ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.Рабочая программа предмета «Математика» составлена на основе ФГОС НОО (2010 года), Примерной программы начального об-щего образования по русскому языку для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных уч-реждений авторов М.И. Моро, Ю.М. Колягина, М.А. Бантовой, Г.В. Бельтюковой, С.И. Волковой, С.В. Степановой «Математика. 1-4 клас-сы» (УМК «Школа России»)
В соответствии с Образовательной программой школы рабочая программа рассчитана
на136 часов при 4 часах в неделю.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ ВСЕГО ЧАСОВ
1 ЧИСЛА ОТ 1 ДО 1000. ПОВТОРЕНИЕ 13
2 ЧИСЛА, КОТОРЫЕ БОЛЬШЕ 1000. НУМЕРАЦИЯ 11
3 ВЕЛИЧИНЫ 16
4 ЧИСЛА, КОТОРЫЕ БОЛЬШЕ 1000. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ 14
5 ЧИСЛА, КОТОРЫЕ БОЛЬШЕ 1000. УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ 74
6 ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ 8
ИТОГО: 136
КОЛИЧЕСТВО КОНТРОЛЬНЫХ И ПРОВЕРОЧНЫХ РАБОТ
ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ ТЕСТЫ КОНТРОЛЬНЫЕ
РАБОТЫ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ
ДИКТАНТЫ ПРОВЕРОЧНЫЕ
РАБОТЫ ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
РАБОТЫ
1 ЧЕТВЕРТЬ - 2 2 2 1
2 ЧЕТВЕРТЬ 2 2 1 2 1
3 ЧЕТВЕРТЬ 2 2 1 3 -
4 ЧЕТВЕРТЬ - 2 3 1 1
ИТОГО: 4 8 7 8 3
ВИДЫ КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ
№ урока Вид работы По теме
12 Вводная диагностическая работа Вводная
13 Проверочная работа №1 Повторение
21 Проверочная работа №2 Нумерация
23 Математический диктант №1 Нумерация
24 Контрольная работа №1 Нумерация
32 Контрольная работа №2 За 1 четверть
33 Математический диктант №2 За 1 четверть
39 Проверочная работа №3 Величины
40 Тест №1 Проверим себя и оценим свои достижения
49 Проверочная работа №4 Сложение и вычитание
52 Контрольная работа №3 Сложение и вычитание
54 Тест №2 Проверим себя и оценим свои достижения
58 Математический диктант №3 За 2 четверть
60 Промежуточная диагностика Проверим себя и оценим свои достижения
62 Контрольная работа №4 За 2 четверть
70 Проверочная работа №5 Умножение и деление на однозначное число
71 Тест №3 Проверим себя и оценим свои достижения
72 Контрольная работа №5 Умножение и деление на однозначное число
77 Проверочная работа №6 Скорость. Время. Расстояние
94 Проверочная работа №7 Деление на числа, оканчивающиеся нулями
95 Математический диктант №4 За 3 четверть
96 Тест №4 Проверим себя и оценим свои достижения
98 Контрольная работа №6 За 3 четверть
109 Математический диктант №5 Умножение и деление
119 Проверочная работа №8 Деление на однозначное число
120 Математический диктант №6 Умножение и деление
121 Контрольная работа №7 Умножение и деление
128 Контрольная работа №8 За год
129 Математический диктант №7 За год
130 Итоговая диагностическая работа За год
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п Дата
Тема урока Тип урока Основные виды учебной дея-тельности Планируемые
предметные результаты Универсальные
учебные действия
1 четверть (36 часов)
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание
Повторение (13 часов)
1 02.09 Нумерация. Счёт предме-тов. Разряды Урок повторения
и обобщения Образовывать числа натурального ряда от 100 до 1000.
Совершенствовать вычислительные навыки, решать задачу разными спо-собами; составлять задачи, обратные данной Называть последователь-ность чисел в пределах 1000; объяснять, как обра-зуется каждая следующая счётная единица. Называть разряды и классы. Самостоятельное соз-дание алгоритмов дея-тельности при решении проблем поискового характера. Установле-ние причинно-следственных связей
2 03.09 Числовые вы-ра¬жения. По-рядок выпол-нения дей¬ствий Урок повторения
и обобщения Применять правила о порядке выпол-нения действий в числовых выраже-ниях со скобками и без скобок при вычислениях значений числовых выра-жений
Вычислять зна¬чение число-вого вы¬ражения, содержащего 2-3 действия. Понимать правила порядка выполнения действий в числовых выражениях Планировать, контро-лировать и оценивать учебные действия в соответствии с постав-ленной задачей и усло-виями её выполнения
3 05.09 Нахождение суммы не-скольких сла-гаемых Урок развития умений и навыков Выполнять письменные вычисления с натуральны¬ми числами. Находить зна-чения чи¬словых выражений со скоб-ками и без них Вычислять сумму трёх сла-гаемых. Вычислять зна-чение числового вы¬ражения, содержащего 2-3 действия
Самостоятельное соз-дание алгоритмов дея-тельности при решении проблем поискового характера. Установле-ние причинно-следственных связей
4 08.09 Вычитание трёхзначных чисел Урок развития умений и навыков Выполнять письменное вычитание трёхзначных чисел. Находить значения чи¬словых выражений со скобками и без них Использовать алгоритм письменного вычитания чи-сел и выполнять эти дейст-вия с числами в пределах 1000 Актуализировать свои знания для проведения простейших математи-ческих доказательств (в том числе с опорой на изученные определе-ния, законы арифмети-ческих действий)
5 09.09 Приёмы пись-менного умно-жения трех-значных чисел на однознач-ные Урок формирова-ния умений и на-выков Умножать письменно в пределах 1000 с переходом через разряд многознач-ного числа на однозначное. Совер-шенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение ре-шать задачи Выполнять письменное ум-ножение в пределах 1000 с переходом через разряд многозначного числа на од-нозначное. Самостоятельное соз-дание алгоритмов дея-тельности при решении проблем поискового характера. Установле-ние причинно-следственных связей
6 10.09 Письменное умножение однозначных чисел на мно-гозначные Урок развития умений и навыков Использовать переместительное свойство умножения. Умножать пись-менно в пределах 1000 с переходом через разряд многозначное число на однозначное. Совершенствовать уст-ные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи Выполнять письменное ум-ножение в пределах 1000 с переходом через разряд многозначного числа на од-нозначное Делать выводы на ос-нове анализа предъяв-ленного банка данных
7 12.09 Приёмы пись-менного деле-ния
трехзначных чисел на одно-значные Урок формирова-ния умений и на-выков Применять приём письменного деле-ния многозначного числа на однознач-ное. Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи Выполнять письменное де-ление в пределах 1000 Самостоятельное соз-дание алгоритмов дея-тельности при решении проблем поискового характера. Установле-ние причинно-следственных связей
8 15.09 Деление трёх-значных чисел на однознач-ные
Урок формирова-ния умений и на-выков Применять приём письменного деле-ния многозначного числа на однознач-ное. Использовать свойства деления числа на 1, и нуля на число. Совер-шенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение ре-шать задачи Выполнять письменное де-ление многозначного числа на однозначное по алгорит-му Контролировать свою деятельность: обнару-живать и устранять ошибки логического характера (в ходе ре-шения) и ошибки вы-числительного харак-тера
9 16.09 Приемы пись-менного деле-ния трёхзнач-ных чисел на однозначное число Урок развития умений и навыков Применять приём письменного деле-ния многозначного числа на однознач-ное. Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи Выполнять письменное де-ление многозначного числа на однозначное по алгорит-му Делать выводы на ос-нове анализа предъяв-ленного банка данных
10 17.09 Деление трех-значного числа на однознач-ное, когда в записи частно-го есть нуль Урок-исследование Применять приём письменного деле-ния многозначного числа на однознач-ное, когда в записи частного есть нуль Выполнять письменное де-ление многозначного числа на однозначное с объясне-нием, когда в записи частно-го есть нуль. Делать выводы на ос-нове анализа предъяв-ленного банка данных
11 19.09 Знакомство со столбчатыми диаграммами. Чтение и со-ставление столбчатых диаграмм Урок изучения нового материала Использовать диаграммы для сбора и представления данных Читать и строить столб-чатые диаграммы Моделировать содер-жащиеся в тексте дан-ные. Актуализировать свои знания для прове-дения простейших ма-тематических доказа-тельств
12 22.09 Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научи-лись».
