182100 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Гагарина д. 13, тел. (81153) 5-79-48, (81153) 3-40-70
МБОУ «Средняя школа № 17»
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ВЕЛИКИЕ ЛУКИ
     
19 ноября 2014

Рабочая программа

Данная рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г. и

следующих авторских программ :

Программы

1 Н.В.Загладин. Программа по всеобщей истории. С древнейших времен до конца ХIХ в. — М.:

Просвещение, 2010 г.

1. М. Л. Несмелова, В. И. Уколова, А. В. Ревякин Всеобщая история с древнейших времен до конца XIX века 10 класс Методические

рекомендации. Просвещение 2010 г.

2. С.И. Козленко. Методические рекомендации по использованию учебников Сахаров А.Н., Боханов А.Н. «История России с

древнейших времен до конца XIX в» ч. 1, 2. 10 класс Русское слово. 2010

Курс рассчитан на 2 часа в неделю (68 часов)

Цели курса:

Воспитание гражданственности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся

культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок.

Развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную

позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими

системами.

Освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во

всемирно-историческом процессе.

Овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации.

Формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической

обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к

дискуссионным проблемам прошлого и современности

В результате изучения истории ученик должен

знать/понимать

• основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей

истории;

• важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

• изученные виды исторических источников;

уметь

• соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий

отечественной и всеобщей истории;

• использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных

источников;

• показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических

событий;

• рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать

описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов

исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об

экскурсиях, рефератов;

• соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;

группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов,

выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и

следствия важнейших исторических событий;

• объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям

отечественной и мировой культуры;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

• высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;

• объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

• использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и

религиозной принадлежности.

Контролирующие элементы, заложенные в программе по Истории 10 класс.

I. Хронологические знания и умения:

1 Называть даты важнейших событий, хронологические рамки, периоды значительных событий и процессов;

2 Составлять хронологические и синхронистические таблицы;

3 Характеризовать периоды в развитии важнейших исторических процессов, масштабных событий;

II. Знание фактов:

1 Называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий.

III. Работа с источниками:

1 Читать историческую карту с опорой на легенду;

2 Использовать данные исторической карты для характеристики политического и экономического развития стран и регионов мира в

отдельные периоды истории;

3 Проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источников.

4 Высказывать суждения о назначении, ценности источника;

5 Характеризовать позиции, взгляды автора (составителя) источника;

6 Сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различие.

IV. Работа с терминами и понятиями:

1 Объяснять смысл, значение исторических терминов и понятий;

V. Работа с персоналиями:

1 Излагать оценки событий и личностей, приводимых в учебной литературе;

2 Аргументировать своё отношение к наиболее значительным личностям в истории.

Основное содержание (Всеобщая история)

РАЗДЕЛ I. ПЕРВОБЫТНОСТЬ

Тема 1. Предыстория

Понятия «предыстория человечества» и «первобытное общество».

Проблема происхождения человека. Расселение первобытного человека. Появление человека современного типа.

Взаимосвязь процессов антропогенеза и социогенеза. Первичные формы социального объединения. Присваивающее и производящее

хозяйства. Неолитическая революция.

РАЗДЕЛ II. ДРЕВНИЙ МИР

Тема 2. Древний Восток

Ближний Восток — колыбель древнейших цивилизаций.

Взаимодействие человека и природы в древних обществах. Цивилизации долин великих рек: Месопотамия, Древний Египет,

Древняя Индия, Древний Китай.

Восточная деспотия. Власть и общество, положение подданных. Доминирование традиции в жизни древневосточных обществ. Складывание

первых мировых империй.

Значение цивилизаций Древнего Востока и их культурного наследия для последующих эпох и мировой культуры.

Тема 3. Античность

Понятие «античность». Периодизация становления и развития античной цивилизации. Ареал ее распределения.

Часть 1. Древняя Греция

Древняя Греция — часть античной цивилизации. Периодизация ее истории.

Архаическая Греция. Власть и человек в архаической Греции. Место аристократии в обществах архаической Греции. Агональное начало в

культуре. Олимпийские игры.

Классический период истории Древней Греции. Греческий полис: типы и эволюция. Афины и Спарта. Греческая демократия. Формирование

гражданской системы ценностей. Классическое рабство. Человек в мире древнегреческих полисов.

Древнегреческое язычество.

Культура Древней Греции. Древнегреческая философия, знания о мире и человеке. Театр, архитектура. Значение политического и

культурного наследия Древней Греции для последующих эпох и мировой культуры.

Греческие полисы в международных отношениях Древнего мира.

Походы Александра Македонского, образование им мировой державы.

Часть 2. Древний Рим

Периодизация истории Древнего Рима. Римская цивилизация как часть античной цивилизации.

Ранний Рим. Патриции и плебеи.

Римская гражданская община и ранняя республика.

Пунические войны. Превращение Рима в мировую державу.

