Сохранение и укрепление здоровья воспитанников – основная задача нашего дошкольного учреждения. МБДОУ Детский сад № 5 является учреждением специализированного вида. Это единственное в Псковской области дошкольное образовательное учреждение с приоритетным осуществлением профилактических и оздоровительных мероприятий для детей с аллергической патологией. На основании решения экспертного совета г. Пскова МДОУ № 5 является областной экспериментальной площадкой с 1995 года на базе, которой реализуются программа «Оздоровление детей с аллергопатологией от 1 года до 7 лет»; Авторы: А. Д. Кузнецова, А. Н. Пчеловодов, С. С. Синицына. В нашем дошкольном учреждении комплексно используются психолого – педагогические и медико – валеологические технологии в организации педагогического процесса для детей-аллергиков, разработана система лечебно – профилактических, реабилитационных мероприятий. С 1995 года в ДОУ отрабатывается модель медико – педагогического сопровождения дошкольников – аллергиков; оздоровительный и воспитательно – образовательный процессы учреждения максимально адаптированы к особенностям, нуждам и потребностям наших воспитанников, что способствует их гармоничному развитию и оздоровлению. Программа «Оздоровление детей с аллергопатологией» предполагает реализацию целого комплекса мероприятий, направленных на укрепление иммунной системы организма ребенка и профилактику обострений аллергообразования. Основой является организация правильного диетического рационального питания. Особенностью организации питания является то, что каждый ребенок, в зависимости от аллергена, получает индивидуальный стол. Ценность данной программы обеспечена использованием комплекса профилактических и развивающих воздействий на ребенка. Разработка программы базируется на принципе единства психического и физического развития. Своеобразие данной программы состоит в том, что ее основной идеей является оказание практической помощи детям в формировании здоровой, правильно реализуемой иммунной системы. Программа представлена системой физкультурно-оздоровительных мероприятий, закаливания и ЛФК, составлена в соответствии с возрастными анатомо-физиологическими особенностями детского организма, имеет общую оздоровительную направленность. Применение специальных физических упражнений и дыхательной гимнастики, массажа при постоянном медицинском контроле за состоянием здоровья детей позволяет успешно решать все поставленные в программе цели и задачи оздоровления детей. Программа оздоровления включает в себя следующие группы мероприятий: 1. Элиминацию аллергена (диетическое питание); 2. Применение фитотерапевтических и гомеопатических средств, предупреждающих выброс биологически активных веществ из клеток 3. лечение уже развившихся аллергических реакций и состояний с применением медикаментозной терапии, гомеопатии и фитотерапии. 4. Профилактику аллергии у детей. Программа оздоровления детей с аллергопатологией рассчитана на весь период заболевания и проводится не только во время обострения болезни, но и вне его. По плану ведения ребенка предусмотрены курсы оздоровительных мероприятий (по индивидуальной переносимости).
Планируемое расширение оздоровительных мероприятий на 2009 -2014: 1. мыльные аппликации в носовые ходы; 2. элементы аромотерапии; 3. сухое растирание кожных покровов жесткой рукавицей после дневного сна. Все дети находятся под систематическим наблюдением и контролем врача – педиатра. По необходимости ребенок проходит курс медикаментозного лечения. Широко применяются нетрадиционные методы лечения (гомеопатия). Медицинскими работниками разработаны индивидуальные оздоровительные комплексы, которые включают в себя физиолечение, фитотерапию, массаж, дыхательную гимнастику, кислородные коктейли другие профилактические мероприятия. Оздоровительные комплексы реализуются под контролем старшей медицинской сестры ДОУ Малаховой Татьяны Николаевны, оздоровительных медицинских сестер Яковлевой Инны Николаевны и Пашуковой Юлии Валерьевны. Большое место отводится организации занятий лечебной физкультурой, начиная с 2-х летнего возраста. Занятия ЛФК проводятся в целях развития дыхательного центра ребенка, а также профилактики и коррекции нарушений опорно-двигательного аппарат. Воспитательно-образовательный процесс в ДОУ строится на основе индивидуального, личностно – ориентированного подхода со стороны воспитателей и специалистов к детям. Воспитательно – образовательный процесс ориентирован на: - укрепление физического и психического здоровья детей с аллергопатологией; - валеологизацию учебно-воспитательного процесса; - создание в учреждении благоприятного лечебно – оздоровительного режима, в частности: дополнительные каникулы (для старших и подготовительных групп); - осуществление психокоррекции детей, испытывающих гиперактивность, двигательную расторможенность; - вариативность форм и методов обучения, которые предполагают обеспечение гибкости системы воспитательно – образовательного процесса; - развивающее обучение на основе психосберегающих технологий. Для сохранения и укрепления здоровья детей используются здоровьесберегающие педагогические технологии (подробнее смотри в разделе - Детские объединеия - Программа "Оздоровление детей с аллергопатологией " - сноска внизу).