Вводная ди-агностиче-ская работа Контрольно-обобщающий урок Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставлен-ными при изучении темы, оценивать их и делать выводы Контролировать и оцени-вать свою работу, её ре-зультат, делать выводы на будущее Выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осозна-ние качества и уровня усвоения; оценка ре-зультатов работы
13 23.09 Взаимная про-верка знаний: «Помогаем друг другу сделать шаг к успеху».
Проверочная работа № 1 по теме «По-вторение» Контроль знаний, умений и навыков Работать в паре. Находить и исправ-лять неверные высказывания. Излагать и отстаивать своё мнение, аргу-ментировать свою точку зрения, оце-нивать точку зрения товарища, обсуж-дать высказанные мнения Пользоваться вычисли-тельными навыками, решать составные задачи Прогнозировать ре-зультаты вычислений; контролировать свою деятельность: прове-рять правильность вы-полнения вычислений изученными способами
Числа, которые больше 1000.
Нумерация (11 часов)
14 24.09 Нумерация. Класс единиц и класс тысяч Урок изучения нового материала Считать предметы десятками, сотнями, тысячами. Выделять количество сотен, десятков, единиц в числе. Со-вершенствовать вычислительные на-выки, умение решать буквенные вы-ражения. Анализировать свои дейст-вия и управлять ими Называть новую счётную единицу – тысячу. Называть разряды, которые со-ставляют первый класс, вто-рой класс Собирать требуемую информацию из ука-занных источников; фиксировать результа-ты разными способами; сравнивать и обобщать информацию
15 26.09 Чтение много-значных чисел Урок изучения нового материала Выделять количество сотен, десятков, единиц в числе. Совершенствовать вычислительные навыки. Анализиро-вать свои действия и управлять ими Читать числа в пределах миллиона Актуализировать свои знания для проведения простейших математи-ческих доказательств
16 29.09 Запись много-значных чисел Урок изучения нового материала Выделять количество сотен, десятков, единиц в числе. Совершенствовать вычислительные навыки Записывать числа в преде-лах миллиона Постановка и форму-лирование проблемы, самостоятельное соз-дание алгоритмов дея-тельности при решении проблем поискового характера
17 30.09 Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых Урок развития умений и навыков Заменять многозначное число суммой разрядных слагаемых. Выделять в числе единицы каждого разряда. Оп-ределять и называть общее количест-во единиц любого разряда, содержа-щихся в числе Представлять многознач-ное число суммой разряд-ных слагаемых. Выполнять устно арифметические дей-ствия над числами в преде-лах сотни и с большими чис-лами в случаях, легко сво-димых к действиям в преде-лах ста Осознание способов и приёмов действий при решении учебных задач
18 01.10 Сравнение многозначных чисел Урок развития умений и навыков Упорядочивать заданные числа. Уста-навливать правило, по которому со-ставлена числовая последователь-ность, продолжать её, восстанавли-вать пропущенные в ней элементы.
Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному при-знаку, находить несколько вариантов группировки Сравнивать числа по клас-сам и разрядам. Оценивать правильность составления числовой последовательно-сти
Выделение существен-ной информации. Осу-ществление анализа объектов с выделением существенных и несу-щественных признаков
19 03.10 Увеличение и
уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз Урок формирова-ния умений и на-выков Проверять правильность выполненных вычислений, решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз Увеличивать (уменьшать) числа в 10, 100, 1000 раз Самостоятельное соз-дание алгоритмов дея-тельности при решении проблем поискового характера. Установле-ние причинно-следственных связей
20 06.10 Выделение в числе общего количества единиц любого разряда Урок развития умений и навыков Определять последовательность чи-сел в пределах 100 000. Читать, запи-сывать и сравнивать чис¬ла в пределах 1 000 000. Находить общее количество единиц какого-либо разряда в много-знач¬ном числе Выделять в числе общее количество единиц любого разряда Самостоятельное соз-дание алгоритмов дея-тельности при решении проблем поискового характера. Установле-ние причинно-следственных связей
21 07.10 Класс миллио-нов и класс миллиардов
Проверочная работа № 2 по теме «Ну-мерация» Урок изучения нового материала Называть классы и разряды: класс единиц, класс тысяч, класс мил-лионов. Читать числа в пределах 1 000 000 000
Называть класс миллионов, класс миллиар¬дов. Читать чис¬ла в пределах 1 000 000 000 . Пользовать-ся вычислительными навы-ками, решать составные за-дачи Приобретение началь-ного опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач
22 08.10 Проект: «Ма-тематика во-круг нас». Создание ма-тематического справочника «Наш город (село)» Комбинированный урок Собирать информацию о своём городе (селе) и на этой основе создавать математический справочник «Наш город (село) в числах». Использовать материал справочника для составления и решения различных текстовых задач. Сотрудничать с взрослыми и сверстниками. Составлять план работы. Анализировать и оценивать результа-ты работы Определять цель проекта, работать с известной ин-формацией, собирать до-полнительный материал, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера, составлять задачи Постановка и форму-лирование проблемы, самостоятельное соз-дание алгоритмов дея-тельности при решении проблем творческого и поискового характера. Поиск и выделение не-обходимой информа-ции. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности
23 10.10 Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научи-лись».
Математи-ческий дик-тант № 1 Контроль знаний, умений и навыков Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставлен-ными при изучении темы, оценивать их и делать выводы Контролировать и оцени-вать свою работу, её ре-зультат, делать выводы на будущее Прогнозировать ре-зультаты вычислений; контролировать свою деятельность: прове-рять правильность вы-полнения вычислений изученными способами
24 13.10 Контрольная работа №1 по теме «Ну-мерация» Контроль знаний, умений и навыков Выполнять действия, соотносить, сравнивать, оценивать свои знания
Контролировать и оцени-вать свою работу, её ре-зультат, делать выводы на будущее Оценка — выделение и осознание обучающим-ся того, что уже усвое-но и что ещё нужно ус-воить, осознание каче-ства и уровня усвоения; оценка результатов ра-боты
Величины (12 часов)
25 14.10 Анализ кон-трольной ра-боты и рабо¬та над ошибка-ми.
Единица длины – километр.
Таблица еди-ниц длины Урок изучения нового материала Переводить одни единицы длины в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними
Называть единицы длины. Сравнивать ве¬личины по их число¬вым значениям, выра-жать данные величины в различных единицах Актуализировать свои знания для проведения простейших математи-ческих доказательств
26 15.10 Соотношение между едини-цами длины Урок развития умений и навыков Переводить одни единицы длины в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними. Измерять и сравнивать длины; упорядочивать их значения Называть единицы длины. Сравнивать ве¬личины по их число¬вым значениям, выра-жать данные величины в различных единицах Делать выводы на ос-нове анализа предъяв-ленного банка данных
27 17.10 Единицы пло-щади: квад-ратный кило-метр, квадрат-ный милли-метр Урок изучения нового материала Переводить одни единицы длины в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними Называть единицы площа-ди. Использовать приобре-тенные знания для сравне-ния и упо¬рядочения объек-тов по разным признакам: длине, площади Приобретение началь-ного опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач
28 20.10 Таблица еди-ниц площади Урок развития умений и навыков Сравнивать значения площадей рав-ных фигур. Переводить одни единицы площади в другие, используя соотно-шения между ними Называть результат при переводе одних единиц массы в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними Актуализировать свои знания для проведения простейших математи-ческих доказательств
29 21.10 Определение площади с по-мощью палет-ки Урок изучения нового материала Определять площади фигур произ-вольной формы, используя палетку. Совершенствовать устные и письмен-ные вычислительные навыки, умение решать задачи Использовать приём изме-рения площади фигуры
с помощью палетки. Срав-нивать ве¬личины по их чи-сло¬вым значениям, выра-жать данные величины в различных единицах, решать тексто¬вые задачи арифметическим способом Учебное сотрудничест-во с учителем и свер-стниками в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задача-ми и условиями комму-никации
30 22.10 Масса. Едини-цы массы: центнер, тонна Урок изучения нового материала Переводить одни единицы массы в другие, используя соотношения между ними.
