8.8.2007
О приоритетных направлениях развития образовательной системы
На заседании Правительства Российской Федерации 9 декабря 2004г. рассматриваются следующие вопросы: 1. О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г., принятая в 2001 г., основными целями развития образования в России определила повышение его качества, доступности и эффективности. Эти цели, безусловно, сохраняют свое значение. Но они должны быть конкретизированы применительно к настоящему этапу развития Российской Федерации. Экономический подъем выдвигает на первый план задачу формирования системы непрерывного образования. Создание независимой общественно-государственной системы оценки качества образования должно обеспечить возможности гибкого перехода между различными образовательными программами. А мониторинг качества и единство процедур оценивания - защиту интересов всех потребителей на рынке образовательных услуг, и в первую очередь самого обучающегося. В этом контексте обеспечение доступности образования приобретает еще одно измерение: формирование условий для территориальной, социальной и академической мобильности молодежи. Российская система образования как один из важнейших элементов социально-экономического развития страны должна превратиться в сферу привлекательную и открытую для инвестиций. Инвестиционная привлекательность должна быть обеспечена эффективностью деятельности, прозрачностью финансовых потоков, участием общественности в управлении образованием, независимой оценкой качества образования на всех уровнях образовательной системы. Инвестиции общества в образование будут обусловлены в первую очередь эффективностью бюджетного финансирования данной сферы. Инвестиционная привлекательность образования будет напрямую зависеть от инновационного характера развития образовательной сферы, интеграции научной, образовательной и практической деятельности, включенности образования в национальную инновационную систему. Вместе с тем инновационный характер образования становится важнейшим инструментом в его конкуренции с другими социальными институтами за влияние на подрастающее поколение. В настоящее время образование перестает играть ведущую роль в социализации подрастающего поколения. Развитие новых методов и каналов образования становится настоятельной необходимостью. В целом повышение качества, доступности, эффективности образования, его непрерывный и инновационный характер, рост социальной мобильности и активности молодежи, ее включенности в различные образовательные среды делают систему образования важным фактором обеспечения национальной безопасности России, роста благосостояния ее граждан. В настоящее время складывается мировой образовательный рынок. Этот рынок является высококонкурентным, поскольку образование все больше становится способом продвижения страны на глобализирующемся рынке труда и международном рынке новейших технологий, постепенно превращается в один из ведущих элементов геополитики и экономической стратегии государств при завоевании новых рынков. Вхождение России в ВТО, в Болонский процесс предоставляют новые возможности для продвижения российского образования на международной арене. Демографический спад, который характерен не только для России, но и для Западной Европы, приведет уже в ближайшей перспективе к острой конкуренции на международном и национальном уровнях за студентов высших учебных заведений. И инструментами в этой борьбе будут эффективность управления образовательным процессом, качество высшего образования, гибкость образовательных программ, возможность для студента войти в международные сети непрерывного образования, повысить свою конкурентоспособность на рынке труда. Это ставит вопрос как об изменении структуры высшего образования в России, так и о развитии принципиально новых подходов к формированию содержания и оценке качества высшего образования. Реализация Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. Реализация Концепции модернизации российского образования позволила: " - значительно увеличить объемы бюджетного финансирования системы образования; " - активизировать работу по законодательному и нормативно-правовому обеспечению развития системы образования; " - приступить к формированию основ государственно-общественной системы управления образованием; " - расширить академические свободы образовательных учреждений профессионального образования; " - апробировать различные механизмы обеспечения доступности высшего и среднего профессионального образования; " - развернуть проведение широкого круга экспериментов по обновлению содержания и структуры образования, введению новых организационно-экономических механизмов развития данной сферы. В настоящее время: " - завершается экспериментальная отработка форм проведения единого государственного экзамена; " - осуществляется поэтапный переход на нормативное финансирование образовательных учреждений; " - развивается деятельность институтов общественного участия в управлении образованием; " - в экспериментальном режиме вводится система профильного обучения на старшей ступени общего образования. В 2000-2004 гг. наряду с ростом бюджетных расходов на образование росли и расходы из внебюджетных источников. В целом удельный вес в ВВП расходов на образование должен составить в 2004 г., по