3.10.2007
МУДРЫЙ ГОЛОС СКАЗКИ
МУДРЫЙ ГОЛОС СКАЗКИ Государи мои, люди русские! Какая бы тень не набежала на вашу жизнь… вспомните о русской сказке и прислушайтесь к ее тихому, древнему, мудрому голосу. И.А.Ильин Заглянем в детскую, где играет наш ребенок. Прислушаемся и внимательно понаблюдаем за ним. Вcкоре мы поймем, что игра его не хаотична, а имеет вполне определенный сюжет. И в этом сюжете, как в зеркале, отражается все, чем живет ребенок – его открытия, желания, увлечения. А еще – впечатления от знакомства с новой книжкой или мультиком. Не секрет, что сегодня на книжных полках в детских комнатах, можно увидеть не столько сказки, сколько иллюстрированные энциклопедии и атла-сы. Они, конечно, раскрывают перед ребенком окошко в увлекательный окружающий мир природы, истории, науки и техники. Но разве могут они заменить тихий голос сказки? Может быть, сказка отжила свой век? Может быть, сегодня сказки нужны только как развлечение для малышей-несмышленышей? Что могут сказки дать современным детям? В какой мир открывают дверь? Послушаем, дорогие родители, как отвечают на эти вопросы люди именитые. «Сказка – это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений», – это слова знаменитого педагога В.А. Сухомлинского. «Запоминается и передается из поколения в поколение только то, что так или иначе дорого человечеству. Самая устойчивость сказочного предания доказывает, что сказка заключает в себе что-то для всех наро-дов и для всех времен важное и нужное, а потому незабываемое», – так писал о сказке русский писатель и общественный деятель начала ХХ-го века, князь Е.Н. Трубецкой. «Правда сказок в том, что хотя и говорится в них о зверях, а воспроизводятся похожие человеческие ситуации – тем сказки и интересны… Действия зверей откровеннее обнажают негуманные стремления, помыслы, причины поступков, совершаемых людьми. Это выразительный художественный прием», - свидетельствует видный ученый В.П. Аникин. «Сказка будит и пленяет мечту. Она дает ребенку первое чувство героического, … она учит его мужеству и верности; она учит его созер-цать человеческую судьбу, сложность мира, отличие «правды от кривды», – подмечает русский философ И.А. Ильин. «Сказка ставит и помогает решать моральные проблемы. В ней все герои имеют четкую моральную ориентацию. Они либо целиком хорошие, либо целиком плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла, для упорядочения его сложных и амбивалентных чувств. Ребенок отождествляет себя с положительным героем», - так пишет о сказке известный современный психолог Л. Ф. Обухова. Нужно отдать должное: дети по-прежнему любят не только слушать сказки, но и разыгрывать сказочные истории со своими куклами, а также на-блюдать за ними в театральном действии, когда куклами управляет взрослый. О возможностях домашнего театра мы и поведем речь. Для того, чтобы сказка засверкала сегодня во всей своей красоте в до-машнем чтении и театре, послужила благодатным источником сюжетов для ролевых игр детей более, очевидно, внимательнее прислушаться к народной сказке. Цель сказки – не только развлечение, но извлечение урока. Поэтому нужно понять «намек» сказки и правильно донести ее смысл до маленьких слушателей. Однако урок этот до сих пор остается загадкой и для многих взрослых, и для слушающих их детей. Куда катится колобок? Зачем строится теремок? Почему льются слезы по разбитому яичку?.. Ответить на эти другие поможет специальная литература (список читатель найдет в конце нашей книжки) и семинары для родителей. В московском семейном клубе «Рождество», например, с воспитательными возможностями традиционной культуры родители знакомятся на лекционно-практических курсах «Семейная педагогика», «Ключи к русской сказке» и др. Впрочем, при отсутствии времени и возможности обратиться к поучи-тельному чтению и занятиям, стоит обратиться к старому, испытанному средству: вдумчивому чтению и здравому размышлению. О том, что, прочитав сказку, мы восприняли ее «намеки» правильно, может свидетельствовать факт наличия аналогичных им тем в других жанрах русского фольклора. Значимые темы не остаются в пределах мира сказки. Мы обязательно найдем их отголоски в песнях, пестушках, прибаутках и, конечно же, в пословицах и поговорках. Русские пословицы помогут нам яснее «высветить» намеки народной мудрости, скрытые в сказке, по-новому взглянуть на нее. Вот как использован этот прием в авторской программе «Воспитание сказкой» психолого-медико-социального центра «Феникс» : «Репка» «Там, где дружат – живут, не тужат» «Колобок» «Лесть без зубов, а с костьми съесть» «Теремок» «В тесноте, да не в обиде» «Кот и петух» «Друг познается в беде» «Муравей и голубка» «Сам погибай, а товарища выручай» «Маша и медведь» «Глупый киснет, а умный все промыслит» «Гуси-лебеди» «Придет беда – не купишь ума» «Каша из топора» «Смекалка – второе счастье» «Два мороза» «С трудом и мороз не страшен», «Труд согревает» «Лисичка-сестричка и волк» «Первой касатке не верь» «Морозко» «Как проживешь, так и прослывешь» «Двенадцать месяцев» «Доброму Бог помогает» «Зимовье зверей» «Согласного стада волк не берет», «В согла-сии жить – никто не одолеет» «Заюшкина избушка» «На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай, да свой затевай»» «Летучий корабль» «Добро в век не забудется» «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» «Умей обождать», «Мир не без добрых людей» «Сивка-бурка» «За добро добром платят» «Царевна-Несмеяна» «Долг платежом красен» Этот список можно продолжить. Ясное понимание урока конкретной сказки дает возможность верно расставить смысловые акценты в речи «сказителя», создать соответствующие образы кукольных персонажей, отразить в простейших декорациях особенности обстоятельств, характеров и атмосферы, в которой происходит действие. Тогда слово сказки действительно станет благодатным и понесет слушателю уроки народной мудрости.
А.А. Крячко
скачать документ [56.81 Kb]
Архив |