Приводить примеры и описывать си-туации, требующие перехода от одних единиц измерения к другим (от мелких к более крупным и от крупных к более мелким) Понимать понятие «мас¬са», называть единицы массы. Сравнивать ве¬личины по их число¬вым значениям Выделение существен-ной информации. Осу-ществление анализа объектов с выделением существенных и несу-щественных признаков
31 24.10 Таблица еди-ниц массы Урок развития умений и навыков Переводить одни единицы массы в другие, используя соотношения между ними.
Исследовать ситуации, требующие сравнения объектов по массе, упоря-дочивать их Использовать таблицу еди-ниц массы. Сравнивать ве-личины по их число¬вым зна-чениям, выра¬жать данные величины в различных еди-ницах. Решать задачи арифметическим способом Актуализировать свои знания для проведения простейших математи-ческих доказательств
32 28.10 Контрольная работа № 2 за 1 четверть Контроль знаний, умений и навыков Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставлен-ными при изучении темы, оценивать их и делать выводы Контролировать и оцени-вать свою работу, её ре-зультат, делать выводы на будущее Оценка — выделение и осознание обучающим-ся того, что уже усвое-но и что ещё нужно ус-воить, осознание каче-ства и уровня усвоения; оценка результатов ра-боты
33 29.10 Анализ кон-трольной ра-боты и рабо¬та над ошибками.
Математи-ческий дик-тант № 2.
Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научи-лись» Комбинированный урок Проверять усвоение изучаемой темы.
Переводить одни единицы длины, площади, массы в другие, используя соотношения между ними
Контролировать и оцени-вать свою работу, её ре-зультат, делать выводы на будущее Контролировать свою деятельность: прове-рять правильность вы-полнения вычислений изученными способами
34 27.10 Время. Едини-цы времени: год, месяц, неделя Урок повторения
и обобщения Переводить одни единицы времени в другие.
Исследовать ситуации, требующие сравнения событий по продолжитель-ности, упорядочивать их Называть единицы времени: год, месяц, неделя
35 31.10 Единица вре-мени – сутки Урок развития умений и навыков Рассматривать единицу времени: су-тки, закреплять представления о вре-менной последовательности событий. Использовать приобретенные знания для определения вре¬мени по часам (в часах и минутах), сравни¬вать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах Называть единицы времени: минута, час, сутки, неделя, месяц, год. Определять соотношения между ними. Определять время по часам (в часах и минутах), сравни-вать величины по их число-вым значениям Выделение существен-ной информации. Осу-ществление анализа объектов с выделением существенных и несу-щественных признаков
36 10.11 Решение задач на опре-деление нача-ла, продолжи-тельности и конца события Урок развития умений и навыков Совершенствовать устные и письмен-ные вычислительные навыки, умение решать задачи Решать задачи на опреде-ление начала, продолжи-тельности и конца события Постановка и форму-лирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при ре-шении проблем твор-ческого и поискового характера
2 четверть (28 часов)
Числа, которые больше 1000.
Величины (продолжение) (4 часа)
37 11.11 Единица вре-мени – секунда Урок формирова-ния умений и на-выков Рассматривать единицу времени – секунду. Сравнивать величины по их числовым значениям, выражать дан-ные величины в различных единицах
Называть новую единицу измерения времени - секунду Постановка и форму-лирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при ре-шении проблем твор-ческого и поискового характера
38 12.11 Единица вре-мени – век Урок формирова-ния умений и на-выков Рассматривать единицу времени – век. Сравни¬вать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах Называть новую единицу измерения времени – век
Самостоятельное вы-деление и формулиро-вание познавательной цели, создание спосо-бов решения проблем поискового характера, инициативное сотруд-ничество в поиске и сборе информации
39 14.11 Таблица еди-ниц времени.
Проверочная работа № 3 по теме «Ве-личины» Комбинированный урок Переводить одни единицы времени в другие, используя соотношения между ними
Использовать таблицу еди-ниц времени. Сравнивать ве¬личины по их число¬вым значениям, выра¬жать данные величины в различных еди-ницах Актуализировать свои знания для проведения простейших математи-ческих доказательств
40 17.11 Тест № 1 «Проверим себя и оценим свои достижения». Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научи-лись» Комбинированный урок Анализировать достигнутые результа-ты и недочёты, проявлять личную за-интересованность в расширении зна-ний и способов действий Контролировать и оцени-вать свою работу, её ре-зультат, делать выводы на будущее Контролировать свою деятельность: прове-рять правильность вы-полнения вычислений изученными способами
Сложение и вычитание (14 часов)
41 18.11 Устные и письменные приёмы вы-числений Урок повторения
и обобщения Выполнять письменно сложение и вы-читание многозначных чисел, опираясь на знание алгоритмов их выполнения. Осуществлять пошаговый контроль правильности выполнения арифмети-ческих действий (сложение, вычитание) Объяснять приёмы пись-менного сложения и вычита-ния чисел и выполнять эти действия с числами в пре-делах 1 000 000 Актуализировать свои знания для проведения простейших математи-ческих доказательств (в том числе с опорой на изученные определе-ния, законы арифмети-ческих действий)
42 19.11 Приём пись-менного вы-читания для случаев вида
7000 – 456,
57001 – 18032 Комбинированный урок Выполнять письменно сложение и вы-читание многозначных чисел, опираясь на знание алгоритмов их выполнения. Осуществлять пошаговый контроль правильности выполнения арифмети-ческих действий (сложение, вычитание) Использовать приёмы сло-жения и вычитания чисел, запись которых оканчивает-ся нулями Делать выводы на ос-нове анализа предъяв-ленного банка данных
43 21.11 Нахождение неизвестного слагаемого Урок формирова-ния умений и на-выков Определять, как связаны между собой числа при сложении. Находить неиз-вестное слагаемое. Объяснять реше-ние уравнений и их проверку. Выпол-нять вычисления и делать проверку Использовать правило на-хождения неизвестного сла-гаемого. Пользоваться изу-ченной математи¬ческой тер-минологией, проверять пра-виль¬ность выполненных вы-числений Актуализировать свои знания для проведения простейших математи-ческих доказательств
44 24.11 Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого Урок формирова-ния умений и на-выков Определять, как связаны между собой числа при вычитании. Находить неиз-вестное уменьшаемое, неизвестное вычитаемое. Объяснять решение уравнений и их проверку. Совершен-ствовать устные и письменные вычис-лительные навыки, умение решать задачи Использовать правило на-хождения неизвестного уменьшаемого и неизвестно-го вычитаемого. Вычислять зна¬чение числового вы-ражения, содержащего 2-3 действия (со скоб¬ками и без них) Актуализировать свои знания для проведения простейших математи-ческих доказательств
45 25.11 Нахождение нескольких долей целого Комбинированный урок Находить, одну долю от целого числа, находить несколько долей от целого числа. Решать уравнения и сравнивать их решения. Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи Находить несколько долей целого. Вычислять зна¬чение числового вы¬ражения, со-держащего 2-3 действия (со скоб¬ками и без них) Прогнозировать ре-зультаты вычислений; контролировать свою деятельность: прове-рять правильность вы-полнения вычислений изученными способами
46 26.11 Нахождение нескольких долей целого Урок формирова-ния умений и на-выков. Решать задачи на нахождение не-скольких долей целого. Проверять, правильно выполнено деление с ос-татком. Сравнивать значения величин Находить несколько долей целого. Делать выводы на ос-нове анализа предъяв-ленного банка данных
47 28.11 Решение задач раскрывающих смысл арифметиче-ских действий Комбинированный урок Использование свойств арифметиче-ских дей¬ствий при выполне¬нии вычис-лений. Решать задачи, составив урав-нения. Ставить скобки в числовом вы-ражении для приведения к верному решению Решать задачи арифмети-ческим способом. Сравни-вать площади фигур Оценивать правиль-ность выполненного задания на основе сравнения с предыду-щими заданиями или на основе различных образцов и критериев.
