22.8.2007
Инструктивно-методическое письмо о преподавании предметов «История»
Инструктивно-методическое письмо о преподавании предметов «История», «Обществознание» и «Право» в школах Псковской области в 2006/07 и 2007/08 учебных годах Преподавание общественных дисциплин (истории, обществознания, права, экономики и т.п.) в образовательных учреждениях Псковской области в 2006/07 и 2007/08 учебных годах основано на следующих нормативно-правовых документах и методических рекомендациях: • Конституция РФ (особенно ст. 13, 14, гл. 2), Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка // Права человека: основные права граждан России, на реализацию которых влияет обществоведческое образование. - Псков, 1997; • Закон РФ «Об образовании», 1992 г.: ст.2, 5, 14, 15, 17: цели, формы и методы организации обществоведческого образования, его место в системе образования в целом; приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» // Вестник образования России. - 2004. - № 14-15; • приказ Минобразования России от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» // Вестник образования. - 2005. - № 13-14; • письмо Минобразования России от 02.02.04 № 03-51-10ин/ 14-03 «О введении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» // Вестник образования. - 2004. - № 5; • постановление Правительства РФ от 11.07.2005 № 422 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы«»; • письмо МО РФ от 19.03.1993 № 47/20-11п «О светском характере образования в государственных образовательных учреждениях РФ» // Справочник преподавателя общественных дисциплин. - М., 1998; • письмо МО РФ от 6.02.1995 № 151/11 «О гражданском образовании и изучении Конституции Российской Федерации // Справочник преподавателя общественных дисциплин.-М., 1998; • «О повышении правовой культуры и образования учащихся в сфере избирательного права и избирательного процесса» // Справочник преподавателя общественных дисциплин. - М., 1998; • письмо МО РФ от 19.03.1996 № 391/11 «О гражданско-правовом образовании учащихся в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации» // Справочник преподавателя общественных дисциплин. - М., 1998; • Федеральный закон от 24.07.98., № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // Вестник образования. - 1999. - № 8; • письмо МО РФ от 15.01.03, № 13-51-08/13 «О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации // Вестник образования. -2003.-№1; • письмо МО РФ от 26.02.04, № 03-51-ЗЗин/14-03 «О гражданско-правовом образовании и воспитании подрастающего поколения»; • Профильное обучение // Вестник образования. - 2002. -декабрь (спецвыпуск); • Все о ЕГЭ // Вестник образования. - 2002. - ноябрь (спецвыпуск). Преподавание общественных дисциплин в 2006/07 и 2007/08 учебных годах происходит в условиях серьезных изменений, связанных с переходом на новый федеральный компонент государственного стандарта общего образования. В связи с процессом модернизации российского образования произошло изменение целей изучения общественных дисциплин. Они ориентированы в первую очередь на развитие личности учащегося, его познавательных и созидательных способностей. Система обществоведческого образования основана на Федеральном базисном учебном плане для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденном приказом Минобразования России «Об утверждении Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» от 9 марта 2004 г. № 1312. Она охватывает все ступени общего образования, разработана с учетом возрастных и психолого-физиологических особенностей развития школьников. Современная практика преподавания общественных дисциплин связана с реализацией личностно-ориентированного, деятельностного, практико-ориентированного подходов. Новый базисный учебный план не предполагает преподавание в начальной школе какого-либо отдельного пропедевтического курса или учебного модуля по истории или обществознанию. В то же время содержательная линия «История Отечества» и «Обществознание» включена в обязательный минимум содержания курса «Окружающий мир» - как изучение «отдельных, наиболее важных и ярких исторических событий; картин быта, труда, традиций людей в разные исторические времена». В требованиях к уровню подготовки выпускников начальной школы закреплено умение «описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества» (но в обязательном минимуме содержания эти события не определены). Важно обратить внимание на более глубокую интеграцию естественнонаучных и обществоведческих знаний об окружающем мире. Это позволит младшим школьникам успешно осваивать знания о единстве и различиях природного и социального мира, послужит формированию целостной картины мира и воспитанию позитивного эмоционально-ценностного отношения к нему, экологической и духовно-нравственной культуры. В рамках основного общего образования изучение истории и обществознания предполагается