7.12.2009
Журнал «Дополнительное образование»
Дом добра, творчества и радостиДом детского творчества имени Александра Матросова – старейшее учреждение дополнительного образования детей и подростков Псковской области. Многие великолучане среднего и старшего возраста хорошо помнят 3-х этажное красного кирпича здание, стоящее в центре города – Дом пионеров, открытого в ноябре 1949 года по решению областного Совета депутатов Великолукской области. Сюда приходили юные жители Великих Лук, чтобы вместе с педагогами, работающими в этом удивительном Доме, найти предмет общего интереса и реализовать себя в творческом полете таланта и трудолюбия. В 1952 году Дому пионеров было присвоено имя Героя Советского Союза Александра Матросова, а в 1983 году в учреждении был открыт музей 254-го гвардейского стрелкового полка имени Героя Советского Союза Александра Матросова. За 60 лет своей жизни Дом детского творчества несколько раз менял название, но от смены названия не изменилась суть деятельности учреждения. Здесь по-прежнему может получить дополнительное образование любой ребенок нашего города. Дополнительное образование – образование доступное. В ДДТ могут заниматься любые дети – обычные, еще ищущие свое особое призвание; одаренные, прославляющие наш город и область на конкурсах и соревнованиях различного уровня; проблемные, нашедшие свою нишу именно в дополнительном образовании. При этом все образовательные услуги предоставляются бесплатно, что особенно важно для детей из малообеспеченных семей. Сегодня Дом детского творчества имени Александра Матросова – многопрофильное учреждение дополнительного образования детей, осуществляющее обучение и воспитание детей по программам следующих направленностей: художественная; декоративно-прикладная; туристско-краеведческая; эколого-биологическая; социально-педагогическая; культурологическая; военно-патриотическая; физкультурно-спортивная. ДДТ им. А.Матросова – это дом, в котором создана атмосфера комфорта и уюта, где каждому предоставлена возможность максимально реализовать себя в любимом деле, проявить свое мастерство, способности и таланты. Девчонки и мальчишки города (а их сегодня в ДДТ занимается 2796 человек) в возрасте от 4 до 18 лет могут найти себе занятие по душе: петь или танцевать, шить или ходить в походы, ухаживать за цветами или рисовать, изучать историю своего края или проявлять свои интеллектуальные способности в качестве знатоков, выявить свои лидерские качества в городских детских общественных организациях «Лучане» (среднее звено школьников), «Лучики» (начальная школа) и ассоциация старшеклассников «КЛАСС». А помогает обучающимся найти себя высококвалифицированный творческий коллектив педагогов, реализующий гуманистические подходы в обучении и воспитании детей. Педагоги Дома детского творчества имени Александра Матросова открывают для ребят мир прекрасного, совершенствуют мастерство, учат преодолевать трудности, формируют активную жизненную позицию. На сегодняшний день в учреждении работают 82 педагога, из которых высшую квалификационную категорию имеют 52 человека, I категорию – 25 человек. Образовательный процесс осуществляется в 236 детских объединениях в тесном сотрудничестве с общеобразовательными школами города, общественными организациями, предприятиями. Изучается спрос социума на дополнительные образовательные услуги. В 2007 году учреждению был присвоен статус городской экспериментальной площадки по теме: «Интеграция общего и дополнительного образования». Социальным партнером по реализации данного проекта стал коллектив МОУ «Средняя общеобразовательная школа №5», работающий по созданию модели школы Толстого. На протяжении 3-х лет в ДДТ успешно работает школа раннего развития «Росток», базирующаяся на современных концепциях развития ребенка. Образовательная программа школы раннего развития рассчитана на детей 4-6-летнего возраста и включает в себя 4 вида деятельности: лепка, хореография, рисование, развивающие игры как наиболее доступные для детей виды деятельности, но и оказывающие большое влияние на развитие ребенка. В программе отводится значительная роль работе с семьей, включающая в себя проведение совместных праздников, открытых занятий, концертов, организуются встречи родителей со специалистами в области медицины, педагогики, психологии, общественной деятельности. Обучающиеся ДДТ неоднократно становились призерами и победителями не только городских, но и областных, Всероссийских и международных конкурсов и соревнований. Особых успехов добились ребята из детских объединений «Вокальная студия «Терминал», «Студия бального танца», городская школьная Дума, «Вокально-инструментальный ансамбль «Атмосфера», «Юные судьи туристических соревнований», «Лепка», «Ориентирование», клуб интеллектуальных игр «ВО!». Поистине визитной карточкой учреждения являются ее образцовые коллективы, украшающие своим творчеством не только городские, но и областные праздники и концерты. Мы с гордостью произносим их названия: «Вокальная студия «Терминал», руководитель Почетный работник общего образования А.