предварительной оценке, 4,9% ВВП. По этому показателю Российская Федерация в последние годы находится на уровне большинства стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Демографическая ситуация В настоящее время демографический спад в наибольшей степени затронул общеобразовательную школу: контингенты обучаемых сократились в период 1995-2004 гг. на 13,2%, к 2010 г. сокращение составит по сравнению с 1995 г. на 36,4%. В начальном и среднем профессиональном образовании сокращение общей численности учащихся только начинается: по прогнозу к 2010 г. число учащихся в образовательных учреждениях НПО должно сократиться на 36%, в образовательных учреждениях СПО - на 26%. В высшем профессиональном образовании до 2006 г. прогнозируется рост числа студентов, а затем спад к 2010 г. на 16% по отношению к уровню 2006 г. Складывающаяся ситуация с контингентами обучающихся означает, что в сфере профессионального образования необходимо проведение серьезных структурных преобразований. Сеть образовательных учреждений С 1995г. сеть детских дошкольных учреждений и общеобразовательных школ сократилась на 27,2% и 6,9% соответственно. Это сокращение было вызвано, прежде всего, демографическими причинами. В настоящее время число детей в возрасте 1-6 лет стало расти, кроме того, экономический подъем привел к увеличению женской занятости, в результате в ряде регионов России возникла серьезная нехватка мест в детских садах. В школьном образовании, напротив, последние годы ознаменовались ускорением в сокращении контингентов учащихся, что сопровождалось хотя и более медленным, но значительным сокращением числа школ. В системе начального профессионального образования сокращение числа учреждений за рассматриваемый период составило 7,8%, при том, что численность учащихся практически осталась неизменной. Это связано с тем, что происходит интеграция учреждений НПО и СПО, т.е. оптимизируется структура подготовки кадров на указанных уровнях профессионального образования. Сеть учреждений среднего профессионального образования после незначительного сокращения в 1996-2001 гг. стала расти: по сравнению с 1995г. указанный рост составил 0,5%. В этот же период число студентов учебных заведений СПО увеличилось на 29,3% По сравнению с 1995 г. число государственных вузов выросло на 15%, негосударственных - почти в 2 раза. Но особенно быстро развивалась филиальная сеть высших учебных заведений - в настоящее время она насчитывает 1371 филиал государственных вузов и 326 - негосударственных. Рост числа образовательных учреждений ВПО был вызван беспрецедентным ростом контингентов высшей школы - в 2,2 раза за период с 1995/96 по 2003/04 учебный год. В 2004 г. начался процесс передачи образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования в ведение субъектов Российской Федерации. До конца года им будет передано 2517 образовательных учреждений НПО и 299 - СПО. К 1 января 2005 г. планируется передать в ведение Федерального агентства по образованию 570 образовательных учреждений СПО, 77 - дополнительного профессионального образования, 14 - высшего профессионального образования. Полностью процесс передачи планируется завершить в 2006 г. Материально-техническая база системы образования Недофинансирование системы образования привело к тому, что в настоящее время степень износа основных фондов в системе образования превышает 31%. Коэффициент обновления основных фондов (в сопоставимых ценах) составляет 1,2%. В аварийном состоянии находится 4% государственных и муниципальных школ, 6,9% образовательных учреждений НПО 5,5% - СПО, 5,4% - высшего профессионального образования, капитального ремонта требуют 33,4% школ, 8,4% учебных заведений НПО, 22,7% - СПО, 20,7%- ВПО, 15,8% - ДПО. Вместе с тем в последние годы началось обновление материальной базы и оборудования в образовательных учреждениях всех уровней образования. В 2003 г. расходы федерального бюджета на приобретение оборудования составили 3,5 млрд. руб. Большое значение в обновлении оборудования сыграла программа компьютеризации школ. В 30,7 тысяч сельских школ было поставлено 56,6 тысяч единиц компьютерного оборудования, в 8,8 тысяч городских и поселковых школ - 75 тысяч. В результате в нынешнем году на 100 учащихся общеобразовательных школ пришлось 2,5 компьютера. В настоящее время на 100 студентов вузов приходится 6,3 компьютера. К Интернету в 2004 г. имеют доступ 98% вузов. Наиболее тяжелое положение с учебным и производственным оборудованием сложилось в образовательных учреждениях НПО. Здесь по данным мониторинга экономики образования доля оборудования старше 10 лет превышает 35,5%. Это существенно затрудняет подготовку рабочих кадров для современного производства. Экономика системы образования В 2004 г. расходы консолидированного бюджета на образование должны составить 531,2 млрд. рублей. Из федерального бюджета в настоящее время финансируется примерно 20% всех расходов на образование. Столько же - из бюджетов субъектов Российской Федерации. Основная нагрузка и ответственность за финансирование образовательных учреждений (60% расходов) лежит на местных бюджетах. Из 135,5 тысяч образовательных учреждений всех форм собственности за счет средств местных бюджетов финансируется 129,8 тысяч учреждений (95,7%). Передача образовательных учреждений