182100 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Гагарина д. 13, тел. (81153) 5-79-48, (81153) 5-40-17. e-mail: info@eduvluki.ru
ВЕЛИКОЛУКСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ВЕЛИКИЕ ЛУКИ
 
Поиск по сайту:

15.10.2009
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ

Программа развития

В каждом дошкольном учреждении должен быть документ, который определяет стратегию развития конкретного учреждения с учётом его специфики. Таким документом является программа развития ДОУ. Программа развития дошкольного учреждения наряду с Уставом служит основой для лицензирования, аттестации, аккредитации, изменения бюджетного финансирования, организации платных образовательных услуг в соответствии с социальным заказом родителей (законных представителей). Что же такое программа развития дошкольного учреждения?

Программа развития ДОУ - это система управленческих действий по достижению желаемой модели учреждения, предполагающая активность всех участников педагогического процесса, направленную на повышение качества воспитания и обучения в ДОУ.

Программа развития является нормативным документом при переходе ДОУ к новому виду, регламентирующим процесс перевода ДОУ из фактического состояния на качественно новый уровень развития. Программа развития является своего рода точкой отсчета, началом содержательного перехода в активный режим поиска, промежуточный на пути от режима функционирования к режиму развития.

Поэтому её можно рассматривать как модель совместной деятельности педагогического коллектива, определяющую:

 исходное состояние дошкольного образовательного учреждения;

 образ желаемого будущего (качественно новое состояние системы - концепция ДОУ);

 последовательность действий по переводу ДОУ от настоящего к будущему -качественно новому состоянию

Вопрос определения актуальных проблем и перспектив развития ДОУ становится наиболее важным, поэтому для написания программы развития необходимо ответить на ключевые вопросы:

- Что мы хотим получить в результате? (новый образ ДОУ)

- Насколько инновации соответствуют насущным потребностям и возможностям ДОУ,

удовлетворяют детей, родителей, педагогов, способствуют достижению устойчивых, высоких

показателей?

-К какому конкретному сроку, возможно, достигнуть результата?

- Какие действия для этого нужно осуществить?

- Кто должен осуществлять запланированные действия?

- Когда будут осуществляться действия?

Основные требования к программе развития: смоделировать действительно жизнеспособный проект, который будет отвечать принципам:

- Актуальность - свойство программы быть ориентированной на решение наиболее важных проблем для будущей системы дошкольного воспитания конкретного детского сада.

-Прогностичность (учет сегодняшних и завтрашних условий).

-Рациональность (взаимосоответствие цели, задач, содержания, технологий и результата).

- Реалистичность свойство программы обеспечить соответствие между желаемым и возможным.

- Целостность -свойство программы, обеспечивающее согласованность связи между действиями

-Чувствительность к сбоям: свойство программы своевременно обнаруживать отклонения реального положения дел от предусмотренного программой. Чувствительность к сбоям тем выше, чем более детализирована программа.

Программу нельзя списать, ее можно только разработать исходя из конкретных условий, существующих в каждом дошкольном учреждении. Для подготовки программы создается рабочая группа (авторский коллектив) из числа педагогов детского сада.

Программу развития можно разрабатывать по разным технологиям, но рекомендовано включать сле¬дующие структурные компоненты:

Титульный лист (приложение )

• Паспорт Программы

• Информация о ДОУ

• Проблемно-ориентированный анализ состояния образовательного процесса

Концепция будущего учреждения и разработка стратегии развития ДОУ (совокупность мер по обновлению ДОУ в результате развития инновационных процессов);

Разработка мероприятий реализации программы /план действий/ (на мероприятия может отводиться разный промежуток времени).


1.Паспорт Программы/таблица/


2.Информационная справка

Цель: представление дошкольного образовательного учреждения.

Содержание:/см. пример/ информационная справка включает информацию о деятельности образовательного учреждения за последние годы. /указываются даты лицензирования, аккредитации образовательного учреждения. В информационной справке используются таблицы! (Выполнено...; получены результаты...). Укомплектованность кадрами (возрастная, квалификационная). Материально-техническая оснащенность образовательного процесса (помещения, кабинеты, наличие компьютеров, и т.д.). Динамика воспитанников (количество детей…) и т.д.

Информационная справка о дошкольном образовательном учреждении/пример/

1/ Общие сведения• Полное название (с указанием типа, вида) и адрес учреждения (юридический адрес, фактический адрес, телефоны, факс, e-mail, http.www)

• Заведующая (ФИО)

• Приоритетное направление в образовательной деятельности

• Краткая историческая справка

• Проектная мощность и реальная наполняемость

• Перечисление помещений и сооружений ДОУ

2./ Учредители МДОУ

Администрация города Великие Луки Псковской области

3./ Учредительные документы

• Устав утвержден Администрацией г. Великие Луки Распоряжением № __ от ____. Зарегистрирован ИФНС России за № _ по Псковской области от _________.