П. Яровой; «Студия бального танца», руководитель В.С. Путятина; «Вокально-инструментальный ансамбль «Атмосфера», руководитель С.В. Копаев. Педагоги учреждения неоднократно становились призерами и победителями конкурса профессионального мастерства «Сердце отдаю детям»: городской конкурс (2006 г.) – Яровой А.П., Путятина В.С., Кудрявцева Е.А.; областной конкурс – Зернова Т.А. (2007 г.), Фёдорова И.Л. (2009 г.). В 2008 г. Дом детского творчества имени Александра Матросова был удостоен диплома I степени на областном этапе Всероссийского конкурса учреждений дополнительного образования детей и стал участником регионального этапа этого конкурса. Коллектив ДДТ, имея большой опыт работы, находится в постоянном творческом поиске, стремится к овладению инновационными технологиями. В ноябре 2009 года нашему Дому творчества имени Александра Матросова исполняется 60 лет. Не одно поколение ребят вышло из наших стен, но для всех обучающихся – вчерашних, сегодняшних и завтрашних, он всегда будет Домом добра, творчества и радости! Т.А. Зернова, директор МОУДОД «Дом детского творчества имени Александра Матросова» г. Великие Луки Псковская область Из опыта патриотического воспитанияПатриотическое воспитание – одно из главных составляющих воспитания человека как личности, как гражданина. Во все времена каждое государство понимало значение воспитания подрастающего поколения в духе любви к своей Родине, готовности к ее защите для сохранения независимости и безопасности страны. Актуальнейшей задачей в современном российском обществе является воспитание уважительного отношения к истории и культуре страны, гражданское становление и патриотическое воспитание детей и молодежи. Любовь к Отчизне начинается с малого – с любви к своему дому, городу, селу, с внесения посильного вклада в благоустройство и сохранение того культурного наследия, которое оставили нам предки, с интереса к истории того места, где человек родился и вырос. Город Великие Луки – один из древних городов Северо-запада России, порубежный город, вписавший много героических страниц в историю страны, удостоенный в 2008 году звания «Город воинской славы». Символом героизма в нашем городе является имя Героя Советского Союза Александра Матросова, совершившего свой подвиг на подступах к городу. Его именем названы улицы и площадь, его имя носят образовательные учреждения и музеи города. На его примере воспитывалось и воспитывается не одно поколение великолучан. Одно из важнейших направлений воспитательной работы Дома детского творчества г. Великие Луки – военно-патриотическое воспитание детей и молодежи на примерах мужества и героизма советских людей, проявленных в годы Великой Отечественной войны. Система воспитательной работы включает в себя организацию и проведение городских массовых военно-патриотических акций и конкурсов: «Цветы ветеранам», «Настоящие мальчишки, настоящие девчонки», «Обелиск у дороги», краеведческие конференции учащихся средних общеобразовательных школ, походы по местам боев, встречи с ветеранами ВОВ и др. Дому детского творчества в 1952 году присвоено имя Александра Матросова, в этом же году в учреждении был создан кружок туристов-краеведов, который занялся поиском материалов, связанных с именем героя. Юные следопыты завязали переписку с однополчанами А. Матросова – В. А. Щепицей, В. Демченко, с довоенными друзьями детства и юности, с музеями и пионерскими дружинами, носящими имя героя, архивами, Советом ветеранов 254-го Гвардейского полка им. А.Матросова, экипажем сухогруза «Александр Матросов». География переписки была обширной: Ишимбай, Курган, Днепропетровск, Новосибирск, Магадан, Москва, Донецк, Архангельская, Оренбургская и Ульяновская области…. Многие годы ребята из далекой Сибири присылали заработанные ими деньги для венка на могилу героя. Благодаря переписке у ребят появилось много друзей и единомышленников в разных уголках страны, появилась возможность посетить места, связанные с А. Матросовым, принять у себя гостей из других городов. Активисты кружка побывали в Днепропетровске, Феодосии, Москве, Оренбурге. Во время поездок встречались с авторами книг об А. Матросове - И.И.Шкадаревичем и И.Т.Легостаевым, с командиром 254-го полка П.П.Тарабаевым, однополчанами героя В.А.Отделкиным и А. М. Ноздрачевым. Тесная связь была установлена с 254-м Гвардейским полком им. А. Матросова, дислоцировавшимся до 90-х годов ХХ века в г. Таллинне, куда ребята неоднократно выезжали. Собранные во время поисковой работы материалы легли в основу школьного музея боевой славы 254-го гвардейского полка имени Александра Матросова, который был открыт в Доме детского творчества в 1983 году. В экспозиции музея много подлинных документов: архивные материалы, фотографии, книги, воспоминания однополчан А.