2014 – 2015 учебный годПояснительная записка по Всеобщей истории
Согласно базисному плану на курс истории отводится 70 часов, из них 29 часа- Всеобщая история, 41 час- история России
В основе программы обучения всеобщей истории в 11 классе лежит программа курса и тематическое планирование к учебнику Н.В. Загладина «Всеобщая история. Конец XIX – начала XX века. 11 класс», авторы Н.В. Загладин, Х.Т. Загладина, М.: «Русское слово», 2010 год.
Цели и задачи курса:
Воспитание гражданственности, развитие мировоззренческих убеждений обучающихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин, существующих в современном мире;
Развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
Освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом развитии;
Овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
Формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
Учебно-тематический план
N Тема
Количество часов
1 Научно-технический прогресс и новый этап индустриального развития 1
2 Мир на рубеже XIX-XXвеков. Первая мировая война 3
3 Теория и практика общественного развития 1
4 Политическое развитие индустриальных стран 4
5 Мировое развитие и международные отношения в 1920-1940-е годы 4
6 Ускорение научно-технического прогресса и становление глобального информационного общества 1
7 Социальные и этнические процессы в информационном обществе 4
8 Международные отношения после Второй мировой войны 2
9 Североатлантическая цивилизация во второй половине ХХ- начале ХХI века 2
10 Страны Восточной Европы и государства СНГ 4
11 Страны Азии Африки и Латинской Америки: проблемы модернизации 1
12 Духовная жизнь и развитие мировой культуры в ХХ веке 1
13 Мировая цивилизация: новые проблемы на рубеже тысячелетий 1
Итого 29
Требования к уровню подготовки выпускников, обучающихся по данной программе.
Обучающиеся должны знать:
1. Основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность всемирной истории;
2. Периодизацию всемирной истории;
3. Современные версии и трактовки важнейших проблем всемирной истории;
4. Историческую обусловленность современных общественных процессов;
Обучающиеся должны уметь:
1. Проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
2. Критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
3. Анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
4. Различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
5. Устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
6. Участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, форму4лировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения:
7. Представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии.
Обучающиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
1. Определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
2. Применение навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
3. Соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
4. Осознание себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
График контроля за уровнем сформированности предметных навыков:
Критерии Форма Тема Сроки
Уровень знаний фактов
Знание исторических:
1. понятий (терминов);
2.событий, дат;
3.личностей. Проверочная работа
Мир на рубеже XIX-XX в.в. Первая мировая война
сентябрь
Тематическое планирование по всеобщей истории
2014 – 2015 учебный год
11 класс
70 часов, 2 часа в неделю ( из них всеобщая история – 29 часов)
Программа курса и тематическое планирование к учебнику « Всеобщая история конец XIX – начало XXI века» , 11 класс Н.В. Загладин, Х.Т. Загладина, М.: «Русское слово», 2010 год.
Учебник «Всеобщая история конец XIX – начало XXI века» 11 класс Н.В.Загладин, - М.: «Русское слово», 2010 год.
№ Тема урока Краткое содержание Умения, навыки Понятия учебник
Тема 1. Научно-технический прогресс и новый этап индустриального развития
1 Научно-технический прогресс:
основный направления Причины ускорения научно-технического развития в ХХ веке. Основные достижения второго технологического переворота.Появление монополий и их типы. Изменения в социальной структуре общества с наступлением индустриальной эпохи работа с таблицей. «Достижения научно- технического прогресса ХХ веке.»
Работа со схемой Основные этапы исторического развития Научно-технический прогресс, НТР, революция в естествознании. §1
Тема2. Мир на рубеже XIX-XX веков. Первая мировая война
2. Страны Западной Европы, Россия и Япония: опыт модернизации Модели и итоги модернизации конца ХIХ — начала ХХ века. Борьба великих держав за рынки, ресурсы и сферы влияния. Создание военно-политических союзов Характеристики ускоренного иорганичного развития стран Запада. Выявление особенностей, сравнение путей модернизации. Анализ таблицы удельного веса ведущих индустриальных стран в мировом промышленном производстве , работа со схемой «Страны первого и второго эшелонов модернизации» модернизация индустриализация ускоренное развитие мировой экономический кризис §2
табл
3. Обострение противоречий мирового развития в начале XXвв Колониальный раздел мира и колониальные империи. Влияние колониализма на развитие народов Азии и Африки. Антиколониальные движения в государствах Востока. Особенности развития стран Латинской Америки дискуссия о влиянии колониализма на развитие покоренных народов. Заполнение таблицы «Последствия колониализма» (положительные, отрицательные). Анализ документов.с картой. Сравнительные характеристики развития государств Азии и Латинской Америки колониализм колония метрополия доминион протекторат §3
4. Державное соперничество и первая мировая война Причины и характер войны в Европе. Превращение войны в мировую. Боевые действия в 1914—1917 годах и истощение воюющих стран. Революция 1917 года в Росси вступление в войну США. Капитуляция Германии и ее союзников Работа с картой и таблицей «соотношении сил на театрах Первой мировой войны». Анализ приведенных в тексте источников. дискуссия о характере и виновниках войны мировая война Антанта Центральный блок план Шлиффена Тест
Тема 3. Теория и практика общественного развития
5. Теория и практика общественного развития Изменения в социальной структуры общества. формы социальных отношений и их национальная специфика. Социал-демократическое движение, его ревизионистское и революционное течения. Создание Коминтерна и конфликт между коммунистами и социал-демократами в 1920-е-начале 1930-х годов .»Работа со схемой «Социальная структура рабочего класса и формы социальных отношений». Выявление причин раскола социал-демократического движения. Анализ документов. Заполнение таблицы «Фракции социал-демократии». социальные отношения революция реформа социал-демократия марксизм ревизионизм профсоюзы §6
Тема 4 Политическое развитие индустриальных стран
6.