48 01.12 Сложение и вычитание значений ве-личин Урок формирова-ния умений и на-выков Выполнять действия с величинами, значения которых выражены в разных единицах измерения. Записывать вы-числения в строчку и столбиком Выполнять сложение и вы-читание величин
Целеполагание как по-становка учебной зада-чи на основе соотнесе-ния того, что уже из-вестно и усвоено уча-щимися, и того, что ещё неизвестно
49 02.12 Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц, выра-женных в кос-венной форме.
Проверочная работа № 4 по теме «Сложение и вычитание» Комбинированный урок Моделировать зависимости между величинами в текстовых задачах и решать их. Выполнять сложение и вы-читание величин
Решать тексто¬вые задачи арифмети¬ческим способом, пользоваться изучен¬ной ма-тематической терминологией Развитие навыков формулировки личной оценки, аргументиро-вания своего мнения
52 03.12 Контрольная работа № 3 по теме «Сложение и вычитание» Контроль знаний, умений и навыков Выполнять задания творческого и по-искового характера, применять знания и способы действий в изменённых ус-ловиях. Соотносить результат прове-дённого самоконтроля с целями, по-ставленными при изучении темы, оце-нивать их и делать выводы Использовать приёмы сло-жения и вычитания много-значных чисел. Решать за-дачи арифметическим спо-собом Контролировать свою деятельность: обнару-живать и устранять ошибки логического характера (в ходе ре-шения) и ошибки вы-числительного харак-тера
53 05.12 Анализ кон-трольной ра-боты и работа над ошибками.
«Странички для любозна-тельных» - за-дания творче-ского и поис-кового харак-тера Урок обобщения и систематизации Выполнять задания творческого и по-искового характера, применять знания и способы действий в изменённых ус-ловиях Анализировать результаты выполненной работы, оце-нивать их и делать выводы Развитие навыков формулировки личной оценки, аргументиро-вания своего мнения
54 08.12 Тест № 2 «Проверим себя и оценим свои достижения».
Анализ ре-зультатов.
Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научи-лись» Контроль знаний, умений и навыков Оценивать результаты усвоения учеб-ного материала, делать выводы, пла-нировать действия по устранению вы-явленных недочётов, проявлять лич-ностную заинтересованность в расши-рении знаний и способов действий Использовать приёмы сло-жения и вычитания много-значных чисел. Решать за-дачи арифметическим спо-собом Контролировать свою деятельность: обнару-живать и устранять ошибки логического характера (в ходе ре-шения) и ошибки вы-числительного харак-тера
Умножение и деление (10 часов)
55 09.12 Умножение и его свойства. Умножение на 0 и 1 Урок-исследование Выполнять умножение, используя свойства умножения. Применять при вычислениях свойства умножения на 0 и на 1. Находить значение буквенных выражений Использовать свойства ум-ножения на 0 и на 1 при вы-полнении вы¬числений Актуализировать свои знания для проведения простейших математи-ческих доказательств
56 10.12 Письменное умножение многозначного числа на одно-значное Урок развития умений и навыков Выполнять умножение любого много-значного числа на однозначное так же, как и умножение трёхзначного числа на однозначное. Умножать именован-ные числа на однозначные Выполнять письменное ум-ножение многозначного чис-ла на однозначное Постановка и форму-лирование проблемы, самостоятельное соз-дание алгоритмов дея-тельности при решении проблем поискового характера
57 12.12 Умножение на 0 и 1 Урок развития умений и навыков Применять при вычислениях свойства умножения на 0 и на 1. Записывать выражения и вычислять их значения. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи Называть результат умно-жения любого числа на 0, на 1. Применять полученные знания для решения задач Собирать требуемую информацию из ука-занных источников; фиксировать результа-ты разными способами; сравнивать и обобщать информацию
58 15.12 Умножение чисел, запись которых окан-чивается ну-лями.
Математи-ческий дик-тант №3 Урок формирова-ния умений и на-выков Объяснять, как выполнено умножение чисел, запись которых оканчивается нулями. Находить остаток при выпол-нении деления на однозначное число и проверять вычисления Объяснять приёмы умно-жения на однозначное число многозначных чисел, окан-чивающихся нулями Актуализировать свои знания для проведения простейших математи-ческих доказательств (в том числе с опорой на изученные определе-ния, законы арифмети-ческих действий)
59 16.12 Нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, не-известного делителя Урок формирова-ния умений и на-выков Определять, как связаны между собой числа при умножении и делении. На-ходить неизвестный множитель, неиз-вестное делимое, неизвестный дели-тель. Объяснять решение уравнений и их проверку. Совершенствовать уст-ные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи Использовать правило на-хождения неизвестного мно-жителя, неизвестного дели-мого и неизвестного делите-ля. Вычислять зна¬чение чи-слового вы¬ражения, содер-жащего 2-3 действия (со скоб¬ками и без них) Актуализировать свои знания для проведения простейших математи-ческих доказательств (в том числе с опорой на изученные определе-ния, законы арифмети-ческих действий)
60 17.12 Деление мно-гозначного числа на одно-значное.
Промежу-точная диаг-ностика
Комбинированный урок Использовать правила деления суммы на число при решении примеров и за-дач. Оценивать результаты освоения темы, проявлять личную заинтересо-ванность в приобретении и расшире-нии знаний и способов действий. Ана-лизировать свои действия и управлять ими Применять правила деления суммы на число и ис-пользовать его при решении примеров и задач. Приме-нять полученные знания для решения задач. Кон-тролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее Контролировать свою деятельность: прове-рять правильность вы-полнения вычислений изученными способами
61 19.12 Письменное деление мно-гозначного числа на одно-значное Урок развития умений и навыков Объяснять, как выполнено деление многозначного числа на однозначное Выполнять деление много-значного числа на одно-значное с объяснением Собирать требуемую информацию из ука-занных источников; фиксировать результа-ты разными способами; сравнивать и обобщать информацию
62 22.12 Контрольная работа № 4 за 2 четверть Контроль знаний, умений и навыков Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставлен-ными при изучении темы, оценивать их и делать выводы Применять правила порядка выполнения действий в вы-ражениях в 2-3 действия (со скобками и без них). Применять полученные знания для решения задач Оценка — выделение и осознание обучающим-ся того, что уже усвое-но и что ещё нужно ус-воить, осознание каче-ства и уровня усвоения; оценка результатов ра-боты
63 23.12 Анализ кон-трольной ра-боты и рабо¬та над ошибками.
Письменное деление мно-гозначного числа на одно-значное Комбинированный урок Объяснять, как выполнено деление многозначного числа на однозначное Выполнять деление много-значного числа на одно-значное с объяснением Собирать требуемую информацию из ука-занных источников; фиксировать результа-ты разными способами; сравнивать и обобщать информацию
64 24.12 Решение задач на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, выраженных в косвенной форме. Урок формирова-ния умений и на-выков Составлять план решения текстовых задач и решать их арифметическим способом Применять полученные знания для решения задач Моделировать ситуа-цию, иллюстрирующую данное арифметиче-ское действие
3 четверть (40 часов)
Числа, которые больше 1000.
