Образовательное учреждение, класс
муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Великие Луки
Награждения
Основной целью обучения русскому языку считаю обеспечение единства процессов познания окружающего мира через родной язык, осмысление основных его закономерностей, усвоение основ лингвистики и разных видов языкового анализа, развитие абстрактного мышления, памяти, воображения, коммуникативных умений, а также навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования, речевого самосовершенствования.
В работе использую активные методы обучения (АМО) – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии. Отдаю предпочтение таким приемам, которые вызывают познавательный интерес и способствуют развитию творческого мышления (логические схемы, трёхчастный дневник, синквейн, кластер, проекты, проблемные задачи, дидактические игры, эвристическая беседа, дискуссия, групповая работа, творчески-поисковые задания)
Увлечения
Умение самостоятельно принимать решения и нешаблонно мыслить
Особо значимые самостоятельные творческие работы и дела
Хочешь наукой воспитать ученика – люби свою науку и знай её, и ученики полюбят науку, и ты воспитаешь их. (Л.Н. Толстой)
Рейтинг успеваемости (средний балл успеваемости по итогам первого полугодия текущего учебного года)
Сертификат за подготовку призера Всероссийского дистанционного конкурса школьных сочинений и эссе «Красота осени»; ИЦИГР «Перспектива», Чебоксары, 2012 г. (Трофимова Настя, 8 класс - диплом III степени);
Сертификат участника Всероссийской научно-практической конференции «Музей и дети», посвященный 90-летию Государственного музея-заповедника А.С. Пушкина «Михайловское», 18.03.2012 г.;
Сертификат куратора, успешно проведшего мероприятие Всероссийский конкурс кроссвордов «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина», (Григорьева Анна, 7 класс - диплом победителя III степени 04.02.2013 г.);
Грамота за подготовку дипломанта финального этапа VIII Международной Олимпиады по основам наук по предмету русский язык, 2012 г.;
Сертификат участника Международного Интернет-конкурса «Память, бережно хранимая», номинация «О чем расскажет старая фотография» (конкурс эссе о старинных фотографиях из семейного архива), 2012 г.;
Диплом участника XVII конкурса разработок по применению ИКТ в образовательной деятельности в номинации «Интерактив по-псковски», урок «Разграничение приставок и предлогов», 2012 г.;
Диплом за победу в городском конкурсе ученических редакционных коллегий «Школьная газета», 2012 г.;
Диплом за участие в городском Турнире учебных заведений по игре «Что? Где? Когда?» среди муниципальных образовательных учреждений города Великие Луки, 2011 г.;
Сертификат «Учитель цифрового века», 2011 г.;
Диплом «Учитель цифрового века» за активное применение в работе современных технологий, эффективное использование цифровых предметно-методических материалов, предоставленных в рамках проекта, 2012 г.;
Благодарность администрации школы за творческую работу и организацию научно-исследовательской деятельности учащихся, 2012 г.;
Грамота за организацию и проведение школьного этапа I Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика», 2012г., 2013г.;
Работа с учащимися:
Городской конкурс ученических редакционных коллегий «Школьная газета» (2012 г. - диплом I степени);
Городского этап областного конкурса литературных работ по безопасности дорожного движения «Уважаемый пешеход» (Григорьева Анна, 7 класс - призёр, 2012 г.);
Городском конкурс на звание «Лучшего читателя школьной библиотеки» «ЛУЧИК» (Иванова Ирина - диплом I степени, 2011 г.);
Городской конкурс «МОЯ БИБЛИОТЕКА», посвященный 75-летию городской детской библиотеки им. А.П. Гайдара (Семёнова Дарья, Иванов Александр - грамота, 2011 г.);
Городской конкурс детских творческих работ «Мир воды глазами детей». Номинация «Слово о воде» (Чупак Владимир - диплом III степени, 2012 г);
Городской конкурс на звание «Лучшего читателя школьной библиотеки» «ЛУЧИК» (Журавлева Сабрина - диплом I степени в номинации Лучший читатель приключенческой литературы; Родионов Михаил - диплом I степени в номинации Лучший читатель классической литературы; Прокопенкова Айна - диплом I степени в номинации Лучший читатель исторической литературы, 2012 г);
Городской конкурс публикаций под девизом: «Я не курю – и это мне нравится!» (Чупак Владимир - диплом III степени, 2012 г.);
Конкурс литературно-художественного творчества «Мой зеленый друг» городской культурно-экологической акции «Сбережем зеленую ель» (Семенова Дарья - диплом за I место; Клишева Валерия - диплом за III место,2012 г.);
Профиль обучения (если есть), обоснование выбора профиля, анализ собственных результатов по одному из курсов
Открытые уроки по русскому языку в рамках адаптации в 5-б классе: «Имя существительное. Синтаксическая роль имени существительного в предложении»; «Элементы рассуждения в описании. Устное сочинение по картине Г.Г. Нисского «Февраль. Подмосковье»»;
Открытый урок по литературе в 6-б на тему «И.С. Тургенев – летописец душ человеческих» (12 ноября 2012 г., МБОУ СОШ№1, г. Великие Луки);
Являюсь членом экспертной группы по проверке экзаменационных работ по русскому языку в форме ГИА.
