Пояснительная записка. Данная рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования и Программы основного общего образования по обществознанию Л.Н. Боголюбова. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 35 учебных часов, из расчёта 1 час в неделю.
Используемый учебно-методический комплект:
Л.Н.БоголюбовЛ.Ф. Иванова. «Обществознание 6 класс»- М Просвещение,2012 год
Л.Н.Боголюбов, «Методические рекомендации к учебнику. «Обществознание 6 класс»- М Просвещение,2012 год
Нормативные документы:
Декларация прав ребёнка
Конвенция о правах ребёнка.
Цель данного курса – сформировать первоначальные представления о сферах общества: экономической, политической , социальной, духовной.
Курс способствует интеллектуальному развитию учащихся, гуманизациии личности, формированию жизненной стратегии личности подростка, развитию познавательных способностей учащихся
Курс обществознания для 6 класса является вводным (первый год обучения).
Целью обществознания в широком смысле является создание педагогических условий для социализации подростка, его приобщения к подлинным ценностям гражданского общества, демократии, правового государства. Данная цель соответствует закрепленным в Конституции России основам государственного устройства, потребностям общества и интересам самих подростков.
Изучение курса обществознания в 6 классе направлено на достижение следующих целей:
• создание условий для формирования ключевых компетентностей учащихся средствами обществознания;
• освоение знаний об основных сферах жизни общества и важнейших общественных отношениях, о типичных социальных ролях подростка;
• овладение элементарными методами анализа общественных проблем, жизненных ситуаций, умениями работать с различными источниками информации;
• воспитание уважения к социальным нормам, традициям, ценностям;
• формирование интереса к новому учебному предмету.
Содержание курса соответствует обязательному минимуму основных образовательных программ Стандарта основного общего образования по обществознанию и типовой примерной программы основного общего образования по обществознанию.
Курс рассчитан на 35 часов, из расчета 1 час в неделю. Предусмотрен урок итогового повторения. Структура курса включает в себя 6 разделов.
В связи со спецификой предмета, некоторые результаты обучения могут быть определены как прогнозируемые и не подлежат непосредственной проверке, поскольку связаны с личностными чертами и мировоззренческими установками школьников. Тем не менее, показателями сформированности ряда компетенций у учащихся в результате изучения курса можно определить следующее:
Учащиеся должны
Знать/понимать
социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
сущность общества как формы совместной деятельности людей;
характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь
• описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
• сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
• объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
• приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
• оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
• решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
• осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
• самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).
• Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
первичного анализа и использования социальной информации;
сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Изучение курса осуществляется в соответствии с принципами компетентностного подхода, личностно ориентированного обучения. Курс имеет гуманистическую, развивающую и здоровьесберегающую направленность, что отражается как в содержании, так и в форме занятий.
Ведущими технологиями в преподавании курса являются технологии, максимально направленные на решение задачи социализации подростков: игровые технологии, технология критического мышления, технология проблемного обучения, ИКТ. При изучении курса используются в основном диалогические и активные формы обучения и организации занятий – беседы, интегрированные уроки, уроки-презентации, способствующие формированию функциональной грамотности подростков.
№ Тема раздела Кол-во часов фактически Кол-во часов по программе Кол-во проверочных работ
Введение 1
1 Человек в социальном измерении. 12 1
2 Человек среди людей. 10 1
3 Нравственные основы жизни. 8 1
4 Итоговое повторение 3
Итого : 34 часов
Система оценки достижений учащихся.
Оценка «5» - дается четкий, развернутый ответ на поставленный вопрос, все
ключевые понятия темы, даются определения и описания, нет фактических неточностей, речь правильная, включаются факты, поддерживающие детали.
Оценка «4» - большинство ключевых понятий и фактов хорошо определяются,
описываются, есть небольшие фактические неточности, речь правильная.
Оценка «3» - определяется и описывается около половины ключевых понятий,
проблем и фактов. Около половины объема информации правильной, остальная неверная,
неточная или отсутствует.
Оценка «2» - определяется незначительное количество (либо отсутствует полностью) ключевых понятий, проблем, фактов, в основном информация неверная или не относится к поставленному вопросу.