по следующей! схеме: Учебный предмет Количество учебных часов в неделю V класс VI класс VII класс VIII класс IX класс история 2 2 2 2 2 обществознание - 1 1 1 1 По сравнению с действовавшим ранее базисным учебным планом суммарный объем учебного времени увеличился на 35 часов (сократился курс истории в 9 классе на 35 часов и увеличился курс обществознания на 70 часов). Следует учесть, что за счет учебного времени из регионального (национально-регионального) компонента (не менее 35 часов) предполагается изучение особой содержательной линии «История родного края». Это предусмотрено стандартом основного общего образования. В обязательном минимуме содержания исторического образования дидактические единицы, связанные с изучением истории края, отмечены курсивом, то есть они обязательны для изучения, но не включаются в требования к уровню подготовки выпускников основной общей школы. На ступени среднего (полного) общего образования включение обществоведческих дисциплин (история, обществознание, право, экономика) в учебный план школы зависит от выбора профиля обучения: Профиль обучения Количество часов на 2 года обучения (Х-Х1 кл.) История Общество-знание Право Экономика Универсальный 4 4 . - - Социально-экономический 4 6 2 6 Социально-гуманитарный 8 6 4 - Филологический 6 4 - - Физико-математический 4 4 - - Физико-химический 4 4 - - Химико-биологический 4 4 - - Биолого-географический 4 4 - - Информационно-технологический 4 4 - - Агротехнологический 4 4 - - Индустриально-технологический 4 4 - - Художественно-эстетический 4 4 - - Оборонно-спортивный 4 4 - - История и обществознание входят в состав инвариантной части - предметов, обязательных для изучения на базовом или профильном (для социально-экономического, социально-гуманитарного и филологического профилей) уровнях. Содержательная основа учебных курсов общественных дисциплин представлена в обязательных минимумах содержания начального общего, основного, и среднего (полного) общего образования (Вестник образования России. - 2004. - № 13-15), примерных и авторских учебных программах, рекомендованных Министерством образования и науки РФ в 2002-2006 гг. Обязательный минимум представляет собой перечень предметных тем, которые должны быть обязательно включены в образовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по истории, обществознанию, праву, экономике. Обязательный минимум распределяет учебный материал по ступеням общего образования, обеспечивает их преемственность и представляет обучающимся возможность успешно продолжить образование на последующих ступенях (уровнях) образования. Последовательность изучения отдельных тем на разных ступенях общего образования, нормативы учебного времени, отводимые на изучение конкретной предметной темы, в минимуме жестко не определены. В тексте обычным шрифтом дано содержание, изучение которого является объектом контроля и оценки в рамках итоговой аттестации выпускников. Курсивом выделено содержание, которое подлежит изучению, но не является объектом контроля и не включается в требования к уровню подготовки выпускников. Примерная программа по истории для основной школы предусматривает синхронно-параллельное или последовательное изучение двух курсов - «История России» и ч<Всеобщая истории», а также вводного пропедевтического модуля «Что изучает история» в начале V класса. Педагоги могут отдельные темы курсов (войны, международные отношения и др.) преподавать интегративно. Внутренняя периодизация курсов разработана с учетом сложившихся традиций преподавания истории и необходимости сбалансированного распределения учебного материала. Резерв свободного учебного времени составляет 55 учебных часов. Его необходимо использовать для изучения истории родного края. В комментариях к ФБУП предлагаются два равноценно эффективных варианта построения такого курса: • интегрированный учебный курс «Краеведение» с 6 по 9 класс, • краеведческий модуль в курсе истории в 9 классе. Классы Объем учебного времени (федеральный компонент) Разделы примерной программы Резерв учебного времени История России Всеобщая история V 70 «Что изучает история»- не менее 10 ч. 25 ч. «Народы и государства на территории нашей страны в древности» - не менее 10 ч. «История Древнего мира» - не менее 50 часов VI 70 «История России» (с древности до XV в.) - не менее 30 часов (включая тематический блок «Народы и государства на территории нашей страны в древности», если он не вошел в состав курса истории в V классе) «История Средних веков» (до XV в. включительно) - не менее 30 часов VII 70 История России (XVI-XVIII вв.) - не менее 36 часов «История Нового времени» (XVI-XVIII вв.) - не менее 24 часов 20 ч. VIII 70 «История России» (XIX -начало XX вв.) - не менее 36 часов «История Нового времени» (XIX -начало XX вв.) -не менее 24 часов IX 70 «Новейшая и современная история России» (с 1917 г. по настоящее время) - не