Дополнительные сведения, достойные, на усмотрение конкурсанта, внимания общественности
Концептуальные положения
1)теоретическую основу обучения связной речи составляют лингвистические дисциплины, предметом изучения которых является речь;
2)лингвистическая основа обучения, ознакомление с системой речеведческих понятий позволяет формировать речевые умения и навыки сознательно, с опорой на систему ориентиров, а не методом проб и ошибок;
3)основу развития речи составляют коммуникативные умения – понимать и раскрывать тему, проводить основную мысль, собирать и систематизировать, правильно и грамотно выражать свои мысли, совершенствовать написанное; развивать у ученика возникла потребность в коммуникации;
4)принцип обучающего воспитания; обучение – это не доминирующий абсолют, а составляющая часть программы воспитания;
5) идти к ребятам не только с темой урока, а со жгучей проблемой; введение учеников в ситуации, приближённым к естественным, позволяет избежать формализма при выполнении речевых упражнений, то есть наиболее благоприятные условия для совершенствования речи создаются в том случае, если обучение проводится на уровне деятельности;
6) знания через общение и общение через знания;
7) овладение умениями моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения.
Достижения в конкурсах, фестивалях, соревнованиях и т.п. (за последние три года)
Технологии, используемые в работе: интегрированные, игровые, информационные, проектная деятельность, технология развития критического мышления через чтение и письмо, театральная педагогика.
• проектная деятельность: погружение в проект, его планирование и выполнение, обобщение материалов, презентация и анализ достижения поставленной цели – развивает интерес к предмету, активизирует их познавательную активность, повышает самостоятельность.
• игровые технологии: игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Игры оживляют уроки, вносят элементы сознательности, позволяющей проявить себя, продемонстрировать свои умения.
• интегрированные уроки: одна из форм создания многомерной личности. Такие уроки рождают целостную картину окружающего мира через восприятие художественных произведений литературы, музыки, ИЗО, которые сделали предметом своего интереса Человека и его внутренний, духовный мир.
• информационные технологии: основная цель использования в учебном процессе заключена в способствовании максимальному развитию способностей учащихся на основе саморегуляции и самообразования. Они позволяют управлять познавательной деятельностью школьников; создают возможности доступа к большим массивам ранее недоступной современной свежей информации, осуществления «диалога» с источником знаний; расширяют возможности представления учебной информации; способствуют мотивации учебной деятельности школьников.
• технология развития критического мышления через чтение и письмо позволяет решать задачи: образовательной мотивации - повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала; культуры письма - формирования навыков написания текстов различных жанров; информационной грамотности - развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности; социальной компетентности - формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.
• театральная педагогика позволяет более глубоко проникнуть в суть произведения, почувствовать его, задуматься над проблемами, заключенными в произведении, правильно проанализировать и сделать выводы.
На уроках русского языка и литературы использую следующие варианты применения ИКТ: создание слайдов с текстовым изображением, компьютерные тесты, электронные учебники и электронные конспекты уроков, снабжённые анимацией, речью диктора, мультимедийными эффектами.
На моих уроках литературы ученики выполняют задания творческого характера (сочинения, статьи, рисунки, фотографии). Например, оформление сборника стихов любимого поэта с использованием технологий обработки информации исследовательского характера, создают проекты, составляют обобщающие таблицы, алгоритмы действий, схемы, выступают в различных ролях (фотографа, режиссёра видеоматериала, художника); на уроках русского языка готовят слайды по следующим разделам: словарно-орфографическая работа; изучение любого раздела языка (фразеология, орфоэпия, словообразование), а также по литературе – обзор творчества поэта, писателя; работа с литературоведческой статьёй.
При компьютерной демонстрации мультимедийного урока или отдельной его части моя деятельность заключается в управлении темпом подачи материала, акцентировании внимания ученика на наиболее важных моментах, повторении и разъяснении непонятных положений. Ребята в тетрадях делают пометки, выписки, цитаты, составляют конспект излагаемого материала. У школьников, таким образом, формируются учебно-информационные умения и навыки.
Участие в научно-исследовательских конференциях (названия конференций и работ)
Увлекаюсь фотографией. Люблю театр, природу, архитектуру. Интересуюсь происходящими в мире событиями, географией, историей.
