлять план предстоящего текста, выбирать опорные слова.

Подробно излагать повествователь-ный текст по самостоятельно состав-ленному плану.

Оценивать правильность содержания, структуры написанного текста и ис-пользования в нём языковых средств Подробно излагать текст. Находить нужную орфо-грамму на допущенную ошибку при письме.

Оценивать результаты вы-полненного задания.

Писать правильно слова: «сверху», «снизу» Осознанное и произволь-ное построение речевого высказывания

4 четверть (40 часов)

101 Анализ изложе-ния. Спряжение глаголов. Урок изучения нового материала Работать с таблицами изменения гла-голов настоящего и будущего времени по лицам и числам.

Изменять глаголы в настоящем и бу-дущем времени по лицам и числам.

Определять лицо и число глаголов.

Выделять личные окончания глаголов.

Работать со страничкой для любозна-тельных: знакомство с глаголами, ко-торые не употребляются в 1-м лице единственного числа (победить, убе-дить и др.) Изменять глаголы по лицам и числам, формировать умение спрягать глаголы в настоящем и будущем вре-мени Подведение под понятие; делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных

102 Спряжение гла-голов. Урок изучения нового материала Определить роль мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица един-ственного числа в настоящем и буду-щем времени (-ешь, -ишь).

Использовать правило при написании глаголов 2-го лица единственного чис-ла в настоящем и будущем времени Спрягать глаголы, распо-знавать лицо и число глаго-ла по местоимению, по лич-ному окончанию, по вопросу Аргументация своего мнения и позиции в ком-муникации. Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций

103 2 лицо глаголов настоящего и будущего вре-мени в ед.ч. Урок развития умений и навыков Использовать правило при написании глаголов 2-го лица единственного чис-ла в настоящем и будущем времени Спрягать глаголы, распо-знавать лицо и число глаго-ла по местоимению, по лич-ному окончанию, по вопро-су.

Находить в предложениях глаголы с частицей не Самостоятельное созда-ние алгоритмов деятель-ности, выполнение дей-ствий по алгоритму

104 Развитие речи.

Сочинение по репродукции картины И.И.Левитана «Весна. Боль-шая вода»

Комбинированный урок Писать сочинение на основе анализа искусствоведческого текста и репро-дукции картины Находить нужную орфо-грамму на допущенную ошибку при письме.

Оценивать результаты вы-полненного задания. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

105 Ι и ΙΙ спряжения глаголов.

Спряжение гла-голов в на-стоящем вре-мени Урок изучения нового материала Работать с таблицами спряжений гла-голов в настоящем времени; наблю-дать над написанием личных оконча-ний в глаголах I и II спряжений.

Определять спряжение глаголов.

Группировать найденные в тексте гла-голы, записывая их в соответствую-щий столбец таблицы «I и II спряжение глаголов» Понимать, что глаголы од-ного и тоже спряжения в форме настоящего времени имеют одинаковые ударные и безударные окончания в одном и том же лице и числе Постановка и формули-рование проблемы, са-мостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера

106 Спряжение гла-голов в буду-щем времени Урок изучения нового материала Работать с таблицами спряжений гла-голов в будущем (простом и сложном) времени; наблюдать над написанием личных окончаний в глаголах I и II спряжений.

Группировать найденные в тексте гла-голы, записывая их в соответствую-щий столбец таблицы «I и II спряжение глаголов» Понимать, что глаголы в форме будущего времени спрягаются так же, как и гла-голы в форме настоящего времени.

Писать правильно слова: «назад», «вперёд» Подведение под понятие; делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных

107 Наши проекты. Урок-практика Определять спряжение глаголов

Называть личные окончания глаголов I и II спряжений Аргументация своего мнения и позиции в ком-муникации на основе на-блюдений

108 Правописание безударных личных оконча-ний глаголов в настоящем и в будущем вре-мени Урок формирова-ния умений и на-выков Обосновывать правильность написа-ния безударного личного окончания глагола

Называть систему личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжений.

