1.12.2009
Классный час
ПРАВО НА СОБСТВЕННОЕ ИМЯКозлова Светлана Георгиевна, МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Великие Луки Псковской области. Участники: учащиеся 5-7 классов, классный руководитель, гости. Цель: способствовать установлению благоприятного эмоционально-психологического климата в классе. (В методических разработках много мероприятий про имена, но проблема прозвищ существует в каждом классном коллективе на любом уровне. В ходе мероприятия учащиеся формируют своё отношение к прозвищам. Результатом мероприятия стало использование в общении друг с другом имен и реже прозвищ.) Задачи: 1) развивать творческие способности детей; 2) содействовать становлению и проявлению индивидуальности учащихся; 3) способствовать воспитанию у учащихся чувства уважения к людям и к себе: «моё имя – это моё “Я”, его имя – это его “Я”»; 4) развивать умение работать с различными литературными источниками; 5) содействовать развитию коммуникативных навыков учащихся. Подготовительная работа 1. Формирование творческих групп для подготовки и проведения классного часа. 2. Изучение литературы по темам «имя», «прозвище». 3. Проведение анкеты: «Как тебя зовут дома и в школе? Есть ли у тебя прозвище, какое?» 4. Подбор стихов, загадок и пословиц по темам «имя», «прозвище». 5. Подбор картинок, фотографий животных для презентации. 6. Учащиеся отвечают на вопрос «что означает моё имя?». 7. Сценка: «Разговор о вежливости». Б.В. Бушелева 8. Создание презентаций «Науки об именах», «Имя», «Происхождение прозвищ», «Что в имени моём». Оформление, оборудование и инвентарь: а) Декларация прав ребёнка (можно использовать в начале или завершении классного часа): • Каждый ребёнок имеет право на всё, что изложено в декларации прав ребёнка, независимо от богатства или бедности его родителей, цвета кожи, религиозных, политических и иных убеждений. • Каждый ребёнок со дня своего рождения имеет право на собственное имя. б) презентация «Право на собственное имя» с гиперссылками на презентации «Науки об именах», «Имя», «Происхождение прозвищ», «Что в имени моём». в) компьютер, проектор. г) эпиграфы: «Нет меж живущих людей, да и не может и быть безымянных; В первый же миг по рождении каждый убогий и знатный, Имя, как сладостный дар, от родимых своих получает». (Гомер); «Где по имени зовут, хорошо и там и тут». (Пословица); «Когда в грязи стираешь платье ты, не жди от этой стирки чистоты». (А.Джамили). д) открытки с именами, стихи об именах. Ход классного часа: Классный час начинается со сценки «После полдника у нас был разговор про вежливость», что похоже на обычный разговор подростков. Сценка: - Вот, например, если я сижу в автобусе, - сказала Лида Петрова, - а входит старушка, я ей сразу место уступаю. - Это каждый дурак знает! – закричал Оганес Суприкян. - А ещё надо сказать: «Садитесь, пожалуйста!» поняла, ворона? - Ты что, с приветом! – закричал Дима Ковалёв. - Надо сказать этой старушке: «Будьте любезны, садитесь, пожалуйста». - Понятно! А так она и не захочет садиться на твоё дурацкое место. - Да пока ты будешь говорить свои длинные ослиные речи, старушка, может, вообще вылезет из автобуса. Классный руководитель. • Что вам не нравиться в разговоре ребят о вежливости? • Как характеризует их этот разговор? • Какие невежливые слова «пробегали» в разговоре ребят? Спорили – спорили, и без конца по разговору «пробегали» то осёл, то козёл. Каждый человек имеет право на собственное имя. Вашего знакомого зовут Александром Ивановичем Щукиным. Прислушайтесь, как его именуют в различной обстановке близкие и малознакомые люди, ровесники и не ровесники. Почему у человека есть имя, фамилия и отчество? I. «Науки об именах». Выступление учащихся. Пока он был маленьким, ходил в детский сад или школу, родители его называли Шуриком, Саней, Санечкой. Воспитатели и учителя – Сашей, Сашей Щукиным, ребята в классе – Щукой, а ребята во дворе – Санной. Но вот он стал взрослым человеком, а его по-прежнему зовут по-разному: близкие люди - Саней, Сашей и даже шутливо Щукой, на работе, в официальной обстановке – товарищем Щукиным, Александром Ивановичем Щукиным или Александром Ивановичем. И снова у одного человека несколько именований. Задачи: • Подобрать и изучить литературу по теме: «науки об именах». • Определить количество и группы распространения имён. • Выявить состав имён в классе по группам распространения. • Сделать выводы. Науки об именах: • Ономастика (от греческого “ономастик” – искусство давать имена) наука об именах собственных, занимается разбором свойств и качеств собственных имён (ономатология). • Антропонимия – наука об именах людей. • Антропонимика – научная дисциплина, изучающая именования. • Антропоним (от греческого “антропос” – человек и “онима” – имя) – это именование человека. • Зоонимия – наука об именах животных. Количество имён: • Около 900 мужских и 250 женских имён - насчитывалось в месяцеслове 1891 года. • На 5300 мужских имён приходиться не более 50 женских - в словаре Н.