НПО и СПО в ведение субъектов Федерации приведет к сдвигу структуру расходов на образование, увеличив долю региональных бюджетов и, соответственно, сократив долю федерального бюджета в консолидированном бюджете. Вместе с тем можно констатировать, что политика выравнивания бюджетных расходов, проводимая Минфином, дает определенные результаты. С учетом региональных коэффициентов, отражающих удорожание стоимости бюджетных услуг в зависимости от природно-климатических и социально-экономических факторов, дифференциация расходов в расчете на одного учащегося в период 2000-2003 гг. снизилась более чем в 2 раза. Доля расходов на оплату труда в консолидированных бюджетах субъектов Российской Федерации последние годы нарастает. В 2000 - 2002 гг. она составила 40,2%, 43,1% и 49,9% соответственно. Дальнейшее увеличение доли заработной платы в структуре расходов на образование может привести к существенному снижению качества учебного процесса. Длительное недофинансирование учебных расходов, а также затрат на приобретение оборудования, текущий и капитальный ремонты ведет к увеличению риска различных аварий в образовательных учреждениях, к отставанию результатов обучения от современных требований. В то же время уровень заработной платы в образовании остается одним из самых низких в стране. Низкая заработная плата и низкий уровень бюджетного финансирования учебных расходов привели к тому, что Россия, несмотря на существенное повышение в последние годы бюджетных расходов на образование, далеко уступает по этим показателям странам ОЭСР, а также странам Центральной и Восточной Европы. Нормативно-правовое регулирование системы образования Решающим условием реализации большинства направлений модернизации образования является их нормативное и, в первую очередь, законодательное обеспечение. За последние годы были подготовлены и внесены в Государственную Думу проекты законов, предусматривающие внесение изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», в Семейный и Гражданский кодексы Российской Федерации по отдельным вопросам правового регулирования образовательных отношений. Правительством Российской Федерации за годы, прошедшие с момента принятия Концепции модернизации российского образования, принято более 30-ти постановлений и распоряжений по проблемам образования, которыми был определен порядок проведения экспериментов в системе образования, утвержден ряд типовых положений, установлены государственные задания на подготовку специалистов. Большое значение для системы образования имело принятие Закона Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части финансирования образовательных учреждений» от 7 июля 2003 г., который поднял на уровень субъекта Российской Федерации ответственность за выплату заработной платы учителям и финансирование учебных расходов школ. Основные проблемы развития системы образования в России Несмотря на целый ряд позитивных сдвигов, произошедших в системе образования в ходе реализации Концепции модернизации и повышения бюджетных расходов на развитие данной сферы, в целом в образовании сохраняются многочисленные проблемы, которые не позволяют говорить о том, что процесс модернизации данной сферы удовлетворяет общество. Более того, эти проблемы и вызовы требуют энергичных и неординарных мер для того, чтобы кризисные явления в развитии системы образования были преодолены. Среди указанных проблем следует выделить: " недостаточную скоординированность действий по реализации мероприятий Концепции: проводимые эксперименты нередко осуществляются как самостоятельные и самодостаточные мероприятия; " отставание по срокам: выполнена 1/3 от запланированного на настоящий момент; " низкую осведомленность работников сферы образования относительно целей и задач модернизации, отсутствие у них мотивации к участию в преобразованиях; " нерешенность наиболее значимых для педагогического корпуса проблем - вопроса конкурентного уровня заработной платы, пенсионного обеспечения, социального статуса; " низкое общественное участие в проводимых преобразованиях; " неразвитость непрерывного профессионального образования как механизма обеспечения текущих и перспективных потребностей динамично развивающегося общества и экономики в профессиональных кадрах необходимой квалификации; " неадекватность существующих образовательных стандартов современным требованиям; " снижение качества образования при массовом охвате молодежи высшим профессиональным образованием; " отсутствие эффективной общественно-государственной системы контроля качества образования, направленной на адекватную и гласную оценку результата работ учебных заведений и педагогов, расширение участия различных социальных и профессиональных групп в развитии образования; " неэффективность системы финансово-экономических механизмов ресурсного обеспечения образовательной деятельности на всех уровнях образования; " отсутствие механизмов сосредоточения ресурсов на наиболее приоритетных направлениях развития образования; " отсутствие содержательной и организационной преемственности между уровнями и ступенями образования; " недостаточную интеграцию образования и науки в высшей школе; " низкий уровень включенности российского образования в мировое образовательное пространство. Отставание системы образования от требований