Переход от гражданской общины к мировой империи. Принципат как система власти и управления.

Возникновение и распространение христианства. Становление христианской церкви.

Кризис III века. Поздняя империя. Доминат. Власть и общество в Поздней империи. Колонат.

Разделение империи на Восточную и Западную.

Рим и варвары. Падение Западной Римской империи.

Римская цивилизация как основание будущей европейской цивилизации.

РАЗДЕЛ III. СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

Понятие «Средневековье» в современной исторической науке.

Хронологические рамки и основные типологические характеристики Средневековья для Запада и Востока.

Тема 4. Западноевропейское Средневековье

Периодизация западноевропейского Средневековья. Материальная культура западноевропейского Средневековья. Структура

средневекового общества. Феодальное землевладение и система власти, вассально-ленные отношения. Сословный характер общества.

Рыцарство, рыцарская культура.

Роль религии и церкви в Средние века. Разделение церквей. Католицизм и православие. Папство и светская власть.

Международные отношения в Средние века.

«Христианский мир» Средневековья как основание для формирования будущей европейской идентичности.

Средневековый город. Городская средневековая культура.

Средневековая сословная монархия как первая представительная политическая система в истории. Кризис XIV—XV вв.

Значение средневекового политического и культурного наследия для формирования «новой» Европы.

Тема 5. Византийское Средневековье

Начало византийской цивилизации. Византия — наследница античного мира. Хронологические рамки, периодизация, ареал византийской

цивилизации.

Восточное христианство. Власть и церковь в Византии.

Культура Византии. Византийская «картина мира». Эстетические идеалы, искусство, иконопись.

Влияние Византии на государственность и культуру Древней Руси и российскую цивилизацию.

Тема 6. Исламский мир в Средние века

Возникновение ислама. Мухаммед, его учение и деятельность.

Исламская мораль и право.

Арабский халифат.

Роль арабов как связующего звена между культурами античности и средневековой Европы.

Османская империя: этапы и основные типологические черты развития. Османская империя и Европа.

Тема 7. Индия в Средние века

Хронологические рамки и периодизация индийского Средневековья. Делийский султанат, образование империи Великих Моголов.

Касты и община.

Религия в средневековой Индии.

Тема 8. Китай и Япония в Средние века

Хронологические рамки и периодизация китайского Средневековья. Империи Суй и Тан. Власть и общество.

Китай в период правления монголов. Империя Мин. Административно-бюрократическая система.

Хронологические рамки и периодизация японского Средневековья. Становление государственности и сознания Ямато. Роль императора.

Правление сегунов Минамото и Асикага.

РАЗДЕЛ IV. ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА НА ПУТИ К НОВОМУ ВРЕМЕНИ

Новое время в современной исторической науке. Проблемы периодизации Нового времени. Начало развития современного мира.

Тема 9. Возрождение как культурно-историческая эпоха

Понятие «Возрождение». Отношение Возрождения к Средневековью. Италия — родина Возрождения. Возрождение античного наследия.

Гуманизм — идейная основа Возрождения. Идеал «универсального человека». Искусство Возрождения.

РАЗДЕЛ V. ЭКОНОМИКА И ОБЩЕСТВО

Тема 10. Возникновение мирового рынка

Предпосылки Великих географических открытий. Заинтересованность европейских стран в торговле с Востоком. Традиционные пути

мировой торговли. Роль посредников. Нехватка золота и серебра. Научно-технические предпосылки дальних морских путешествий. Роль

Португалии и Испании в истории Великих географических открытий. Открытие Америки. Христофор Колумб. Америго Веспуччи. Открытие

морского пути в Индию. Васко да Гама. Поиски испанцами Эльдорадо. Кругосветное плавание Магеллана. Крупнейшие открытия

мореплавателей и землепроходцев других стран в XVII — начале XIX в. Возникновение мирового рынка. Подъем мировой торговли.

Перемещение путей мировой торговли. Революция цен и ее последствия. Упадок феодальной системы хозяйства, а также средневековых

сословий. Монопольные акционерные компании. Товарные и фондовые биржи.

Тема 11. Общество и экономика «старого порядка»

«Старый порядок» в Европе. Структура сельскохозяйственного производства. Двупольная и трехпольная системы земледелия.

Общественные отношения в деревне. Огораживания в Великобритании. Ремесленное и мануфактурное производство.

Тема 12. Промышленная революция. Индустриальное общество

Начало и предпосылки промышленной революции в Великобритании. Технический переворот в промышленности. Революция в средствах

транспорта. Крупная машинная индустрия. Завершение промышленной революции.

Социальные последствия промышленной революции. Индустриальное общество. Социальный вопрос. Индустриализация. Подъем базовых

отраслей промышленности. Новая техническая революция.