Умножение и деление (продолжение) (40 часов)
65 26.12 Письменное деление мно-гозначного числа на одно-значное Урок формирова-ния умений и на-выков Объяснять, как выполнено деление, пользуясь планом. Выполнять деление с объяснением. Составлять план решения текстовых задач и решать их арифметическим способом Делить многозначное число на однозначное, проверять правильность выполненных вычислений Собирать требуемую информацию из ука-занных источников; фиксировать результа-ты разными способами; сравнивать и обобщать информацию
66 29.12 Решение задач на про-порциональ-ное деление. Урок формирова-ния умений и на-выков Составлять план решения текстовых задач и решать их арифметическим способом Применять полученные знания для решения задач Моделировать ситуа-цию, иллюстрирующую данное арифметиче-ское действие
67 30.12 Письменное деление мно-гозначного числа на одно-значное Урок формирова-ния умений и на-выков Объяснять, как выполнено деление, пользуясь планом. Выполнять деление с объяснением. Составлять план решения текстовых задач и решать их арифметическим способом Делить многозначное число на однозначное, проверять правильность выполненных вычислений Собирать требуемую информацию из ука-занных источников; фиксировать результа-ты разными способами; сравнивать и обобщать информацию
68 Решение задач на про-порциональ-ное деление Урок развития умений и навыков Сравнивать решения задач. Опреде-лять, сколько цифр будет в частном, выполнять деление Применять полученные знания для решения задач Прогнозировать ре-зультаты вычислений; контролировать свою деятельность
69 Деление мно-гозначного числа на одно-значное Комбинированный урок Нахождение неизвестного делимого по результату в частном и остатку. Находить уравнения с одинаковым значением, находить значения урав-нений и решать текстовые задачи арифметическим способом Делить многозначное число на однозначное, проверять правильность выполненных вычислений Собирать требуемую информацию из ука-занных источников; фиксировать результа-ты разными способами; сравнивать и обобщать информацию
70 Деление мно-гозначного числа на одно-значное.
Проверочная работа № 5 по теме «Ум-ножение и деление на однозначное число» Комбинированный урок Выполнять деление многозначного числа на однозначное, делать про-верку. Составлять уравнения и решать их. Находить значение буквенных вы-ражений, решать текстовые задачи арифметическим способом Делить многозначное число на однозначное, делать проверку Самостоятельное вы-деление и формулиро-вание познавательной цели, создание спосо-бов решения проблем поискового характера, инициативное сотруд-ничество в поиске и сборе информации
71 Тест № 3 «Проверим себя и оценим свои достижения».
Анализ ре-зультатов.
Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научи-лись» Комбинированный урок Оценивать результаты усвоения учеб-ного материала, делать выводы, пла-нировать действия по устранению вы-явленных недочётов, проявлять лич-ностную заинтересованность в расши-рении знаний и способов действий Использовать приёмы де-ления многозначного числа на однозначное. Решать задачи арифметическим способом Контролировать свою деятельность: обнару-живать и устранять ошибки логического характера (в ходе ре-шения) и ошибки вы-числительного харак-тера
72 Контрольная работа № 5 по теме «Ум-ножение и де-ление на одно-значное число» Контроль знаний, умений и навыков Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставлен-ными при изучении темы, оценивать их и делать выводы Контролировать и оцени-вать свою работу, её ре-зультат, делать выводы на будущее Оценка — выделение и осознание обучающим-ся того, что уже усвое-но и что ещё нужно ус-воить, осознание каче-ства и уровня усвоения; оценка результатов ра-боты
73 Анализ кон-трольной ра-боты и рабо¬та над ошибками.
Решение тек-стовых задач
Урок изучения нового материала Решать задачи арифметическим спо-собом. Находить периметр прямо-угольника (квадрата). Решать уравне-ния. Совершенствовать вычислитель-ные навыки Применять полученные знания для решения задач Актуализировать свои знания для проведения простейших математи-ческих доказательств
74 Скорость. Время. Рас-стояние. Еди-ницы скорости Урок формирова-ния умений и на-выков Моделировать взаимосвязи между величинами: скорость, время, рас-стояние. Переводить одни единицы скорости в другие. Находить значение буквенных и числовых выражений Составлять план действий и определять наиболее эф-фективные способы решения задачи Моделировать содер-жащиеся в тексте зада-чи зависимости; плани-ровать ход решения задачи
75 Взаимосвязь между скоро-стью, време-нем и рас-стоянием Урок развития умений и навыков Записывать задачи с величинами: скорость, время, расстояние в таблицу и решать их. Составлять по выражению задачи с величинами: скорость, время, расстояние. Находить значение уравнений и числовых выражений Решать задачи с величи-нами: скорость, время, рас-стояние. Называть единицы скорости. Понимать взаи-мосвязь между скоростью, временем и расстоянием Моделировать содер-жащиеся в тексте зада-чи зависимости; плани-ровать ход решения задачи
76 Решение задач с величинами: скорость, время, рас-стояние Урок развития умений и навыков Записывать задачи с величинами: скорость, время, расстояние в таблицу и решать их. Переводить одни единицы длины, массы, времени, площади в другие Решать задачи с величи-нами: скорость, время, рас-стояние. Называть единицы скорости. Понимать взаи-мосвязь между скоростью, временем и расстоянием Моделировать содер-жащиеся в тексте зада-чи зависимости; плани-ровать ход решения задачи
77 Решение задач на движение.
Проверочная работа № 6 по теме «Скорость. Время. Рас-стояние» Комбинированный урок Записывать задачи с величинами: скорость, время, расстояние в таблицу и решать их. Составлять задачу по чертежу на одновременное встречное движение. Находить значение числовых выражений и проверять вычисления на калькуляторе Решать задачи с величи-нами: скорость, время, рас-стояние. Понимать взаимо-связь между скоростью, временем и расстоянием Моделировать содер-жащиеся в тексте зада-чи зависимости; плани-ровать ход решения задачи. Контролиро-вать свою деятель-ность: обнаруживать и устранять ошибки.
78 Умножение числа на про-изведение Урок формирова-ния умений и на-выков Применять свойство умножения числа на произведение в устных и письмен-ных вычислениях. Выполнять умноже-ние числа на произведение разными способами, сравнивать результаты вычислений Использовать свойства арифметиче¬ских действий при выполнении вычис¬лений. Находить результат при умножении числа на произведение удобным спо-собом Постановка и форму-лирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при ре-шении проблем твор-ческого и поискового характера
79 Письменное умножение на числа, оканчи-вающиеся ну-лями Урок формирова-ния умений и на-выков Применять свойство умножения числа на произведение в письменных вы-числениях, записывать решение стол-биком. Решать задачи на одновремен-ное встречное движение Выполнять письменное ум-ножение на числа, оканчи-вающиеся ну¬лями Постановка и форму-лирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при ре-шении проблем твор-ческого и поискового характера
80 Умножение на числа, оканчи-вающиеся ну-лями Урок развития умений и навыков Применять свойство умножения числа на произведение в письменных вы-числениях, записывать решение стол-биком. Сравнивать именованные чис-ла. Решать задачи на одновременное встречное движение Выполнять письменное ум-ножение на числа, оканчи-вающиеся ну¬лями Делать выводы на ос-нове анализа предъяв-ленного банка данных
81 Письменное умножение двух чисел, оканчиваю-щихся нулями Урок развития умений и навыков Применять свойство умножения числа на произведение в письменных вы-числениях, записывать решение стол-биком. Решать задачи на одновремен-ное встречное движение. Переводить одни единицы площади в другие Выполнять письменное ум-ножение на числа, оканчи-вающиеся ну¬лями Учебное сотрудничест-во с учителем и свер-стниками в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задача-ми и условиями комму-никации
82 Решение задач на одно-временное встречное движение Урок развития умений и навыков Решать задачи на одновременное встречное движение: выполнять схе-матические чертежи, сравнивать за-дачи и их решения Решать задачи на одно-временное встречное дви-жение, развивать навык уст-ного счёта; развивать вни-мание, творческое мышле-ние Актуализировать свои знания для проведения простейших математи-ческих доказательств
83 Перестановка и группировка множителей Урок развития умений и навыков Используя переместительное свойст-во умножения и свойство группировки множителей, находить значение чи-слового выражения. Решать задачи на одновременное встречное движение Применять свойства умно-жения при решении число-вых выражений Делать выводы на ос-нове анализа предъяв-ленного банка данных
84 Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научи-лись».