социально-экономического развития Отставание, в первую очередь, выражается в отсутствии адекватной реакции профессионального образования на потребности рынка труда. Более четверти выпускников высшего профессионального образования и 30% выпускников среднего профессионального образования не трудоустраивается по полученной в учебном заведении специальности. Это приводит к тому, что работодатели все активнее осуществляют инвестиции преимущественно в развитие альтернативных действующей системе образовательных практик, таких как корпоративные университеты, тренинговые компании, системы внутрифирменной подготовки кадров, стремясь совместить процесс обучения и профессиональной деятельности. Вложения в альтернативные образовательные структуры ведут к «истощению» ресурсной базы сложившейся системы образования, включая и ее кадровый состав. Особенно остро эта проблема проявляется в начальном профессиональном образовании, не имеющем достаточных ресурсов для закупки современного учебно-производственного оборудования и организации на его базе подготовки квалифицированных рабочих для работы по новейшим технологиям. Как итог - слабое внимание работодателей к развитию образовательных учреждений НПО, негативная реакция на качество выпускников. Получается замкнутый круг, который достаточно сложно разорвать. Современная российская система образования характеризуется фактическим отсутствием ответственности за конечные результаты образовательной деятельности учебных заведений. Слабая интеграция образовательной и научной деятельности в перспективе может привести к значительному сокращению кадрового потенциала сферы научного производства. Отсутствие полноценных связей профессионального образования, научно-исследовательской и практической деятельности приводит к тому, что содержание образования и образовательные технологии становятся все менее адекватными современным требованиям и задачам обеспечения конкурентоспособности российского образования на глобальном рынке образовательных услуг. Это негативным образом влияет на готовность российской системы образования к интеграции в мировое образовательное пространство. Проблема негибкости, инерционности, слабой реакции системы образования на внешние сигналы во многом взаимосвязана с проблемой дефицита преподавательских и управленческих кадров необходимой квалификации. Дефицит преподавательских и управленческих кадров необходимой квалификации Низкий уровень официальных заработных плат и неразвитость механизмов дополнительного легального заработка приводят к росту объемов теневых финансовых потоков и распространению коррупции в системе образования. Происходит падение престижа профессии учителя и преподавателя, не снижается отток квалифицированных кадров в иные сферы деятельности. Отстающая от реальных потребностей педагогов система переподготовки и повышения квалификации не позволяет осуществлять модернизацию и формирование кадрового корпуса, способного обеспечить современное содержание образовательного процесса и работать в перспективных образовательных технологиях. Наиболее привлекательный для преподавателя вариант карьерного роста связан с перспективой назначения на административные должности. Однако эффективные механизмы ротации управленческих кадров в системе образования не разработаны. Слабая восприимчивость традиционной системы образования к внешним запросам и дефицит квалифицированных кадров являются следствием несоответствия действующих в этой сфере механизмов государственного управления задаче создания благоприятных условий для развития системы образования. Несоответствие действующих механизмов государственного управления задаче создания благоприятных условий для развития системы образования За последние 10-15 лет в сфере образования произошли значительные изменения. Открывшаяся в начале 1990-х годов возможность появления негосударственных форм образования привела к тому, что наряду с сохранением государственного сектора, имеющего признаки старой отраслевой организации, происходит рост числа новых участников образовательного рынка, начинают складываться образовательные сети. Появляются различные общественные организации, в том числе с участием бизнес-сообщества, создаются профессиональные ассоциации, формируются разнообразные, в том числе коммерческие, структуры дополнительного образования, переподготовки и повышения квалификации. В этой связи перед системой управления образованием встают две группы задач. Одна из них обусловлена необходимостью регламентации деятельности новых участников образовательного процесса, обеспечения мониторинга и контроля качества образования. Вторая - создание механизмов распространения возникающего в новых условиях позитивного опыта образовательной деятельности. Решение этих задач требует использования более «тонких», чем действующие, механизмов управления системой образования. Вместе с тем в настоящее время недостаточно развиты механизмы привлечения общественных организаций к вопросам формирования и реализации образовательной политики. Государственные стандарты до сих пор остаются доминирующим инструментом формирования содержания образования. Отсутствуют условия для развития независимых форм оценки качества образования, а также механизмы определения, поддержки и распространения лучших