М. Тупикова • 316 мужских имён, 180 женских – в «Справочнике личных имён народов РСФСР». • 362 мужских имени, 185 женских - в «Орфографическом словаре русского языка» под ред. С.Г. Бархударова (М.1965). • 246 мужских, 153 женских – в книге А.А. Угрюмова «Русские имена» (Волгоград, 1970) Состав имён по группам распространения (1988 г): • Имена массового распространения: Александр, Алексей, Дмитрий, Сергей, Анастасия, Анна, Екатерина, Мария, Ольга, Юлия. • Имена широкого распространения: Андрей, Виталлий, Владимир, Денис, Евгений, Виктория, Ирина, Светлана. • Имена ограниченного распространения: Игнат, Кирилл, Алёна, Кристина, Яна. • Редкие имена: Архип, Вацлав, Тихон, Глафира, Фотина. • Имена народов России: Артур, Эдуард, Жанна, Зара, Ядвига. Наши выводы: • Обращает на себя внимание количественная несоразмерность между мужскими и женскими именами. • В 1968 году в Москве состоялось Всесоюзное совещание, посвящённое проблемам изучения личных имён. • Отметили диспропорцию в присвоении отдельных имён. • Были выявлены постоянно используемые имена, остальные – редкие и иноязычные. Выбор имени: • Редкое имя подчеркивает индивидуальность человека. • Ребенка не придется с детсадовского возраста звать по фамилии. • У его школьных товарищей не возникнет желания давать ему прозвище, которое не всегда бывает безобидным и приятным для именуемого. • ПРОЗВИЩЕ нередко даётся с единственной целью – отличить человека от тёзок. Классный руководитель. Официальные и неофициальные, полные и сокращённые формы имён. Что в глазах ненастненько, Дождики косые, Ася, Стася, Настенька, Дочь Анастасия? Просто жизнь - фантастика Трёх матрёх вместила; Ася, Стася, Настенька, Всё – Анастасия. Ирина Снегова «Анастасия». II. «Имя». Выступление учащихся. Загадки: • Что у всех есть ? • Без чего не может жить человек? • Тебе дано, а люди пользуются. • И у тебя, и у меня, и у попа, и у кота, и у щуки в море, и у дуба в поле. Задачи: • Подобрать и изучить литературу по теме: «имена». • Рассмотреть образование имён. Как образуются имена? • Провести анкетирование учащихся класса: «Как меня называют?» Выявить, как зовут дома, друзья. • Сделать выводы. Определить употребление имён. • Подобрать пословицы и загадки об именах. Результаты исследования: • Имя важно для человека. • Трудно обратиться к человеку иначе, чем через его имя. • У древних славян существовал обычай: человек должен был добыть себе имя в бою, труде, состязании или иных занятиях. • По характеру и личным достоинствам человек получал настоящее имя. • В именах людей заключаются их личность и душа. • Имя влияет на человека, человек влияет на имя. Классный руководитель. Образование имён: в имени Александр можно выделить четыре основы: «Ал», «Сан», «Алекс», «Ксан». Найдите варианты имён от «Алекс». Найдите варианты своего имени. Наши выводы: • Имя – это первое, что люди узнают о человеке. • Все имена красивые и благозвучные. • Имя может быть сильным и резким или ласковым. • В классе 18 учеников, из них 4 носят имя Александр, 2 – Евгений, остальные имеют редкие имена. • Выявили, что чаще мы используем сокращенные имена. Пословицы: • Имя своё всяк знает, а в лицо себя никто не помнит. • С именем – Иван, без имени – болван. • В ком чаем, того и величаем. • У милого дитяти много имён. • Трёх лет Ивана по отчеству звать рано. Классный руководитель. Следует помнить, что если нет ущербных имён, то уж прозвищ, кличек, наносящих вред человеку – предостаточно. III. «Происхождение прозвищ». Выступление учащихся. Народ любит хлёсткие прозвища, «припечатать кого-либо метким словцом» мы всегда умели. Почему у людей есть прозвища? Задачи: • Подобрать и изучить литературу по теме: «прозвище». • Выявить происхождение прозвищ, определить группы прозвищ. • Проанализировать анкеты учащихся класса: «Есть ли у тебя прозвище, какое?» Выявить происхождение прозвищ в классе. • Определить своё отношение к прозвищам. Прозвища: Прозвища По порядку рождения По дням недели По внешним признакам По характеру человека По названию животных Первуша Пятница Белыш Белый Добрыня Орел Третьяк Суббота Черныш Злоба Медведь Последыш Неделя Рыжий Молчун Слон Прозвища одноклассников: • В классе обращаются по