РАЗДЕЛ VI. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА

Тема 13. Религия и церковь в начале Нового времени

Религиозные противоречия в Европе начала Нового времени. Положение католической церкви, критика в ее адрес. Выступление Лютера

против индульгенций. Учение о спасении верой. Лютеранство. Реформация в Германии. Протестанты. Кальвинизм. Учение Кальвина о

Божественном предопределении. Особенности Реформации в Англии. Англиканство.

Тема 14. Наука и общественно-политическая мысль

Научная революция XVII в. Экспериментальный метод познания. Философский рационализм. Значение трудов Ф. Бэкона, Р. Декарта,

И. Ньютона. Просвещение как общественное движение. Либерализм как течение общественной мысли и как политическое движение. Рождение

демократической идеологии и движения. Социалистическая мысль и коммунистическая идеология. Возникновение марксизма.

Тема 15. Художественная культура

Развитие художественной культуры в XVII—XIX вв. Художественные стили: классицизм, барокко, рококо. Искусство и литература

романтизма. Представители романтизма Э. Делакруа, В. Гюго, Дж. Байрон, Э. А. Гофман, Р. Вагнер.

РАЗДЕЛ VII. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Тема 16. Государство на Западе и Востоке

Образование единых централизованных государств в Европе. Западно-европейский абсолютизм. Просвещенный абсолютизм. Реформы в

Пруссии, монархии Габсбургов, Испании и Франции. Прусский король Фридрих II. Соправители монархии Габсбургов Мария Терезия и

император Иосиф II. Французский король Людовик XVI.

Тема 17. Политические революции XVII—XVIII вв.

Английская революция середины XVII в. Обострение религиозных и политических противоречий в Англии начала XVII в. Пуританизм и его

течения — пресвитериане и индепенденты. Первые короли из династии Стюартов и парламентская оппозиция. Созыв Долгого парламента.

Преобразования мирного периода революции. Упразднение монархии в Англии. Протекторат О. Кромвеля. Реставрация Стюартов.

«Славная революция» в Англии. Политика правительства Реставрации. Новая парламентская оппозиция. Закон «Хабеас корпус акт». Виги и

тори. Низложение короля Якова II. Переход короны к Вильгельму Оранскому. «Билль о правах».

Французская революция конца XVIII в. Общественные противоречия. Критика абсолютизма, сословных привилегий, сеньориального строя,

политики правительства и поведения королевского двора. Созыв Генеральных штатов. Взятие Бастилии. Законодательство Учредительного

собрания. Конституция 1791 г. Политические группировки роялистов, конституционалистов, жирондистов и монтаньяров. Якобинский клуб.

Деятельность Законодательного собрания. Начало войны Франции с иностранными государствами. Крушение монархии. Деятельность

Национального конвента. Приход якобинцев к власти. Установление якобинской диктатуры. Террор. Государственный переворот 9 термидора.

Политика Директории. Бонапартистский переворот 18—19 брюмера.

Тема 18. Становление либеральной демократии

Консульство и империя во Франции. Кодекс Наполеона. Первая парламентская реформа в Великобритании. Либеральные реформы 30-х гг.

во Франции, Испании и германских государствах. Начало борьбы за демократические преобразования в странах Европы и Америки.

Чартистское движение в Великобритании. Консервативные реформы. Британские консерваторы. Гражданская война в США и ее итоги.

Возникновение строя либеральной демократии в государствах Европы и Америки.

РАЗДЕЛ VIII. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Тема 19. Встреча миров

Активизация колониальной политики европейских государств в начале Нового времени. Цели колониальной политики. Крупнейшие

колониальные державы. Формы и методы колониальной политики. Европейская эмиграция. Завоз рабов в Америку из Африки. Соперничество

колониальных держав. Пиратство. Навигационный акт английского парламента. Европа и Османская империя. Возникновение Восточного

вопроса. Двойственное влияние колониализма на развитие народов Востока. Зарождение патриотического движения в Индии. Политика

«самоусиления» в Китае. «Реставрация Мэйдзи» в Японии. Танзимат в Османской империи.

Тема 20. Европейское равновесие XVII—XVIII вв.

Гегемония Габсбургов в Европе начала Нового времени. Стремление Франции прорвать «окружение» Габсбургов. Программа

«естественного рубежа» на востоке. Вестфальский мир, его условия и значение. Возникновение баланса сил в Европе. Крушение европейского

равновесия. Цели и значение революционных войн Франции.

Тема 21. Конфликты и противоречия XIX в.

Наполеоновские войны, их цели и характер со стороны Франции и ее противников. Созыв Венского конгресса. Противоречия его

участников. Основные положения Заключительного акта. Принципы и характерные черты Венской системы международных отношений.

Легитимизм. Причины крушения Венского порядка в Европе. Национальные войны. Объединение Германии и Италии. О. Бисмарк и К. Кавур.

Преобладание Германии в Европе. Союз трех императоров. Охлаждение отношений России с Германией и Австро-Венгрией. Создание

Тройственного союза. Сближение России с Францией. Образование русско-французского союза. Восстановление баланса сил в Европе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ОСНОВНЫЕ ИТОГИ ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ К КОНЦУ XIX В.