образцов инновационной образовательной деятельности. Сохраняется неполнота и противоречивость нормативной правовой базы в сфере образования. Значительная степень несоответствия заявляемых целей и задач преобразований тем результатам, которые достигаются в процессе их реализации, является следствием того, что каждый из активно действующих на открытом образовательном пространстве субъектов интерпретирует эти цели и задачи по-своему. В связи с этим крайне важным становится, с одной стороны, учет в процессе постановки целей сложившейся множественности интересов, а с другой - формирование таких механизмов реализации, которые могут привести к достижению этих целей. Приоритетные направления государственной политики в сфере образования и меры по их реализации На современном этапе модернизации российского образования приоритетными направлениями государственной политики образования должны стать: " развитие современной системы непрерывного профессионального образования; " повышение качества профессионального образования; " обеспечение доступности качественного общего образования; " повышение инвестиционной привлекательности сферы образования. Это обеспечит дальнейшую реализацию задач Концепции модернизации российского образования, решение стоящих перед системой образования проблем. Механизмы реализации приоритетных направлений развития системы образования Эффективная реализация приоритетных направлений развития системы образования обеспечивается решением следующих задач. 1. Для развития современной системы непрерывного профессионального образования необходимо: " создать условия для расширения числа организаций, предоставляющих образовательные услуги в области профессионального образования и подготовки кадров; " создать условия для распространения общественно-профессиональных механизмов аттестации и аккредитации образовательных программ; " создать условия повышения роли общественных институтов в управлении образованием; " сформировать общенациональную систему оценки качества образования, получаемого гражданином, и реализуемых образовательных программ; " создать условия для обеспечения образовательной мобильности обучающихся. 2. Для повышения качества профессионального образования необходимо: " перейти к двухуровневому высшему образованию; " реструктурировать системы начального и среднего профессионального образования; " создать условия для инновационного развития системы профессионального образования, интеграции образовательной, научной и практической деятельности. 3. Для повышения доступности качественного общего образования необходимо: " перейти к отраслевой системе оплаты труда работников образования, в том числе используя механизмы снижения недельной нагрузки учащихся и повышения заработной платы учителей; " создать механизмы осуществления социальной адресной поддержки обучающихся с расширением доступности дополнительного образования; " перейти к профильному обучению в старших классах как способу удовлетворения индивидуальных образовательных запросов учащихся; " изменить структуру стандарта общего образования, включив в нее требования к уровню подготовки выпускников, условия осуществления образовательной деятельности, примерный базисный учебный план. 4. Для повышения инвестиционной привлекательности сферы образования необходимо: " создать условия для повышения экономической самостоятельности образовательных учреждений путем увеличения разнообразия организационно-правовых форм образовательных организаций; " создать условия для снижения инвестиционных рисков вложений в образовательную сферу путем развития общественных институтов управления образованием; " обеспечить большую прозрачность для учредителей процессов финансово-хозяйственного управления образовательными учреждениями; " создать условия для повышения качества управления образовательными учреждениями. Развитие современной системы непрерывного профессионального образования Для того, чтобы обеспечить растущие потребности в постоянном повышении квалификации или переподготовке, необходимо создать инфраструктуру доступа к непрерывному профессиональному образованию в течение всего периода профессиональной деятельности. Основными элементами этой инфраструктуры являются: " программы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, построенные на принципах модульности, а также реализующие их организации и учреждения различных форм собственности; " общественно-профессиональные организации, деятельность которых направлена на формирование адекватных запросам рынка труда квалификационных требований к уровню подготовки специалистов, поиск и отбор современных образовательных технологий, а также оценку (аттестацию и аккредитацию) качества образовательных программ; " единая система зачетных единиц, построенная на основе современной информационной инфраструктуры учета, хранения и накопления данных о результатах образования и подготовки, полученных человеком в различных образовательных организациях; " независимая от организаций, реализующих образовательные программы, общенациональная система оценки качества образования, призванная обеспечить единство образовательного пространства за счет предоставления гражданам возможности объективного контроля уровня приобретенных знаний и компетенции. Для формирования эффективного