Матросова и друзей его детства и юности, песни и стихи поэтов, детские стихи, посвященные герою. Документы иллюстрируют путь полка с момента его возникновения до сегодняшнего дня и судьбу одного из его солдат – Саши Матросова. В 90-х годах многие связи были оборваны, снизилась интенсивность переписки, что связано с экономическими и политическими преобразованиями в стране. Но, несмотря на все происходящие изменения в окружающем мире, желание ребят продолжать поисковую работу не ослабевало. Обучающиеся стали собирать материалы о людях, повторивших подвиг А. Матросова в годы Великой Отечественной войны, о бойцах 6-й роты, погибшей в Чечне. Разрабатывались новые темы экскурсий по музею, новые туристические маршруты по местам боев. После вывода 254-го полка им. А. Матросова из Эстонии его новое местопребывание было неизвестно. После долгих поисков и запросов, разосланных в разные инстанции, ребята узнали, что полк сначала базировался в г. Ельня, затем его перевели в Нижний Новгород. В настоящее время связь с полком восстановлена, ведется переписка с командованием полка, состоялся обмен делегациями. Так, в 2006 году представитель полка, майор Акбаев Р.В. присутствовал на праздновании 840-летия города, встречался с активистами музея, администрацией города, ветеранами ВОВ, посетил краеведческий музей, профтехучилище №8 им. А.Матросова, мемориальный комплекс в д. Чернушки и другие места, связанные с подвигом А. Матросова. В 2008 году состоялась ответная поездка в Нижний Новгород: представителей военкомата, администрации и педагогического коллектива Дома детского творчества, управления образования, депутатов городской школьной Думы, юнармейцев Поста №1, а также руководителя школьного музея и депутата Псковского областного собрания. Детям было интересно увидеть торжественное построение полка на День 23 февраля, вынос Боевого Знамени. Ребята жили в казармах, питались в солдатской столовой, посетили музей истории полка. С особым трепетом дети отнеслись к посещению роты №1, где находится уголок А. Матросова. Восстановилась связь с ребятами из Оренбургской области. В 2007 году в городе побывала делегация школьников из д. Платовка, где находится Краснохолмское училище, в котором начинал службу А. Матросов. Все эти годы, с 1952 по 2008, поисковой работой, созданием музея и его бессменным руководителем была Горшкова Людмила Владимировна, энтузиаст своего дела, знаток истории жизни и подвига А. Матросова, человек, всю свою жизнь посвятивший любимому делу. За это время сложилось немало традиций, одна из них – торжественный вечер, посвященный Дню рождения А. Матросова, который ежегодно проводится 5 февраля. На вечер приглашаются ветераны ВОВ и Вооруженных сил, представители горвоенкомата, воины запаса, служившие в 1-й роте 254-го Гвардейского полка, активисты музея, представители детских общественных организаций, управления образования. С именем А. Матросова связан ПОСТ №1, созданный 23 февраля 1983 года в целях героико-патриотического воспитания молодежи. Основной задачей юнармейцев являлось несение караульной службы у памятника А.. Матросову и других памятных мест города. Дежурство на ПОСТу №1 несли лучшие представители учащейся молодежи средних школ, техникумов и профтехучилищ. Более 20 лет работой юнармейского ПОСТа руководил Смирнов Виктор Михайлович. Сегодня ПОСТ №1 – это объединение «Юнармеец», в котором образовательная деятельность осуществляется по образовательной программе «Патриот». Теоретическую основу программы составляют темы, посвященные роли и месту Вооруженных сил РФ в системе обеспечения безопасности страны, воинским обязанностям и военной службе, истории России. В практическую часть программы включены темы по краеведению, физической и строевой подготовке, несение караульной службы у памятных мест города. Обучающиеся участвуют в городских военно-патриотических акциях, исследовательской работе, встречах с ветеранами ВОВ и Вооруженных сил, представителями горвоенкомата, военнослужащими. Активисты музея истории 254-го Гвардейского полка им. А. Матросова и обучающиеся объединения «Патриот» имеют много точек соприкосновения: участие в городском «Снежном десанте» к месту гибели А.Матросова, уход за мемориальным комплексом в д. Чернушки. В 2008 году совместно подготовили и провели краеведческую конференцию, посвященную 20-летию ПОСТа №1, вечер памяти А.Матросова. На вечере ребята с неподдельным волнением читали стихи, рассказывали о событиях из жизни героя. Каждая строка стихотворения В.Половникова затронула сердце и душу присутствующих на вечере: Я не ходил в атаку, в бой – Не подходил летами, ростом. И, заслоняя дзот собой, Меня тогда спасал Матросов. Все дальше и дальше время уносит события тех далеких военных лет, уходят из жизни участники боев, которые могут подтвердить или опровергнуть исследования современных историков, по-своему трактующих эпизоды войны. И поэтому очень важно воспитывать детей и молодежь на подлинных документах, правдиво отражающих военные действия, привлекать молодое поколение к участию в исследовательской и поисковой деятельности, уходу за воинскими захоронениями, проведению патриотических акций. Зам. директора по УМР О.Я.Плюснина
Архив »»
|