182100 Псковская область, г. Великие Луки, ул. Гагарина д. 13, тел. (81153) 5-79-48, (81153) 3-40-70
Воскресная школа
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ВЕЛИКИЕ ЛУКИ
1
   СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ /  
открыть картинку в новом окне 3.10.2007
МУДРЫЙ ГОЛОС СКАЗКИ

МУДРЫЙ ГОЛОС СКАЗКИ

Государи мои, люди русские! Какая бы

тень не набежала на вашу жизнь…

вспомните о русской сказке

и прислушайтесь к ее тихому, древнему, мудрому голосу.

И.А.Ильин

Заглянем в детскую, где играет наш ребенок. Прислушаемся и внимательно понаблюдаем за ним. Вcкоре мы поймем, что игра его не хаотична, а имеет вполне определенный сюжет. И в этом сюжете, как в зеркале, отражается все, чем живет ребенок – его открытия, желания, увлечения. А еще – впечатления от знакомства с новой книжкой или мультиком.

Не секрет, что сегодня на книжных полках в детских комнатах, можно увидеть не столько сказки, сколько иллюстрированные энциклопедии и атла-сы. Они, конечно, раскрывают перед ребенком окошко в увлекательный окружающий мир природы, истории, науки и техники. Но разве могут они заменить тихий голос сказки?

Может быть, сказка отжила свой век? Может быть, сегодня сказки нужны только как развлечение для малышей-несмышленышей? Что могут сказки дать современным детям? В какой мир открывают дверь?

Послушаем, дорогие родители, как отвечают на эти вопросы люди именитые.

«Сказка – это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений», – это слова знаменитого педагога В.А. Сухомлинского.

«Запоминается и передается из поколения в поколение только то, что так или иначе дорого человечеству. Самая устойчивость сказочного предания доказывает, что сказка заключает в себе что-то для всех наро-дов и для всех времен важное и нужное, а потому незабываемое», – так писал о сказке русский писатель и общественный деятель начала ХХ-го века, князь Е.Н. Трубецкой.

«Правда сказок в том, что хотя и говорится в них о зверях, а воспроизводятся похожие человеческие ситуации – тем сказки и интересны… Действия зверей откровеннее обнажают негуманные стремления, помыслы, причины поступков, совершаемых людьми. Это выразительный художественный прием», - свидетельствует видный ученый В.П. Аникин.

«Сказка будит и пленяет мечту. Она дает ребенку первое чувство героического, … она учит его мужеству и верности; она учит его созер-цать человеческую судьбу, сложность мира, отличие «правды от кривды», – подмечает русский философ И.А. Ильин.

«Сказка ставит и помогает решать моральные проблемы. В ней все герои имеют четкую моральную ориентацию. Они либо целиком хорошие, либо целиком плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла, для упорядочения его сложных и амбивалентных чувств. Ребенок отождествляет себя с положительным героем», - так пишет о сказке известный современный психолог Л. Ф. Обухова.

Нужно отдать должное: дети по-прежнему любят не только слушать сказки, но и разыгрывать сказочные истории со своими куклами, а также на-блюдать за ними в театральном действии, когда куклами управляет взрослый. О возможностях домашнего театра мы и поведем речь.

Для того, чтобы сказка засверкала сегодня во всей своей красоте в до-машнем чтении и театре, послужила благодатным источником сюжетов для ролевых игр детей более, очевидно, внимательнее прислушаться к народной сказке. Цель сказки – не только развлечение, но извлечение урока. Поэтому нужно понять «намек» сказки и правильно донести ее смысл до маленьких слушателей. Однако урок этот до сих пор остается загадкой и для многих взрослых, и для слушающих их детей.

Куда катится колобок? Зачем строится теремок? Почему льются слезы по разбитому яичку?.. Ответить на эти другие поможет специальная литература (список читатель найдет в конце нашей книжки) и семинары для родителей. В московском семейном клубе «Рождество», например, с воспитательными возможностями традиционной культуры родители знакомятся на лекционно-практических курсах «Семейная педагогика», «Ключи к русской сказке» и др.

Впрочем, при отсутствии времени и возможности обратиться к поучи-тельному чтению и занятиям, стоит обратиться к старому, испытанному средству: вдумчивому чтению и здравому размышлению.

О том, что, прочитав сказку, мы восприняли ее «намеки» правильно, может свидетельствовать факт наличия аналогичных им тем в других жанрах русского фольклора. Значимые темы не остаются в пределах мира сказки. Мы обязательно найдем их отголоски в песнях, пестушках, прибаутках и, конечно же, в пословицах и поговорках.

Русские пословицы помогут нам яснее «высветить» намеки народной мудрости, скрытые в сказке, по-новому взглянуть на нее. Вот как использован этот прием в авторской программе «Воспитание сказкой» психолого-медико-социального центра «Феникс» :

«Репка» «Там, где дружат – живут, не тужат»

«Колобок» «Лесть без зубов, а с костьми съесть»

«Теремок» «В тесноте, да не в обиде»

«Кот и петух» «Друг познается в беде»

«Муравей и голубка» «Сам погибай, а товарища выручай»

«Маша и медведь» «Глупый киснет, а умный все промыслит»

«Гуси-лебеди» «Придет беда – не купишь ума»

«Каша из топора» «Смекалка – второе счастье»

«Два мороза» «С трудом и мороз не страшен», «Труд согревает»

«Лисичка-сестричка и волк» «Первой касатке не верь»

«Морозко» «Как проживешь, так и прослывешь»

«Двенадцать месяцев» «Доброму Бог помогает»

«Зимовье зверей» «Согласного стада волк не берет», «В согла-сии жить – никто не одолеет»

«Заюшкина избушка» «На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай, да свой затевай»»

«Летучий корабль»

«Добро в век не забудется»

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка» «Умей обождать»,

«Мир не без добрых людей»

«Сивка-бурка» «За добро добром платят»

«Царевна-Несмеяна» «Долг платежом красен»

Этот список можно продолжить.

Ясное понимание урока конкретной сказки дает возможность верно расставить смысловые акценты в речи «сказителя», создать соответствующие образы кукольных персонажей, отразить в простейших декорациях особенности обстоятельств, характеров и атмосферы, в которой происходит действие. Тогда слово сказки действительно станет благодатным и понесет слушателю уроки народной мудрости.

А.А. Крячко


открыть картинку в новом окне

скачать документ [56.81 Kb]


Архив
МЕРОПРИЯТИЯ
    С 1 по 3 февраля 2012 года состоялись IV православные Свято-Тихоновские педагогические чтения «Просвещение и нравственность: забота школы, церкви, общества»

    В этом году МОУ « СОШ № 6» присоединилась к волонтерскому движению школьников г. Великие Луки.

    16 августа 2011 завершилась работа волонтерского лагеря в п.Клин Куньинского района. Смену этого года можно считать юбилейной:

    Поздравляем победителей Всероссийской первой викторины по истории мировых религий, посвященной истории православной культуры

    в день памяти святых равноапостольных Мефодия и Кирилла учителей Словенских, в Вознесенском соборе города Великие Луки прошел традиционный благодарственный молебен на окончание учебного года.

    1 – 2 марта 2011 года великолукские педагоги стали участниками XIII Корнилиевских православных образовательных чтений

    17 февраля состоялось собрание духовенства Великолукского благочиния.