Проблема сохранения детского здоровья перед нашим дошкольным учреждением стоит остро, и мы это ощущаем. Что может сделать детский сад, чтобы ребенок, его здоровье стали главной ценностью не только в документах, но и в жизни? 1. Воспитание и образование связаны. Важно сохранить эмоциональное и физическое равновесие ребенка. Служба охраны здоровья в нашем детском саду представлена врачом – педиатром, врачом – аллергологом – гомеопатом, старшей медсестрой, психологом, инструктором по физической культуре и ЛФК, воспитателем по ФЗОЖ. 2. Гигиенический микроклимат работает на ребенка. Организация гипоаллергенного питания, режим дня, организация двигательного режима детей, освещение, озеленение, оборудование, и разнообразные виды занятий помогают здоровью детей и не увеличивают вероятность появлений хронических заболеваний. 3. Процесс образования ребенка происходит в условиях благоприятного психологического микроклимата. Ситуация успеха – определяющая для любого ребенка. Учет склонностей и способностей детей – основа полноценного познания, их духовного развития. Весь воспитательно - образовательный процесс строится на основе индивидуального, личностно – ориентированного подхода со стороны воспитателей и специалистов к детям. В соответствии с учебным планом количество проводимых в неделю занятий не превышает допустимой нагрузки ни по количеству, ни по длительности. Физическое развитие ребенка мы рассматриваем не изолировано, а в контексте общего развития ребенка, как необходимое условие его здорового образа жизни, строим работу с учетом индивидуально – дифференцированного подхода, изучаем и разрабатываем различные типы дифференцированных физкультурных занятий и занятий ЛФК для детей с аллергопатологией. В связи с тем, что воспитанники нашего ДОУ имеют разную степень физического развития и здоровья, используем разнообразные медико-педагогические условия организации жизни детей в режиме дня: индивидуальная двигательная нагрузка на занятиях, прогулках, подвижных играх, свободной деятельности, вариативность использования помещений для двигательной деятельности. С 2007 года в МДОУ работает Аллергологическая школа – школа здорового питания ребенка. Ответственная за работу школы – старшая медицинская сестра МДОУ Малахова Татьяна Николаевна. Занятия в школе проводятся по заранее составленному плану, который включает в себе встречи родителей с врачами – аллергологами, участие медицинского персонала в работе родительских собраний как групповых, так и общесадовских; проведение практических занятий по приготовлению гипоаллергенных блюд, дегустация гипоаллергенных блюд. На занятиях в аллергошколе для родителей в доступной форме проводятся лекции об особенностях детского питания, о коррекции питания в выходные дни, о важности соблюдения санитарно-гигиенического режима дома. Разработана и предложена родителям для ведения форма пищевого дневника и другие мероприятия.
Аллергозаболевания - сложная патологическая структура, не ограничивающаяся кожными проявлениями, и борьба с ним требует комплексного подхода: не только специальной медицинской программы, но и восстановление гармонии тела, разума и души в сосуществовании ребенка с окружающей средой, чему должна способствовать программа воспитания и обучения при тесном взаимодействии всех специалистов ДОУ и родителей. В результате многолетней работы была создана оздоровительно-образовательная авторская программа «БУДЬ ЗДОРОВ!» под ред. И.А.Рыбаловой, Е.В.Исаковой, М.А.Фирсановой, содержание которой направлено на осуществление коррекционно-развивающей работы с детьми среднего и старшего возраста с аллергопатологией. Цель программы: Программа «Будь здоров!» направлена на валеологизацию образовательного процесса ДОУ, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста с аллергопатологией, формирование них осознанного отношения к собственному здоровью. Задачи программы: -создание мотивации (побуждения, направленности) здоровья, здорового образа жизни; -формировать привычки здорового образа жизни; -обучение правилам эффективной профилактики аллерго и других заболеваний; -развитие эмоциональной сферы личности. Объекты программы: -дети дошкольного возраста; -семьи детей, посещающих ДОУ; -педагогический, медицинский коллектив ДОУ; -медицинские учреждения города. Сроки реализации программы: 2009-2014 годы. Ожидаемые результаты: 1.Повышение уровня лечебной и профилактической работы. 2.Повышение уровня физического, психического и социального здоровья детей. 3.Снижение общей и аллергозаболеваемости у детей. 4.Осознанное отношение детей и их родителей к состоянию здоровья как основному фактору успеха на последующих этапах жизни. Основные направления программы: -организация педагогического процесса, направленного на формирование у дошкольников знаний, умений и поведенческих навыков здорового образа жизни, мотивации здоровья; -профилактика и коррекция аллергопатологии; -реабилитация детей с хроническими заболеваниями; - профилактическая работа по предупреждению простудных, инфекционных заболеваний и травматизма, снижающих резервы организма; - решение оздоровительных задач средствами эстетотерапии (лечение прекрасным): музыки, изобразительного, театрального и др. видов искусства; - ориентация инновационной деятельности дошкольного учреждения на важнейший критерий эффективности и качества образовательного процесса - улучшение физического и психического здоровья детей; - формирование валеологического мышления у всех участников педагогического процесса. Реализация оздоровительных, образовательных и воспитательных программ приносит свои, довольно ощутимые и значимые результаты, которые не могут не радовать наш медико- педагогический коллектив. Уменьшились пропуски детского сада детьми по болезни, снизилась заболеваемость, эффективность оздоровления детей на этапе перевода их из ДОУ в школу составляет 72%. Кроме того у выпускников ДОУ отмечен высокий уровень сформированности осознанного отношения к собственному здоровью.
Результатом осуществления воспитательно-образовательного процесса явилась качественная подготовка детей к обучению в школе, сохранение и укрепление здоровья в дошкольном детстве. Выпускники ДОУ поступают в массовые школы - 60%. в экспериментальные классы гимназии - 40 %, По результатам индивидуальных бесед с родителями и отзывов школ № 1, № 11, № 5, № 10 выпускники нашего ДОУ хорошо осваивают программу; уровень их подготовки соответствует требованиям, предъявляемым к дошкольникам, подготовки детей к школе оценивается учителями как хорошая, родители воспитанников удовлетворены уровнем подготовки детей к школе. В заключении хочется подчеркнуть : умный, воспитанный и здоровый ребенок- мечта любого родителя и наша цель! В результате проводимых оздоровительных мероприятий эффективность оздоровления возросла с 16,2 до 19,7 % В перспективе предполагается активнее использовать мыльные аппликации в носовые ходы, точечный массаж, элементы ароматерапии, а также использование ультразвукового увлажнителя воздуха W H – 100, аппарат «БИОТРОН» в лечебных и профилактических назначениях. |