Карта мира к концу XIX в.

Преодоление замкнутости отдельных регионов мира. Первые шаги на пути к мировой цивилизации. Сохранение своеобразия и различий в

положении народов мира.

Итоги политического и экономического развития стран Запада: формирование либеральной демократии и рыночной экономики.

Колониальная зависимость стран Азии и Африки. Предпосылки их перехода к нормам и ценностям современного общества.

Пояснительная записка.

Тип программы: общеобразовательная

Данная программа адресована учащимся 10 класса

Программа составлена на основании:

1) Федерального компонента государственного СТАНДАРТа среднего (полного) общего образования на базовом уровне,

2) ПРОГРАММЫ общеобразовательных учреждений. ИСТОРИЯ. 6-11 классы. А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, А.Н.Сахаров, В.И. Буганов. История России с древнейших времён до конца XVII века. 10 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений: базовый и профильный уровень /Академический школьный учебник/- М.: «Просвещение», 2006-2010 гг.

3) «История России. С древнейших времён до конца XIX века. 10 класс». А.Н. Сахаров, В.И. Буганов. Москва: «Просвещение», 2008. 1 и 2 части.

Основная идея программы:

Историческое образование на ступени среднего (полного) общего образования способствует формированию систематизованных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта учащихся при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия. Ключевую роль играет развитие способности учащихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем. Тем самым, историческое образование приобретает особую роль в процессе самоидентификации подростка, осознания им себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества. Обеспечивается возможность критического восприятия учащимися окружающей социальной реальности, определения собственной позиции по отношению к различным явлениям общественной жизни, осознанного моделирования собственных действий в тех или иных ситуациях.

Развивающий потенциал системы исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования связан с переходом от изучения фактов к их осмыслению и сравнительно-историческому анализу, а на этой основе – к развитию исторического мышления учащихся. Особое значение придается развитию навыков поиска информации, работы с ее различными типами, объяснения и оценивания исторических фактов и явлений, определению учащимися собственного отношения к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории. Таким образом, критерий качества исторического образования в полной средней школе связан не с усвоением все большего количества информации и способностью воспроизводить изученный материал, а с овладением навыками анализа, объяснения, оценки исторических явлений, развитием их коммуникативной культуры учащихся.

Актуальность программы:

Особенностью курса истории, изучаемого на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне, является его общеобязательный статус, независимость от задач профилизации образования и организации довузовской подготовки учащихся. Изучение истории на базовом уровне направлено на более глубокое ознакомление учащихся с социокультурным опытом человечества, исторически сложившимися мировоззренческими системами, ролью России во всемирно-историческом процессе, формирование у учащихся способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира. Тем самым, базовый уровень можно рассматривать как инвариантный компонент исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования, связанный с приоритетными воспитательными задачами учебного процесса.

Образовательная область: обществознание.

Цели учебного предмета:

Изучение истории на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

1. воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных уста новок, идеологических доктрин;

2. развитие способности понимать историческую обусловленность

явлений и процессов современного мира, определять собственную

позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить

свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;

Задачи учебного предмета:

1. освоение систематизированных знаний об истории человечества,

формирование целостного представления о месте и роли России

во всемирно-историческом процессе;

2. овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;

3. формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

Цель изучения курса :

Освоение школьниками ключевых исторических понятий; ознакомление с основными религиозными системами; раскрытие особенностей социальной жизни, структуры общества России и мира с древнейших времен до конца XIX века; раскрытие специфики власти; раскрытие выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории с древнейших времен до конца XIX века; раскрытие значения политического и культурного наследия разных цивилизаций.

Задачи изучения курса :

-Приобретение знаний о важнейших событиях и процессах отечественной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;

-Овладение способами деятельностей, элементарными методами исторического познания, умениями работы с различными источниками исторической информации, применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе, участия в многокультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других стран и народов;

-Освоение компетенций в сфере отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, самостоятельной познавательной и коммуникативной деятельности, ориентации в широком круге исторических источников

Сроки реализации программы:

В соответствие с учебным планом школы на изучение учебного предмета «История России» выделяется 2 часа в неделю (70 часов в год).

Основные принципы отбора материала:

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития исторических процессов открывает возможность для ос¬мысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражда¬нина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствова¬ние этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на форми¬рование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбо¬ру, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышле¬ния и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нес¬тандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодей¬ствию с людьми.

Важную роль историческое образование играет в формировании и развитии общеучебных умений и навыков в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе умения передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловый анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план, тезисы конспекта. На уроках истории учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умениями вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимися могут использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбираться выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.).

Общая характеристика учебного процесса:

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Для исторического образования приоритетным можно считать развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.