Жизненные планы
С 2011 года являюсь научным руководителем школьной газеты «Переменка»;
Учащиеся моих классов активно участвуют в олимпиадах, интеллектуальных играх различного уровня;
В течение учебного года организую школьные конкурсы, викторины, тематические выставки;
С 2011 года являюсь тренером детского объединения «Клуб интеллектуальных игр».
Участие во Всероссийской научно-практической конференции «Музей и дети», посвященная 90-летию Государственного музея-заповедника А.С. Пушкина «Михайловское». Тема доклада «Метод проектов при изучении курса «Псковское пушкиноведение» (16-18 марта 2012г., п. Пушкинские Горы);
Выступление в составе Совета Молодых Специалистов на конкурсе «Ученик года 2012» в программе «Будущее выбирайте сами»
Участие в турнире учебных заведений в рамках Международных Онлайновых Синхронных Турниров по «Что? Где? Когда?» Всемирного Движения Интеллекта (14 апреля 2012 г., г. Великие Луки, гимназия им. С. Ковалевской);
Повышение квалификации:
Сетевые курсы повышения квалификации для учителей русского языка и литературы «Проблема урока словесности в системе развивающего обучения» (72 часа), 15 ноября - 19 декабря 2011 г., МОБУ «Педагогический лицей», г. Великие Луки;
ОП «Информационные и коммуникативные технологии как средство реализации требований ФГОС» (108 часов) 15 октября – 21 ноября 2012 г. г. Екатеринбург, МБОУ СОШ №76;
Семинар по использованию интерактивного оборудования (приёмы работы с интерактивной доской Panaboard) 12 ноября 2012 г., г. Псков, РЦДО ПОИПКРО;
XVII областная конференция-семинар «ИКТ-компетенции современного учителя» 22 - 23 ноября 2012 г. г. Псков, РЦДО ПОИПКРО;
«Особенности технологии проведения ГИА-9 в 2012 г.», 18 апреля 2012 г., МБОУ СОШ №12, г. Великие Луки;
«Взаимодействие с родителями учащихся в современной школе», 20 апреля 2012 г., ПОУНБ, г. Псков;
«Развитие интеллекта и креативности в учебной деятельности. Современный подход», 25 апреля 2012 г., МОБОУ Гимназия им. Софьи Ковалевской, г. Великие Луки;
Семинар «Использование потенциала фильмов духовно-нравственной направленности в современной школе», 2 февраля 2012 г., «Великолукская библиотека им. М.И. Семевского», г. Великие Луки;
Выездной семинар «По Кутузовским местам Псковщины», 14 октября 2012 г.;
«Курсы повышения квалификации в рамках 4 Международного педагогического марафона учебных предметов» (16 часов), 15-16 марта 2012 г.;
Сочинение-размышление «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно…»
С раннего детства, чуть помню себя, мечтала быть учителем. Каждый раз собирала своих подруг, и мы играли в школу. Я рассаживала их и, подражая своей учительнице, проводила урок. Потом, будучи одиннадцатиклассницей, осознала, что не смогу жить без школьного звонка, уроков, без этого чудесного мира детства. Ведь школа – это самая удивительная страна, где каждый день не похож на предыдущий, где каждый миг – это поиск чего-то нового, интересного, где нет времени скучать, ссориться и тратить время на пустое, где каждый ученик – это строитель будущего, а значит все жители этой планеты в ответе за грядущее; где все время надо торопиться успеть, где все время надо спешить стать интересным для людей, окружающих тебя, дарить им свою энергию, знания, умения, торопиться узнать новое и не опоздать. Поэтому в этой стране живут только самые стойкие, самые терпеливые, самые мужественные, самые искренние, самые ответственные, самые добрые, самые интересные и самые удивительные люди. И называют их учителями.
Так был определен выбор будущей профессии, сомнений в специальности не было: любимая учительница – педагог русского языка и литературы. Почему русский язык и литература?
Именно учитель русского языка и литературы, по мнению П.М. Неменского, «формирует душу, обогащает узкий личный опыт гигантским опытом человечества».
След, который должны оставлять мы, учителя, - это доброе слово, посеянное в душах учеников. А.С.Пушкин взял в качестве эпиграфа к «Капитанской дочке» слова «Береги честь смолоду». Молодость всему открыта, она верит тому, что видит, не сформированы еще социальные шаблоны, не довлеют над юной личностью предрассудки: что посеешь сейчас в этой душе, то и пожнешь потом.
Современный учитель-словесник работает в условиях сокрушительного духовного и нравственного слома. Всё исконное, народное, традиционное теряет силу примера, в том числе «великий и могучий» русский язык.
«Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель», - считал немецкий педагог Фридрих Дистервег.