Взаимная про-верка знаний: «Помогаем друг другу сделать шаг к успеху» Контроль знаний, умений и навыков Оценивать результаты освоения темы, проявлять личную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Анализировать свои действия и управлять ими Решать задачи на одно-временное встречное дви-жение, развивать навык уст-ного счёта; развивать вни-мание, творческое мышле-ние Контролировать свою деятельность: прове-рять правильность вы-полнения вычислений изученными способами
85 Деление числа на произведе-ние Урок формирова-ния умений и на-выков Применять свойство деления числа на произведение в устных и письменных вычислениях. Решать тестовые задачи арифметическим способом Использовать свойства арифметиче¬ских действий при выполнении вычис¬лений. Находить результат при делении числа на про-изведение удобным спосо-бом Постановка и форму-лирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при ре-шении проблем твор-ческого и поискового характера
86 Деление числа на произведе-ние Урок развития умений и навыков Применять свойство деления числа на произведение в устных и письменных вычислениях. Решать тестовые задачи арифметическим способом Использовать свойства арифметиче¬ских действий при выполнении вычис¬лений. Находить результат при делении числа на про-изведение удобным спосо-бом Актуализировать свои знания для проведения простейших математи-ческих доказательств
87 Деление с ос-татком на 10, 100, 1 000 Урок формирова-ния умений и на-выков Выполнять устно и письменно деление с остатком на 10, 100, 1 000. Решать тестовые задачи арифметическим способом. Находить значение буквен-ных выражений Применять приём письмен-ного деления многозначного числа на 10, 100, 1 000 с ос-татком Постановка и форму-лирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при ре-шении проблем твор-ческого и поискового характера
88 Составление и решение за-дач, обратных данной Урок формирова-ния умений и на-выков Анализировать задачи, устанавливать зависимости между величинами, со-ставлять план решения задачи, решать текстовые задачи. Записывать равенства и неравенства, выполнять проверку. Выполнять деление с остат-ком и проверять решение Применять полученные знания для решения задач Постановка и форму-лирование проблемы, самостоятельное соз-дание алгоритмов дея-тельности при решении проблем творческого и поискового характера
89 Письменное деление на числа, оканчи-вающиеся ну-лями Урок формирова-ния умений и на-выков Выполнять устно и письменно деление на числа, оканчивающиеся нулями, объяснять используемые приёмы Объяснять приём деления на числа, оканчивающиеся нулями Актуализировать свои знания для проведения простейших математи-ческих доказательств
90 Письменное деление на числа, оканчи-вающиеся ну-лями Урок развития умений и навыков Выполнять устно и письменно деление на числа, оканчивающиеся нулями, объяснять используемые приёмы. Со-вершенствовать вычислительные на-выки, умение решать задачи Объяснять приём деления на числа, оканчивающиеся нулями Анализ объектов с це-лью выделения призна-ков (существенных, не-существенных)
91 Письменное деление на числа, оканчи-вающиеся ну-лями Урок развития умений и навыков Выполнять устно и письменно деление на числа, оканчивающиеся нулями, объяснять используемые приёмы. Со-вершенствовать вычислительные на-выки, умение решать задачи
Объяснять приём деления на числа, оканчивающиеся нулями Анализ объектов с це-лью выделения призна-ков (существенных, не-существенных)
92 Письменное деление на числа, оканчи-вающиеся ну-лями Урок развития умений и навыков Выполнять устно и письменно деление на числа, оканчивающиеся нулями, объяснять используемые приёмы. Со-вершенствовать вычислительные на-выки, умение решать задачи Объяснять приём деления на числа, оканчивающиеся нулями Делать выводы на ос-нове анализа предъяв-ленного банка данных
93 Решение задач на одно-временное движение в противопо-ложных на-правлениях Урок формирова-ния умений и на-выков Выполнять схематические чертежи по текстовым задачам на одновременное движение в противоположных направ-лениях и решать задачи. Составлять план решения. Обнаруживать допу-щенные ошибки Применять полученные знания для решения задач. Решать задачи на одно-временное движение в про-тивоположных направлениях Анализ объектов с це-лью выделения призна-ков (существенных, не-существенных)
94 Письменное деление на числа, оканчи-вающиеся ну-лями.
Проверочная работа № 7 по теме «Де-ление на чис-ла, оканчи-вающиеся нулями» Комбинированный урок Выполнять устно и письменно деление на числа, оканчивающиеся нулями, объяснять используемые приёмы. Со-вершенствовать вычислительные на-выки, умение решать задачи Находить ошибки в вычис-лениях и решать правильно. Применять полученные знания для решения задач. Использовать приём деле-ния на числа, оканчиваю-щиеся нулями Контролировать свою деятельность: обнару-живать и устранять ошибки логического характера (в ходе ре-шения) и ошибки вы-числительного харак-тера
95 Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научи-лись».
Математи-ческий дик-тант №4
Комбинированный урок Выполнять устно и письменно деление на числа, оканчивающиеся нулями. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи Выполнять письменное ум-ножение на числа, оканчи-вающиеся ну¬лями. Исполь-зовать приём деления на числа, оканчивающиеся ну-лями. Решать задачи на одновременное встречное движение, на одновремен-ное движение в противопо-ложных направлениях Контролировать свою деятельность: прове-рять правильность вы-полнения вычислений изученными способами
96 Тест № 4 «Проверим себя и оценим свои достижения».
Анализ ре-зультатов
Контроль знаний, умений и навыков Оценивать результаты усвоения учеб-ного материала, делать выводы, пла-нировать действия по устранению вы-явленных недочётов, проявлять лич-ностную заинтересованность в расши-рении знаний и способов действий Выполнять письменное ум-ножение на числа, оканчи-вающиеся ну¬лями. Исполь-зовать приём деления на числа, оканчивающиеся ну-лями. Решать задачи на одновременное встречное движение, на одновремен-ное движение в противопо-ложных направлениях Контролировать свою деятельность: обнару-живать и устранять ошибки логического характера (в ходе ре-шения) и ошибки вы-числительного харак-тера
97 Проект: «Ма-тематика во-круг нас» Урок-проект Собирать и систематизировать ин-формацию по разделам, отбирать, составлять и решать математические задачи и задания повышенного уровня сложности. Составлять план работы. Составлять сборник математических заданий. Анализировать и оценивать результаты работы Определять цель проекта, работать с известной ин-формацией, собирать до-полнительный материал, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера, составлять связный текст Постановка и форму-лирование проблемы, самостоятельное соз-дание алгоритмов дея-тельности при решении проблем творческого и поискового характера. Поиск и выделение не-обходимой информа-ции. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности
98 Контрольная работа № 6 за 3 четверть Контроль знаний, умений и навыков Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставлен-ными при изучении темы, оценивать их и делать выводы Контролировать и оцени-вать свою работу, её ре-зультат, делать выводы на будущее Оценка — выделение и осознание обучающим-ся того, что уже усвое-но и что ещё нужно ус-воить, осознание каче-ства и уровня усвоения; оценка результатов ра-боты
99 Анализ кон-трольной ра-боты и рабо¬та над ошибками.
Умножение числа на сум-му Урок формирова-ния умений и на-выков Применять в вычислениях свойство умножения числа на сумму нескольких слагаемых. Находить значение выра-жения двумя способами, удобным способом. Сравнивать выражения. Составлять задачу по выражению. Решать задачи, развивать навык устного счёта; разви-вать внимание, творческое мышление Моделировать содер-жащиеся в тексте зада-чи зависимости; плани-ровать ход решения задачи. Моделировать ситуацию, иллюстри-рующую данное ариф-метическое действие
100 Умножение числа на сум-му Урок развития умений и навыков Выполнять вычисления с объяснени-ем. Выполнять действия и сравнивать приёмы вычислений. Находить часть от целого. Совершенствовать вычис-лительные навыки, умение решать задачи Объяснять, как выполнено умножение числа на сумму Актуализировать свои знания для проведения простейших математи-ческих доказательств
101 Письменное умножение многозначного числа на дву-значное Урок изучения нового материала Применять алгоритм письменного ум-ножения многозначного числа на дву-значное. Осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты вы-полнения алгоритма арифметического действия умножение Использовать алгоритм письменного умножения многозначного числа на дву-значное Актуализировать свои знания для проведения простейших математи-ческих доказательств (в том числе с опорой на изученные определе-ния, законы арифмети-ческих действий)
102 Письменное умножение многозначного числа на дву-значное Урок формирова-ния умений и на-выков Применять алгоритм письменного ум-ножения многозначного числа на дву-значное. Осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты вы-полнения алгоритма арифметического действия умножение Использовать алгоритм письменного умножения многозначного числа на дву-значное. Объяснять, как выполнено умножение мно-гозначного числа на дву-значное Актуализировать свои знания для проведения простейших математи-ческих доказательств
103 Решение задач на нахождение неизвестного по двум разно-стям Урок формирова-ния умений и на-выков Решать задачи на нахождение неиз-вестного по двум разностям. Анализи-ровать задачи, выполнять прикидку результата, проверять полученный результат. Обнаруживать допущенные ошибки Составлять план действий и определять наиболее эф-фективные способы решения задачи Моделировать содер-жащиеся в тексте зада-чи зависимости; плани-ровать ход решения задачи
104 Решение тек-стовых задач Урок развития умений и навыков Решать задачи арифметическими спо-собами. Объяснять выбор действия для решения. Выполнять вычитание именованных величин. Находить ошибки в примерах на деление, делать проверку Применять полученные знания для решения задач Постановка и форму-лирование проблемы, самостоятельное соз-дание алгоритмов дея-тельности при решении проблем поискового характера
4 четверть (32 часа)
Числа, которые больше 1000.