Большую значимость на этой ступени исторического образования приобретает информационно-коммуникативная деятельность учащихся, в рамках которой развиваются умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделения основной информации от второстепенной, критического оценивания достоверности полученной информации, передачи содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно), перевода информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбора знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Учащиеся должны уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного), объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

С учетом специфики целей и содержания предвузовской подготовки существенно возрастают требования к рефлексивной деятельности учащихся, в том числе к объективному оцениванию своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, способности и готовности учитывать мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, понимать ценность образования как средства развития культуры личности. Историческое образование играет важную роль в формировании умения формулировать свои мировоззренческие взгляды, осознанно определять свою национальную, социальную, конфессиональную принадлежность, собственное отношение к явлениям современной жизни, свою гражданскую позицию.

Основные формы организации учебной деятельности:

Учитывая возрастные и психологические особенности учащихся 10 класса, на уроках будут использоваться разнообразные методы и приёмы:

- объяснительно-иллюстративный

- проблемный

- частично-поисковый

-наглядный

- беседа

-эвристический

- практический

-проектирование

Межпредметные связи в рамках Образовательной системы:

Реализация программы исторического образования базового уровня на ступени среднего (полного) общего образования предполагает определенную специфику межпредметных связей. «История» входит в состав предметов, определенных базисным учебным планом как обязательные. Тем самым, предполагается изучение курса истории учащимися, получающими углубленную подготовку в рамках самых различных профилей. С этой точки зрения, важно использовать резерв свободного учебного времени, установленный примерной программой, для привлечения дополнительного материала, сопряженного с тематикой того или иного конкретного профиля. Так, например, в рамках социально-экономического профиля в базовом курсе истории может быть акцентирована особая содержательная линия «История экономики», в рамках естественнонаучных профилей – особая содержательная линия «История науки и техники» и т.д. Кроме того, с учетом небольшого объема учебного времени, отведенного на изучение истории на базовом уровне, принципиально важны межпредметные связи с курсом обществоведения. Предполагается не только использование учащимися понятийного аппарата, усвоенного в рамках обществоведческого курса, но и тесная взаимосвязь обоих предметов в формировании и развитии умений и навыков, важных для познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной деятельности учащихся.

Предполагаемые результаты:

Учащиеся должны знать:

-основные факты, процессы и явления, характеризующее целостность и системность отечественной истории

-периодизацию отечественной истории

-современные версии и трактовки важнейших поблеем отечественной и всемирной истории

-особенности исторического пути России, её роль в мировом сообществе

Учащиеся должны уметь:

-проводить поиск исторической информации в источниках разного типа

-критически анализировать источник исторической информации

-анализировать историческую информацию в разных знаковых схемах

Система оценки достижений учащихся:

В качестве методов диагностики исследования уровня усвоения содержания и уровня сформированности умений, формируемых в рамках курса истории взяты общие (тестирование), традиционные (анкетирование, интервью) и специфические (творческое сочинение, познавательная задача, фиксированный устный ответ) методы. Общая структурная модель содержания методической диагностики выглядит следующим образом:

-входная диагностика;

-промежуточная диагностика;

-итоговая диагностика.

Инструментарий для оценивания результатов:

5 (ОТЛ.) Удачное использование правильной структуры ответа (введение -основная часть - заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить)

Выводы опираются не основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и её элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями. Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами. Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные; факты отделяются от мнений. Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; чётко и полно определяются, правильное и понятное описание. Умение переходить от частного к общему или от общего к частному; чёткая последовательность

4 (ХОР.) Использование структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов

Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются. Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами. Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируются; факты отделяются от мнений

Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются чётко, но не всегда полно; правильное и доступное описание. Частичные нарушения причинно-следственных связей; небольшие логические неточности

3 (УД.) Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или её определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя. Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются. Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу. Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними. Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда чётко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно. Причинно-следственные связи проводятся редко; много нарушений в последовательности

2 (НЕУД.) Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы. Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий. Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия

Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы

Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания. Не может провести причинно-следственные связи даже при наводящих вопросах, постоянные нарушения последовательности

Планирование составлено на основе:

1)Федерального компонента государственного СТАНДАРТа среднего (полного) общего образования на базовом уровне,

2)ПРОГРАММЫ общеобразовательных учреждений. ИСТОРИЯ. 6-11 классы. А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, А.Н.Сахаров, В.И. Буганов. История России с древнейших времён до конца XVII века. 10 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений: базовый и профильный уровень /Академический школьный учебник/- М.: «Просвещение», 2006-2010 гг.

Учебник «История России. С древнейших времён до конца XIX века. 10 класс». А.Н. Сахаров, В.И. Буганов. Москва: «Просвещение», 2008. 1 и 2 части.

Дополнительная литература: Поурочные разработки по истории России с древнейших времён до конца XIX века. Б.Н. Серов, А.Р. Ланго. 10 класс. – М.: ВАКО, 2010.

Содержание курса:

История России - часть всемирной истории .