менее 36 часов «Новейшая и современная история зарубежных стран» (с 1918 г. по настоящее время) -не менее 24 часов 10 ч. При изучении вопросов краеведения необходимо акцентировать внимание на следующих вопросах: «Положение и роль региона в составе Российской империи», «Роль миграций в социально-экономическом и культурном развитии родного края», «Своеобразие процесса урбанизации в регионе в условиях индустриализации в СССР», «Внешняя политика советского государства и родной край: формирование и перемещение государственных границ, жизнь приграничных регионов», «Повседневная жизнь советских людей: общее и особенное в регионе», «Власть и религия: региональный аспект», «Межэтнические отношения в регионе в советские годы», «Положение и роль региона в Российской Федерации. Межрегиональное и приграничное сотрудничество», «Миграционная карта региона в современных условиях», «Становление современного поликультурного, полиэтнического и многоконфессионального российского общества и государства в конце XX - начале XXI в.: региональные аспекты». Выбор такой проблематики может обеспечить не только внутрипредметные, но и межпредметные связи с курсом обществознания. Учебный предмет «Обществознание» по новому стандарту вводится в учебный план основной школы с VI по IX класс: Данный курс является интегрированным, построен по модульному принципу и содержит следующие модули: «Общество», «Человек», «Экономика», «Социальная сфера», «Политика» и «Право». Только полная реализация курса «Обществоведение» в учебном плане школы дает право на сокращение курса истории XX века (9 класс) до 2 часов в неделю. Особенностью обществоведческого образования на ступени основного общего образования также является необходимость организации предпрофильной подготовки учащихся. Эта задача решается в 9 классе за счет учебного времени из регионального компонента и компонента образовательного учреждения. Основу предпрофильной подготовки составляют курсы по выбору, ориентированные на углубленное изучение предметов, овладение общеучебными умениями и навыками, которые позволят ученику успешно осваивать программу старшей профильной школы (поиск информации по имеющимся источникам, ответы на вопросы в процессе дискуссии, проектная работа и т.д.). Их содержание может представлять собой как рас- ширенный, углубленный вариант какого-либо раздела базового курса, так и интегрированный модуль, объединяющий содержание различных учебных предметов. На сегодняшний день разработаны и опубликованы следующие программы элективных курсов по истории и обществознанию: «Современная Россия на рубеже XX - начала XXI века», «Политические отношения современной России», «Российская государственная символика: история и современность», «Страницы военной истории России в XX в.», «Картина мира в традиционном сознании», «Остановись мгновение...» (история фотографии), «История денег в России», «История в лицах», «Вспомогательные исторические дисциплины», «Я поведу тебя в музей...», «Социология через призму истории российского общества», «Конституционная экономика», «Мир инвестиций», «Право», «Гражданское общество: исторические истоки», «Государство и государственное право», «Конституционное право. Конституция РФ», «Основы местного самоуправления: история и современность», «Философия», «Социология», «Культурология», «Политология» «Практическое право», «Домашняя экономика», «Практическая риторика», «В мире социально-гуманитарных профессий», «Социализация», «Речевое воздействие», «Этикет и имидж», «Ведение дискуссии», «Деловое общение», «Методология научно-исследовательской работы», «Подготовка и защита реферата». Учитель имеет право разрабатывать собственные элективные курсы, но их программы должны быть обсуждены и рекомендованы к использованию компетентными структурами. Примерная программа по истории для средней школы предусматривает различные варианты изучения двух курсов «История России» и «Всеобщая истории» - синхронно-параллельное, последовательное или интегративное в зависимости от избранного учебно-методического комплекта. Произошли изменения во внутренней периодизации курсов, связанные с необходимостью сбалансированного распределения учебного материала. Для базового уровня изучения истории в старшей школе примерная программа устанавливает следующее распределение учебного времени: Классы Объем учебного времени (федеральный компонент) Разделы примерной программы Резерв учебного времени История России Всеобщая история X класс 70 ч. История России (с древнейших времен до середины XIX в.) -не менее 36 ч. Всеобщая история (с древнейших времен до середины XIX в.) -не менее 24 ч. 10 ч. XI класс 70 ч. История России (вторая половина XIX в. - начало XXI вв.) -не менее 36 ч. Всеобщая история (вторая половина XIX в. - начало XXI вв.) -не менее 24 ч. 10 ч. Для профильного уровня изучения истории в старшей школе примерная программа