182100 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Гагарина д. 13, тел. (81153) 5-79-48, (81153) 3-40-70
МБОУ «Средняя школа № 17»
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ВЕЛИКИЕ ЛУКИ
     
19 ноября 2014

Рабочая программа по ОБЖ

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 5-9 классов составлена на основе комплексной программы общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности 1-11 классы», под общей редакцией А.Т.Смирнова, издательство «Просвещение», 2007 год, которая соответствует федеральному компоненту государственного стандарта (основного) общего образования в соответствии с объёмом времени, отводимого на изучение данного предмета по базисному учебному плану.

Рабочая программа по ОБЖ конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, является основой для определения перечня учебного оборудования и приборов, необходимых для качественной организации образовательного процесса.

Обоснование выбора данной программы

В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера стали объективной реальностью в процессе жизнедеятельности каждого человек. Они несут угрозу его жизни и здоровью, наносят ущерб окружающей природной среде и обществу. В настоящее время вопросы обеспечения безопасности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества и государства.

Анализ трагических последствий различных опасных и чрезвычайных ситуаций показывает, что более чем в 80 % случаев причиной гибели людей является человеческий фактор. Трагедия чаще всего происходит из-за несоблюдения человеком комплекса мер безопасности в различных жизненных ситуациях, в т.ч. и при угрозе совершения террористического акта, пренебрежения к соблюдению норм здорового образа жизни и установленных норм безопасного поведения в повседневной жизни (безопасность на дорогах, пожарная безопасность, безопасность в быту и т.д.)

Обстановка, складывающаяся в стране в области безопасности, требует пересмотра комплексного подхода к формированию современного уровня культуры безопасности. Такой подход будет способствовать снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, связанных с различными опасными и чрезвычайными ситуациями, в т.ч. с терроризмом, наркотизмом и военными угрозами.

Под культурой безопасности жизнедеятельности следует понимать способ организации деятельности человека, представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира.

Ключевая роль в формировании современного уровня культуры безопасности принадлежит предмету «Основы безопасности жизнедеятельности», который реализует подготовку учащихся к безопасной жизнедеятельности в реальной окружающей среде – природной, техногенной и социальной.

Выбор комплексной программы по ОБЖ под редакцией А.Т. Смирнова обусловлен двумя причинами:

1. Данная программа рекомендована для преподавания Государственным Управлением образования Псковской области.

2. Использование этой программы в средней общеобразовательной школе №17 целесообразно, т.к.:

 наличие большого количества информационного материала (презентаций, видеофильмов) позволяет проводить уроки, соответствующие уровню школы;

 материально-техническое оснащение кабинета ОБЖ и участие школьников в традиционных туристических слетах, олимпиадах по ОБЖ, соревнованиях по программе «Школа безопасности», детских спортивно-патриотических слетах, позволяет полностью реализовать практическую часть программы.

Основные функции рабочей программы

Рабочая программа выполняет две основные функции:

информационно-методическую функцию, которая позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами данного учебного предмета;

организационно-планирующую функцию, которая предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации обучающихся.

При составлении данной программы использованы:

- Комплексная программа по ОБЖ 5 -11 класс. Смирнов А.Т., Москва, Просвещение, 2007 г.

- методические материалы и документы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: Кн. для учителя / Сост. А.Т. Смирнов, Б.И.Мишин; Под общ. ред. А.Т.Смирнова, -М.: Просвещение, 2001;

- учебники и учебные пособия: Авторы –А.Т.Смирнов Б.О.Хренников. Издательство «Просвещение» 2011 г.

 Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений;

 Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений;

 Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений;

 Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений;

 Основы безопасности жизнедеятельности. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений;

 Основы безопасности жизнедеятельности. Справочник для учащихся.

 Основы безопасности жизнедеятельности. Сборник заданий для проведения экзамена в 9 классе.

 Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Тестовый контроль, 10-11 кл.

Авторы: А.Т.Смирнов, Б.О. Хренников и др.

Общая характеристика учебного предмета

В настоящей учебной программе реализованы тре¬бования федеральных законов: «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей при¬родной среды», «О пожарной безопасности», «О граж¬данской обороне» и др.

Содержание программы выстроено по трем линиям: обеспечение личной безопасности в повседневной жизни, оказание первой медицинской помощи, основы безопасного поведения человека в чрезвычайных ситуациях. Предлагаемый объем содержания является достаточным для формирования у обучающихся на второй ступени общеобразовательной школы основных понятий в области безопасности жизнедеятельности.

В ходе изучения предмета обучающиеся получают знания о здоровом образе жиз¬ни, о чрез-вычайных ситуациях природного и техногенного харак¬тера, их последствиях и мероприятиях, проводимых го¬сударством по защите населения. Большое значение прида¬ется также формированию здорового образа жизни и профилактике вредных привычек, привитию навыков по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим.

Цели

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной общеобразовательной школе направлен на достижение следующих целей:

 освоение знаний о здоровом образе жизни; об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;

 развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;

 воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;

 овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации вводит обязательное изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования. В 5-9 классах на его изучение выделяется по каждому курсу - 34 часов, из расчета 1 часа в неделю.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования являются:

 использование для познания окружающего мира различных методов наблюдения и моделирования;

 выделение характерных причинно-следственных связей;

 творческое решение учебных и практических задач;

 сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям; самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;

 использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;

 самостоятельная организация учебной деятельности; оценивание своего поведения, черт своего характера, своего физического и эмоционального состояния;

 соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;

 использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.

Результаты обучения

Результаты изучения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников». Требования направлены на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится обучающимися об основах здорового образа жизни, об опасных и чрезвычайных ситуациях, об оказании первой медицинской помощи.

Рубрика «Уметь/владеть навыками» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: анализировать и оценивать, действовать, использовать, соблюдать и т.д.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, нацеленные на обеспечение личной безопасности в повседневной жизни.

Ожидаемый результат обучения по данной примерной программе в наиболее общем виде может быть сформулирован как способность выпускников правильно действовать в опасных и чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера.

Освоение программы курса ОБЖ в 9 классе заканчивается написанием проектной работы или реферата.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности» ученик 9 класса должен:

знать/понимать:

 правила безопасного поведения на улицах и дорогах;

 правила пожарной безопасности и поведения при пожарах;

 правила безопасного поведения на воде;

 возможные аварийные ситуации в жилище (образовательном учреждении), причины их возникновения и правила поведения;

 различные опасные и аварийные ситуации, возникающие в общественном транспорте, и правила безопасного поведения;

 правила поведения в криминогенных ситуациях;

 правила поведения на природе;

 правила поведения при нарушении экологического равновесия в местах проживания;

 возможные чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, наиболее вероятные для данного района, способы оповещения о них и правила безопасного поведения;

 основные мероприятия ГО по защите населения от последствий чрезвычайных ситуаций;

 основные хронические инфекционные заболевания, их причины и связь с образом жизни;

 инфекционные заболевания и основные принципы их профилактики;

 основные правила поведения для профилактики травм в повседневной жизни дома, на улице, в школе и при занятиях спортом.