Как же мне стать настоящим учителем? Как сделать так, чтобы ребятам на моих уроках было интересно, чтобы моё стремление дать им частичку знаний, отзывалось в их душах желанием эти знания получить, применить их в жизни? А еще, что немаловажно, как сделать так, чтобы ребята росли добрыми, отзывчивыми, порядочными людьми? Как воспитать их настоящими людьми? Ведь обучение без воспитания немыслимо! «Воспитание представляется сложным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитать своих детей или кого бы то ни было. Если же поймешь, что воспитывать других мы можем только через себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остается один вопрос: как надо самому жить?» - говорил Л. Н. Толстой.
Прочитав однажды эти слова, я поняла, что, обучая и воспитывая других, каждое мгновение жизни должна учиться сама, совершенствоваться, постоянно идти вперед.
Вот уже два года я работаю в школе с детьми. Это время поисков, раздумий, разочарований, колебаний, открытий, которые перевернули всю мою жизнь. Сегодня понимаю, что нужно многое сделать, нужно многое знать в педагогике, надо осваивать новые программы, изучать новую технику, читать энциклопедии, справочники, руководства, способные воздействовать на сознание учеников. В этом разнообразии точек зрения, позиций, подходов важно выбрать нужное для себя, выбрать собственную позицию. И я учусь. Учусь все время. Учусь всегда. Учусь везде. И мне нравится учиться.
В моем понимании учитель – человек, постоянно находящийся в поиске, выявляющий проблемы, ставящий цели, достигающий результата.
И в моем сознании постепенно вырисовывается модель значимых качеств учителя.
Первое время работы с детьми для меня было странно, почему дети плохо воспринимают информацию, когда все так элементарно просто и понятно. Это нам, взрослым, понятно, а им нет. Этот урок я освоила не сразу. Поэтому, считаю, что настоящий учитель тот, кто может спуститься на уровень ученика и вместе с ним подняться наверх. Это стало первым принципом, которым я сегодня руководствуюсь в своей педагогической деятельности.
Приходя на урок, да и просто общаясь с детьми, я раскрываю им свое мироощущение, свою систему ценностей, отношение ко всему, что происходит вокруг, несу им то, что интересно мне. И это должно быть искренне. Любая фальшь будет замечена и способна разочаровать, поранить юные души. Быть честным, искренним, открытым – второй мой принцип.
Роль педагога заключается в том, чтобы способствовать развитию способности ребенка, осознавать себя личностью во взаимоотношениях с другими людьми и миром в целом, осмысливать свои действия, прогнозировать и оценивать свои результаты, развить самостоятельность, инициативу, творческий потенциал. Создание условий для того, чтобы каждый ребенок смог раскрыть свои возможности – третий принцип.
Каждый учитель огорчается, видя на уроках скучающие лица, когда же ученики работают увлеченно, азартно, то и учитель испытывает удовлетворение. Если после звонка ребята со мной, а не бегут «сломя голову» в коридор, если после уроков они приходят ко мне с вопросами, значит, все нормально, значит, я смогла их заинтересовать, значит, у меня получилось. Умение увлечь, заинтересовать учеников своим предметом, как мне кажется, и есть педагогическое мастерство, к которому мы все стремимся. Это четвертый принцип моей профессии.
Пятый принцип – сотрудничество. Учитель не навязывает ученику единственно верное решение той или иной ситуации, а дает возможность ребенку самому пробовать, находясь не «над ним», а «рядом с ним». Для меня нет вопроса, должна ли быть дистанция между учителем и учеником. Спору нет, должна, но это не стена, не барьер, которые нельзя перепрыгнуть, а более высокая ступенька, на которую тебя подняли сами ученики – Уважение. Урок окончен, но вопросы не кончаются. Значит, взволновало, зацепило за живое. Пора расходиться, а спор все продолжается. Значит, есть оно – сотрудничество.
Вот это все и дает новые силы творить каждый день, оставив за порогом житейские проблемы, входить в класс и совершать таинство познания.
Когда сам педагог горит, только тогда он может зажечь своих учеников. Одних абсолютных знаний для этого мало. Нужно именно гореть! Ведь педагогика — это тоже искусство. А искусство, если оно настоящее, всегда покоряет людей.
Время пролетает неумолимо быстро, и вот уже звучит последний школьный звонок, наступает пора расставания. Расстаюсь мучительно и болезненно (как будто они уносят частичку души).
Мне нравится моя работа, моя профессия, и думаю, я не ошиблась в своём выборе.
Учитель должен идти в ногу со временем - использовать в своей работе инновации, различные методики, должен в совершенстве владеть преподаваемым материалом. Но прежде всего он должен быть ЧЕЛОВЕКОМ С БОЛЬШОЙ БУКВЫ. И тогда в наших сердцах поселяться и спокойствие, и вера, и любовь.