рынка образовательных услуг, обеспечения конкурентоспособности российского образования и повышения его качества, необходимо расширить перечень организаций, имеющих право на предоставление услуг непрерывного профессионального образования, включив в него крупные коммерческие и иные необразовательные организации, имеющие ресурсы для реализации различных образовательных программ в рамках внутрифирменного обучения. Для того чтобы обеспечить развитие указанного сектора профессионального образования, и, одновременно, придать импульс к повышению качества деятельности государственных образовательных учреждений, необходимо будет осуществить переход от управления образовательными учреждениями к управлению образовательными программами. Создание принципиально новых механизмов аттестации и аккредитации образовательных программ потребует формирования организационных и правовых условий для развития общественно-профессиональных организаций, в состав которых войдут представители профессиональных ассоциаций, образовательного сообщества и объединений работодателей. Одной из основных задач таких организаций должно стать формирование требований к уровню необходимой профессиональной квалификации, содержанию и технологиям обучения, а также компетенциям работников, занятых в различных секторах общественного производства. Общенациональная независимая система оценки качества образования должна стать неотъемлемой частью инфраструктуры непрерывного образования, позволяющей обеспечить единство образовательного пространства и повышение объективности процедур оценки достигнутого образовательного уровня за счет их отделения от процессов образования и подготовки. В эту систему должны войти некоммерческие организации, осуществляющие проведение экзаменов и сертификацию образовательного потенциала граждан. В настоящее время для обеспечения развития системы непрерывного образования подготовлен законопроект о внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об образовании» в части поправок, касающихся вопросов регламентации дополнительного профессионального образования. Предметом законопроекта является установление нового порядка регламентации деятельности организаций, реализующих дополнительные профессиональные программы, в том числе: " расширение перечня организаций, реализующих дополнительные профессиональные программы, " изменение порядка аттестации дополнительных профессиональных программ, создание предпосылок для общественно-профессиональной аттестации основных профессиональных программ, " соответствующее изменение порядка государственной аккредитации организаций, реализующих дополнительные профессиональные программы. Принятие данного законопроекта позволит заложить основу для дальнейшего развития системы непрерывного профессионального образования. Для обеспечения реализации данного приоритетного направления также необходимо: " отработать в рамках реализации федеральных целевых программ модели участия работодателей, профессиональных и академических сообществ в создании общественно-профессиональных организаций, проводящих аттестацию образовательных программ дополнительного профессионального образования, а также сами процедуры общественно-профессиональной аттестации; " разработать квалификационные требования к составу общественно-профессиональных организаций, осуществляющих общественно-профессиональную аттестацию образовательных программ; " определить перечень программ дополнительного профессионального образования, которые не могут реализовываться организациями, не являющимися образовательными, но имеющими, согласно указанному законопроекту, право на ведение образовательной деятельности в сфере дополнительного профессионального образования; " обеспечить сбор и распространение информации об аттестованных общественно-профессиональными организациями программах дополнительного профессионального образования; " разработать и апробировать методические рекомендации по введению единой системы зачетных единиц; " разработать модель (модели) общенациональной системы оценки качества образования, включая разработку преемственных по уровням образования контрольно-измерительных материалов, организационного и информационно-технологического обеспечения процедур оценивания, а также апробировать механизм ее развертывания на федеральном и региональном уровнях. Повышение качества профессионального образования Важнейшим элементом комплексного преобразования сферы высшего образования является переход на двухуровневую систему: бакалавриат (первый уровень), магистратура или подготовка специалиста на базе бакалавриата (второй уровень). Такая система станет основой для формирования адекватной потребностям общества структуры квалификаций и образовательных программ. В настоящее время в России сложилась и действует система высшего профессионального образования, которая состоит из одноуровневой подготовки дипломированных специалистов по специальностям (срок обучения 5 и 5,5 лет) и двухуровневой: с присвоением выпускнику степени «бакалавра» (срок обучения 4 года) и степени «магистра» (срок обучения 1-2 года) после получения степени бакалавра или квалификации специалиста. Если в 2000 г. выпуск бакалавров и магистров составил около 52,5 тыс. человек по всем формам обучения (47,5 тыс. по дневной форме обучения), то