уметь/владеть навыками:

 предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;

 принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций;

 действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности;

 пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;

 в использовании первичных средств пожаротушения и пожарно-технического вооружения при возникновении пожара;

 в оказании помощи терпящим бедствии на воде;

 в определении сторон горизонта, в движении по азимуту, в разведении костра и приготовлении пищи на костре;

 в выполнении мероприятий ГО по защите от ЧС мирного и военного времени, в использовании индивидуальных средств защиты;

 в приёмах оказания первой медицинской помощи при остановке сердца, кровотечениях, растяжениях, укусах насекомых, при тепловом и солнечном ударах, обморожении;

обладать компетенциями по использованию полученных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни для:

 обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

 подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных;

 оказания первой медицинской помощи пострадавшим;

 выработки убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КУРСУ

«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

5-9 КЛАССЫ

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО КЛАССАМ

5 6 7 8 9

Раздел 1. Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях

1.1. Условия безопасного поведения учащихся 5 2 3 2

1.2. Экстремальные ситуации локального характера и безопасность детей 6 5 10

1.3. Экстремальные ситуации природного и техногенного происхождения и защита населения от их последствий 11 11 21 8 3

1.4. Гражданская оборона, ее предназначение и задачи по защите населения от последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени 4 8

1.5. Национальная безопасность России 12

Раздел 2. Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей

2.1. Основы медицинских знаний и правила оказания медицинской помощи 7 10 3 2 4

2.2. Основы здорового образа жизни 5 6 7 8 7

Раздел 3. Основы подготовки к военной службе

3.1. Основы обороны государства и воинской обязанности граждан

3.2. Прикладная физическая подготовка

ВСЕГО ЧАСОВ 34 34 34 34 34

Содержание учебной программы для 5 - 9 классов

Модуль I. Основы безопасности личности, общества и государства

Раздел I. Основы комплексной безопасности

Тема 1. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни

1.1. Пожарная безопасность

Пожары в жилых и общественных зданиях, причины их возникновения и возможные последствия. Влияние человеческого фактора на причины возникновения пожаров. Соблюдение мер пожарной безопасности в быту. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожаре в жилом или общественном здании.

1.2. Безопасность на дорогах

Причины дорожно-транспортных происшествий и их возможные последствия. Организация дорожного движения. Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя. Правила безопасного поведения на дороге велосипедиста и водителя мопеда.

1.3. Безопасность в быту

Особенности города (населенного пункта) как среды обитания человека. Характеристика городского и сельского жилища, особенности его жизнеобеспечения. Возможные опасные и аварийные ситуации в жилище. Соблюдение мер безопасности в быту.

1.4. Безопасность на водоемах

Водоемы. Особенности состояния водоемов в различное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах. Безопасный отдых у воды. Само- и взаимопомощь терпящих бедствие на воде.

1.5. Опасные ситуации социального характера

Криминогенные ситуации в городе, причины их возникновения. Меры личной безопасности на улице, дома, в общественном месте.

1.6. Экология и безопасность

Загрязнение окружающей природной среды. Понятия о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ. Мероприятия, проводимые по защите здоровья населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой.

Тема 2. Обеспечение безопасности при активном отдыхе в природных условиях

2.1. Подготовка к активному отдыху на природе

Ориентирование на местности. Определение своего местонахождения и направления движения на местности. Подготовка к выходу на природу. Определение необходимого снаряжения для похода. Определение места для бивака и организация бивачных работ.

2.2. Активный отдых на природе и безопасность

Общие правила безопасности при активном отдыхе на природе. Подготовка и обеспечение безопасности в пеших и горных походах, при проведении лыжных, велосипедных и водных походов.

2.3. Дальний (внутренний) и выездной туризм, меры безопасности

Факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и выездном туризме. Акклиматизация человека в различных природных условиях. Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха различными видами транспорта.

2.4. Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде

Автономное существование человека в природных условиях. Добровольная и вынужденная автономия. Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании.

2.5. Практическая подготовка к автономному пребыванию в природной среде

Ориентирование на местности. Способы определения сторон горизонта. Определение своего местонахождения и направления движения на местности. Подготовка к выходу на природу. Порядок движения по маршруту. Определение места для бивака и организация бивачных работ. Разведение костра, приготовление пищи на костре, меры пожарной безопасности.

2.6. Опасные ситуации в природных условиях

Опасные погодные условия. Дикие животные и обеспечение безопасности при встрече с ними. Укусы насекомых и защита от них. Клещевой энцефалит и его профилактика.

Тема 3. Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта

3.1. Наиболее опасные террористические акты

Взрывы в местах массового скопления людей. Захват воздушных и морских судов, автомашин и других транспортных средств и удерживание в них заложников.

3.2. Правила поведения при возможной опасности взрыва

Признаки, по которым можно судить о возникновении опасности взрыва. Правила безопасного поведения, если взрыв произошел, если вас завалило обломками стен.

3.3. Обеспечение безопасности в случае захвата в заложники или похищении

Правила поведения в случае захвата вас в заложники. Правила поведения при нападении с целью похищения. Обеспечение безопасности при захвате самолета. Правила поведения при перестрелке.

Тема 4. Обеспечение безопасности в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера

4.1. Чрезвычайные ситуации природного характера

Чрезвычайные ситуации геологического происхождения (землетрясения, извержения вулканов, оползни, обвалы, лавины).

Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения (ураганы, бури, смерчи).

Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения (наводнение, сели, цунами).

Чрезвычайные ситуации биологического происхождения (лесные и торфяные пожары, эпидемии, эпизоотии и эпифитотии).

Защита населения от чрезвычайных ситуаций природного характера, рекомендации населения по безопасному поведению во время чрезвычайных ситуаций.

4.2. Чрезвычайные ситуации техногенного характера

Общие понятия о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Потенциально опасные объекты. Аварии на радиационно опасных, химически опасных, взрывопожароопасных объектах и на гидротехнических сооружениях, их причины и возможные последствия.

Защита населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера, рекомендации населению по безопасному поведению во время чрезвычайных ситуаций.

4.3. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера на территории Московской области.

Характеристика ЧС в Московской области. Защита населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, рекомендации населению по безопасному поведению во время чрезвычайных ситуаций.

4.4. Современный комплекс проблем безопасности социального характера

Военные угрозы национальной безопасности России. Внешние и внутренние угрозы национальной безопасности России. Международный терроризм - угроза национальной безопасности России. Наркотизм и национальная безопасность России. Защита населения от чрезвычайных ситуаций социального характера. Правила личной безопасности в чрезвычайных ситуациях социального характера.

