21.10.2007
ЛЕКАРСТВО ОТ ГРЕХА
Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном Священник Сергей Ганьковский Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Христос воскресе! “Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже” (Ин.5.14). Эти слова Спасителя, обращённые к исцелённому расслабленному, определённо указывают на причинно-следственную связь между болезнью и грехом. И не то, чтобы Бог непременно наказывал нас болезнью за каждый совершённый грех, если бы так было, едва ли каждый из нас дожил бы и до тридцати лет. Нет. Бог не бухгалтер и не жандарм. Апостол из Семидесяти Иаков, прозванный евреями “Праведным” и удостоенный церковного наименования “Брат Господень”, тот самый, кто был первым епископом Иерусалимской Церкви, ясно свидетельствует: “Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть” (Иак.1.13-15). Очевидно, что, совершая грех, человек сам, по собственной воле вступает в область смерти. Выйдя из укрытия под дождь, каждый сам себя обрекает на то, что он вымокнет до нитки, и глупо говорить, что это Бог тебя под дождь толкнул. Стой себе под зонтиком, и оставайся сухим – вот и вся недолга. Конечно, и в этом повествовании о расслабленном, и в других местах Священного Писания, Бог предупреждает нас об опасности, а вовсе не грозит отмщением. Совершённый грех рождает смерть. А то, что вслед за каждым грехом, мы всё-таки не умираем – просто чудо Божьего милосердия, Божьей любви к нам, таким грешным, таким расслабленным. Поэтому для исцеления от наших многочисленных недугов вовсе не обязательно ехать в далёкий Иерусалим и искать там давно обратившуюся в развалины купальню у Овечьих ворот. Для того чтобы с нами не случилось “чего хуже” нужно идти в храм Божий, и не край света, не в соседний район, а в тот, который ближе к дому. Идти туда нужно за очень простой вещью – за лекарством от греха. Это лекарство преподаётся любому желающему в неограниченном количестве, и при этом качество лечения вовсе не зависит от стен, в которых оно совершается и абсолютно не связано с личными достоинствами или недостатками того, кому Бог судил быть при этом лечении свидетелями, то есть от священников. Лекарство от греха – это величайшее Таинство Церкви. Вы понимаете, что я говорю о Покаянии и, в узком смысле, о важнейшей его части, об исповеди. Покаяние – целожизненный процесс и не сводится только к исповеди. Потому что Покаяние – это и ежедневная борьба с самим собой, со своей ленью, со своим унынием. Покаяние – это и размышление о Боге, о мире, и о себе, о своём месте в мире, о своих жизненных задачах. Покаяние – это, конечно, и трудная наука жить рядом с людьми, ладить с ними и пытаться их любить. Всё это – Покаяние. Но мы с вами сейчас говорим о важнейшей его части, об исповеди. Многие из нас думают, что исповедь – это время, когда можно пожаловаться на жизнь, когда можно обсудить житейские проблемы, когда можно и нужно послушать мудрого и многоопытного духовника, набраться от него уму-разуму. Некоторым кажется, что исповедь – это такое время в жизни, когда необходимо скрупулёзно перечислить все свои проступки, недостатки и неблаговидные помыслы, и, не дай Бог при этом что-нибудь упустить. И вот берёт такой человек книгу известного православного пастыря, монаха-аскета, которую почтенный батюшка написал, исходя из опыта своей долгой жизни, берёт начинающий христианин такую книгу и старательно переписывает её в свой исповедный “кондуит”, наивно полагая, что духовный опыт старца-монаха и его собственный духовный опыт – тождественны, да ещё и говорит духовнику: “Да это прямо про меня написано!”. Не обольщайся, дружок! Не про тебя. Это опыт его, старца, целожизненной борьбы. Это ему, молчальнику, грешно петь мирские песни. Это он, стяжавший дар непрестанной молитвы, может каяться на исповеди в посторонних помыслах и многозаботливости. Нам же, начинающим, рано лёгкую пыль с души щёточкой смахивать. Нам надобно глыбы греховные из души выкорчевать и исторгнуть. Тут, извините, не до шлифовки, тут не до тонкостей. Нет, дорогие мои, исповедь – не беседа о “духовном”, не богословская дискуссия. Исповедь – это Страшный Суд, который для тебя, грешник, настал вот сейчас. И именно сейчас - твой последний шанс, твоя последняя возможность начать жизнь с чистого листа. Перед тобою, грешник, Распятие и Евангелие. Перед тобою – Христос. И ты приходишь к Нему не затем, чтобы поболтать о том, о сём. Ты, поскольку тебе дан последний шанс, приходишь, чтобы попросить, закричать, потребовать: “Поверь мне, Господи, ещё раз. Последний раз! Я никогда, слышишь, никогда больше не повторю этого греха! Мне не удастся одолеть все мои недостатки. У меня не получится побороть все свои слабости, я не справлюсь со всеми грехами, но вот этот грех я сегодня, сейчас из души вырываю, эту единственную, самую главную на этот момент свою слабость я от себя отделяю окончательно и бесповоротно. Так я больше не согрешу! И именно в утверждение этой великой клятвы в ознаменование своей решимости оставить пусть малый, пусть один, но – грех , я целую Твоё Распятие и Твоё Слово”. Вот это и есть лекарство от греха. Я к тому это вам говорю, что всё чаще и чаще на исповедь приходят люди, которые живут с самими собой в мире и гармонии. Да, я – грешник, думает такой человек, - и грешен и тем, и сем, и пятым, и десятым… Что ж тут сделаешь! Действительно, когда у человека сотни грехов, тысячи мелких страстишек, ему эту рать бесовскую во век не одолеть. Да и никто не сможет, будь он хоть семи пядей во лбу, заглотать разом целый арбуз. Арбуз режут на куски и кусками, постепенно съедают. Так и с грехом. Борись сначала с одним, а когда достигнешь успеха, принимайся за другой. Перед тем как взяться за грех многоглаголания, попробуй сначала победить сквернословие. Строго говоря, исповедь нормального христианина должна быть предельно короткой, потому что каждому из нас ведом его, на сегодняшний день, самый страшный грех. Тот, перед которым все остальные бледнеют. Вот на него и брось все силы души своей, вот о нём и плачь на исповеди. Вот от него и зарекайся самой страшной клятвой. И тогда, может быть, через много лет – ты победишь! Победишь затем, чтобы Господь тут же открыл тебе следующий твой грех. А приходить на исповедь как на инвентаризацию души – бесстыдно, да и нерационально, потому что этак никогда толку не добьёшься. Аминь.
Архив |