в 2002 году выпуск составил 59 тыс. человек (53 тыс. по дневной форме обучения), причем за последние 6 лет их выпуск удвоился. Вместе с тем, в настоящее время обучение в магистратуре рассматривается преимущественно лишь как возможность увеличения сроков подготовки по специальности, а бакалавриат рассматривается как формальный уровень образования при фактическом отсутствии выпуска специалистов на рынок труда. Однако в современных условиях для повышения качества высшего образования бакалавриат и магистратура должны стать самостоятельными уровнями образования, выделение каждого из которых имеет определенные цели и задачи. Типы программ бакалавриата, как и число направлений подготовки для каждого типа устанавливаются на основе анализа предметно-деятельностных особенностей в различных областях знаний и деятельности. В промежутке между окончанием бакалавриата и поступлением в магистратуру для отдельных направлений подготовки может быть нормативно закреплена необходимость получения опыта профессиональной деятельности, что предоставит возможность студентам осуществить осмысленный выбор своей образовательной и профессиональной траектории, уточнить направление дальнейшей профессиональной, в том числе и магистерской подготовки. Обучение в магистратуре направлено на подготовку специалистов, способных к решению наиболее сложных задач профессиональной деятельности, к организации новых областей деятельности, к проектной инженерии, к исследованиям и управлению как основополагающим сферам, обеспечивающим общественное и экономическое развитие России. Опираясь на традиции отечественного образования, по некоторым специальностям (инженеры, врачи, архитекторы и пр.), определяемым в особом перечне, целесообразно в настоящее время сохранить подготовку специалистов. Переход к двухуровневой системе высшего образования требует разработки принципиально новых стандартов образования, обеспечивающих универсальность, фундаментальность образования и его профессиональную направленность. Для перехода на двухуровневую систему высшего образования необходимо с участием академических, профессиональных сообществ, работодателей и иных заинтересованных групп проделать следующую работу: " провести классификацию направлений подготовки высшего образования; " разработать новую методологическую основу государственных стандартов для укрупненных типов подготовки бакалавров; " обеспечить в рамках выделенных направлений подготовки разработку и утверждение государственных образовательных стандартов подготовки бакалавров; " разработать Положение о магистратуре, предусматривающее широкие академические свободы вузов по формированию междисциплинарных программ. " разработать критерии лицензирования и аккредитации магистерских программ и открытия магистратур. В условиях развития экономики знаний необходимо также создать условия для формирования национальной инновационной системы, способной обеспечить интеграцию сферы образования, науки и экономики. В настоящее время наиболее успешными в плане обеспечения инновационного характера развития образовательной деятельности становятся такие высшие учебные заведения, в которых одновременно реализуются следующие три типа процессов: " разработка проектов, связанных с развитием различных технологий, предприятий, секторов и отраслей экономики; " проведение исследований как фундаментального, так и прикладного характера; " разработка образовательных технологий, обеспечивающих интеграцию проектных и исследовательских задач в учебный процесс. Приоритетными задачами обеспечения инновационного характера развития образования становятся создание и поддержка образовательных программ, включающих в себя все указанные выше характеристики. На всех уровнях образования инновационный характер образования должен обеспечиваться внедрением новых образовательных технологий, развитием интерактивных форм обучения, широким использованием проектных методов, тренажеров, позволяющих имитировать реальные ситуации, современных обучающих программ. Повышение инвестиционной привлекательности сферы образования Наряду с безусловной важностью дальнейшего совершенствования механизмов, повышающих эффективность расходования бюджетных средств в системе образования, необходимо создавать механизмы и стимулы инвестирования в нее частных и корпоративных средств. Создание подобных механизмов и стимулов будет не только способствовать улучшению общей финансово-экономической ситуации в системе образования, но и обеспечит условия для роста ее восприимчивости к запросам общества и рынка труда, что безусловно позитивно повлияет на качество образовательного процесса. В целях повышения инвестиционной привлекательности сферы образования необходимо: 1. Повысить качество кадрового корпуса системы образования. Следует разработать и ввести в действие эффективные механизмы отраслевой системы оплаты труда педагогических работников. Важным элементом роста качества кадрового корпуса должна стать модернизация системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников образования. Необходимо создать условия для развития менеджерского слоя в системе образования, повысить квалификацию и переподготовить действующий управленческий персонал среднего звена. 