Раздел II. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

Тема 5. Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций

5.1. Правовые основы обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций

Положения Конституции Российской Федерации и федеральных законов в области безопасности, определяющие защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз. Права и обязанности граждан в области безопасности жизнедеятельности.

5.2. Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), ее задачи. Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности страны, ее задачи и предназначение. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) – федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Роль МЧС России в формировании современного уровня культуры безопасности

жизнедеятельности у населения страны.

5.3. Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций

Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Эвакуация населения. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения.

Тема 6. Организация борьбы с терроризмом и наркобизнесом в Российской Федерации

6.1. Система борьбы с терроризмом

Виды террористических актов, их цели и способы осуществления. Законодательная и нормативно-правовая база по организации борьбы с терроризмом. Основные принципы противодействия терроризму. Контртеррористическая операция. Применение Вооруженных сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.

6.2. Государственная политика противодействия наркотизму

Основные понятия о наркотизме, наркомании, причинах их распространения. Последствия наркомании и ее влияние на национальную безопасность России. Нормативно-правовая база борьбы с наркобизнесом. Профилактика наркомании.

Модуль II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Раздел III. Основы здорового образа жизни

Тема 7. Здоровый образ жизни и его составляющие

7.1. Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни

Индивидуальное здоровье человека, его физическая и духовная сущность. Репродуктивное здоровье как общая составляющая здоровья человека и общества. Социально-демографические процессы в России и безопасность государства. Особенности физического развития человека;

особенности психического развития человека; развитие и укрепление чувства зрелости, развитие волевых качеств. Социальное развитие человека и его взаимоотношения с окружающими людьми. Формирование личности человека, значение и роль его взаимоотношений со взрослыми, родителя-ми, сверстниками. Взаимоотношения человека и общества. Ответственность несовершеннолетних.

7.2. Здоровый образ жизни и его составляющие

Здоровый образ жизни — индивидуальная система поведения человека, обеспечивающая совершенствование его физических и духовных качеств. Психологическая уравновешенность и ее значение для здоровья. Режим дня и его значение для здоровья. Профилактика переутомления.

Двигательная активность и закаливание организма — необходимые условия сохранения и укрепления здоровья. Рациональное питание. Роль питания в сохранении здоровья человека. Роль здорового образа жизни в формировании у обучаемых современного уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности.

Тема 8. Факторы, разрушающие здоровье

8.1. Вредные привычки и их влияние на здоровье

Основные понятия вредных привычек. Курение, влияние табачного дыма на организм курящего и окружающих. Употребление алкоголя и его влияние на умственное и физическое развитие человека. Наркомания и ее отрицательные последствия на здоровье человека. Профилактика вредных привычек.

8.2. Ранние половые связи и их отрицательные последствия для здоровья человека

Инфекции, передаваемые половым путем. Понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДе. СПИД — угроза здоровью личности и общества. Профилактика инфекций, передаваемых половым путем и ВИЧ-инфекции.

Тема 9. Правовые аспекты взаимоотношения полов

9.1. Семья в современном обществе

Законодательство и семья. Основы семейного права в РФ. Брак и семья, основные понятия и определения. Семья и здоровый образ жизни, основные функции семьи. Личные права и обязанности супругов. Права и обязанности родителей.

Раздел IV. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

Тема 10. Основы медицинских знаний

10.1. Основы медицинских знаний

Общая характеристика различных повреждений и их последствия для здоровья человека. Основные правила оказания первой медицинской помощи при различных видах повреждений.

Средства оказания первой медицинской помощи. Медицинская (домашняя) аптечка.

Природные лекарственные средства. Перевязочные материалы, дезинфицирующие средства.

Основные неинфекционные заболевания, их причины, связь с образом жизни. Профилактика неинфекционных заболеваний. Наиболее часто встречающиеся инфекционные заболевания, их

возбудители, пути передачи инфекции, меры профилактики.

Тема 11. Первая медицинская помощь при неотложных состояниях

11.1. Правила оказания первой медицинской помощи

Первая медицинская помощь при отравлении. Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата, порядок наложения поддерживающей повязки. Правила и способы транспортировки пострадавшего. Первая медицинская помощь при кровотечениях. Способы остановки кровотечения. Оказание первой медицинской помощи при утоплении.

Оказание первой медицинской помощи при тепловом и солнечном ударах, при отморожении.

11.2. Первая медицинская помощь при остановке сердца

Реанимация. Правила проведения сердечно-легочной реанимации. Непрямой массаж сердца. Искусственная вентиляция легких способом «изо рта в рот» или «изо рта в нос». Сочетание проведения непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции легких.

Тема 12. Первая медицинская помощь при массовых поражениях

12.1. Комплекс простейших мероприятий по оказанию первой медицинской помощи при массовых поражениях

Основные причины возникновения массового поражения людей природного, техногенного и социального характера. Основные мероприятия, проводимые в местах массового поражения людей (извлечение пострадавшего из-под завала; введение обезболивающих средств; освобождение верхних дыхательных путей и др.).

Поурочное планирование учебной программы ОБЖ

(5 класс)

№ раздела, темы и урока

Наименование раздела, темы и урока Количество часов

Раздел Тема

І Безопасность и защита человека в опасных ситуациях 16

1 Человек, как среда обитания, безопасность человека 5

1.1 Город как среда обитания 1 1

1.2 Жилища человека, особенности жизнеобеспечения жилища 2 1

1.3 Особенности природных условий в городе 3 1

1.4 Взаимоотношения людей, проживающих в городе, и безопасность 4 1

1.5 Основы безопасности жизнедеятельности человека 5 1

2 Опасные ситуации техногенного характера 6

2.1 Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения 6 1

2.2 Пешеход. Безопасность пешехода 7 1

2.3 Пассажир. Безопасность пассажира 8 1

2.4 Водитель 9 1

2.5 Пожарная безопасность 10 1

2.6 Безопасное поведение в бытовых ситуациях 11 1

3 Опасные ситуации природного характера 2

3.1 Погодные условия и безопасность человека 12 1

3.2 Безопасность на водоемах 13 1

4 Опасные ситуации социального характера 14 1

4.1 Криминогенные ситуации и личная безопасность 15 1

4.2 Обеспечение личной безопасности дома 15 1

4.3 Обеспечение личной безопасности на улице 17 1

ІІ Чрезвычайные ситуации 6

5 Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера 18 1

5.1 Чрезвычайные ситуации природного характера 19 1

5.2 Чрезвычайные ситуации техногенного характера 20 1

5.3 Практические занятия по обработке действий в случае возникновения чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера 21

22 4

ІІІ Основы здорового образа жизни 5

6 Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни 5

6.1 О здоровом образе жизни 23 1

6.2 Двигательная активность и закаливание организма – необходимые условия укрепления здоровья 24 1