Умножение и деление (продолжение) (24 часов)
105 Письменное умножение многозначного числа на трёх-значное Урок изучения нового материала Применять алгоритм письменного ум-ножения многозначного числа на трёх-значное. Осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты вы-полнения алгоритма арифметического действия умножение Объяснять, как получают каждое неполное произве-дение при умножении на трёхзначное число Постановка и форму-лирование проблемы, самостоятельное соз-дание алгоритмов дея-тельности при решении проблем поискового характера.
106 Письменное умножение многозначного числа на трёх-значное Урок формирова-ния умений и на-выков Применять алгоритм письменного ум-ножения многозначного числа на трёх-значное. Осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты вы-полнения алгоритма арифметического действия умножение. Объяснять, почему при ум-ножении на трёхзначное число, в записи которого есть нуль, записывают толь-ко два неполных произведе-ния Актуализировать свои знания для проведения простейших математи-ческих доказательств
107 Письменное умножение многозначного числа на трёх-значное Урок развития умений и навыков Применять алгоритм письменного ум-ножения многозначного числа на трёх-значное. Осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты вы-полнения алгоритма арифметического действия умножение Объяснять приёмы умно-жения многозначного числа на трёхзначное, когда в за-писи обоих множителей встречаются нули Собирать требуемую информацию из ука-занных источников; фиксировать результа-ты разными способами
108 Письменное умножение многозначного числа на трёх-значное Урок повторения и закрепления Закреплять пройденный материал. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи. Решать задачи, развивать навык устного и письменного счёта; развивать внимание, творческое мышление. Анализ объектов с це-лью выделения призна-ков (существенных, не-существенных)
109 Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научи-лись».
Математи-ческий дик-тант № 5 Комбинированный урок Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставлен-ными при изучении темы, оценивать их и делать выводы Решать задачи, развивать навык устного и письменного счёта; развивать внимание, творческое мышление Контролировать свою деятельность: прове-рять правильность вы-полнения вычислений изученными способами
110 Письменное деление мно-гозначного числа на дву-значное Урок изучения нового материала Применять алгоритм письменного де-ления многозначного числа на дву-значное, объяснять каждый шаг Объяснять алгоритм пись-менного деления много-значного числа на двузнач-ное, когда цифра в частном находится методом подбора Постановка и форму-лирование проблемы, самостоятельное соз-дание алгоритмов дея-тельности при решении проблем поискового характера
111 Письменное деление мно-гозначного числа на дву-значное с ос-татком Урок развития умений и навыков Выполнять деление с остатком на двузначное число, при этом рассуж-дать так же, как и при делении без ос-татка, проверять решение. Совершен-ствовать вычислительные навыки, умение решать задачи Объяснять алгоритм пись-менного деления много-значного числа на двузнач-ное с остатком Постановка и форму-лирование проблемы, самостоятельное соз-дание алгоритмов дея-тельности при решении проблем поискового характера
112 Письменное деление мно-гозначного числа на дву-значное Урок изучения нового материала Применять алгоритм письменного де-ления многозначного числа на дву-значное, объяснять каждый шаг. Вы-полнять письменное деление много-значных чисел на двузначные, опира-ясь на знание алгоритмов письменного выполнения действия умножение. Осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия деления Объяснять алгоритм пись-менного деления много-значного числа на двузнач-ное Постановка и форму-лирование проблемы, самостоятельное соз-дание алгоритмов дея-тельности при решении проблем поискового характера
113 Деление мно-гозначного числа на дву-значное по плану Урок развития умений и навыков Применять алгоритм письменного де-ления многозначного числа на дву-значное, объяснять каждый шаг. Объ-яснять, как выполнено деление по плану. Решать задачи и сравнивать их решения. Проверять, верны ли равен-ства Объяснять алгоритм пись-менного деления много-значного числа на двузнач-ное по плану Анализ объектов с це-лью выделения призна-ков (существенных, не-существенных)
114 Деление на двузначное число. Изме-нение пробной цифры Урок развития умений и навыков Выполнять деление многозначного числа на двузначное методом подбо-ра, изменяя пробную цифру. Решать примеры на деление с объяснением. Находить значение уравнений Объяснять алгоритм пись-менного деления много-значного числа на двузнач-ное методом подбора (из-меняя пробную цифру) Делать выводы на ос-нове анализа предъяв-ленного банка данных
115 Деление мно-гозначного числа на дву-значное Урок развития умений и навыков Применять алгоритм письменного де-ления многозначного числа на дву-значное, объяснять каждый шаг. Ре-шать задачи арифметическими спосо-бами. Объяснять выбор действия для решения Выполнять деление с объ-яснением. Переводить одни единицы площади в другие Поиск и выделение не-обходимой информа-ции; анализ объектов с целью выделения при-знаков (существенных, несущественных)
116 Решение задач Урок развития умений и навыков Решать задачи арифметическими спо-собами. Выполнять вычитание и сло-жение именованных величин. Выпол-нять деление с остатком и делать проверку Применять полученные знания для решения задач. Объяснять выбор действия для решения Прогнозировать ре-зультаты вычислений; контролировать свою деятельность: прове-рять правильность вы-полнения вычислений изученными способами
117 Письменное деление на двузначное число (закреп-ление) Урок обобщения и закрепления Применять алгоритм письменного де-ления многозначного числа на дву-значное, объяснять каждый шаг. Ре-шать задачи арифметическими спосо-бами и сравнивать их решения. Объ-яснять выбор действия для решения. Умножать на именованные числа, ре-шать уравнения Выполнять письменное де-ление многозначного числа на однозначное по алгорит-му Контролировать свою деятельность: обнару-живать и устранять ошибки логического характера (в ходе ре-шения) и ошибки вы-числительного харак-тера
118 Деление на двузначное число,
когда в част-ном есть нули Урок развития умений и навыков
Применять алгоритм письменного де-ления многозначного числа на дву-значное, когда в частном есть нули, объяснять каждый шаг, сравнивать решения. Рассматривать более корот-кую запись Выполнять письменное де-ление многозначного числа на однозначное, когда в ча-стном есть нули Делать выводы на ос-нове анализа предъяв-ленного банка данных
119 Письменное деление на двузначное число (закреп-ление).
Проверочная работа № 8 по теме «Де-ление на дву-значное чис-ло» Урок обобщения и систематизации Выполнять вычисления и делать про-верку. Совершенствовать вычисли-тельные навыки, умение решать задачи Пользоваться вычисли-тельными навыками, решать составные задачи Контролировать свою деятельность: обнару-живать и устранять ошибки логического характера (в ходе ре-шения) и ошибки вы-числительного харак-тера
120 Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научи-лись».
Математи-ческий дик-тант №6
Комбинированный урок Применять алгоритм письменного де-ления многозначного числа на дву-значное, объяснять каждый шаг. Ре-шать задачи арифметическим спосо-бом. Выполнять вычитание и сложение именованных величин, решать уравнения Контролировать и оцени-вать свою работу, её ре-зультат, делать выводы на будущее Контролировать свою деятельность: прове-рять правильность вы-полнения вычислений изученными способами
121 Контрольная работа № 7 по теме «Ум-ножение и де-ление» Контроль знаний, умений и навыков Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставлен-ными при изучении темы, оценивать их и делать выводы Контролировать и оцени-вать свою работу, её ре-зультат, делать выводы на будущее Оценка — выделение и осознание обучающим-ся того, что уже усвое-но и что ещё нужно ус-воить, осознание каче-ства и уровня усвоения; оценка результатов ра-боты
122 Анализ кон-трольной ра-боты и рабо¬та над ошибками.