Эволюция либеральной демократии демократизация общественно-политической жизни и рост активности гражданского общества в странах Запада в конце ХIХ — первой половине ХХ века. «Новый курс» Ф.Д. Рузвельта в США и рост масштабов вмешательства государства в экономику. Особенности политического развития Великобритании и Франции в 1920—1930-е годы работа с понятийным аппаратом работа с историческими документами либерализм Новый курс великая депрессия §7
табл
7.
8
9 Тоталитаризм как феномен ХХ века
Фашизм в Италии и Германии.
Советская модель тоталитаризма Идеология фашистских партий и установление фашистских режимов в Италии иГермании.Особенности внутренней политики гитлеровского режима. Завоевательная программа фашизма и холокост Подготовка сообщений, участие в дискуссии о современных концепциях тоталитаризма Тоталитаризм, авторитаризм, партократия , фашизм
§12
Тема 5. Мировое развитие и международные отношения в 1920-1940-е годы
10 Проблемы войны и мира в 1920-е годы. Конфликт между странами Антанты и Советской Россией. Лига Наций и создание Версальско-Вашингтонской системы Национально-освободительные движения в колониальных и зависимых странах Азии и Северной Африки в 1920—1930-е годы анализ исторического документа( устав лиги наций) Оценка Версальского мира и послевоенной колониальной политики стран Запада Версальско-Вашингтонская система колониализм пацифиз §14
11
12 На путях ко Второй мировой войне
От Европейской к Мировой войне: 1939-1941гг Очаги военной опасности в Азии и Европе. Теория и практика создания системы коллективной безопасности в Европе Политика ‚,Умиротворения агрессоров», Мюнхенское соглашение и советско-германский пакт о ненападении. Начальный этап Второй мировой войны (1939—1940) Работа с учебником, работа с таблицей «Агрессия Японии, Италии и Германии в 1931—1939 годах. самостоятельная оценка пакта о ненападении система коллективной безопасности, новый курс Коминтерна, политика‚,Умиротворения агрессоров», Мюнхенское соглашение блицкриг Странная война битва за Англию битва за Атлантику
13 Антифашистская коалиция и итоги Второй мировой войны Нападение Германии на СССР и создание антигитлеровской коалиции. Перелом в ходе войны. Открытие второго фронта. Разгром гитлеровской Германии и милитаристской Японии, Итоги Второй мировой войны и роль Советского Союза в победе над фашизмом Выделение этапов Второй мировой войны и основных театров военных действий характеристика военных действий участие в дискуссии роль СССР во второй мировой войне. Оценка современной западной историографии Антигитлеровская коалиция Отечественная война ООН презентации
Тема 6. Ускорение научно-технического прогресса и становление глобального информационного общества
14 Ускорение научно-технического прогресса и его последствия Технологии новой эпохи и развитие индустрии производства знаний. Возникновение ТНК и ТНБ и их роль в мировой экономике, Глобализация и ее социально-экономические последствия сообщения учащихся об основных направления научно-технического прогресса и его социальных последствиях оценка исторического процесса-глобализации НТР информационное общество глобализация транснациональная корпорация , §22
табл
Тема 7. Социальные и этнические процессы в информационном обществе
15
16
17
18 Наёмные работники: служащие и “средний класс”
Новые маргинальные слои
Буржуазия: современный облик
Этоносицальные проблемы в современном мире изменение структуры рабочего класса. Революция управляющих Средний класс Новые маргинальные слои Межэтнические проблемы
Доктрины мультикультурализма и политкорректности подготовка и участие в дискуссии о причинах и путях решения этнических проблем синие воротнички белые воротнички мультикультурализм политкорректность §24
§26
§27
§28,29
Тема 8.Международные отношения после Второй мировой войны
19 Начало «холодной войны» и формирование двухполюсного мира Причины и предпосылки холодной войны. Создание и развитие системы военно-политических блоков. Крушение колониальной системы: причины и последствия.Военно-политические конфликты холодной войны систематизация знаний через составление таблицы «формирование системы союзов» подготовка докладаСравнение политики СССР и США в Европе и Азии. холодная война НАТО Варшавский договор гонка вооружений Карибский кризис повт
20 Холодная война: от Берлинского до Карибского кризиса Обсуждение сути разрядки и, причин её срыва . Работа с таблицей. разрядка перестройка Хельсинское совещание ОБСЕ Новое политическое мышление §31-32
Тема 9.Североатлантическая цивилизация во второй половине ХХ- начале ХХI века
21 Период “партнёрства и соперничества” Становление смешанной экономики в конце 1940-х —1950-е годы. Создание социально ориентированной рыночной экономики в 1950—1960-е г.г. Кризис «общества благосостояния» , конец 1960-х — 1970-е годы, и его проявления выявления характерных черт исторического явления- формирования «общества благоденствия»и причин его кризиса. Оценка исторического явления. план Маршалла Социальное государство
общество всеобщего благоденствия Новые левыеШведская модель §33
22 Общество всеобщего благоденствия. Основные параметры.