6.3 Рациональное питание. Гигиена питания 25 1

6.4 Вредные привычки и их влияние на здоровье человека 26 1

6.5 Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек 27 1

ІV Основы медицинских знаний и правила её оказания 8

7 Первая медицинская помощь и правила её оказания 8

7.1 Первая медицинская помощь при различных видах повреждений 28

29 2

7.2 Оказание первой медицинской помощи при ушибах, ссадинах, носовом кровотечении (практические занятия) 30

32 3

7.3 Первая медицинская помощь при отравлениях (практические занятия) 33

35 3

Всего часов 35

Поурочное планирование учебной программы ОБЖ

(6 класс)

№ раздела, темы и урока

Наименование раздела, темы и урока Количество часов

Раздел Тема

І Безопасность человека в природных условиях 25

1 Подготовка к активному отдыху на природе 6

1.1 Природа и человек 1

1.2 Ориентирование на местности 1

1.3 Определение своего местонахождения и направления движения на местности 1

1.4 Подготовка к выходу на природу 1

1.5 Определение места для бивака и организация бивачных работ 1

1.6 Определение необходимого снаряжения для похода 1

2 Активный отдых на природе и безопасность 5

2.1 Общие правила безопасности при активном отдыхе на природе 1

2.2 Подготовка и проведение пеших походов на равнинной и горной местности 1

2.3 Подготовка и проведение лыжных походов 1

2.4 Водные походы и обеспечение безопасности на воде 1

2.5 Велосипедные походы и безопасность туристов 1

3 Дальний(внутренний) и выездной туризм, меры безопасности 6

3.1 Факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и выездном туризме 1

3.2 Акклиматизация человека в различных климатических условиях 1

3.3 Акклиматизация человека в горной местности 1

3.4 Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха наземными видами транспорта 1

3.5 Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха водным транспортом 1

3.6 Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха воздушным транспортом 1

4 Обеспечение безопасности при автономном пребывании человека в природной среде 4

4.1 Автономное пребывание человека в природной среде 1

4.2 Добровольная автономия человека в природной среде 1

4.3 Вынужденная автономия человека в природной среде 1

4.4 Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании 1

5 Опасные ситуации в природных условиях 4

5.1 Опасные погодные явления 1

5.2 Обеспечение безопасности при встречи с дикими животными в природных условиях 1

5.3 Укусы насекомых и защита от них 1

5.4 Клещевой энцефалит и его профилактика 1

ІІ Основы медицинских знаний и здорового образа жизни 10

6 Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи 4

6.1 Вопросы личной гигиены и оказание первой медицинской помощи в природных условиях 1

6.2 Оказание первой медицинской помощи травмах 1

6.3 Оказание первой медицинской помощи при тепловом и солнечном ударах, отморожении и ожоге 1

6.4 Оказание первой медицинской помощи при укусах змей и насекомых 1

7 Здоровье человека и факторы, на него влияющие 6

7.1 Здоровый образ жизни и профилактика утомления 1

7.2 Компьютер и его влияние на здоровье 1

7.3 Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека 1

7.4 Влияние социальной среды на развитие и здоровье человека 1

7.5 Влияние наркотиков и психоактивных веществ на здоровье человека 1

7.6 Профилактика употребление наркотиков и психоактивных веществ 1

Всего часов 35

Поурочное планирование учебной программы ОБЖ

(7 класс)

№ раздела, темы и урока Наименование раздела, темы и урока Количество часов

Раздел Тема

І Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях 3

1 Общее понятие об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера 3

1.1 Различные природные явления и причины их возникновения 1

1.2 Общая характеристика природных явлений 1

1.3 Опасные и чрезвычайные ситуации. Общие понятия и определения 1

ІІ Чрезвычайные ситуации природного характера 21

2 Чрезвычайные ситуации геологического происхождения их причины и последствия 7

2.1 Землетрясение. Причины возникновения землетрясения и его возможные последствия 1

2.2 Защита населения от последствий землетрясений 1

2.3 Правила безопасного поведения населения при землетрясении 1

2.4 Вулканы, извержение вулканов, расположение вулканов на Земле 1

2.5 Последствия извержения вулканов. Защита населения 1

2.6 Оползни, их последствия, защита населения 2

3 Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения, их причины и последствия 3

3.1 Ураганы и бури, причины их возникновения, возможные последствия 1

3.2 Защита населения от последствий ураганов и бурь 1

3.3 Смерчи 1

4 Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения, их причины и последствия 7

4.1 Наводнения. Виды наводнений и их причины 1

4.2 Защита населения от последствий наводнений 1

4.3 Рекомендации населению по действиям при угрозе и вовремя наводнений 1

4.4 Сели и их последствия 1

4.5 Защита населения от селевых потоков 1

4.6 Цунами и их характеристика 1

4.7 Защита населения от цунами 1

5 Чрезвычайные ситуации биологического происхождения, их причины и последствия 4

5.1 Лесные и торфяные пожары и их характеристика 1

5.2 Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения 1

5.3 Эпидемии 1

5.4 Эпизоотии и эпифитотии 1

ІІІ Основы медицинских знаний и здорового образа жизни 11

6 Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека 7

6.1 Психологическая уравновешенность 1

6.2 Стресс и его влияние на человека 1

6.3 Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте 1

6.4 Формирование личности подростка при его взаимоотношении со взрослыми 1

6.5 Формирование личности подростка при взаимоотношении со сверстниками 1

6.6 Формирование личности подростка со сверстниками противоположного пола 1

6.7 Взаимоотношение подростка и общества. Ответственность несовершеннолетних 1

7 Первая медицинская помощь и правила ее оказания (практические занятия) 4

7.1 Общие правила оказания первой медицинской помощи 1

7.2 Оказание первой медицинской помощи при наружном кровотечении 1

7.3 Оказание первой медицинской помощи при ушибах и переломах 1

7.4 Общие правила транспортировки пострадавшего 1

Всего часов 35

Поурочное планирование учебной программы ОБЖ

(8 класс)

№ раздела, темы и урока Наименование раздела, темы и урока Количество часов

Раздел Тема

І Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни 11

1 Пожарная безопасность 3

1.1 Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия 1

1.2 Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения 1

1.3 Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожаре 1

2 Безопасность на дорогах 3

2.1 Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизм людей 1

2.2 Организация дорожного движения. Обязанности пешеходов и пассажиров 1

2.3 Водитель, формирование качеств безопасного водителя 1

3 Безопасность на водоемах 3

3.1 Безопасное поведение на водоемах в различных условиях 1

3.2 Безопасный отдых у воды 1

3.3 Оказание помощи терпящим бедствие на воде 1

4 Экология и безопасность 2

4.1 Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека 1

4.2 Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке 1

ІІ Чрезвычайные ситуации техногенного характера и безопасность населения 12

5 Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия 9

5.1 Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера 1

5.2 Аварии на радиационно-опасных объектах и их возможные последствия 1

5.3 Обеспечение радиационной безопасности населения 1

5.4 Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия 1

5.5 Обеспечение химической защиты населения 1

5.6 Пожары на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия 1

5.7 Обеспечение защиты населения от последствий аварии на взрывопожароопасных объектах 1