устанавливает следующее распределение учебного времени: Классы Объем учебного времени (федеральный компонент) Разделы примерной программы Резерв учебного времени История России Всеобщая история X класс 140 ч. История России (с древнейших времен до середины XIX в.) -не менее 72 ч. Всеобщая история (с древнейших времен до середины XIX в.) -не менее 48 ч. 20 ч. XI класс 140 ч. История России (вторая половина XIX в. - начало XXI вв.) -не менее 72 ч. Всеобщая история (вторая половина XIX в. - начало XXI вв.) -не менее 48 ч. 20 ч. Принципы отбора содержания курса истории в старшей школе связаны с переходом от преимущественного изучения фактов к их осмыслению и сравнительно-историческому анализу. В связи с разработкой новых целей (повышение роли курса в духовном и гражданском становлении личности) произошло существенное обновление обязательного минимума содержания учебного предмета «Обществознание». В нем учтены современные мировые и российские социальные процессы, открытия ученых-обществоведов, уточнены формулировки, скорректирована логика представления материала, усилена практическая направленность курса. Значительно увеличен объем экономических и правовых знаний, а в профильных классах предусмотрены большие самостоятельные курсы по экономике и праву. Усиление экономической и правовой составляющих обществоведческого образования в стандарте отразилось в заметном превышении их объема по отношению к объему социологических, политологических и иных компонентов содержания. Новым в содержании курса является включение самостоятельного блока социально-психологических знаний для подготовки учащихся на профильном уровне. Изучение экономики на профильном уровне в Х-Х1 классах на ступени среднего (полного) общего образования направлено на освоение предмета экономической науки, её методов, знаний экономической деятельности человека, организации (фирмы и государства), экономики России, развития экономического мышления, опыта работы с источниками экономической информации, включая ресурсы Интернета, экономического анализа общественных явлений и событий, освоение типичных экономических ролей и принятие экономических решений. Освоение этих знаний необходимо для дальнейшего изучения экономических дисциплин в системе среднего и высшего профессионального образования или самообразования. Изучение экономики на профильном уровне осуществляется на основе действующих учебных программ и учебно-методических пособий (см.: Инструктивно-методическое письмо о преподавании предмета «Экономика» в школах Пскрвской области в 2006/07 и 2007/08 учебных годах). «Право» как самостоятельный учебный предмет на профильном уровне изучается в Х-Х1 классах социально-гуманитарного и социально-экономического профиля. Изучение права на профильном уровне направлено на освоение системы знаний о праве как науке, принципах, нормах и институтах права, ознакомление с содержанием профессиональной деятельности и основными юридическими профессиями. Наряду с базовыми курсами историко-обществоведческое содержание в Х-Х1 классах может изучаться за счет часов регионального компонента (предусматривается в объеме 140 часов за два учебных года) и компонента образовательного учреждения (объем - не менее 280 часов за два учебных года). Кроме того, историко-обществоведческая проблематика может изучаться и в составе элективных курсов - обязательных учебных предметов по выбору обучающихся из регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения. В составе исторического образования в полной средней школе элективные курсы могут выполнять три основных функции: 1) развитие содержания базовых учебных курсов (если учащиеся стремятся получить дополнительную подготовку по предмету, например, для сдачи единого государственного экзамена); 2) развитие содержания профильного курса (углубленное изучение истории, которое позволяет на более высоком уровне развивать умения и навыки учащихся, расширить содержание курса, использовать методику исследовательских проектов и т.п.); 3) удовлетворение познавательных интересов учащихся по отдельным направлениям современных исторических исследований. На сегодняшний день разработаны и опубликованы следующие программы элективных курсов по истории и обществознанию: «Древняя Русь глазами современников и потомков», «Духовная жизнь в России: 20 век», «История российской государственности (переломные моменты русской истории)», «Массовая культура», «История права», «Источниковедение истории России», «Химия, история, искусство: перекрестки и взаимодействия», «История техники», «География человеческих перспектив», «Социально-экономические проблемы: исследование, решение, действие», «Философские беседы», «Теория знаний и критическое мышление», «Психология человека и общества», «Основы политологии», «Устойчивое развитие», «Введение в этнотолерантность», «Налоги России», «Эффективное поведение