Особенности становления и развития россиийской цивилизации. История России – часть всемирной истории. История и современность. Источники по истории Отечества.

Древняя Русь.

«Великое переселение народов» и его влияние на формирование праславянского этноса. Место славян среди индоевропейцев.

Восточнославянские племенные союзы и их соседи: балтийские, угро-финские и тюркоязычные племена.

Занятия, общественный строй и верования восточных славян. Усиление роли племенных вождей, имущественное расслоение.

Русь в IX- XVI вв..

Складывание государства у восточных славян: предпосылки, причины образования государства. Теории о происхождении государства у восточных славян.

Дань и подданство. Князья и их дружины. Торговый путь «из варяг в греки». Правление первых русских князей: Олег, Игорь, Ольга. Полюдье. Восстание древлян. Уроки и погосты.

Особенности правления князя Святослава. Главные направления внешней политики. Первая княжеская усобица.

Вечевые традиции. Категории зависимого населения на Руси: холопы, закупы, рядовичи, смерды. Развитие норм права на Руси. Ярослав Мудрый. «Русская Правда».

Принятие христианства: причины и значение. Культура Руси как один из факторов образования Древнерусского государства.

Политическая раздробленность на западе и востоке Европы. Общее и особенное. Причины и последствия политической децентрализации на Руси. Усобицы на Руси. Любечский съезд 1097 г. Владимир Мономах – стремление восстановить единство Руси. Усиление экономической и политической самостоятельности русских земель.

Крупнейшие княжества и земли Руси в XII- начале XIII вв.: особенности развития, политическое устройство (Галицко-Волынское княжество, Господин Великий Новгород, Северо-Восточная Русь). Монархии и республики. Княжеская власть и боярство. Православная церковь и идея единства Русской земли. «Слово о полку Игореве».

Культурное развитие русских земель и княжеств. Влияние внешних факторов на развитие русской культуры. Контакты с культурами Запада и Востока. Влияние Византии.

Образование Монгольской империи. Первые походы монголо-татар. Битва на Калке. Первый и второй поход Батыя на Русь. Причины завоевания Руси монголо-татарами. Орда и Русь. Причины установления монгольского ига и принципы управления Русью. Последствия монголо-татарского нашествия и ига. Экспасия с Запада. Борьба с крестоносцами: итоги и значение. Невская битва 1240 г. Ледовое побоище 1242 г. Александр Невский. Русские земли в составе Великого Литовского княжества.

Колонизация Северо-Восточной Руси6 причины подъема. Восстановление хозяйства русских земель: главные тенденции социально-экономического развития. Формы землевладения и категории населения. Борьба между Москвой и Тверью: причины возвышения Москвы. Иван Калита.

Политические, социальные, экономические и территориальные причины превращения Москвы в центр объединения русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва: итоги и значение. Сергий Радонежский. Поход Тохтамыша.

Правление Василия I. Феодальная война второй четверти XV в.: причины и итоги (Василий II Темный, Василий Косой, Дмитрий Шемяка). Начало распада Золотой Орды.

Культурное развитие русских земель и княжеств. Влияние внешних факторов на развитие культуры. Формирование русского, украинского и белорусского народов. Москва – центр развития культуры великорусской народности. Возрождение традиций храмового строительства. Расцвет древнерусской иконописи. Древнерусская литература.

Социально-экономическое и политическое развитие Великого Литовского княжества. Положение русских земель в составе Великого Литовского княжества. Грюнвальдская битва.

Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Особенности складывания централизованных государств в России и странах Запада. Стояние на реке Угре. Падение монголо-татарского ига. Иван III – «государь Всея Руси». Формирование органов центральной власти. Борьба «иосифлян» и «нестяжателей». Роль церкви в государственном строительстве. Теория «Москва – третий Рим».

Установление царской власти. Правление Елены Глинской. Иван Грозный. Реформы середины XVI в. Деятельность Избранной Рады. Создание органов сословно-представительной монархии.

Опричнина: суть, причины, цели и последствия. Основные направления внешней политики при Иване IV. Ливонская война. Установление крепостного права. Социально-экономическое развитие Руси при Иване Грозном. Учреждение патриаршества.

Основные тенденции развития культуры Руси в XV-XVI вв. Домострой. Переписка Ивана Грозного с князем Курбским.

Россия XVII в. Голодные годы и бунты (1601-1603 гг.). Первый самозванец. Личность Лжедмитрия I. Подъем народного движения. Восстание Болотникова (1606-1607). ЦАРЬ Шуйский второй самозванец. Польско-шведская интервенция. Полководец М.В. Скопин Шуйский.

Семибоярщина и договор с польским королем Сигизмундом. Продолжение гражданской войны. Первое ополчение. П. Ляпунов и его гибель. Второе ополчение. Минин и Пожарский. Освобождение Москвы. Борьба за русский трон и избрание Михаила Романова на царство. Столбовский мир и Деулинское перемирие. Окончание Смуты.