5.8 Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия 1

5.9 Обеспечение защиты населения от аварий на гидротехнических сооружениях 1

6 Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера 3

6.1 Оповещение о чрезвычайных ситуациях техногенного характера 1

6.2 Эвакуация населения 1

6.3 Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера 1

ІІІ Основы медицинских знаний и здорового образа жизни 12

7 Основы здорового образа жизни 8

7.1 Общие понятия о здоровье как основной ценности человека 1

7.2 Индивидуальное здоровье, его физическая, духовная и социальная сущность 1

7.3 Репродуктивное здоровье – составная часть здоровья человека и общества 1

7.4 Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества 1

7.5 Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний 1

7.6 Вредные привычки и их влияние на здоровье 1

7.7 Профилактика вредных привычек 1

7.8 Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности 1

8 Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи 1

8.1 Первая медицинская помощь пострадавшим и ее значение (практические занятия) 1

8.2 Первая медицинская помощь при отравлении АХОВ (практические занятия) 1

8.3 Первая медицинская помощь при травмах (практические занятия) 1

8.4 Первая медицинская помощь при утоплении (практические занятия) 1

Всего часов 35

Рабочая программа

(базовый уровень)

по предмету: «Основы безопасности жизнедеятельности»

класс: 9

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее – ОБЖ) для 9 класса (далее – Рабочая программа) составлена на основе авторской образовательной программы под общей редакцией А.Т. Смирнова (программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А.Т. Смирнов, Б.О.Хренников, М.В. Маслов //Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-11 классы /под общей редакцией А.Т. Смирнова. - М.: Просвещение, 2011).

Преподавание предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» реализуется в общеобразовательном учреждении в объеме 1 часа в неделю , 34 часа в год.

Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий: школьный учебник для 9 класса «Основы безопасности жизнедеятельности» (Смирнов А.Т. Хренников Б.О. под редакцией Смирнова А.Т. Москва. Издательство «Просвещение», 2008 г.), включённый в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011/2012 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. № 2080, и методическое пособие для учителя (Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 классы. Поурочные разработки. М. Просвещение, 2010 г.).

Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные региональным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по ОБЖ и авторской программой учебного курса.

В связи с уменьшением обучения в 9-х классах до 34 учебных недель были внесены изменения в авторскую образовательную программу под общей редакцией А.Т. Смирнова (программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-9 классов общеобразовательных учреждений). Так темы занятий 9.1 и 9.2, согласно авторской программы, были объединены в тему 9.1 «Ранние половые связи и их последствия. Инфекции, передаваемые половым путем». На изучение данной темы отводится 1 час.

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначен для воспитания личности безопасного типа, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы, разумно сочетая личные интересы с интересами общества.

Цели и задачи программы обучения:

Задачи:

1.Формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения фактора риска в деятельности человека и общества;

2. Выработка умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им;

3. Формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей.

Цели:

1. Освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях (ЧС) природного, техногенного и социального характера; их влиянии на безопасность личности, общества и государства; о здоровье человека и здоровом образе жизни (ЗОЖ), об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях.

2. Развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Воспитание ценностного отношения к человеческой жизни, личному и общественному здоровью.

3. Развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в ЧС; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности в соблюдении ЗОЖ.

4. Овладение умениями оценивать возникающие ситуации, опасные для жизни и здоровья; умело действовать в ЧС; оказывать ПМП пострадавшим.

5. Развивать умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников.

Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций в области безопасности жизнедеятельности.

Формы занятий, используемые при обучении:

- учебные и учебно-тренировочные занятия с элементами моделирования опасных и экстремальных ситуаций;

- подготовка индивидуальных рефератов;

- индивидуальные консультации;

- практические занятия;

- внеклассная и внешкольная работа (участие во Всероссийской олимпиаде по ОБЖ, мероприятиях и соревнованиях в рамках детско-юношеского движения «Безопасное колесо» и пожарно-прикладным видам соревнований, проведение Дня защиты детей, различных эстафет и викторин по ОБЖ, встречи с ветеранами войны и труда, работниками военкомата и правоохранительных органов, органов ГОЧС, ГИБДД, медицины и др.).

Требования к уровню подготовки учащихся

Изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» направлено на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать.

Учащийся должен:

знать:

• основные составляющие здорового образа жизни, обеспечивающие духовное, физическое и социальное благополучие; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и способы их профилактики;

• потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;

• организацию защиты населения от ЧС природного, техногенного и социального характера, права и обязанности граждан в области безопасности жизнедеятельности;

• приемы и правила оказания первой медицинской помощи;

уметь:

• предвидеть опасные ситуации по их характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечивая личную безопасность;

• действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;

• соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;

• оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;

• соблюдать правила личной безопасности в криминогенных ситуациях и в местах скопления большого количества людей;

• действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• выработки потребности в соблюдении норм ЗОЖ, невосприимчивости к вредным привычкам;

• обеспечения личной безопасности в различных опасных и ЧС;

• соблюдения мер предосторожности на улицах, дорогах и правил безопасного поведения в общественном транспорте;

• безопасного пользования бытовыми приборами, инструментами и препаратами бытовой химии в повседневной жизни;

• проявления бдительности и безопасного поведения при угрозе террористического акта или при захвате в качестве заложника;

• оказания первой медицинской помощи пострадавшим в различных опасных или бытовых ситуациях;

• обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.

Распределение времени по разделам и темам программы

№ модуля, раздела,

темы Наименование модуля, раздела, темы Количество

часов

М - I Основы безопасности личности, общества и государства 24

Р - I Основы комплексной безопасности 12

Тема 1 Национальная безопасность России в современном мире 4

Тема 2 Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера и национальная безопасность России 3

Тема 3 Современный комплекс проблем безопасности социального характера и национальная безопасность России 3

Тема 4 Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта 2

Р - II Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций 12

Тема 5 Организационные основы по защите населения страны от ЧС мирного и военного времени 3

Тема 6 Основные мероприятия, проводимые в РФ, по защите населения от ЧС мирного и военного времени 5

Тема 7 Организация борьбы с терроризмом и наркобизнесом в Российской Федерации 4

M - II Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. 10

Р - III Основы здорового образа жизни 8

Тема 8 Основы здорового образа жизни 3

Тема 9 Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье 2

Тема 10 Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья 3

Р- IV Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи 2

Тема 11 Оказание первой медицинской помощи 2

Всего часов: 34

Календарно-тематическое планирование

№ раздела

темы, урока Наименование раздела, темы, урока Коли-чество

часов Плановые сроки проведения Домашнее

задание

9

М - I Основы безопасности личности, общества и государства 24

Р - I Основы комплексной безопасности 12

Тема 1 Национальная безопасность России в современном мире 4

1.1 Россия в мировом сообществе 1 1.1

1.2 Национальные интересы России в современном мире 1 1.2

1.3 Основные угрозы национальным интересам и безопасности России 1 1.3

1.4 Формирование современного уровня культуры населения в области безопасности жизнедеятельности 1 1.4