Неоконсервативная революция 1980-х годов. Этапы развития и новый облик социал-демократии. США: от третьего пути. к социально ориентированному неоконсерватизму. Старые и новые массовые движения в странах Запада Этапы развития интеграционных процессов в Западной и Центральной Европе .Интеграция в Северной Америке Сравнение политики государства благоденствия и неоконсерватизма. Анализ документов. Составление учащимися таблицы «Массовые общественно-политические движения» Заполнение таблицы «Основные этапы западноевропейской интеграции». Неоконсервативная революция Рейганомика Социалистический интернационал Зелёные Интеграция Антиглобализм Атлантизм Европейское Сообщество Тест
Тема 10. Страны Восточной Европы и государства СНГ
23 Кризис модели развития: 1970-ые гг Переход стран Восточной Европы в орбиту влияния СССР. Первые кризисы в странах Восточной Европы. Углубление противоречий в восточноевропейских странах в начале 1980-х годов.Восточноевропейские страны после социализма. Кризис в Югославии выявление причинно-следственных связей (формирование и распад социалистического лагеря) сравнение развития стран западной и восточной Европы оценка исторических процессов Варшавский договор СЭВ народная демократия Венгерские события Пражская весна доктрина Брежнева социалистический лагерь «Солидарность» Тест
24
25
26 Неоконсерватическая революция 1980-х и её итоги
Социал-демократия и неолиберализм в 1990-ые
Восточная Европа во второй половине 20в Образование СНГ и проблемы интеграции на постсоветском пространстве.
Вооруженные конфликты в СНГ миротворческие усилия России. Особенности развития стран СНГ. Характер и причины цветных революций сравнение развития стран СНГ самостоятельный поиск информации подготовка и выступление с докладами оценка исторических процессов СНГ ЕврАзЭС ОДКБ Цветные революции §35
§36
38
Тема 11. Страны Азии Африки и Латинской Америки: проблемы модернизации
27 Страны Азии, Африки и Латинской Америки: проблемы модернизации Особенности послевоенного развития Индии, ее превращение в один из мировых центров силы. Исламские страны: общее и особенное Страны Центральной и Южной Африки: и обострение проблем развития Сравнение развития стран Азии Африки и Латинской Америки самостоятельный поиск информации подготовка и выступление с докладами характеристика и оценка исторических процессов неоколониальзм ИНК локальный конфликт фундаментализм Лига Арабских государств Организация Африканского единства ОПЕК диктаторский режим перонизм §43-44
Тема 12. Духовная жизнь и развитие мировой культуры в ХХ веке
28 Духовная жизнь и развитие мировой культуры
Культурная жизнь в первой половине ХХв.
Духовная жизнь после Второй мировой войны
работа с учебником поиск информации подготовка и выступление с докладами характеристика и оценка процессов развития современной культуры
творческие работы
Тема 13. Мировая цивилизация: новые проблемы на рубеже тысячелетий
29 Мировая цивилизация: новые проблемы на рубеже тысячилетия. Глобальные угрозы человечеству и поиски путей их преодоления. Международные организации и их роль в современном мире. Политика «глобального лидерства» США и ее последствия. Роль Российской Федерации в современном мире Характеристика глобальных проблем и глобализации и их оценка участие в дискуссии умение формулировать и аргументировать собственную точку зрения глобализм однополярный мир глобальное лидерство США Римский клуб Киотский протокол техногенные катастрофы Окинавская хартия §48-49
ЛИТЕРАТУРА
Основная:
1. Программа курса и тематическое планирование к учебнику
« Всеобщая история конец XIX – начало XXI века» , 11 класс Н.В. Загладин, Х.Т. Загладина, М.: «Русское слово», 2009
2. Учебник «Всеобщая история конец XIX – начало XXI века» 11 класс Н.В.Загладин, М. : «Русское слово», 2010
Дополнительная:
1. Загладин Н.В., Ермакова И.А. Всемирная история. XX век. 11 класс. Материалы для учителя. М.: «Русское слово», 2007 г
2. Кишенкова О.В. Тестовый контроль на уроках истории в 10-11 классах. М.: «Русское слово», 2009 г
3. Сороко-Цюпо А.О. «Всеобщая история. Новейшая история. 11 класс» М.: «Просвещение», 2010 г.