• Регистрационное свидетельство о государственной аккредитации: Серия __________ Регистрационный № ____ дата ________ г.

• Лицензия: Серия ________ Регистрационный № _____ дата ¬¬¬¬¬¬________г.

4./ Структура ДОУ (общее количество групп, количество специализированных групп, сведения о наполняемости групп).

5./ Кадровый потенциал ДОУ

• Общие сведения:

Всего сотрудников - …, из них административный состав - … человек, педагогический персонал - … человек, учебно-вспомогательный персонал - … человек, обслуживающий персонал - … человек.

• Сведения о педагогических кадрах (образовательный ценз, квалификационная категория, педагогический стаж).

Воспитатели:

Специалисты:

6./ Социальный статус семей:

• Рабочие

• Служащие

• Военнослужащие

• Безработные

• Частные предприниматели

• Опекуны

• Полные семьи –

• Неполные семьи –

• Малообеспеченные семьи –

• Многодетные семьи –

7./ Анализ социальной ситуации развития

3.Проблемно-ориентированный анализ

(проблемный анализ с обоснованием актуальности, аналитическое обоснование концепции развития).

В этом разделе выделяется положительный опыт и нерешенные проблемы по каждому направлению, а также конкретизируются задачи, которые необходимо решать.

Существует некий психологический барьер: как в своей программе рассказать о своих недостатках: а вдруг не поймут? Поэтому надо определить целевую установку: помнить - чем глубже проведен анализ проблем, тем реалистичнее и конкретнее будут сформулированы концептуальные цели и задачи программы.

Цель проблемно-ориентированного анализа: выявление и ранжирование проблем, имеющих место в деятельности дошкольного образовательного учреждения по всем линия развития (физическое воспитание и здоровье, речевое, интеллектуальное, художественно-эстетическое, социально-нравственное развитие). Анализ состояния образовательного учреждения в соответствии с тем, каким оно должно быть (ДОУ соответствует или «не соответствует, в чем?).

1. Фиксируется исходное состояние ДОУ: в первую очередь оцениваются результаты деятельности учреждения за отчетный период, и проводится экспертиза полученных продуктов с целью определить соответствие достигнутого поставленным целям и задачам. Определяются проблемные поля на уровне результатов деятельности.

2. Подробно анализируются содержание и ход образовательного процесса.

3. Анализу подвергаются условия функционирования ДОУ

Основными блоками анализа выступают:

Статус ДОУ. Материально-техническая обеспеченность. Финансово-хозяйственная деятельность. Содержание образовательной деятельности. Уровень научно-методического обеспечения развивающегося образовательного процесса. Экспериментальная работа в ДОУ, результативность инновационной деятельности. Кадровое обеспечение. Уровень профессиональной компетенции педагогов. Повышение квалификации кадров. Включенность семьи в ДОУ, преемственность. Качество образования. Система управления.

/При анализе исходной ситуации было выявлено…

Анализ социально-психологического статуса семей показал…

Анализ состояния здоровья воспитанников показывает…

Эти данные говорят о необходимости … .

В самостоятельную проблему выделяется вопрос …

Осуществляя анализ образовательного процесса, его эффективности и результативности, необходимо отметить…в то же время, анализ документации… практики… условий… /

Завершая анализ, необходимо выделить положительный опыт, нерешенные проблемы по каждому направлению, выделить перечень тех недостатков, устранение которых является наиболее актуальным.

4. Концепция развития учреждения (ведущий замысел)

Концепция развития ДОУ рассматривается как совокупность мер по его обновлению в результате развития инновационных процессов.

Концепция образовательного учреждения по сути своей выражает его философию. В ней необходимо в обобщенном виде описать тот новый образ, к которому вы стремитесь. Концепция - это взгляд на развитие своего образовательного учреждения.

Цель: определение приоритетных направлений развития образовательного учреждения; формулирование системы перспективных и оперативных целей и задач развития по каждому направлению деятельности.

Примерная структура концепции развития:

Концепция развития ДОУ может состоять из двух частей.

1. Характер будущего дошкольного учреждения, где дается:

- структура нового и модернизированного обра¬зовательного учреждения;

- новые или модернизированные программы;

- новые подходы, способы, схемы, организации образовательного процесса;

- описание новых технологий, методик обучения, воспитания и развития детей.

2. Проект новой системы управления. Он создается на основе уже полностью разработанного проекта нового (модернизированного) учреждения и содержит:

- новую или модифицированную организационную структуру системы управления, где показаны все субъекты управления с указанием перечня всех персональных и коллектив¬ных органов управления и новых методы управления.

При формировании концепции развития ДОУ необходимо, прежде всего, определить, на реализацию какой части социального заказа к дошкольному образованию он будет сориентирован. В этом разделе важно сформировать вид и характер будущего ДОУ, к которому стремится педагогический коллектив; обозначить цели и задачи обновления содержания воспитательно-образовательного процесса, с опорой на нормативно-правовые документы, определить стратегию реализации поставленных целей.