Тема 2 Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера и национальная безопасность России 3

2.1 Опасные и чрезвычайные ситуации: классификация, общие понятия и определения 1 2.1

2.2 Чрезвычайные ситуации природного характера, их причины и последствия 1 2.2

2.3 Чрезвычайные ситуации техногенного характера, их причины и последствия 1 2.3

Тема 3 Современный комплекс проблем безопасности социального характера и национальная безопасность России 3

3.1 Военная угроза национальной безопасности России 1 3.1

3.2 Международный терроризм – угроза национальной безопасности России 1 3.2

3.3 Наркотизм и национальная безопасность России 1 6.5

Тема 4 Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта 2

4.1 Виды террористических актов, их цели и способы осуществления 1 6.1

4.2 Правила поведения при угрозе террористического акта 1 6.4

Р - II Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций 12

Тема 5 Организационные основы по защите населения страны от ЧС мирного и военного времени 3

5.1 Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) 1 4.1

5.2 Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны 1 4.2

5.3 МЧС России – федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от ЧС 1 4.3

Тема 6 Основные мероприятия, проводимые в РФ, по защите населения от ЧС мирного и военного времени 5

6.1 Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций 1 5.1

6.2 Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций 1 5.2

6.3 Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Единый сигнал оповещения “ВНИМАНИЕ ВСЕМ” 1 5.3

6.4 Эвакуация населения. Способы и средства эвакуации населения в мирное и военное время 1 5.4

6.5 Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения 1 5.5

Тема 7 Организация борьбы с терроризмом и наркобизнесом в Российской Федерации 4 6.1

7.1 Законодательная и нормативно-правовая база по организации борьбы с терроризмом 1 6.2

7.2 Система борьбы с терроризмом 1 6.3

7.3 Государственная политика противодействия наркотизму 1 6.5

7.4 Профилактика наркомании 1 6.6

M - II Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. 10

Р - III Основы здорового образа жизни 8

Тема 8 Основы здорового образа жизни 3

8.1 Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность 1 7.1

8.2 Здоровый образ жизни и его составляющие 1 7.2

8.3 Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России 1 7.3

Тема 9 Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье 2

9.1 Ранние половые связи и их последствия. Инфекции, передаваемые половым путем 1 8.1

9.2 Понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДе 1 8.2

Тема 10 Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья 3

10.1 Брак и семья 1 9.1

10.2 Семья и здоровый образ жизни человека 1 9.2

10.3 Основы семейного права в Российской Федерации 1 9.3

Р- IV Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи 2

Тема 11 Оказание первой медицинской помощи 2

11.1 Первая медицинская помощь при передозировке в приеме психоактивных веществ и приеме лекарств 1 10.2

11.2 Первая медицинская помощь при пострадавшим в ДТП

(практическое занятие) 1 10.1

Всего часов: 34

Содержание программы

Тема 1. Национальная безопасность России в современном мире

Россия в мировом сообществе. Страны и организации в совре¬менном мире, с которыми Россия успешно сотрудничает. Значение для России сотрудничества со странами СНГ. Роль молодого поколе¬ния России в развитии нашей страны.

Национальные интересы России в современном мире и их содер¬жание. Степень влияния каждого человека на национальную безопас¬ность России.

Основные угрозы национальным интересам России, влияние определенного поведения каждого человека на национальную безо¬пасность России.

Значение формирования общей культуры населения в области безопасности жизнедеятельности для обеспечения национальной бе¬зопасности России.

Тема 2. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного ха¬рактера и национальная безопасность России

Опасные и чрезвычайные ситуации, общие понятия и определения. Классификация чрезвычайных ситуаций, основные причины увеличения их числа. Масштабы и последствия чрезвычайных ситуа¬ций для жизнедеятельности человека.

Чрезвычайные ситуации природного характера, их причины и по¬следствия.

Чрезвычайные ситуации техногенного характера, их причины и последствия.

Тема 3. Современный комплекс проблем безопасности социально¬го характера и национальная безопасность России

Военные угрозы национальной безопасности России. Внешние и внутренние угрозы национальной безопасности России. Роль Во¬оруженных Сил России в обеспечении национальной безопасности страны.

Тема 4. Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта

Виды террористических актов, их цели и способы осуществления. Правила поведения при угрозе террористического акта.

Международный терроризм — угроза национальной безопасности России.

Наркобизнес как разновидность проявления международного терроризма.

Тема 5. Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Основные задачи, решаемые РСЧС по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Гражданская оборона как составная часть национальной безопас¬ности и обороноспособности страны. Основные факторы, определя¬ющие развитие гражданской обороны в настоящее время.

МЧС России — федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Роль МЧС Рос¬сии в формировании культуры в области безопасности жизнедеятель¬ности населения страны.

Тема 6. Основные мероприятия, проводимые в Российской Феде¬рации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Основ¬ное предназначение проведения системы мониторинга и прогнозиро¬вания чрезвычайных ситуаций.

Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Централизо¬ванная система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях; единая дежурно-диспетчерская служба на базе телефона 01. Созда¬ние локальных и автоматизированных систем оповещения.

Эвакуация населения. Классификация мероприятий по эвакуации населения из зон чрезвычайных ситуаций. Экстренная эвакуация; рас¬средоточение персонала объектов экономики из категорированных го¬родов Заблаговременные мероприятия, проводимые человеком при подготовке к эвакуации.

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах по¬ражения.

Тема 7. Организация борьбы с терроризмом и наркобизнесом в РФ

Виды террористических акций, их цели и способы осуществления.

Подразделение терроризма по видам в зависимости от целей, ко¬торые преследуют преступники. Международный терроризм и его основные особенности.

Законодательная и нормативно-правовая база по организации борьбы с терроризмом. Основные органы федеральной исполнитель¬ной власти, непосредственно осуществляющие борьбу с террориз¬мом. Основные задачи гражданской обороны по защите населения от террористических актов.

Система борьбы с терроризмом. Существующие в мировой прак¬тике формы борьбы с терроризмом. Организация информирования населения о террористической акции. Уголовная ответственность, предусмотренная за участие в террористической деятельности. Правила поведения при угрозе террористического акта.

Государственная политика противодействия распространению наркомании. Основные меры, принимаемые в России для борьбы с наркоманией. Наказания, предусмотренные Уголовным кодексом РФ, за сбыт наркотических средств и за склонение к потреблению наркотических средств. Профилактика наркомании.

Тема 8. Основы здорового образа жизни

Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная цен¬ность. Определение, данное здоровью в Уставе Всемирной организа¬ции здравоохранения (ВОЗ). Основные факторы, оказывающие суще¬ственное влияние на здоровье человека. Взаимосвязь, существующая между духовной, физической и социальной составляющими здоровья человека.