Рост населения в городах и селениях. Меры властей. Роль Земских соборов. Царь Михаил Романов и патриарх Филарет. Боярская Дума и приказы. Местное управление. Армия: зачатки регулярного строя. Первые шаги во внешней политике: Смоленская война 1632-1634 гг., восстановление «засек» на юге, «Азовское сидение». Причины неудач.

Появление мануфактур, наемного труда. Первые ростки буржуазных отношений. Типы «новых людей» - «капиталистов-купцов» (Шорины, Никитиниковы, Калмыковы и др.), промышленников из купцов и дворян. Господство старых отношений и представлений. Юридическое оформление крепостного права.

Церковный раскол: причины, суть и значение. Старообрядцы. Протопоп Аввакум. Патриарх Никон.

Московские восстания: Соляной бунт 1648 г. И Медный бунт 1662 г. Восстания в других районах страны. Крестьянская (гражданская) война во главе с Разиным. Личность Степана Разина.

Расширение территории государства в XVII в. Воссоединение Левобережной Украины и Киева с Россией. Войны с Речью Посполитой.

Влияние Смутного времени на развитие культуры. Начало векуляризации (обмирщения) культуры, национального самосознания. Повести и сказания о Смутном времени – герои и идеи. Сатирическая литература и воинские повести. Летописи. Архитектура, русское барокко. Научные знания. Быт русских людей.

Российская империя в XVIII в.

Перенос внешнеполитических усилий с юга на север., начало Северной войны. Нарвское поражение. Первые победы. Основание новых фабрик и заводов, создание регулярной армии и флота. Строительство городов и гаваней, каналов и судов. Рекрутские наборы и новые налоги. Гангутское сражение и другие победы на море. Ништадский мир. Итоги Северной войны. Россия и Европа. Расстановка сил. Каспийский поход Петра I.

Подготовка и начало преобразований: причины и значение. «Великое посольство» Петра I в Западную Европу. Социально-экономическое развитие в эпоху Петра I. Итоги правления Петра I, его место в истории России. Российская историография об эпохе Петра и её влияние на дальнейший ход истории страны.

Особенности первых десятилетий послепетровского развития. Развитие мануфактур. Отмена внутренних таможен. Подъем сельского хозяйства, торговли. Правление Екатерины I, Петра II, Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны. Борьба придворных группировок, роль иностранцев в эпоху дворцовых переворотов. Войны с Крымом, Турцией, Швецией. Миних и Ласси. Россия в Семилетней войне. Апраксин, Салтыков, Румфнцев и Суворов.

Дворцовый переворот в июне 1762 г. Воцарение Екатерины II. Фавориты и политика. Развитие хозяйства. Мануфактура. Капиталистический уклад. Либеральный курс. Уложенная комиссия 1767-1768 гг., «Наказ» Екатерины II. Русское просвещение.

Русско-турецкие войны. Румянцев и Суворов, Спиридов и Ушаков, Потемкин и др. Великие победы русского оружия. Война со Швецией. Победы на Балтийском море. Итальянский и Швейцарский походы Суворова.

Усиление гнета: налоги поборы, рекрутчина и крепостнические законы 1760-х гг. Восстания работных людей. Крестьянская война 1773-1775 гг. Емельян Пугачев и его сподвижники. Самозванцы до и после Пугачева.

Особенности российского Про¬свещения. Влияние просве¬тительской идеологии на раз¬витие русской литературы. Ос¬нование Акаде¬мии наук и Московского Университета. Эстетические принципы барокко, рококо и класси¬цизма в русской архитектуре, жи¬вописи, скульп¬туре XVIII в. Развитие музы¬кального искус¬ства. Возникнове¬ние профессио¬нального театра.

Россия в первой половине XIX в.

Попытки укрепления абсолютизма в первой полови¬не XIX в. Рефор¬мы системы го¬сударственного управления. Сис¬тематизация за¬конодательства.

Особенности экономики России в первой по¬ловине XIX в. Развитие капи¬талистических отношений. На¬чало промыш¬ленного перево¬рота. Формиро¬вание единого внутреннего рынка. Измене¬ние социальной структуры рос¬сийского обще¬ства в условиях промышленного переворота.

Россия в системе междуна¬родных отно¬шений первой половины XIX в. Участие России в антифранцуз¬ских коалициях. Изменение внешнеполити¬ческой страте¬гии в период антинаполеоновских войн. Отечественная война 1812 г. И заграничный поход русской армии. Россия и созда¬ние Венской системы меж¬дународных от¬ношений.

Влияние Отечественной войны на общественное сознание в России. Движение декабристов. Конституционные проекты Н.М. Муравьева и П.П. Пестеля. Смерть Александра I. Выход заговорщиков на Сенатскую площадь 14 декабря 1825 г.