Понимать, что глаголы с приставками относятся к тому же спряжению, что и глаголы без приставок Самостоятельное созда-ние алгоритмов деятель-ности, выполнение дей-ствий по алгоритму

109 Правописание безударных личных оконча-ний гл. в на-стоящем и бу-дущем време-ни.

110 Правописание безударных личных оконча-ний гл. в на-стоящем и бу-дущем време-ни.

111 Возвратные глаголы.

Словарный диктант № 5 Урок развития умений и навыков Устанавливать наличие в глаголах орфограмм, доказывать правильность их написания.

Обсуждать последовательность дей-ствий при выборе личного окончания глагола Распределять глаголы по спряжениям Аргументация своего мнения и позиции в ком-муникации. Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций

112 Правописание –тся и ться в возвратных гла-голах. Урок развития умений и навыков Обосновывать правильность написа-ния безударного личного окончания глагола

Объяснять, как правильно выбрать букву для личного окончания каждого глагола Самостоятельное созда-ние алгоритмов деятель-ности, выполнение дей-ствий по алгоритму

113 Правописание глаголов в прошедшем времени. Кон-трольное списывание № 3 Контроль знаний, умений и навыков Оценивать результаты освоения тем, проявлять личностную заинтересо-ванность в приобретении и расшире-нии знаний и способов действий Называть правила право-писания слов на изученные темы Контроль и оценка про-цесса и результатов дея-тельности

114 Закрепление пройденного. Составление рассказа по серии картинок. Урок закрепления полученных зна-ний Устанавливать наличие в глаголах орфограмм, доказывать правильность их написания.

Обсуждать последовательность дей-ствий при выборе личного окончания глагола Объяснять, как правильно выбрать букву для личного окончания каждого глагола Рефлексия способов и условий действия, кон-троль и оценка процесса и результатов деятель-ности

115 Развитие речи.

Изложение де-формированно-го повествова-тельного текста Комбинированный урок Работать с текстом: составлять текст, определять тип текста, тему, главную мысль, части текста; составлять план, выписать из каждой части глаголы; письменно излагать содержание текста с опорой на выписанные опорные слова (глаголы) Излагать текст.

Находить нужную орфо-грамму на допущенную ошибку при письме.

Оценивать результаты вы-полненного задания Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

116 Контрольный диктант по теме «Гла-гол». Контроль знаний, умений и навыков Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику Находить и отмечать в сло-вах орфограммы.

Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфо-граммами Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы

117 Анализ кон-трольного диктанта. По-вторение. Комбинированный урок Составлять текст на спортивную тему (на основе наблюдений за спортивной информацией или личного интереса к какой-либо спортивной деятельности) Составлять рассказ.

Находить нужную орфо-грамму на допущенную ошибку при письме.

Оценивать результаты вы-полненного задания Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

118 Обобщение по теме «Глагол».

Морфологиче-ский разбор глагола Урок-игра Работать с памяткой «Разбор глагола как части речи». Пользуясь памяткой, разбирать глагол как часть речи.

Определять изученные грамматиче-ские признаки глагола и обосновывать правильность их выделения.

Определять последовательность дей-ствий при разборе глагола как части речи по заданному алгоритму, обосно-вывать правильность выделения изу-ченных признаков глагола Выполнять морфологиче-ский разбор глагола Самостоятельное созда-ние алгоритмов деятель-ности, выполнение дей-ствий по алгоритму. Де-лать выводы на основе анализа предъявленного банка данных

119 Обобщение по теме «Глагол»

120 Развитие речи.

Изложение по-вествователь-ного текста Комбинированный урок Подробно воспроизводить содержание повествовательного текста и оценивать написанное Излагать текст.

Находить нужную орфо-грамму на допущенную ошибку при письме.

Оценивать результаты вы-полненного задания Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

121 Проверочная работа №7 по теме «Глагол» Контроль знаний.