Здоровый образ жизни и его составляющие. Роль здорового обра¬за жизни в формировании у человека общей культуры в области безо¬пасности жизнедеятельности.

Репродуктивное здоровье населения и национальная безопас¬ность России.

Тема 9. Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье.

Ранние половые связи и их последствия.

Инфекции, передаваемые половым путем. Понятия о ВИЧ-инфекции и СПИДе.

Тема 10. Правовые основы сохранения и укрепления репродуктив¬ного здоровья

Брак и семья Роль семьи в воспроизводстве населения страны. Основные функции семьи Влияние культуры общения мужчины и женщины на создание благополучной семьи

Семья и здоровый образ жизни человека. Роль семьи в формиро¬вании здорового образа жизни. Основные положения Семейного кодекса РФ.

Тема 11. Основы первой меди¬цинской помощи

Первая медицинская помощь при массовых поражениях.

Первая медицинская помощь при передозировке при приеме психоактивных веществ.

Формы и средства контроля

Преобладающей формой текущего контроля выступает устный опрос (собеседование) и периодически - письменный (самостоятельные работы или контрольное тестирование).

Знания и умения учащихся оцениваются на основании устных ответов (выступлений), а также практической деятельности, учитывая их соответствие требованиям программы обучения, по пятибалльной системе оценивания.

1. Оценку «5» получает учащийся, чей устный ответ (выступление),практическая деятельность или их результат соответствуют в полной мере требованиям программы обучения. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «5» получает учащийся, набравший 90 – 100% от максимально возможного количества баллов.

2. Оценку «4» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), практическая деятельность или их результат в общем соответствуют требованиям программы обучения, но недостаточно полные или имеются мелкие ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «4» получает учащийся, набравший 70 – 89% от максимально возможного количества баллов.

3. Оценку «3» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), практическая деятельность или их результат соответствуют требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «3» получает учащийся, набравший 45 - 69% от максимально возможного количества баллов.

4. Оценку «2» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), практическая деятельность или их результат частично соответствуют требованиям программы обучения, но имеются существенные недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «2» получает учащийся, набравший менее 44% от максимально возможного количества баллов.

Темы для контрольного тестирования:

1. Опасные и чрезвычайные ситуации, общие понятия и определения, их классификация.

2. Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и во¬енного времени.

3. Основные мероприятия, проводимые в РФ, по защите населения от ЧС мирного и военного времени.

4. Основы государственной политики по организации борьбы с терроризмом и наркобизнесом.

5. Факторы, разрушающие репродуктивное здоро¬вье.

6. Основы семейного права в Российской Федера¬ции.

Темы практических работ:

1. Расчеты по эвакуации населения из зон поражения.

Темы самостоятельных работ:

1. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера. Причины возникновения, их последствия и способы защиты населения.

2. Здоровый образ жизни и его составляющие.

Контрольные тесты:

ВАРИАНТ 1

1. Что такое авария?

2. Перечисли все ЧС природного характера.

3. Как классифицируется местная ЧС по масштабам?

ВАРИАНТ 2

1. Что такое катастрофа?

2. Перечисли все ЧС техногенного характера?

3. Как классифицируется местная ЧС по тяжести последствий?

ВАРИАНТ 3

1. Что такое чрезвычайная ситуация?

2. Перечисли все ЧС социального характера.

3. Перечисли классификацию ЧС по масштабам и тяжести последствий.

ВАРИАНТ 1

1. Назови основной законодательный документ, определяющий защиту населения от ЧС.

2. Перечисли все подсистемы РСЧС.

3. Перечисли основные задачи ГО.

ВАРИАНТ 2

1. Для чего предназначена РСЧС?

2. Что входит в состав сил ГО?

3. Перечисли обязанности граждан РФ в области защиты от ЧС.

ВАРИАНТ 3

1. Что входит в состав сил РСЧС?

2. Что представляет ГО?

3. Перечисли основные задачи РСЧС.

ВАРИАНТ 1

1. Дайте определение Эвакуации населения.

2. Перечисли действия, выполняемые по сигналу «Внимание всем!».

ВАРИАНТ 2

1. Дайте определение Оповещению населения.

2. Перечисли действия, выполняемые при эвакуации.

ВАРИАНТ 3

1. Дайте определение аварийно-спасательных работ.

2. Перечисли действия, выполняемые при сигнале «Химическая тревога!».

ВАРИАНТ 1

1. Дайте определение терроризму.

2. Перечисли принципы борьбы с терроризмом.

3. Вы обнаружили подозрительный предмет, который может оказаться самодельным взрывным устройством. Ваши действия?

ВАРИАНТ 2

1. Какие мероприятия осуществляются в системе борьбы с терроризмом?

2. Что относится к террористической деятельности?

3. Вы попали в перестрелку на улице. Ваши действия?

ВАРИАНТ 3

1. Как классифицируется терроризм по преследуемым целям?

2. Перечисли все способы осуществления теракта?

3. Вы оказались в заложниках. Ваши действия?

ВАРИАНТ 4

1. Перечисли законодательные документы РФ, определяющие борьбу с терроризмом.

2. Перечисли структуры и ведомства, осуществляющие борьбу с терроризмом в России.

3. Вы заложник, началась операция по освобождению. Ваши действия?

Перечень учебно-методических средств обучения

Основная литература

Школьный учебник для 9 класса «Основы безопасности жизнедеятельности» (Смирнов А.Т. Хренников Б.О. под общей редакцией Смирнова А.Т. Москва. Издательство «Просвещение», 2011 г.).

Дополнительная литература

УМК под редакцией А.Т. Смирнова дополняют методические и справочные издания издательства «Просвещение»:

Смирнов А.Т., Хренников Б.О. и др. Основы безопасности жизнедеятельности. Справочник для учащихся. 5-11 кл.

Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 классы. Поурочные Смирнов А.Т., Хренников Б.О. разработки. Пособие для учителей и методистов.

Дурнев Р.А. Формирование основ культуры безопасности жизнедеятельности учащихся. 5-11 классы: Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2008. - 156 с.

Евлахов В.М. Методика проведения занятий в общеобразовательных учреждениях: Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2009. - 272 с. - (Библиотека учителя).

Евлахов В.М. Раздаточные материалы по основам безопасности жизнедеятельности. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2006. - 112 с.

«Безопасность дорожного движения» для основной школы (под общей редакцией Смирнова А.Т.), который дополняет учебно-методический комплект «Основы безопасности жизнедеятельности».

Латчук В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. Терроризм и безопасность человека. 5-11 классы: Учебно-методическое пособие. - 3-е изд., стер. - М.: Дрофа, 2006. - 76 с. - (библиотека учителя).

Латчук В.Н. Правильные ответы на вопросы учебника С.Н. Вангородского, М.И. Кузнецова, В.Н. Латчука и др. «Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс». - М.: Дрофа, 2007. - 170 с. - (Готовые домашние задания).