прозвищам. • У каждого в классе есть прозвище: Хорёк, Пятак, Филя, Горилла, Грига, Крыса, Ёрш, Блинчик и другие. • Прозвища образованы в основном от фамилий учащихся. Наши выводы: • Прозвища используют и дети и взрослые. • Прозвища бывают обидные. • Называть по прозвищам не культурно. • Где по имени зовут, хорошо и там и тут. Пословицы: • Не стоит гроша Пахом, а смотрит пятаком. • По Сеньке шапка, по Ерёмке колпак. • По шерсти и кличку мир даёт. • От лося – лосята, от свиньи – поросята. • Был бы запевала, а подголоски найдутся. Классный руководитель. «Выражается сильно российский народ! И если наградит кого словцом, то пойдёт оно ему в род и потомство, утащит он его с собой и на службу и в отставку, и в Петербург и на край света… ничто не поможет: каркнет само за себя прозвище во всё своё воронье горло и станет ясно, откуда вылетела птица». «Мёртвые души», Н.В.Гоголь. Что общего между именем и прозвищем, человеком и животным? А мой папа – бегемот, Его мама так зовёт, А я у мамы – мышка, А сестра – мартышка, А сама она – свинья, Зоопарк, а не семья! IV. «Что в имени моём…» - поглядите на себя со стороны. (Использование картинок, фотографий, презентации). Учащиеся, гости называют основные черты животных, по которым имя превращается в прозвище, а человек в животное или другой предмет. Баран: упрямый, непонимающий, как баран на новые ворота. Горилла: огромный, мощный, здоровяк, страшный. Дятел: пустоголовый, стукач. Заяц: трусливый, хвастун, доверчивый. Котик: ласковый, любимый, ловкий. Крыса: вредность, проныра, воровка, предатель. Ленивец: ленивый, медлительный, сонный. Медведь: неуклюжий, сильный, толстый. Свинья: грязнуля, неряха, толстая, наглая. Хорёк: хитрый, наивный. Осёл: упрямый, тупой. • Если прозвище, кличка унизительна – сделать всё, что бы её не слышать (не откликаться). • Вспомните к/ф «Кадетство», как Степан Перепечко стал Печкой, а затем Степаном Николаевичем. • Можно использовать различные обращения, какие? Работа в парах. Милостивый государь, государыня… Досточтимый… Любезный… Милейший… Глубокоуважаемый… Прекрасная… Несравненная… Незабвенная… Дражайший… Классный руководитель. Слово «Я» и слово «ТЫ» - имена одной мечты. Значение имён: Просыпается малыш Под одной из многих крыш. На имя своё отзывается… И улыбается. У каждого человека есть имя, и каждое имя, нравится это его обладателю или нет, хранит в себе огромное количество информации об его носителе. “Просто так” человека никто не называет, его “нарекают”, исходя из тех или иных соображений. Учащиеся рассказывают о своём имени и делают выводы: • Называть друг друга, друзей, взрослых только по имени. • Имя – это первое, что люди узнают о человеке. Имя важно для человека. • Трудно обратиться к человеку иначе, чем через его имя. • Имя может быть сильным и резким или ласковым. • В именах людей заключаются их личность и душа. • Имя влияет на человека, человек влияет на имя. • Все имена красивые и благозвучные. • Имя - у человека; кличка, прозвище - у животных. • Лучше быть человеком с именем, чем «человеком» с прозвищем. Вручение открыток со значением имени и небольшие пожелания. *** И Шура, и Саша когда подрастают, Себя Александрами звать заставляют. *** Жил на белом свете Женя, А подрос и стал – Евгений. *** Что б тебя не потеряли, отыщи себя Виталий. *** О, Денис! Так же богат будь, как бог Дионис! *** Из тетрадки листик вырвал Вова, будущий Владимир. *** Игнат, будь рад тому, что есть. И всех наград тебе не счесть. *** Кирилл, чтоб ты мечты свои открыл. *** Олег – победитель. В огромный мир выйдет. *** Для мечты, не для проблемы – есть у нас одна Елена. *** Есть у нас Кристина – славная дивчина. *** На пьедестале виктории – стоит у нас Виктория. *** Как-то утром, очень рано, стала взрослой наша Яна. *** Озаряет иногда наш класс Юлия. Выступление ученика. Имя твоё – птица в руке, Имя твоё – льдинка на языке, Одно – единственное движение губ, Имя твоё – пять букв. Мячик, пойманный на лету, Серебряный бубенец во рту… Марина Цветаева. Классный руководитель. Учитесь управлять собой, с гордостью носите своё имя, зовите друг друга только по имени и успех вам обеспечен. Литература: 1. Декларация прав ребёнка. 2. Заходер Б. Любимые стихи. М., «АСТ-ПРЕСС», 1997. 3. Зима Д., Зима Н. Тайна имени. – М., «РИПОЛ КЛАССИК», 2001. 4. Ладыженская Т.А. и др. Развитие речи: школьная риторика: 5 кл.: учеб. пособие в 2 ч. Ч.1. М.: Дрофа, 1996. 5. Полякова Е.Н. Из истории русских имён и фамилий. М., «Просвещение», 1975. 6. Суслова А.В., Суперанская А.В. О русских именах. Л., Лениздат, 1991.
скачать документ [3.98 Mb]
Архив »»
|