Рабочая программа по обществознанию для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по обществознанию и авторской программы Л.Н. Боголюбова.Курс «Обществознания для основной школы представляет собой один из рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации вариантов реализации новой структуры дисциплин социально-гуманитарного цикла. Этот курс интегрирует современные социологические, экономические, политические, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.
Изучение курса позволяет заложить у учащихся комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: правовое регулирование общественных отношений, человек в сфере экономических отношений. Помимо знаний, важным содержательным компонентом курса являются: социальные навыки , правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Важный элемент содержания учебного предмета – опыт познавательной и практической деятельности, решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации.
Изучение обществоведения в 9 классе – это четвертый этап, который ориентирован на более сложный круг вопросов и не только сопровождает процесс социализации, но и способствует с учетом возрастных рубежей изменению социального статуса, социального опыта, познавательных возможностей учащихся.
Цель программы: дать целостное представление об обществе, в котором живем, основных сфер общественной жизни, о процессе вос¬приятия социальной (в том числе пра¬вовой) информации и определения собственной позиции; правовой культуры, основы политических знаний, способности к самоопределению и саморе¬ализации.
Задачи программы:
- создание условий для социализации личности;
- формирование научных представлений, которые составляют первоначальные основы нравственной, правовой и политической культуры;
- содействие воспитанию гражданственности учащихся на гуманистические и демократические ценности;
- развитие умений ориентироваться в потоке разнообразной информации и типичных жизненных ситуациях;
- развитие личности в ответственный период социального взрасления, её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации в обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;
- формирование опыта применения полученных знаний для решений типичных задач в области гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях.
Основные требования к уровню подготовки обучающихся по обществознанию в 9 классе.
В результате изучения курса обществознания обучающиеся должны
знать/понимать:
• основные обществоведческие термины, т.е. распознавать их в различном контексте и правильно использовать в устной и письменной речи;
• Конституция РФ –основной закон страны;
• основные положения разделов курса – «Политика», «Право»;
• разъяснять смысл высказываний по основным разделам.
уметь:
• описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли; сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выделять их общие черты и различия; решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
• осуществлять поиск социальной информации по заданной теме, используя различные носители (СМИ, учебный текст и т.д.);
• различать в социальной информации факты и мнения;
• объяснять, почему Конституцию называют законом высшей юридической силы;
• характеризовать смысл основных понятий по курсу;
• анализировать текст Конституции и других нормативных актов.
• давать оценку изученных социальных объектов и процессов, т.е. высказывать суждения об их ценности, уровне или назначении.
Владеть компетенциями.
• Информационно- поисковой;
• Учебно-познавательной;
• Коммуникативной;
• Рефлексивной;
• Смыслопоисковой.
Практическое использование приобретенных знаний в повседневной жизни для:
полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
общей ориентации в актуальных в актуальных общественных событиях и процессах;
нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
первичного анализа и использования социальной информации;
сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Система оценивания: наряду с традиционным устным и письменным опросом, тестированием, проверкой качества выполнения практических заданий, могут быть использованы методы социологического исследования: анкетирование, самооценка и т.д.
Формы контроля:
• Тестирование;
• Задания на выявление операционных жизненных ситуаций;
• Моделирование жизненных ситуаций.
Предполагаемые результаты.
В процессе изучения курса у учащихся должны сформировать:
• знания и представления о нормах российского законодательства;
• знания, достаточные для защиты прав, свобод и законодательства;
• коммуникативные способности; способность к творческому мышлению и деятельности в ситуациях с незаданным результатом.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение, учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 35 учебных часа (1 час в неделю).
Распределение учебного материала в 9 классе
№ п/п Наименование раздела Количество часов
1 Гражданин. Государство. Право. 6
2 Права человека и гражданина 13
3 Личность и мораль. 7
4 Повторение
Резерв. 2
4
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
1. Обществознание:9 класс: учеб, для общеобразоват. Учреждений /Л.Н.Боголюбов (и др.); под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой; Рос. Акад. Наук, Рос акад. Образования, изд-во «Просвещение». – М. : Просвещение, 2006
2. Обществознание 9 класс: Поурочные разработки : пособие для учителей образовательных учреждений Л.Н. Боголюбов, А.и. Матвеев – М; Просвещение 2010г.
Реализация рабочей программы способствует:
Развитию личности в период ранней юности, её духовно- нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации, интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин.
Воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности, самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции РФ.