Следствие и суд над декабристами. Жены декабристов. Декабристы в Сибири. Деятельность Третьего отделения, усиление цензурного гнета. Теория «официальной народности». Разрастание бюрократического аппарата. Кодификация законов. Реформа управления государственной деревней. Е.Ф. Канкрин и денежная реформа. Личность Николая I. Начало кризиса николаевской эпохи. Присоединение к России Кавказа и Кавказская война. Емолов, Шамиль.

Нарастание в общественном сознании протеста против николаевского режима. Славянофилы и западники. Петрашевцы. В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Т.Г. Шевченко.

Крымская война: причины и по¬следствия. Парижский мирный договор. Причины поражения России.

Культура наро¬дов России в первой полови¬не XIX в. Учёные общества. Научные экспе¬диции. Создание сис¬темы народного образования. Формирование литературного языка. Общест¬венная Роль те¬атрального ис¬кусства. Традиции клас¬сицизма в рус¬ской архитектуре. Романтизм и реализм в изо¬бразительном искусстве.

Требования к уровню подготовки учащихся:

В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

-основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;

-периодизацию всемирной и отечественной истории;

-современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

-историческую обусловленность современных общественных процессов;

-особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

уметь

-проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

-критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);

-анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

-различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

-устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

-участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;

-представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

-использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;

-соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;

осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России

Список литературы:

Основная:

1. Стандарт среднего (полного) общего образования по истории (базовый уровень)

2. Примерная программа среднего (полного) общего образования по истории (базовый уровень)

3. Сахаров А.Н., Буганов В.И. История России с древнейших времен до конца XVII в.

4. Буганов В.И., Зырянов П.Н. История России. Конец XVII-XIX вв.

Дополнительная:

Литература для учителей

1. Журавлева О. И. Практикум по истории России с древнейших времен до XIX в. — М., 2004.

2. Ионов И. Н. Российская цивилизация. IX — начало XX в.: Учебник. - М, 2002.

3. История России с древнейших времен до конца XVII в.: Хрестоматия / Под ред. А. Н. Сахарова. – М.: Вербум-М, 2003.

4. История России. XVIII–XIX вв.: Хрестоматия / Под ред. А. Н. Сахарова. – М.: Вербум-М, 2003.

5. История России. XX век: Хрестоматия / Сост. А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. – М.: Просвещение, 2001.

6. Орлов А. С., Георгиев В. А., Георгиева Н. Г., Сивохина Т. А. Хрестоматия по истории России: Учебное пособие. – М., 2004.

7. Отечественная история XX – начала XXI века. Документы и справочные материалы / Под ред. А. О. Чубарьяна. – М.: Просвещение, 2004.

Литература для учащихся

1. Журавлева О. И. Учимся писать реферат по исто¬рии. - СПб., 2002.

2. Историки России. XVIII—XX вв.: Очерки / Под ред. А. Н. Сахарова. — М., 1996.

3. История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX—XX вв. — М., 1991.

4. История Отечества в лицах. С древнейших времен до конца XVII в.: Биогр. энциклопедия. — М., 1993.

5. Каргалов В. В. Полководцы X—XVI вв. — М., 1989.

6. Ключевский В. О. Исторические портреты. — М., 1990.

7. Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописани¬ях ее главнейших деятелей. — М., 1990.

8. Кош Дж. Стремление к истине: Как овладеть мас¬терством историка / Пер. с англ. — М., 2000.

9. Отечественная история: Энциклопедия: В 5 т. Т. 1. — М., 1994; Т. 2.-М., 1996.


Архив
наши успехи
    Поздравляем Качнова Андрея обучающегося 6 "А" класса, занявшего 3-е место в соренованиях по 4-борью детского легкоатлетического клуба "Шипоска Юных"

    Поздравляем хореографический коллектив "Созвездие" (руководитель Пурвян А.И.) дипломанта II степени смотра-конкурса хореографических коллективов "Мы дарим танцы, свой талант тебе, любимый город!", посвящённого 850 - летию города Великие Луки.

    Поздравляем Левченко Светлану, учащуюся 10 класса за участие во всероссийской гуманитарной олимпиаде "Умники и умницы" в городе Псков

    Поздравляем!!! Ермакова Юрия, обучающегося 10 класса, за участие в муниципальной конференции исследовательских работ обучающихся.

    Поздравляем! Стародубцеву Евгению, обучающуюся 10 класса, занявшую III место в муниципальной конференции исследовательских работ обучающихся.

    Поздравляем!!! Левченко Светлану, обучающегося 10 класса, занявшую II место в муниципальной конференции исследовательских работ обучающихся.

    Поздравляем учащихся 6 "А" класса за участие в заочном этапе в городской краеведческой КВН-викторине "Равняйся на сильных, равняйся на смелых"

Идея - Шулаев А.А.(ААШ) дизайн и программирование - рекламная группа "Арт М" Васильев В.В. (VVV), хостинг - ООО "Март-ТС"
При цитировании ссылка на ресурс обязательна.