в конфликте», «Учусь общаться», «Основы делового общения», «Основы маркетинга», «Психология человека и общества», «Азбука журналистики», «Человек - общество - мир», «Избирательное право. Избирательный процесс», «Уголовная и административная юстиция», «Подготовка к ЕГЭ по обществознанию», «Подготовка к ЕГЭ по истории». Учебно-методический комплект элективных курсов сегодня нельзя признать полным. Только небольшая часть курсов обеспечена специальными учебниками («Азбука журналистики», «История техники» и др.). Большая часть программ дает возможность опираться в работе на тексты учебников по основным курсам (история, обществознание, право или экономика), дополняя их материалами дополнительных пособий, хрестоматий, практикумов, словарей, задачников. В них содержится информация, которая позволяет организовать Самостоятельную исследовательскую и проектную деятельность. Психологические особенности современных старшеклассников требуют активного использования в учебном процессе информационно-компьютерных технологий, видеоматериалов (видеофильмов, мультимедиапрезентаций и т.п.). Школьники, моделируя работу исследователя, осваивают технику подготовки отчетов о проделанной работе, осваивают различные программы, ведут архив подготовленных текстов в виде файлов, обмен корреспонденцией по электронной почте и поиск данных в Интернете. При обработке результатов работы школьники используют электронные таблицы, базы данных, средства презентационной графики и графический редактор. Акцент в методике преподавания данных элективных курсов переносится на формирование способов самостоятельной деятельности учащихся. Приоритетными методами и формами учебных занятий могут быть свободная беседа, интерактивные лекции, семинарские и практические занятия в больших и малых группах, слушания, дискуссии, дебаты, имитационные ролевые игры, игровые тренинги, исследование и проектирование, конференции и презентации результатов работы. Изучение элективных курсов предполагает достижение учащимися образовательных результатов (знаний, умений, опыта самостоятельной деятельности, оформления и представления ее итогов). Среди форм и видов оценивания авторы элективных курсов выделяют зачет, рейтинговую (балльную) систему, текущий, тематический, итоговый контроль в зависимости от целей и содержания курса. Оценивание может стать предметом согласования учителем и учащимися критериев оценивания определенных видов деятельности: эссе, проекта, исследования, работы с текстом, практической работы, порт-фолио и др. Активно используется самооценивание и групповое оценивание. Учебно-методический комплекс, обеспечивающий успешное достижение целей историко-обществоведческого образования, необходимо разрабатывать, руководствуясь приказом № 302 Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.12.2005 г. «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования, на 2006/2007 учебный год». В настоящее время разрабатываются новые учебники и иные пособия для профильного обучения. Авторы действующих пособий разработали методические рекомендации для работы по новому плану (Ле-вандовский А.А., Щетинов Ю.А.; Улуян А.А., Сергеев Е.Ю., Сахаров А.Н., Буганов В.И; Никитин А.Ф.; Боголюбов Л.Н.; Салыгин Е.Н. и др.), которые имеются в кабинете истории и права ПОИПКРО. Также они будут помещены на сайте Ытр:// «'«'«г.ргоШе-ейи.ш/ (Профильное образование в старшей школе), опубликованы в предметных журналах. Оценка качества подготовки выпускников должна производится с учетом участия образовательных учреждений Псковской области в эксперименте по ЕГЭ и перспективного пере- хода Российской Федерации к Единому государственному экзамену. Учитывая, что как форма итоговой аттестации нормативными актами Министерства образования не предлагается тест, эту форму диагностики полезно шире применять в рабочем режиме, опираясь на опубликованные в 2005/06 году материалы. При самостоятельной разработке контрольно-измерительных материалов необходимо руководствоваться разделом «Требования к уровню подготовки выпускников» федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. При подготовке учащихся основной школы к итоговой аттестации также необходимо учесть, что для поступления в профильные классы гуманитарного, социально-гуманитарного и социально-экономического профиля школьники будут сдавать экзамен в письменной тестовой форме. Материалы для подготовки также опубликованы на сайте htpp://www.profile-edu.ги/ и в сборниках, изданных издательством «Просвещение» в 2005 году. В аттестате об основном общем (IX кл.) и среднем (полном) общем (XI кл.) образовании выставляются три оценки со следующей формулировкой учебных предметов: история России, всеобщая история, обществознание (в профильных классах дополнительно: право, экономика). Методист по истории, обществознанию и праву ПОИПКРО Т. Б. Пасман
скачать документ [145.5 Kb]
Архив »»
|