Так как всю концепцию нового детсада сразу реализовать невозможно, нужно наметить промежуточные этапы. Для каждого этапа реализации концепции должны быть определены направления и задачи действий. Сформулировать задачу — значит указать конкретный результат, который предполагается получить при реализации того или иного направления действий на данном этапе программы. Например, если направление связано с обновлением содержания образования, то задачей может стать переход на новую программу с такого-то года.

5. План действий по реализации программы

В конечном итоге программа есть модель, определяющая, какие действия, кто, когда, где, какими средствами должен выполнить, чтобы получить желаемые результаты.

План действий – это создание условий, обеспечивающих эффективность и результативность работы всех участников реализации программы, установление сотрудничества с заинтересованными организациями, обеспечение консультативной поддержки реализации программы; вовлечение родителей, специалистов социальных институтов детства, педагогов ДОУ в единую деятельность по реализации программы.

Цель: разработать сбалансированный план действий, направленный на:

-решение выявленных проблем,

-реализацию концептуальных целей и задач функционирования и развития дошкольного образовательного учреждения.

Важно помнить – что план действий должен стать основой годовых планов работы образовательного учреждения на несколько лет.

План – это пошаговое определение как мы собираемся достигать реализации концепции. Дублируются задачи - план ориентирован на реализацию поставленных задач (под каждую задачу составляется своя подпрограмма или проект по годам). Указываются мероприятия, сроки их проведения (начало и окончание), конкретизируются методы, формы, используемые средства для получения результата, обозначаются исполнители, время. По окончании срока обозначенного этапа дается краткий анализ выполнения (что удалось, не удалось, причины). Может оформляться в виде таблицы:

Название подпрограммы/реализация поставленных задач/ Мероприятия по реализации подпрограммы Примерные сроки выполнения

Чтобы план действий мог эффективно выполнять свои функции, он должен быть полным, целостным, скоординированным и сбалансированным по всем ресурсам (кадровым, научно-методическим, материально-техническим, финансовым). Должно быть обеспечение нормативно-правовых условий — это подготовка документов регламентирующего характера (положений, уставов, решений, приказов и т.п.).

6. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

7. Контроль исполнения Программы

Наиболее часто встречающиеся ошибки разработчиков программ развития

- Цели слишком общие, не конкретные

- Выделение большого количества задач

- План деятельности носит бесструктурный, сумбурный характер

- Отсутствие целостности и комплексности программы

- Описание частных нововведений без стратегического замысла преобразований

- Избыточная информация о текущем функционировании образовательного учреждения

- Неопределенность ресурсного обеспечения

- Отсутствие описания механизмов достижения цели

- Размытость результатов программы


открыть картинку в новом окне
открыть картинку в новом окне
скачать документ [81 Kb]


Архив »»
Общее образование
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
ФОРМЫ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ
ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
РУКОВОДИТЕЛЮ
МОЛОДОМУ УЧИТЕЛЮ
КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ
АТТЕСТАЦИЯ ПЕДАГОГОВ
УМК
ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА
ФГОС
МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ И СЕМИНАРОВ
ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ
Методическая копилка
Физико-математические дисциплины
Филология
Естествознание
Общественные науки
Начальная школа
Искусство
ОБЖ и физическая культура
Технология и труд
Служба сопровождения
Открытый урок
Конспект урока
Сценарий мероприятия
Классный час
Авторские программы
Исследовательская деятельность учащихся
Исследовательская деятельность педагогов
Дошкольное образование
РУКОВОДИТЕЛЮ и МЕТОДИСТУ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ПЕДАГОГИКА
ПРОГРАММЫ и ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
АТТЕСТАЦИЯ ПЕДАГОГОВ
ПРЕДШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
СЦЕНАРНЫЙ ОТДЕЛ
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
ЭЛЕКТРОННЫЙ ДЕТСКИЙ САД
Дополнительное образование
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ
МЕТОДИКА И ОПЫТ
НАЧАЛЬНАЯ ПРОФ.ПОДГОТОВКА
ОБРАЗЦОВЫЕ КОЛЛЕКТИВЫ
ДЕТСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ
ЛЕТНИЙ ОТДЫХ
Юный железнодорожник
ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА
Дополнительное чтение
Обязательное чтение
Зарубежная литература
Гарри Поттер и Колобок
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
Математика
Химия
Экономика
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН
2009
2010
2011
2012
2013
2014
МУНИЦИПАЛЬНАЯ НАГРАДА "ПРОСВЕТИТЕЛЬ"
2010 год
2011 год Общеобразовательные учреждения
2011 год Дополнительное образование
2011 год Дошкольное образование
 
 

Идея - Шулаев А.А.(ААШ) дизайн и программирование - рекламная группа "Арт М" Васильев В.В. (VVV), хостинг - ООО "Март-ТС"
При цитировании ссылка на ресурс обязательна.