Письменное деление мно-гозначного числа на трёх-значное Урок изучения нового материала Применять алгоритм письменного де-ления многозначного числа на трёх-значное, объяснять каждый шаг. Вы-полнять письменное деление много-значных чисел на двузначные, опира-ясь на знание алгоритмов письменного выполнения действия умножение Объяснять алгоритм пись-менного деления много-значного числа на трёхзнач-ное Постановка и форму-лирование проблемы, самостоятельное соз-дание алгоритмов дея-тельности при решении проблем поискового характера
123 Письменное деление мно-гозначного числа на трёх-значное. Урок формирова-ния умений и на-выков. Объяснять, как выполнено деление. Называть в каждом случае неполные делимые и рассказывать, как находили цифры частного. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи. Объяснять алгоритм пись-менного деления много-значного числа на трёхзнач-ное. Учебное сотрудничест-во с учителем и свер-стниками в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задача-ми и условиями комму-никации.
124 Деление на трёхзначное число Урок развития умений и навыков
Выполнять деление с объяснением и проверять вычисления. Делать чертёж к задаче и решать её. Составлять за-дачу по выражению. Сравнивать вы-ражения Объяснять алгоритм пись-менного деления много-значного числа на трёхзнач-ное, делать проверку Контролировать свою деятельность: прове-рять правильность вы-полнения вычислений изученными способами
125 Проверка ум-ножения деле-нием и деле-ния умножени-ем Урок развития умений и навыков
Выполнять деление с объяснением и проверять вычисления. Совершенст-вовать вычислительные навыки, уме-ние решать задачи Объяснять алгоритм пись-менного деления много-значного числа на трёхзнач-ное, делать проверку Контролировать свою деятельность: прове-рять правильность вы-полнения вычислений изученными способами
126 Проверка де-ления с остат-ком Урок формирова-ния умений и на-выков Проверять, правильно ли выполнено деление с остатком. Находить дели-мое, если известны: делитель, частное и остаток. Проверять, выполнив деле-ние Объяснять алгоритм пись-менного деления много-значного числа на трёхзнач-ное, делать проверку Контролировать свою деятельность: прове-рять правильность вы-полнения вычислений изученными способами
127 Проверка де-ления Комбинированный урок Находить ошибки и записывать пра-вильное решение. Совершенствовать вычислительные навыки, умение ре-шать задачи, уравнения Находить ошибки при деле-нии, исправлять их Актуализировать свои знания для проведения простейших математи-ческих доказательств (в том числе с опорой на изученные определе-ния, законы арифмети-ческих действий)
128 Контрольная работа № 8 за год Контроль знаний, умений и навыков Оценить результаты освоения тем за 4 класс, проявить личностную заинте-ресованность в приобретении и рас-ширении знаний и способов действий Контролировать и оцени-вать свою работу, её ре-зультат, делать выводы на будущее Оценка — выделение и осознание обучающим-ся того, что уже усвое-но и что ещё нужно ус-воить, осознание каче-ства и уровня усвоения; оценка результатов ра-боты
Итоговое повторение (8 часов)
129 Анализ кон-трольной ра-боты и рабо¬та над ошибками.
Повторение пройденного: «Что узнали. Чему научи-лись».
Математи-ческий дик-тант № 7 Комбинированный урок Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи. Соот-носить результат проведённого само-контроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и де-лать выводы Контролировать и оцени-вать свою работу, её ре-зультат, делать выводы на будущее Контролировать свою деятельность: прове-рять правильность вы-полнения вычислений изученными способами
130 Итоговая диагности-ческая рабо-та Контроль знаний, умений и навыков Применять свои знания для выполне-ния итоговой работы Контролировать и оцени-вать свою работу, её ре-зультат, делать выводы на будущее
Контроль и оценка про-цесса и результатов деятельности
131 Нумерация. Выражения и уравнения Урок обобщения и систематизации Оценить результаты освоения темы, проявить личностную заинтересован-ность в приобретении и расширении знаний и способов действий Называть числа натураль-ного ряда, которые больше 1 000. Читать и записы-вать числа, которые боль-ше 1 000, используя прави-ло, по которому составлена числовая последователь-ность. Решать числовые выражения и уравнения
Актуализировать свои знания для проведения простейших математи-ческих доказательств (в том числе с опорой на изученные определе-ния, законы арифмети-ческих действий)
132 Арифметиче-ские действия Урок обобщения и систематизации Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи Использовать приёмы сло-жения и вычитания, умноже-ния и деления чисел, кото-рые больше 1 000 Контролировать свою деятельность: прове-рять правильность вы-полнения вычислений изученными способами
133 Порядок вы-полнения дей-ствий. Урок обобщения и систематизации Оценить результаты освоения темы, проявить личностную заинтересован-ность в приобретении и расширении знаний и способов действий Применять правила о по-рядке выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок при вычислениях значений чи-словых выражений
Собирать требуемую информацию из ука-занных источников; фиксировать результа-ты разными способами
134 Величины Урок обобщения и систематизации Выполнять сложение и вычитание ве-личин, заменяя крупные единицы ве-личин более мелкими. Решать задачи с использованием величин Применять знания о вели-чинах в ходе решения задач и выражений Актуализировать свои знания для проведения простейших математи-ческих доказательств
135 Геометриче-ские фигуры. Урок обобщения и систематизации Классифицировать геометрические фигуры по заданному или найденному основанию классификации Называть виды геометри-ческих фигур. Выполнять чертежи изученных геомет-рических фигур. Контролировать и оценивать свою рабо-ту, её результат, де-лать выводы на буду-щее
136 Решение задач Оценить результаты освоения темы, проявить личностную заинтересован-ность в приобретении и расширении знаний и способов действий Применять полученные знания для решения задач. Записывать и решать за-дачи изученных видов Моделировать содер-жащиеся в тексте зада-чи зависимости; плани-ровать ход решения задачи
ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММНОГО СОДЕРЖАНИЯ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ
1. Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Математика. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. – М.: Просвещение, 2013.
2. Математика. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2-х частях. / Волкова С.И. – М.: Просвещение, 2013.
3. Математика и конструирование. Пособие для учащихся 4 класса / Волкова С.И. – М.: Просвещение, 2013.
4. Математика. Проверочные работы. 4 класс / Волкова С.И. – М.: Просвещение, 2013.
РЕКОМЕНДУЕМ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКУЮ ЛИТЕРАТУРУ
1. Математика. Рабочие программы. 1-4 классы / Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. – М.: Просвещение, 2011.
2. Математика. Методические рекомендации. 4 класс / Бантова М.А. и др. – М.: Просвещение, 2012.
3. Математика. Устные упражнения. 4 класс / Волкова С.И. – М.: Просвещение, 2012.
4. Для тех, кто любит математику. Пособие для учащихся. 4 класс / Моро М.И., Волкова С.И. – М.: Про-свещение, 2010.
5. Математика. Проверочные работы 4 класс / Волкова С.И. – М.: Просвещение, 2012.
6. Уроки математики с применением информационных технологий. 3-4 классы. Методическое пособие с электронным приложением / О.А. Архипова, Ю.М. Багдасарова [и др.]. – М.: Планета, 2011. – (Современная школа).
7. Математика. 4 класс. Интерактивные дидактические материалы. Дидактическое пособие с электронным интерактивным приложением / Авт.-сост.: Н.Л. Андреенкова. – М.: Планета, 2013. – (Качество обучения).
8. Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности / С.П. Казачкова, М.С. Умнова. – М.: Планета, 2014. – (Качество обучения).
9. Дидактические и развивающие игры в начальной школе. Методическое пособие с электронным приложением / Сост. Е.С. Галанжина. – М.: Планета, 2011. – (Современная школа).