2. Создать условия для развития общественных институтов участия в управлении образованием. Распространение практики использования таких форм общественного участия в управлении как попечительские и наблюдательные советы позволит повысить контроль за расходованием бюджетных и внебюджетных средств, что, в свою очередь, будет способствовать снижению инвестиционных рисков при инвестировании в образовательную сферу. Необходимо отработать перечень полномочий деятельности институтов общественного участия в управлении образованием. 3. Обеспечить большую прозрачность процессов финансово-хозяйственного управления образовательными учреждениями. Необходимо осуществить разработку и создать условия для распространения механизмов и форм публичной отчетности о работе учебных заведений всех уровней образования, развивать независимые формы контроля (аудита) их деятельности. Это позволит привлечь внимание общественности к деятельности как отдельных образовательных учреждений, так и системы образования в целом. Вместе с тем, создание благоприятных правовых и экономических условий для частного инвестирования в образовательную сферу должно сопровождаться разработкой и внедрением механизмов защиты государственных и муниципальных образовательных учреждений от действий, направленных на их необоснованную приватизацию. Модернизация финансово-экономических механизмов в сфере образования Существующий сегодня сметный порядок бюджетного финансирования учебных заведений во многом ограничивает возможности и стимулы повышения качества услуг и эффективности их предоставления. Несовершенство нормативной базы, регулирующей получение и расходование образовательными учреждениями финансовых средств из внебюджетных источников, зачастую приводит к их неэффективному использованию, не дает возможности в полной мере задействовать механизмы привлечения в сферу образования частных инвесторов. В настоящих условиях назрела необходимость разработки и внедрения новых инструментов финансирования образования, которые должны формироваться в ходе общей бюджетной реформы. В основу финансирования системы образования должен быть положен принцип «управление по результатам». Необходимо, чтобы любая финансируемая за счет бюджетных средств программа развития образовательной деятельности содержала четкий перечень индикаторов результативности. Применение индикативного управления результатами позволит повысить эффективность расходования бюджетных средств. Сложность системы, ее многофункциональный, многоцелевой характер делают неэффективным использование одного или небольшого числа инструментов бюджетного финансирования, обусловливают необходимость использования различных финансовых инструментов, применяемых в единой системе и в оптимальном сочетании. Использование системы инструментов позволит повысить эффективность расходования бюджетных средств, выделяемых на развитие образования. Среди этих инструментов следует выделить нормативно-подушевое финансирование, позволяющее обеспечивать прозрачность распределения бюджетных средств, привязывать объем финансирования непосредственно к потребителю образовательной услуги по принципу «деньги следуют за учащимся». Проблемы перехода на нормативно-подушевое финансирование во многом связаны с отсутствием необходимой законодательной базы, принятых методик расчета нормативов по уровням образования, типам и видам образовательных учреждений. Введение в современных условиях механизма нормативно-подушевого финансирования позволит повысить эффективность использования совокупных ресурсов образовательных учреждений и системы образования в целом. Еще одним инструментом бюджетного финансирования должно стать финансирование развития системы образования на основе среднесрочных программ. В рамках указанных программ должно в первую очередь финансироваться создание современных образовательных инфраструктур, среди которых можно выделить образовательные компьютерные сети, образовательные базы данных и знаний, электронные библиотеки образовательных программ, учебных и учебно-методических материалов, системы оценивания качества знаний и системы аттестации и аккредитации образовательных программ, программные комплексы обеспечения управления образованием. Финансирование образовательных учреждений на основе среднесрочных программ должно обеспечить также благоприятные условия для реализации крупных проектов развития учебно-научной деятельности образовательных учреждений, их социально-культурной инфраструктуры. Реализуя принципы программно-целевого подхода, среднесрочные программы должны ориентироваться на четко поставленные цели и описанные результаты. Исходя из указанных ориентиров, должна разрабатываться Федеральная целевая программа развития образования на период 2006-2010 гг. Необходимость обеспечения, в том числе и за счет финансовых механизмов, интеграции науки и образования, задача повышения эффективности использования ресурсов в интегрированной научно-образовательной сфере требует корректировки принципов финансирования научных исследований в высшей школе. В частности, следует обеспечить перераспределение средств в пользу финансирования научных исследований на грантовой основе, развивать конкурсные методы финансирования НИР с предоставлением права участия в конкурсах научным и образовательным организациям вне зависимости от их ведомственной принадлежности.
Архив »»
|