Латчук В.Н. Правильные ответы на вопросы учебника С.Н. Вангородского, М.И. Кузнецова, В.Н. Латчука и др. «Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс». - М.: Дрофа, 2007. - 160 с. - (Готовые домашние задания).

Легкобытов А.В. Основы психологической безопасности личности. 5-11 классы: Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2009. - 158 с. - (Библиотека учителя).

Мастрюков Б.С. Безопасность в чрезвычайных ситуациях: Учебник для студентов вузов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд. центр «Академия», 2006. - 336 с.

Мастрюков Б.С. Безопасность в чрезвычайных ситуациях: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 336 с. - (Высшее профессиональное образование).

УМК «Безопасность дорожного движения»:

Рыбин А.Л., Маслов М.В. Под ред. Смирнова А.Т. Обучение правилам дорожного движения. Методическое пособие. 5-9 кл.

Рыбин А.Л., Маслов М.В. Под. ред. Смирнова А.Т. Дорожное движение. Безопасность пешеходов, пассажиров, водителей. 5-9 классы. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.

Рыбин А.Л., Хренников Б.О., Маслов М.В. Безопасность дорожного движения. 5-9 классы. Учебно-наглядное пособие для учащихся. В 2 частях. Часть первая. (12 плакатов). Часть вторая. (12 плакатов).

Настольная книга учителя основ безопасности жизнедеятельности/Сост. Б.И. Мишин. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2008.

Игровые занятия в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности». А.А. Михайлов. 5 – 9 кл. – М.: Дрофа, 2009.

Основы безопасности жизнедеятельности. Терроризм и безопасность человека. 5 – 11 кл.: учебно-методическое пособие/ В.Н. Латчук, С.К. Миронов. - М.: Дрофа, 2009.

Основы безопасности жизнедеятельности. Защита от чрезвычайных ситуаций: энциклопедический справочник. 5 – 11 классы/ В.А. Акимов, Р.А. Дурнев, С.К. Миронов.- М.: Дрофа, 2008.-285.

Соловьев С.С. Основы безопасности жизнедеятельности. Алкоголь, табак и наркотики – главные враги здоровья человека. 5-11 кл.: учебно-методическое пособие / С.С. Соловьев. 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006.

Справочник классного руководителя: внеклассная работа в школе по изучению Правил дорожного движения / авт.-сост. В.Е. Амелина. – М.: Глобус, 2006.

Оборудование и приборы

1. Плакат «Действия при стихийных бедствиях».

2. Плакат «Действия при техногенных авариях».

3. Плакат «Средства и способы защиты в зоне поражения».

4. Комплект плакатов «Угрозы терроризма».

5. Комплект плакатов «Оказание первой медицинской помощи».

6. Аптечка первой медицинской помощи, шина, резиновый жгут, бинты.

7. Персональный компьютер.

8. Мультимедийный проектор, настенный экран.

Сайты, используемые при подготовке и проведении занятий

Название сайта Электронный адрес

Совет безопасности РФ http://www.scrf.gov.ru

Министерство внутренних дел РФ http://www.mvd.ru

МЧС России http://www.emercom.gov.ru

Министерство здравоохранения и соцразвития РФ http://www.minzdrav-rf.ru

Министерство обороны РФ http://www.mil.ru

Министерство образования и науки РФ http://mon.gov.ru/

Министерство природных ресурсов РФ http://www.mnr.gov.ru

Федеральная служба железнодорожных войск РФ http://www.fsgv.ru

Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды http://www.mecom.ru/roshydro/pub/rus/index.htm

Федеральная пограничная служба http://www.fps.gov.ru

Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности http://www.gan.ru

Русский образовательный портал http://www.gov.ed.ru

Академия повышения квалификации работников образования http://www.apkro.ru

Федеральный российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru

Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru

Портал компании «Кирилл и Мефодий» http://www.km.ru

Образовательный портал «Учеба» http://www.uroki.ru

Журнал «Курьер образования» http://www.courier.com.ru

Журнал «Вестник образования» http://www.vestnik.edu.ru

Издательский дом «Профкнига» http://www.profkniga.ru

Издательский дом «1 сентября» http://www.1september.ru

Издательский дом «Армпресс» http://www.armpress.info

Фестиваль педагогический идей «Открытый урок» (издательский дом «1 сентября») http://festival.1september.ru

Энциклопедия безопасности http://www.opasno.net

Личная безопасность http://personal-safety.redut-7.ru

Образовательные ресурсы Интернета-Безопасность жизнедеятельности http://www.alleng.ru

«Мой компас» (безопасность ребёнка)

http://moikompas.ru/compas/bezopasnost_det

Информационно-методическое издание для преподавателей ОБЖ-МЧС России http://www.school-obz.org/topics/bzd/bzd.html

Эконавт-CATALOG (электронный каталог интернет ресурсов по Охране трудa, Безопасности дорожного движения, Безопасности жизнедеятельности) http://www.econavt-catalog.ru

Портал Всероссийской олимпиады школьников http://rusolymp.ru/

Образовательные ресурсы Интернета – Безопасность жизнедеятельности http://www.alleng.ru/edu/saf.htm

Безопасность. Образование. Человек. Информационный портал ОБЖ и БЖД: Всё о безопасности жизнедеятельности http://www.bezopasnost.edu66.ru

Безопасность и выживание в экстремальных ситуациях http:// www.hardtime.ru


Архив
наши успехи
    Поздравляем Качнова Андрея обучающегося 6 "А" класса, занявшего 3-е место в соренованиях по 4-борью детского легкоатлетического клуба "Шипоска Юных"

    Поздравляем хореографический коллектив "Созвездие" (руководитель Пурвян А.И.) дипломанта II степени смотра-конкурса хореографических коллективов "Мы дарим танцы, свой талант тебе, любимый город!", посвящённого 850 - летию города Великие Луки.

    Поздравляем Левченко Светлану, учащуюся 10 класса за участие во всероссийской гуманитарной олимпиаде "Умники и умницы" в городе Псков

    Поздравляем!!! Ермакова Юрия, обучающегося 10 класса, за участие в муниципальной конференции исследовательских работ обучающихся.

    Поздравляем! Стародубцеву Евгению, обучающуюся 10 класса, занявшую III место в муниципальной конференции исследовательских работ обучающихся.

    Поздравляем!!! Левченко Светлану, обучающегося 10 класса, занявшую II место в муниципальной конференции исследовательских работ обучающихся.

    Поздравляем учащихся 6 "А" класса за участие в заочном этапе в городской краеведческой КВН-викторине "Равняйся на сильных, равняйся на смелых"

Идея - Шулаев А.А.(ААШ) дизайн и программирование - рекламная группа "Арт М" Васильев В.В. (VVV), хостинг - ООО "Март-ТС"
При цитировании ссылка на ресурс обязательна.