122 Анализ изложе-ния. Повторе-ние. Комбинированный урок Находить нужную орфо-грамму на допущенную ошибку.

Повторение (14 часов)

123 Повторение по теме «Наша речь и наш язык» Урок повторения и систематиза-ции Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставлен-ными при изучении темы, оценивать их и делать выводы Различать язык и речь.

Называть виды речи.

Объяснять назначение речи Рефлексия способов и условий действия, кон-троль и оценка процесса и результатов деятель-ности

124 Предложение и словосочета-ние. Урок повторения и систематиза-ции

Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставлен-ными при изучении темы, оценивать их и делать выводы Называть признаки текста: Называть типы текстов: по-вествование, описание, рас-суждение Осознанное и произволь-ное построение речевого высказывания, основан-ное на знаниях

125 Повторение по теме «Предло-жение» Урок обобщения и систематизации знаний Анализировать непунктированный текст, выделять в нём предложения.

Разбирать предложение по членам.

Классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации Объяснять, что такое пред-ложение.

Находить границы предло-жений.

Определять тип предложе-ния Аргументация своего мнения и позиции в ком-муникации. Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций

126 Лексическое значение слов. Контроль знаний, умений и навыков Оценить результаты освоения тем, проявить личностную заинтересован-ность в приобретении и расширении знаний и способов действий Находить и отмечать в сло-вах орфограммы.

Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфо-граммами Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы

127 Сочинение на тему «Мои впе-чатления от картины Леви-тана «Рожь» . Комбинированный урок Применить свои знания для выполне-ния заданий Писать правильно слова с непроверяемыми написа-ниями Рефлексия способов и условий действия, кон-троль и оценка процесса и результатов деятель-ности

128 Итоговая ди-агностическая работа

Контроль знаний, умений и навыков Применять свои знания для выполне-ния итоговой работы Анализировать ошибки, подбирать проверочные слова. Называть правила правописания слов на изу-ченные темы Контроль и оценка про-цесса и результатов дея-тельности

129 Состав слова. Урок обобщения и систематизации знаний Знание всех орфограмм, изученных в 4 классе Находить и отмечать в сло-вах орфограммы.

Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфо-граммами Контроль и оценка про-цесса и результатов дея-тельности

130 Части речи. Урок обобщения и систематизации знаний Находить ошибки; выяснять, что яви-лось причиной ошибочного написания Находить и отмечать в сло-вах орфограммы. Объяс-нять, доказывать правиль-ность написания слова с изученными орфограммами Аргументация своего мнения и позиции в ком-муникации. Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций

131 Развитие речи.

Изложение по-вествователь-ного текста Комбинированный урок Работать с текстом: составлять текст, определять тип текста, тему, главную мысль, части текста; составлять план, выписать из каждой части глаголы; письменно излагать содержание текста с опорой на выписанные опорные слова Излагать текст.

Находить нужную орфо-грамму на допущенную ошибку при письме.

Оценивать результаты вы-полненного задания Осознанное и произволь-ное построение речевого высказывания

132 Анализ изложе-ния. Части ре-чи. Урок обобщения и систематизации знаний Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставлен-ными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. Приводить примеры всех орфограмм, изученных в 1-4 классах Называть правила право-писания слов на изученные темы Аргументация своего мнения и позиции в ком-муникации. Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций

133 Итоговый кон-трольный дик-тант. Контроль знаний Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставлен-ными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. Приводить примеры всех орфограмм, изученных в 1-4 классах Называть правила право-писания слов на изученные темы Аргументация своего мнения и позиции в ком-муникации. Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций

134

Анализ диктан-та. Повторение. Урок повторения и систематиза-ции Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставлен-ными при изучении темы, оценивать их и делать выводы Анализировать ошибки, подбирать проверочные слова Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы

135 Звуки и бувы. Урок закрепления полученных зна-ний Оценивать результаты освоения тем, проявить личностную заинтересован-ность в приобретении и расширении знаний и способов действий Называть правила право-писания слов на изученные темы Осознанное и произволь-ное построение речевого высказывания, основан-ное на знаниях

136 Игра «по Галак-тике частей ре-чи.» Урок-игра Применять свои знания для выполне-ния заданий Находить все изученные части речи в тексте. Назы-вать правила правописания слов на изученные темы Рефлексия способов и условий действия, кон-троль и оценка процесса и результатов деятель-ности

ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММНОГО СОДЕРЖАНИЯ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ

1. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. – М.: Просвещение, 2013.

2. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2-х частях. / Канакина В.П. – М.: Просвещение, 2012.

РЕКОМЕНДУЕМ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКУЮ ЛИТЕРАТУРУ

1. Русский язык. Рабочие программы.1-4 классы / Канакина В.П., Горецкий В.Г., Бойкина М.В. – М.: Просвещение, 2011.

2. Русский язык. Методическое пособие. 4 класс. / Канакина В.П. – М.: Просвещение, 2012.

3. Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ.

1-4 классы. / Канакина В.П. – М.: Просвещение, 2012.

4. Повторение и контроль знаний. Русский язык. 3-4 классы. Интерактивные дидактические материалы. Методические пособие с электронным интерактивным приложением / Авт.-сост.: С.А. Маркова. – М.: Планета, 2012. – (Качество обучения).

5. Русский язык. 4 класс. Рабочая тетрадь с электронным тренажером / Авт.-сост.: С.А. Маркова. – М.: Планета, 2012. – (Качество обучения).

6. Русский язык. 4 класс. Интерактивные контрольные тренировочные работы. Дидактическое пособие с электронным интерактивным приложением. / Авт.-сост. М.С. Умнова. – М.: Планета, 2014. – (Качество обучения).

7. Русский язык. 4 класс. Интерактивные контрольные тренировочные работы. Тетрадь с электронным тренажером. / Авт.-сост. М.С. Умнова. – М.: Планета, 2014. – (Качество обучения).

8. Уроки русского языка с применением информационных технологий. 3-4 классы. Методическое пособие с электронным приложением / Е.В. Астафьева, М.В. Буряк [и др.]; сост. Е.С. Галанжина. – М.: Планета, 2013. – (Современная школа).

9. Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности / С.П. Казачкова, М.С. Умнова. – М.: Планета, 2014. – (Качество обучения).

10. Дидактические и развивающие игры в начальной школе. Методическое пособие с электронным приложением / Сост. Е.С. Галанжина. – М.: Планета, 2011. – (Современная школа).


Архив
наши успехи
    Поздравляем Качнова Андрея обучающегося 6 "А" класса, занявшего 3-е место в соренованиях по 4-борью детского легкоатлетического клуба "Шипоска Юных"

    Поздравляем хореографический коллектив "Созвездие" (руководитель Пурвян А.И.) дипломанта II степени смотра-конкурса хореографических коллективов "Мы дарим танцы, свой талант тебе, любимый город!", посвящённого 850 - летию города Великие Луки.

    Поздравляем Левченко Светлану, учащуюся 10 класса за участие во всероссийской гуманитарной олимпиаде "Умники и умницы" в городе Псков

    Поздравляем!!! Ермакова Юрия, обучающегося 10 класса, за участие в муниципальной конференции исследовательских работ обучающихся.

    Поздравляем! Стародубцеву Евгению, обучающуюся 10 класса, занявшую III место в муниципальной конференции исследовательских работ обучающихся.

    Поздравляем!!! Левченко Светлану, обучающегося 10 класса, занявшую II место в муниципальной конференции исследовательских работ обучающихся.

    Поздравляем учащихся 6 "А" класса за участие в заочном этапе в городской краеведческой КВН-викторине "Равняйся на сильных, равняйся на смелых"

Идея - Шулаев А.А.(ААШ) дизайн и программирование - рекламная группа "Арт М" Васильев В.В. (VVV), хостинг - ООО "Март-ТС"
При цитировании ссылка на ресурс обязательна.